Определимся, какие типы тормозов применяются на современных автомобилях и чем отличается тюнинговая тормозная система от стандартной. Если на передней оси уже много лет повсеместно используются дисковые тормоза, то на многих машинах задние тормоза сделаны барабанными. У каждого из этих типов механизмов есть свои плюсы и минусы. Например, барабанные тормоза защищены от грязи гораздо надежнее, чем их дисковые собратья. Но дисковые механизмы гораздо быстрее остывают, а нагрев деталей за счет трения – один из самых опасных факторов. К тому же, дисковые тормоза имеют меньший размер и габариты по сравнению с устаревшими барабанными. Поэтому при рассмотрении производителей внештатных компонентов тормозных систем будет сделан упор именно на дисковые механизмы. Впервые на практике тормоза такого типа были использованы на английском Jaguar C-type 1953 года, успешно принявшем участие в 24-часовых гонках в Ле Мане. С тех пор диски как основной элемент тормозной системы стали устанавливать на многие серийные легковые автомобили.
При доработке автомобиля тормозная система просто обязана быть внештатной, ведь отводимое от механизмов тепло «уходит» не только в атмосферу, но и передается рабочим тормозным цилиндрам. В результате нагревающаяся тормозная жидкость может закипеть, педаль тормоза начнет «проваливаться» и возникнет риск ДТП. Для улучшения охлаждения существует масса методов. Например, использование колодок из особо прочных материалов или создание вентилируемых тормозных дисков. Не нужно путать вентилируемые детали с дорогостоящими и при этом недолговечными перфорированными. В местах контакта с колодками в вентилируемых тормозных дисках «нарезаны» канавки, помогающие отвести тепло в окружающую среду.
Признанным по всему миру лидером в области создания тюнинговых компонентов тормозных систем считается итальянская компания Brembo S.p.A., основанная в 1961 году инженером Эмилио Бомбассеи. Отец нынешнего президента концерна открыл свою небольшую мастерскую в нескольких километрах от города Бергамо, и в 1964 году предприятие начало выпускать первые итальянские тормозные диски – до этого итальянские автолюбители довольствовались только британскими запчастями. Если в 1965 на единственном предприятии Brembo работали всего 25 сотрудников, то благодаря уникальности продукции, уже в начале 1970-х годов компания стала лидером в области создания компонентов тормозных систем. С 1972 года диски, колодки и рабочие тормозные цилиндры с логотипом Brembo появились как штатные изделия на мотоциклах европейских марок. В 1975 легендарный Энцо Феррари доверил Эмилио Бомбассеи производство тормозных систем для своих спорткаров. В 1980-х годах Brembo приступила к выпуску уникальных на тот момент алюминиевых суппортов, которые почти сразу же нашли применение на автомобилях Mercedes-Benz, Lancia, BMW, Chrysler и Nissan. В те же годы концерн Porsche наладил с Brembo S.p.A «дружеские» отношения, и с тех пор все немецкие суперкары оснащаются только тормозами от Brembo.
В наши дни продукция Brembo выпускается на четырех континентах, действуют заводы в Европе, Азии, Северной и Южной Америках и даже в Африке (ЮАР). Официальные представители этой итальянской марки находятся в 80 странах. В компании работают около 4 000 сотрудников, 10% из которых заняты в области совершенствования и создания совершенно новых тормозных систем. Продукция Brembo помогла авто- и мотогонщикам более 120 раз получить звание Чемпиона Мира в таких престижных соревнованиях, как Формула-1, NASCAR, WRC, DTM и Indy. Отличительной чертой компонентов тормозных систем от Brembo являются полностью завершенный цикл изготовления, высокое качество и наличие деталей для практически любого автомобиля.
Старейшей из действующих ныне компаний, специализирующейся на производстве тормозных колодок (как для дисковых, так и для барабанных тормозов), является основанная в 1897 году Гербертом Фридом британская Ferodo. Другим важным направлением деятельности фирмы является производство накладок на ведомые диски сцепления. В настоящее время Ferodo является лидером в области технологии фрикционных покрытий, и ее колодки поставляются на конвейеры многих известных автопроизводителей. В их числе Audi, Ford, Citroёn, Skoda, SEAT, Rolls-Royce, Daewoo, Fiat, Honda, Mazda, Nissan и Toyota. Есть и два производителя, пользующиеся исключительно продукцией Ferodo – это Jaguar и Ferrari (при этом «Феррари» использует другие компоненты от Brembo). Серия колодок Ferodo Premier предназначена для замены штатных компонентов, все изделия этой торговой марки идентичны оригинальным, но имеют больший срок службы. Колодки серий Target и SL отличаются от штатных практически по всем параметрам и готовы к агрессивной манере езды, а Ferodo Performance отличаются наибольшим коэффициентом трения, так как первоначально они разрабатывались для автоспорта, и уже потом появились на прилавках автомагазинов. Даже если не планируется использование автомобиля в гонках и не приветствуется агрессивная езда по городу, колодки от Ferodo придутся по вкусу автовладельцам, ведь эти изделия имеют высокую стойкость к соли, которой посыпают дороги зимой. Еще один популярный вид товаров от Ferodo – это датчики износа тормозных колодок, причем они могут как продаваться отдельно, так и входить в комплект с самими тюнинговыми колодками.
Другой знаменитый английский производитель компонентов тормозных систем – Alcon. Фирма была основана профессиональным гонщиком Джоном Муром в 1984 году. Филиалы предприятия расположены во Франции и США, а представительства действуют по всей Европе, в Азии, Австралии и Африке. Деятельность компании Alcon направлена на создание спортивных деталей, поэтому среди клиентов фирмы значатся Honda F1 Racing Team, раллийное подразделение Citroёn и ряд команд американского чемпионата NASCAR. К достоинствам тормозных 4- и 6-поршневых «машинок» от Alcon можно отнести повышенную прочность, а также любителям езды по бездорожью следует обратить внимание на армированные тормозные шланги от этой фирмы.
Любителям привлечь внимание к своей машине и при этом не ездить слишком агрессивно, следует обратить внимание на перфорированные тормозные диски. Большой ассортимент таких изделий предлагает немецкая компания Kleemann. Практически для любой европейской модели автомобиля и для многих японских и американских машин Kleemann предлагает комплекты, в состав которых входят 4- и 8-поршневые суппорты, высокоэффективные тормозные колодки, шланги и перфорированные диски. Отдельно стоит рассказать об армированных нержавеющей сталью тефлоновых тормозных шлангах от Kleemann. Дело в том, что многие производители спорткаров и другие фирмы, занимающиеся производством тормозных систем, используют в своей технике резиновые (пусть даже армированные) шланги, которые при нагревании растягиваются и трескаются, а тефлоновые компоненты лишены этих недостатков.
Если в каталоге немецкой Kleemann не окажется комплекта деталей тормозной системы с перфорированными дисками, подходящей к интересующему вас японскому автомобилю, наверняка нужные перфорированные диски окажутся в каталоге японской компании Kazera, также занимающейся изготовлением пружин и колесных дисков. Тормозные диски от Kazera имеют интересную особенность: на готовые изделия наносится небольшой слой серебра, от чего срок службы дисков повышается. Эти тюнинговые детали могут быть установлены на японские авто без каких-либо разрешений, ведь все они имеют сертификаты соответствия от автопроизводителей.
Действительно, при доработке тормозной системы следует учесть, что некоторые виды переделок требуют соответствующих разрешений. Скажем, если на машине «по кругу» стояли дисковые тормоза, то установка других дисков и замена колодок на тюнинговые не запрещена. А вот если на задней оси изначально стояли барабанные механизмы, а хочется поставить дисковые, то при такой доработке могут возникнуть проблемы с законом, значит, потребуется консультация специалистов.
И – о тормозных жидкостях для доработанных систем. Тормозные жидкости класса ДОТ-5.1 обычно изготовляются на основе силикона, а не эфиров, как жидкости более низких классов. Температура кипения «тормозухи» класса ДОТ-5.1 может достигать 300 градусов по Цельсию, поэтому именно такие жидкости (они имеют коричневатый цвет) и следует использовать в гидравлических приводах тормозов «заряженных» авто. Из производителей «спортивных» тормозных жидкостей следует выделить уже знакомую нам фирму Ferodo, ведь она выпускает такой товар уже много лет и является одним из мировых лидеров в этой области.
При доработке тормозных систем нужно учитывать многие факторы, главный из которых – соответствие тюнинговых деталей вашему автомобилю. Именно вашему авто, а не его стандартному аналогу, ведь основная задача тормозов – это замедление и полная остановка, и иногда от места этой полной остановки зависит не только сохранность машины, но также жизнь и здоровье водителя, пассажиров и окружающих.
2013 год выдался богатым на автомобильные премьеры. Но это вовсе не означает того факта, что ведущие мировые концерны исчерпали запас интересных новинок и готовят нечто стоящее только к теплому сезону. 20 ноября международный автосалон в Лос-Анджелесе открылся для представителей прессы, а спустя два дня павильоны выставочного Los Angeles Convention Center распахнули свои двери уже для всех желающих.
На этот раз автосалон, некогда обладавший статусом крупнейшего в Соединенных Штатах, приготовил для публики сразу 56 новинок (включая концепты), 22 из которых получили статус мировых премьер. Кроме того, организаторы выставки пригласили участников Los Angeles International Auto Show на особую экспозицию Connected Car Expo, в которой выставлялись как сами автомобили, так и отдельные девайсы, созданные для коммуникаций между транспортными средствами и Всемирной паутиной.
Что интересно, свои новинки на финальный американский автосалон года привезли не только европейцы, японцы и корейцы – постоянные гости шоу, но и сами американцы, которые обычно берегут свои главные премьеры до января или апреля, когда аналогичные выставки проходят в Детройте и Нью-Йорке. Итак, перейдем к самим дебютантам шоу 2013 года.
MINI Cooper
Даже поклонникам британско-немецкой марки узнать в дорожном потоке совершенно новые хетчбэки MINI Cooper и Cooper S будет крайне сложно: в руководстве концерна BMW справедливо посчитали, что внешность прежнего поколения трехдверок получилась узнаваемой, и решили задуматься о преемственности поколений и полностью повторить дизайн хорошо известных моделей.
При знакомых внешних чертах габариты новых MINI Cooper и Cooper S увеличились (в частности, длина – на 98 мм, колесная база – на 28 мм), за счет чего на 51 л вырос и объем багажника, который теперь достигает 211 л. Что касается внешних отличий между новыми Cooper и Cooper S, то второй «горячий» хетчбэк получает оригинальную решетку радиатора с ячейками в виде сот, дополнительный воздухозаборник в капоте и задний бампер с двумя выхлопными трубами, расположенными не по краям, а по центру.
Новое поколение хетчей от MINI получает совершенно новые 3- и 4-цилиндровые двигатели TwinPower Turbo с наддувом. Бензиновые моторы обладают непосредственным впрыском, а дизель – турбиной с изменяемой геометрией. Базовый для модели Cooper мотор – это 1,5-литровый силовой агрегат мощностью 136 л. с. На Cooper S будут устанавливать 2-литровый аналог с четырьмя цилиндрами и мощностью 192 л. с. А на Cooper D – 1,5-литровый турбодизель мощностью 116 л. с. Базовой во всех случаях становится совершенно новая 6-ступенчатая «механика», а как опция будет доступен и «автомат» с тем же числом передач.
В качестве серийного оборудования хетчбэки 2014 модельного года получат систему бесключевого доступа и запуска двигателя, а как опции будут предлагаться полностью диодные фары, цифровая панель приборов, система динамической регулировки жесткости амортизаторов DDC и многое другое.
Acura RLX Sport Hybrid
Японский бренд Acura сейчас переживает не лучшие времена – под натиском конкурентов материнский концерн Honda вынужден убирать некоторые модели с американского рынка, поэтому к каждой новинке и приковано столько внимания. В Лос-Анджелесе была представлена пусть и не абсолютно новая модель, но довольно перспективная с точки зрения продаж модификация седана RLX.
Базовая четырехдверка дебютировала в стенах этого же выставочного центра ровно год тому назад и смогла привлечь потенциальных покупателей за счет целого ряда фишек вроде полностью диодной головной оптики и полноуправляемого шасси Precision All Wheel Steer с электрическими актуаторами на задней оси. На момент своего выхода на американский рынок Acura RLX получила единственное сочетание мотора и коробки передач – тандем из 3,5-литрового бензинового V6 (310 «коней») и 6-ступенчатого «автомата».
И вот теперь представлена версия RLX Sport Hybrid – внешне от базовой четырехдверки она практически ничем, кроме шильдиков, не отличается, зато может похвастать полным приводом и средним расходом топлива всего в 3,8 литра на сотню. Тот же самый бензиновый силовой агрегат в новинке соединен с одним электродвигателем мощностью 67 лошадиных сил, а в целом силовая установка агрегатируется с совершенно новым 7-диапазонным «роботом» японской разработки.
Известно, что Acura RLX Sport Hybrid в Штатах поступит в продажу в начале года, а там, глядишь, и запланированный выход премиального бренда на российский рынок не за горами.
Mercedes-Benz SLS AMG GT Final Edition
Большинство важных и не очень премьер автосалона в Лос-Анджелесе от «трехлучевого» бренда Daimler Cars так или иначе затрагивали спортивную составляющую уважаемой марки. Самым значимым из дебютов, безусловно, оказался суперкар SLS AMG в «прощальном» исполнении GT Final Edition – как это ни прискорбно, производство нынешнего флагмана решено завершить уже в середине 2014 года.
Версия GT Final Edition будет доступна как для купе, так и для родстера, а в числе главных отличий особой серии – более мощный двигатель и несколько ярких штрихов во внешности. К последним относятся новый дизайн колесных дисков (19-дюймовых спереди и 20-дюймовых сзади), карбоновый капот и также углепластиковые дополнения к штатному обвесу (в частности, сплиттер переднего бампера). V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 6,2 литра с двойным наддувом в «прощальном» исполнении форсировали с 571 до 591 лошадиной силы, что соответствует показателю другой модификации – SLS AMG GT.
Известно, что данная версия суперкара будет доступна для заказа начиная с февраля, а уже летом 2014 года свет увидит ее преемница – совершенно новая модель Mercedes-Benz AMG GT, которая будет выглядеть не так оригинально, зато окажется дешевле и сможет лучше показать себя на гоночных треках.
Chevrolet Colorado 2015
Состоялась в штате Калифорния и мировая премьера совершенно нового поколения среднеразмерного пикапа Chevrolet Colorado от концерна General Motors. По сравнению с предшественником, нынешний «полугрузовик» прибавил в габаритах, стал гораздо современнее внешне и получил широкий выбор двигателей.
Если в салоне новый Colorado стал практически полной копией «старшего» трака Silverado 2014 модельного года, то снаружи автомобиль уж точно ни с чем не спутаешь. Среди его характерных черт – выделенные колесные арки, меняющаяся высота бокового остекления в версиях с «полуторной» и двойной кабинами, имитация серьезной защиты моторного отсека и головная оптика с диодами ходовых огней по периметру. В зависимости от исполнения Chevrolet Colorado получает либо обилие хромированного декора, либо, наоборот, его полное отсутствие в сочетании с темными накладками на арки и бамперы и опциональными выносными подножками.
Помимо трех вариантов кабины, присутствуют и две версии грузового отсека, каждая – с 13 точками для крепления тросов для поклажи, амортизатором «калитки» для удобства отпирания и закрывания одной рукой и с небольшими подножками по углам бампера. Пикап 2015 модельного года может обладать как полным, так и задним приводом и одним из трех силовых агрегатов, но только в сочетании с 6-диапазонным «автоматом». Базовым становится 2,5-литровый бензиновый двигатель с непосредственным впрыском (193 л. с.), альтернативой которому станут также бензиновый 3,6-литровый мотор (302 л. с.) и турбодизель объемом 2,8 литра (180 л. с.), знакомый по прошлому поколению пикапа. Уже по умолчанию новый Colorado получает шесть аэрбегов, камеру заднего вида и систему динамической стабилизации, включая контроль положения прицепа. А как опции будут доступны активный круиз-контроль, мультимедийная система Chevrolet MyLink с 8-дюймовым сенсорным дисплеем и многое другое. Что интересно, новый пикап уже заявлен как автомобиль серийный, но в концерне GM обещают, что ближе к весне новинку обязательно доработают.
Lincoln MKC
Помимо пары концептов под собственным головным брендом, концерн Ford представил публике и серийную новинку марки Lincoln. Новый кроссовер с индексом MKC станет одним из самых дешевых в своем классе, но продаваться за пределами Соединенных Штатов и Канады не будет.
Серийный полноприводник практически ничем не отличается от одноименного концепта, показанного в январе 2013 года в Детройте, и обладает колесной базой в 2712 мм. Этот показатель аналогичен расстоянию между осями хорошо известного на мировой арене «двойника» дебютанта – Ford Kuga или Edge. Двигателей для Lincoln MKC будет два: 2-литровый наддувный Ford EcoBoost и совершенно новый, также турбированный, бензиновый мотор объемом 2,3 литра и мощностью 275 л. с. Единственной доступной коробкой передач станет 6-диапазонный «автомат».
В базовой комплектации Lincoln MKC будет переднеприводным, а опциональный полный привод можно будет заказать только в паре с адаптивной подвеской CCD с тремя режимами работы – Sport, Comfort и Normal. Среди других интересных опций кроссовера стоит выделить мультимедийную систему MyLincoln Touch (полный аналог технологии MyFord Touch) с голосовым управлением и модулем дистанционной подачи команд через смартфон. Производство кроссовера стартует во второй половине 2014 года в Луисвилле, штат Кентукки, и тогда же намечен старт продаж на американском рынке. Ожидаемая базовая стоимость новинки составит 34 000 долларов.
Honda FCEV Concept
Одной из нескольких премьер «Лос-Анджелеса-2013» от японских производителей (и это при условии одновременной работы выставки в Токио) стала настоящая сенсация от концерна Honda. Речь идет о водородном прототипе FCEV – фактически о носителе агрегатов и предвестнике дизайнерского видения для первого в мире массового чисто водородного автомобиля, чей дебют намечен на 2015 год.
Как следует из официального релиза, Honda FCEV демонстрирует публике не только технические особенности будущего серийного хетчбэка, но и ключевые стилистические решения этой модели. В частности, в глаза бросаются окрашенные в черный цвет стойки крыши, плавно переходящие в тонированную стеклянную потолочную панель, высокие воздухозаборники в передней части машины и прикрытые аэродинамичными щитками задние колеса. Изображений «внутреннего мира» прототипа пока нет, и это неудивительно: перед нами в первую очередь именно носитель агрегатов.
Над водородными прототипами в марке Honda работают уже почти два десятка лет, и на сегодняшний день создано немало мелкосерийных моделей, которые в Японии и США можно приобрести в лизинг. А вот будущий хетчбэк из 2015 года должен стать действительно «прорывным» автомобилем как минимум потому, что он обладает совершенно новой технической составляющей. Honda FCEV становится первой в своем роде машиной, чья электроника и топливные элементы разместились именно под капотом, а не под днищем, а запас хода концепта превышает 500 км. Общая мощность 700-литрового блока водородных баллонов составляет более 140 лошадиных сил, а время полной заправки прототипа – три минуты.
Porsche Macan
Раз уж мы вспомнили о Международном токийском автошоу, то обратимся к нему вновь: в один и тот же день на двух разных площадках состоялась и премьера компактного кроссовера от Porsche, получившего «имя» Macan.
Как часть глобальной программы концерна Volkswagen по унификации платформ разных брендов Porsche Macan обладает общим – пусть и серьезно доработанным – шасси с хорошо известной моделью Audi Q5. Практически повторяющий флагманский Cayenne внешне, «младший» кроссовер штутгартской марки уже в базовой комплектации может похвастать 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач и автоматически подключаемым полным приводом с системой Porsche Traction Management и многодисковым сцеплением с одним из самых быстрых в классе временем перераспределения тяги.
На момент своего дебюта Macan («тигр» по-индонезийски) анонсирован в трех версиях. Исполнение Macan S предусматривает 3-литровый бензиновый движок с двойным наддувом (340 л. с.), Macan S Diesel – аналогичный по конфигурации мотор на ином топливе (258 л. с.), а Macan Turbo – 3,6-литровый V6 мощностью 400 л. с. В зависимости от версии среднеразмерный кроссовер может получить как базовую многорычажную подвеску с алюминиевыми рычагами, так и дополненный активными амортизаторами PASM вариант или же опциональную полностью пневматическую подвеску с автоматическим поддержанием заданного уровня клиренса в диапазоне от 180 до 230 мм. В базовой комплектации полноприводник получит такие фишки, как система start/stop, электропривод пятой двери и подрулевые «лепестки» переключения передач. Выпускаться Porsche Macan будет на новом заводе в Лейпциге, а сейчас известны уже не только европейские и американские цены на новинку: в России кроссовер будет стоить минимум 2,55 миллиона рублей.
Широко расставленные колеса, скрывающиеся за массивными колесными арками, огромная решетка радиатора, воздухозаборники в переднем бампере и выштамповки на дверях одновременно делают Aston Martin One-77 динамичным и статусным. Светодиодные стоп-сигналы и декоративная накладка красного цвета как бы обрамляют всю широкую «корму» концепта. Под небольшой крышкой багажника скрывается полноразмерное хранилище для личных вещей, во что верится с трудом. В основе кузова – пространственная рама из алюминия, из этого же металла выполнены и наружные кузовные панели (масса суперкара около 1,5 тонны). В интерьере концепта о спортивности свидетельствуют лишь форма рулевого колеса и сидений да материалы, которыми салон отделан (присутствует даже карбон). Интересен механизм управления режимами АКПП: выбрать направление движения (а также запустить или остановить двигатель) можно, нажав соответствующую клавишу на центральной консоли. Ручной режим переключения передач тоже имеется, для этого используются подрулевые «лепестки».
Но это относится только к выставочному экземпляру. Каждый счастливый (другое слово подобрать сложно!) обладатель One-77 закажет суперкар любой окраски, с подобранным по его желанию интерьером, с двумя или четырьмя посадочными местами. Известно, что Aston Martin выпустит всего 77 экземпляров купе, и, по слухам, почти все машины уже проданы.
Двигатель суперкара сконструирован в сотрудничестве с инженерами компании Cosworth, и он представляет собой V12 рабочим объемом 7,3 литра и мощностью около 700 л.с. (522 кВт) За счет размещения мотора за передней осью производитель обещает отменную управляемость. Способствовать этому будет и подвеска DSSV, автоматически изменяющая свои характеристики в зависимости от условий движения. Прототип Aston Martin One-77 уже испытан на легендарном треке Нюрнбургринга. Отметим, что в Италии на Concorso d’Eleganza, Villa d’Este суперкар был признан красивейшим из представленных среди прототипов.
Казалось бы, каких только WRX STI мы (пусть и не вживую!) не видели – встречаются экземпляры и с авторскими боди-китами, и «прокачанные» на несколько сотен «лошадей» машины, и профессионально подготовленные для ралли авто. Но «заряженная» Impreza, оформленная под карбон, – самый настоящий уникум.
Subaru Impreza WRX STI даже в полностью стандартном исполнении (хотя как раллийный болид может быть стандартным?) представляет собой настоящий шедевр технической мысли. Так считают поклонники марки, и в этом с ними сложно не согласиться. Вскоре после появления самого первого «гражданского» седана этой модели японцы выпустили «заряженную» версию Impreza WRX. А в 1994-м появилось первое поколение легенды с приставкой «STI». Приставка эта означает принадлежность к творениям мастеров «придворного» ателье Subaru Technica International – того самого, которое отвечает за подготовку заводских машин для WRC и множества других гоночных серий. Авто постоянно совершенствовалось, становилось динамичнее и вскоре смогло по праву претендовать на звание «самого быстрого дорожного в Японии». А в августе 2000-го свет увидела новая Impreza WRX STI, один из экземпляров которой и представлен на наших страницах.
От базовой WRX версия WRX STI отличается такими моментами, как дисковые тормоза всех колес (4-поршневые спереди и 2-поршневые сзади) от Brembo, увеличенный интеркулер, более крупный воздухозаборник на капоте. Ряд изменений был внесен и в салон. 2-литровый «оппозитник» EJ207 выдает 280 л.с. (206 кВт) мощности при 6000 оборотах в минуту, а пик крутящего момента в 373 Нм доступен уже при 4000 оборотах. Наверное, дополнение о том, что коробка передач на модели Impreza WRX STI бывает только механической, лишнее. Ведь скорость и мощь – первые ассоциации, приходящие на ум при упоминании о модели. Постоянный полный привод (как же в ралли без него?) реализован через центральный дифференциал, а в обеих осях присутствуют узлы повышенного трения (LSD). Но хватит теории, узнаем больше об этом экземпляре.
Как бы ни хотелось быстрее перейти к доработкам во внешности этой Impreza WRX STI, с виду напоминающей о самолете-невидимке Stealth, сперва узнаем о ее начинке. Эту «Импрезу» автор и владелец приобрел абсолютно стоковой. Но кому из нас не хочется выделиться в дорожном потоке хотя бы в мелочах? В данном случае объем доработок получился совсем не маленьким. Скорость – вот основная идея автомобиля. И для достижения лучших мощностных показателей в «навеску» турбированного «оппозитника» седана внесли изменения. Например, установили топливный насос Walbro, способный качать до 255 литров горючего в час. А за сброс давления турбины IHI при переключениях отвечает блоу-офф от HKS. За давлением наддува (значит, и за состоянием двигателя в целом) следит бустконтроллер BLITZ SBC i-D. Считается, что при таком объеме доработок силового агрегата его мощность перешагивает за отметку в 300 «лошадей».
Уже стандартная 6-ступенчатая «механика» версии WRX STI отличается «короткими» передаточными числами – так сделано для того, чтобы практически всегда передавать на все четыре колеса максимальный крутящий момент. На данном экземпляре время между переключениями оптимизировали за счет установки керамического сцепления Exedy Racing. «Научили» автомобиль и быстро останавливаться – передние тормозные механизмы заменили элементами от Nissan Skyline GT-R в кузове R34. Они также 4-поршневые, но за счет большего диаметра дисков Impreza стала останавливаться гораздо охотнее, чем раньше. Разумеется, установка «чужих» механизмов потребовала их доработки.
Но запоминается эта Impreza WRX STI в первую очередь благодаря оригинальному оформлению – вся она снаружи покрыта пленкой под карбон, что и делает ее похожей на самолет-невидимку. Наверное, у всех карбон ассоциируется со скоростью и стремительностью, коих в этой машине хоть отбавляй. Вот и было решено лишний раз подчеркнуть суть WRX STI. Оригинальный капот, «ноздря» воздухозаборника, как и передние крылья, передний бампер с «жабрами» воздуховодов и корпуса наружных зеркал работы приморского мастера, – из углеволокна. Этот же материал послужил для изготовления антикрыла на крыше. Крупному спойлеру от STI не суждено было оставаться единственным украшением «хвоста» скоростного седана – задние арки автомобиля несколько расширили. Довершением получившейся картины стала черная тонировка стекол и стилизованные под карбоновые 17-дюймовые облегченные кованые диски KyoWa Racing. Последние «обуты» в покрышки размерностью 225/45. Доработана и подвеска: свое место заняли стойки от STI, а жесткость кузова увеличили за счет распорок от CUSCO.
Напоследок обратим внимание на изменения в салоне. Трудно заменить чем-то штатные для Impreza WRX STI передние сиденья Recaro и рулевое колесо MOMO, поэтому эти элементы и остались на своих местах. Над центральной консолью вместо привычной для многих «заряженных» авто «гирлянды» дополнительных приборов расположился датчик давления наддува от GReddy. Роль других указателей играет многофункциональный девайс от Multitronics. Проще перечислить функции, которых в этом русскоязычном приборе с голосовым оповещением нет!
Аудиосистема «заряженного» седана также подверглась доработке. Сперва Impreza WRX STI подверглась дополнительной шумоизоляции. После этого мастера заменили задние динамики и установили дополнительные высокочастотники в переднюю часть салона. Роль головного устройства досталась ресиверу JVC KD-DV7408.
Итак, перед нами не просто быстрый седан с легендарным «именем». Эта Subaru Impreza WRX STI «прокачана» по многим параметрам, и благодаря своей внешности она обязательно запомнится всем, кто хоть раз ее увидит. А возможность такая есть у многих приморцев: на самом деле это произведение технического искусства – автомобиль на каждый день!
Фото этого автомобиля в высоком разрешении можно просмотреть и скачать в нашей галерее
Казалось бы, мировых премьер серийных новинок и дебютов интересных концептов от наших соседей по Японскому морю за весь 2011 год набралось немало. И вряд ли в преддверии нового, 2012 года автоконцерны из Страны восходящего солнца смогут порадовать мир серьезной порцией интересных новинок. Но японцы не были бы собой, если бы не брались за разработку новых моделей сразу же после завершения работ над прежними. А логичным завершением года для них стал Международный токийский автосалон, который для публики был открыт с 3-го по 11 декабря и который прошел в выставочном центре Tokyo Big Sight. Пропустить такое событие наш журнал никак не мог.
Нынешнее, 42-е по счету, Tokyo Motor Show стало местом сразу 26 мировых премьер, далеко не каждая из которых несла на себе клеймо «Made in Japan». Вы удивитесь, но для показа своего товара лицом на остров Хонсю съехались не только «домашние» компании, но и именитые концерны из-за рубежа, ведь в Японии до сих пор особым шиком считаются не отечественные, а как раз импортируемые модели. Согласно традициям последних лет, 18 иностранных производителей привезли в Токио в основном экологичные или же просто статусные автомобили, а большинство интересных для нас машин из этой категории относятся к творениям компаний из Старого Света.
Так, немцы из BMW представили гибридную версию своего седана 5-Series, который появился в 2010 году и, в отличие от «старшего брата» 7-Series, дружественной к окружающей среде модификации до настоящего времени не имел. Как и водится на «зеленых» авто такого класса, BMW ActiveHybrid 5 большую часть своей жизни способен двигаться только за счет энергии, вырабатываемой двигателем, – запас хода только на электротяге у него составляет всего 4 км, к тому же в таком режиме машина не может разгоняться более чем до 35 км/ч. Вообще же силовая установка «баварца» состоит из 3-литрового атмосферного бензинового двигателя мощностью 306 л. с. (225 кВт) и электродвигателя, который способен выдать до 40 кВт (или 54 л. с.), а в ходовой части новинки присутствует система рекуперации энергии при торможении. Уже известно, что ActiveHybrid 5 от BMW начнут выпускать в феврале, и на своей родине стоить он будет от 54 500 евро.
Другая заслуживающая внимания новинка «Токио-2011» также прибыла из Германии. Это Volkswagen Cross Coupe. Ценителям интересных рекламных ходов будет полезно узнать, что авторам удалось сохранить информацию о готовящейся новинке вплоть до дня премьеры, а значит, и перетянуть на себя внимание освещавших автосалон журналистов. Построен прототип на платформе современного семейства Golf, а по своей функциональности он больше всего смахивает на несколько уменьшенный Tiguan. Впрочем, 20-дюймовые колесные диски концепта расположены практически по углам кузова, а это не могло не сказаться положительно на компоновке салона, равно как и на способностях кроссовера-купе вне асфальта. Силовую установку машины было решено сделать гибридной: она состоит из бензинового двигателя мощностью 150 л. с. (110 кВт), которая, как и 40-киловаттный (54-сильный) электродвигатель, приводит в движение переднюю ось, а на задней трудится другой электромотор, уже 85-киловаттный (114 л. с.), заменяющий сложную полноприводную трансмиссию, какие используются на современных кроссоверах. Volkswagen Cross Coupe является плагин-гибридом, то есть заряжать его аккумуляторы можно и от обычной бытовой сети, а запас хода только на электротяге у него составляет 45 км. О перспективах запуска этого автомобиля в серию в том виде, в каком его показали на автошоу в японской столице, говорить пока рано. Но похоже, что кроссовер-купе в модельном ряду Volkswagen появится уже в самом обозримом будущем.
Не упустили возможности показать на чужом континенте свои новинки и такие производители и тюнинг-ателье, как Alpina, Porsche, Jaguar, Audi, Lotus, Mini, Peugeot, Renault и Citroen. Их последние работы хотя и заслуживают внимания, но они уже были представлены в других местах, а значит, попадали и на наши страницы.
И все же нынешний Токийский автосалон остался настоящим царством автопрома Страны восходящего солнца. Показать свои достижения не постеснялся практически никто – на главное автошоу собственной страны приехали девять из десяти ныне действующих производителей. Единственным исключением стала компания Mitsuoka, переживающая не самые лучшие в своей истории времена. Большинство японских дебютантов выставки имело статус концептов, а вот новинки вот-вот готовые появиться в дилерских центрах, выставили буквально единицы.
Одна из предсерийных премьер «Токио-2011» – результат совместной работы концернов Toyota и Fuji Heavy Industries, спортивное заднеприводное купе, созданное «по мотивам» моделей Levin и Trueno AE86 из далеких 1980-х годов. Вернее, «на выходе» получилось два соплатформенных автомобиля, отличающихся друг от друга незначительно – Toyota 86 и Subaru BRZ. По словам их создателей, новинка (позвольте нам говорить об этих двух моделях как об одной) является самым компактным спорткаром в мире, рассчитанным на четверых взрослых, при этом авто отличается низким центром тяжести (он находится на уровне 475 мм) и неплохими повадками на дороге. Оппозитный двигатель объемом 2 литра – разработка Fuji, но система непосредственного впрыска и управляющая электроника – уже дело рук инженеров из Toyota Motor Co. В версиях под разными брендами и для разных рынков Toyota 86 и Subaru BRZ будут иметь разную мощность, а также покупатели смогут выбрать между 6-ступенчатыми «механикой» и «автоматом» и заказать задний мост с блокировкой. Известно, что продажи обоих вариантов спорткара на их родине начнутся уже весной, затем начнется и экспорт за рубеж. По слухам, официально Toyota 86 будет продаваться и в России!
А пока основные конкуренты думают о молодых покупателях, в концерне Mitsubishi задумались о возрождении другой некогда знаменитой серии – малолитражки Mirage. Несколько напоминающий по дизайну седан Lancer хетчбэк намерены выпускать в Таиланде, и эта доступная модель станет продаваться не только там и в самой Стране восходящего солнца, но и по всей Азии. Mitsubishi Mirage последней генерации был представлен как модель предсерийная, однако подробностей о технических характеристиках публика выяснить так и не смогла.
Но большинство площадей, занятых японскими автопроизводителями, все же, как мы и сказали, было отведено концептам, многие из которых можно назвать всего лишь итогом полета фантазии конструкторов и дизайнеров, а некоторые вообще выглядят полнейшей экзотикой.
Например, Toyota Fun-Vii, такая вот трехместная платформа с открытыми колесами, «обтянутая» огромными светодиодными дисплеями и изнутри, и снаружи. Название концепта расшифровывается как «Fun-Vehicle interactive internet», и этот автомобиль, помимо электропривода, обладает собственной точкой доступа в Сеть, а управлять его настройками можно не только находясь в салоне, но и с мобильного телефона или домашнего компьютера. В частности, в одно мгновение можно сменить оформление интерьера, цвет кузова или даже загрузить на борта прототипа какое-нибудь изображение. Еще одна, уже более близкая к нашим дням фишка концепта – система, проецирующая подсказки навигатора и важную информацию не на собственный экран или часть лобового стекла, а на все стекло, притом накладывающая данные прямо на реальную дорогу, совсем как в компьютерных играх.
Специалисты концерна Mazda решили пойти совершенно другим путем и продолжить развивать собственные идеи с повышением эффективности классических двигателей внутреннего сгорания и дизайнерскую философию KODO, «духа перемен». В Токио состоялся мировой дебют концепта Mazda Takeri, весьма похожего на предсерийный бизнес-седан (замена нынешнего поколения Mazda 6?). Этот привлекательный «мускулистый» автомобиль представили вместе с новейшим дизелем SKYACTIV-D с непосредственным впрыском топлива, работающим в паре с механической коробкой передач, позволяющей здорово экономить горючее. А по соседству были разложены компоненты новейшей системы рекуперации энергии при торможении для авто с гибридными силовыми установками i-ELOOP, впервые в мире получившей компактные и легкие конденсаторы вместо привычных нам аккумуляторов, которые к тому же отличаются и сложностью в производстве и утилизации.
Потрудились на почве новых «зеленых» технологий и эксперты Suzuki. Одна из их самых новых работ – стилизованный под старину и «продвинутый» внутри прототип Regina. Для того чтобы сделать малолитражку будущего максимально комфортной и экономичной, инженеры создали кузов общей массой всего 730 кг с удивительно низкими коэффициентами сопротивления воздуху, вариатор нового поколения и бензиновый двигатель объемом 0,8 литра, оснащенный непосредственным впрыском, турбонаддувом и системой автоматической остановки и запуска в условиях дорожных заторов. Во всем внутри концепта царит минимализм, но в то же время чувствуется хороший запас места как для крупных пассажиров, так и для их багажа. Удивительно, но заявленный расход топлива у прототипа Suzuki Regina составляет всего 3,1 литра на 100 км пробега.
Другой яркий экспонат «Токио – 2011», также детище Suzuki, двигателя внутреннего сгорания и вовсе лишен. Это Q-Concept, одна из многочисленных вариаций на тему «зеленых» прототипов-капсул с открытыми колесами. Автомобиль с подъемными дверями, своей формой напоминающий пузырь, не только выглядит как игрушка, но и обладает совсем «детскими» габаритами: его длина, ширина и высота равны соответственно 2500, 1300 и 1650 мм. Сравнение с байком будет этой машинке очень кстати – по замыслу производителя, она будет пользоваться спросом только у жителей мегаполисов, в день проезжающих не более чем 10 км, и поэтому сможет стать дешевле обычного семейного автомобиля (стоит обратить внимание хотя бы на смартфон владельца в салоне, играющий роль и мультимедийного центра, и навигатора, и бортового компьютера) и функциональнее и комфортнее скутера или полноценного мотоцикла. А наличие внутри Suzuki Q-Concept поворотного переднего кресла говорит о возможности использования машины как транспортного средства для водителей с ограниченной подвижностью. Разумеется, подробностей о технических характеристиках новинки практически нет – доподлинно известно только, что концепт будет способен разгоняться до 60 километров в час, а его аккумуляторы возможно заряжать от 110-вольтовой розетки.
А Daihatsu, одна из самых известных «дочек» концерна Toyota, подготовила для главного автошоу года сразу три ярких концепта, два из которых – FC Sho Case и Pico – вряд ли получат продолжение даже в виде более серьезно продуманных пробных вариантов. Наибольший интерес у публики вызвал родстер Daihatsu D-X, без оглядки на скромные габариты стилизованный под утилитарные кроссоверы. На первый взгляд кажется, что его кузов является пластиковым, на самом же деле не из стали выполнены только матовые детали боди-кита. А под капотом этого концепта разместился новейший 2-цилиндровый 660-кубовый моторчик с… собственной турбиной для каждого цилиндра! Эксперты говорят об этом прототипе как о грядущей замене популярного в Стране восходящего солнца купе-кабриолета Daihatsu Copen.
На стенде компании Honda в числе прочих серийных моделей и концептов красовался прототип экологически чистого открытого спорткара EV-STER (наверное, на русский язык это название можно перевести как «электродстер») с гибридной силовой установкой и подобием авиационного штурвала вместо привычного рулевого колеса. Компактный автомобиль сделали еще и легким за счет использования углеволокна в конструкции кузова, а дизайн получился узнаваемым и в то же время не копирующим нынешние серийные модели концерна впрямую. В основе концепта Honda EV-STER лежит 660-кубовый бензиновый моторчик мощностью 63 л. с. (46 кВт), работающий по очереди или параллельно с электродвигателем (его способности пока держатся в тайне). Миниатюрный родстер способен разгоняться с места до 100 км/ч ровно за пять секунд, а в целях экономии горючего и запаса энергии в батареях его максимальную скорость было решено ограничить на отметке в 160 км/ч. Интересно, что эту новинку японцы обещают запустить в серию уже через пару лет.
Думаете, все эти экологически чистые и необычные снаружи и внутри концепты – всего лишь игрушки и яркие поводы привлечь внимание к ныне существующим автомобилям? В ответ на такое хочется привести мнение Акио Тойоды, главы крупнейшего японского автоконцерна Toyota Motor Co.: «Мы поняли, что нынешние средства передвижения станут не интересны покупателям уже в ближайшие годы. На наш взгляд, авто будущего должны обладать незаурядной внешностью, способностью выполнять множество задач без участия водителя и иметь максимальное количество средств для связи с различными устройствами, между собой и Всемирной паутиной». Так что же, начиная с 42-го Tokyo Motor Show нас начинают готовить к самоходным компьютерам на колесах?
Gumpert Apollo – удачный гибрид дорожного автомобиля с гоночным болидом, устанавливающий новые стандарты. Создатели стремились к бескомпромиссному синтезу формы и содержания. Надо сказать, в значительной степени это удалось.
Силуэт, оптимизированный во время многочисленных тестов в аэродинамической трубе, отражает необычные способности авто – внешний вид с длинным низким профилем и плавными линиями – зримое свидетельство достаточно малого коэффициента аэродинамического сопротивления (0,39). Среднее расположение двигателя в сочетании с видимо сдвинутой вперед кабиной и длинной базой – факторы, гарантирующие оптимальные динамические характеристики. Массивные воздухозаборники впереди, по бокам, а также на крыше не оставляют сомнений в гоночных качествах машины и являются демонстрацией связей с болидами Формулы-1 – вся эта система обеспечивает воздухом два турбокомпрессора и высокоэффективные тормоза, поддерживая их оптимальную работу и на шоссе, и на треке. Подвеска Gumpert Apollo, безусловно, гоночная, но, несмотря на это, предоставляет водителю и пассажиру достаточно высокий уровень комфорта. При управлении требуется полное внимание пилота, но характеристики движения предсказуемы даже на высоких скоростях. Весовой баланс между передней и задней осями – 42:58 процентов – практически идеален и обеспечивает оптимальную тягу при ускорении, устойчивое управление и эффективное торможение в критических ситуациях.
Принципиальное отличие от всех остальных дорожных транспортных средств – впервые в мире создан дорожный автомобиль по схеме шасси гоночного болида: на особо прочной пространственной трубчатой раме из хромомолибденового сплава смонтирован углепластиковый монококк как ячейка безопасности. По прочностным характеристикам сооружение соответствует даже высочайшим требованиям Немецкой ассоциации автоспорта (DMSB) и Французской федерации спортивных автомобилей (FFSA), не говоря уже об инструкциях немецкого Дорожно-Транспортного лицензионного устава (StVZO).
Приоритетом при создании Gumpert Apollo было уменьшение веса. Этого удалось добиться, используя современные композитные материалы — не только монококк, но и приборная панель выполнена из углепластика. Кресла анатомические, а поскольку авто делается исключительно на заказ, водительский ложемент полностью соответствует антропометрическим характеристикам владельца и облегает его тело, как печатка руку. Интерьер салона определяется владельцем – либо больше спорта и меньше комфорта, либо наоборот: и ложементы, и приборную панель, и все остальное могут отделать высококачественной кожей, что, однако, увеличит вес болид и, соответственно, ухудшит динамику. Впрочем, система навигации, кондиционер и аудиоустановка в салоне уже присутствуют.
Предоставленный Audi высокоэффективный двигатель V8 весом всего 195 кг с углом развала 90 градусов, ходом поршней 93 мм и диаметром цилиндров 84,5 мм, имея объем 4,163 л и двойной турбонаддув (воздух охлаждается в специальных теплообменниках до оптимальной температуры), полностью соответствует этому шедевру. Специальные шатуны в сочетании с кованым коленчатым валом обеспечивают устойчивую работу двигателя на скоростях до 7400 об./мин. Силовой агрегат соединен с синхронизированной шестиступенчатой секвентальной коробкой передач – еще одним свидетельством родства авто с болидами Формулы-1. Под стать всему удивительному созданию и характерный звук выхлопной системы с каталитическими конвертерами. В результате получается потрясающий синтез, позволяющий этому чуду инженерной мысли, подобно комете, катапультировать владельца за кратчайшее время с места и до 100 км/ч, и до 200 км/ч и обеспечивать удивительную для дорожного автомобиля максимальную скорость. Впрочем, как утверждают создатели, он идеально приспособлен и для повседневного передвижения на более разумных для обычных дорог скоростях…
Технические характеристики Gumpert Apollo
Двигатель: V-образный 8-цилиндровый, 4,2 литра, двойной турбонаддув
Максимальная мощность: 641 л.с. при 6000 об./мин.
Максимальный крутящий момент: 850 Нм при 4500 об./мин.
Время разгона 0-100 км/ч: 3 секунды
Максимальная скорость: 360 км/ч
Снаряженная масса: 1098 кг
Нужно сказать, что стоковых сестер этой Toyota Corolla Wagon на дорогах мира (и на дальневосточных – в частности) хоть отбавляй. Надежные универсалы серии E100G, выпускавшиеся почти десятилетие, заслужили уважение у глав больших семейств и специалистов, чья работа связана с перевозкой различных грузов. Словом, у многих, но только не у ценителей тюнинга, которые традиционно называют подобные авто «сараями» и считают их скучными «повозками» для обыденного перемещения себя и своей поклажи в пространстве. Впрочем, исключения из правил существуют, и перед нами – один из ярких примеров того, как некогда обычный универсал можно превратить в самый настоящий шоу-кар.
Первое, за что на данную Corolla Wagon хочется обратить внимание, – конечно же, ее внешность. В глаза бросается не только яркая окраска синим металликом и заниженный дорожный просвет, но и нестандартность силуэта, которой удалось добиться за счет установки аэродинамического обвеса, здоровенного спойлера и компактных наружных зеркал заднего вида. Страна происхождения переднего бампера с тремя крупными воздухозаборниками – Соединенные Штаты. С поиском и установкой этого элемента на универсал у автора проекта никаких проблем не возникло, а вот вопрос с нестандартным задним бампером долгое время оставался открытым: ну никто в мире не занимается производством таких нештатных элементов на «Вагоны»! И все же решение нашлось: из Америки был заказан альтернативный бампер для аналогичного седана, и из него и верхушки родной детали от универсала был создан по-настоящему уникальный элемент, который и прописался на героине нашей статьи. В итоге и получился аэродинамический обвес, аналога которому трудно найти по всей России, да и в мире подобных комплектов единицы. Дополнили образ необычной Corolla Wagon накладками на пороги, расширителями арок и «ресничками» на фары от японской компании Duby Style.
Головная оптика универсала на заводскую совсем не похожа: силами владельца родные фары получили черные маски, ксенон и диодные «ангельские глазки». Не обошлось и без доработки стоп-сигналов: сама оптика уступила место альтернативной, а взамен обычных ламп огней заднего хода был установлен комплект ксенона.
И это, как вы видите, далеко не все из того, чем может похвастать внешность уникального японского универсала. Так, родные наружные зеркала были удалены, а на их место встали уменьшенные в размерах изделия, созданные для участников кольцевых гонок, в верхней части пятой двери разместился немалых размеров спойлер, который, видимо, ранее стоял на некоем седане, а от стокового капота осталось разве что название. Corolla Wagon лишилась наружных ручек на задних дверях – теперь на их месте красуются карбоновые накладки, из углеродистого волокна выполнены и молдинги на боковинах кузова вместе с лючком бензобака. Наконец, при взгляде на прокачанный универсал в темное время суток нас ожидает еще один сюрприз в виде неоновой подсветки днища.
Под капотом данной Toyota Corolla Wagon находится распорка жесткости кузова Cusco и «нулевик» A’PEXi, а также карбоновая панель, которая служит для теплоотвода. Другая карбоновая панель разместилась по соседству, для установки блока предохранителей.
Единственная, помимо воздушного фильтра, доработка 1,5-литрового двигателя универсала – это замена выпускной системы компонентами от JASMA. А вот подвеску и тормоза данного авто со стоковыми уже не сравнить – за гашение колебаний на обеих осях отвечают жесткие амортизаторы с возможностью регулировки углов развала колес. Передние колеса замедляются за счет «засверленных» тормозных дисков с двухпоршневыми суппортами от Toyota Caldina GT-T, а задние барабаны были удалены и заменены дисковыми комплектами от Toyota Levin. А держаться за дорогу автомобилю позволяют 16-дюймовые немецкие легкосплавные диски с изготовленными вручную карбоновыми колпачками, «обутые» в низкопрофильные шины.
Но данная Toyota Corolla Wagon интересна нам не только своей технической начинкой и особенностями экстерьера, но и – в первую очередь – изменениями в салоне.
Говоря о передней части внутреннего мира автомобиля, мы заметим нештатные руль и рукоятку селектора «автомата», окрашенные оранжевой флуоресцентной краской панели, довольно полезный прибор под названием Pivot Speed Meter и монитор под потолком, на который выводится информация с камеры заднего вида и который заменил собой внутрисалонное зеркало.
В подсветке приборной панели владелец универсала заменил штатные лампочки панелью из люминесцентных ламп с холодным катодом (Cold Cathode Fluorescent Lamp), что дало приятное глазу голубоватое свечение белого щитка.
В разъеме для головного устройства аудиосистемы мы обнаружим DVD-ресивер Sony AV Center XAV-C1, по обеим сторонам от лобового стекла присутствуют высокочастотные динамики Hertz, а в дверных подиумах разместились уже «среднечастотники».
Но самое интересное ожидает нас в той части салона, которая ранее именовалась багажником.
Открыв пятую дверь, мы увидим самый настоящий развлекательный центр, сердцем которого стала игровая приставка Sony PlayStation 2 с комплектом беспроводных джойстиков. Изображение с нее подается на ЖК-телевизор, который может приподниматься и крепиться к потолку автомобиля.
Роль головного устройства аудиосистемы в данном тюнинг-проекте отведена мультимедийному ресиверу Sony AV Center XAV-C1 с выдвижным 7-дюймовым дисплеем, аудиовходом на лицевой панели и пультом дистанционного управления. Выходная мощность этого устройства – 4х50 Вт, имеется и выход на сабвуфер. Довольно интересные особенности DVD-ресивера AV Center XAV-C1 от Sony – это наличие встроенного 7-полосного эквалайзера и типоразмер устройства – 1DIN, что позволяет ему вписаться в большинство гнезд современных автомобилей.
Здесь же, за пассажирским салоном, расположились два 12-дюймовых сабвуфера Rockford Fosgate Punch, усилители Blaupunkt GTA 4 Special Mk II мощностью 800 Вт и 600-ваттный Alpine W-Power MRP-F600, а также конденсатор α емкостью 2,5 фарада и шесть среднечастотных динамиков.
Добавим, что часть подиумов под акустику является карбоновой, а весь салон универсала подвергся дополнительной шумоизоляции.
Такой перед нами и предстала Toyota Corolla Wagon, некогда ничем не выделявшаяся из дорожного потока, а ныне ставшая его украшением. Можно сказать, что на сегодняшний день данный тюнинг-проект завершен, а это значит, что машину если и ждут доработки, то самые небольшие. Долгая и кропотливая работа над универсалом уже принесла свои первые результаты – на прошедшем во Владивостоке региональном этапе чемпионата по автозвуку и тюнингу EMMA Россия эта Corolla Wagon была награждена двумя призовыми местами за качество звучания и свой внешний вид. Значит, придут и другие победы!
Впервые седан под названием Corolla появился в модельном ряду крупнейшего японского автоконцерна в 1966 году, а спустя полгода на рынок Страны восходящего солнца вышел универсал под той же маркой. С тех пор при каждой смене поколений базового четырехдверного автомобиля видоизменялись и пятидверные модификации. Особо успешными среди универсалов стали машины второго и седьмого поколений (Corolla Wagon 1970-го и 1991 модельных годов соответственно), вышедшие в периоды экономических подъемов в Японии. Универсалы, один из экземпляров которых и подвергся столь масштабному тюнингу, производились до 2000 года, а в 1997 году грузопассажирская Toyota Corolla подверглась серьезному рестайлингу, в ходе которого дизайнеры заметно скорректировали внешность автомобиля.
Больше фото здесь.
Поднялась по узкой лестнице, с трудом затащив чемодан на третий этаж. Вот я и в Барселоне! Распахнула двери миниатюрного балкона, впустила в комнату свежий воздух, полюбовалась платанами и тут же от неожиданности отшатнулась – мимо меня с дикими криками пронеслось что-то яркое. Уф, это же попугаи! Читала, что в Барселоне на воле наравне с голубями и воронами живут какаду, но чтобы вот так сразу…
На кухне тем временем разгорался спор. Моя подруга выясняла у хозяина квартиры, прозванного нами Доном Карлосом, где чайник и утюг. Наши просьбы вызвали у него замешательство и искреннее удивление. Утюг, впрочем, нашелся быстро, а вот чайника так и не оказалось. Ну, право, какой чай может быть в Испании, вот есть же кофеварка!
Выпытав у Дона Карлоса тайны подключения к Интернету и где находится ближайшая кофейня, мы пошли знакомиться с Барселоной. Городом, который так долго терзал воображение, манил и очаровывал одним своим названием.
СТАРЫЙ ГОРОД
Рамбла (Rambles)
Шумный разноцветный людской водоворот. Основной променад, самая популярная туристическая улица Барселоны. Зеленой змейкой бывшее русло реки струится от главной транспортной развязки – площади Каталонии – почти до самого моря, вытекая людским потоком к памятнику Колумбу на площади Портал де ла Пау. Всего-то километр и двести метров, но (!) сколько эмоций, ощущений, историй…
На самом деле, Рамбла состоит из пяти бульваров, переходящих из одного в другой, а потому на каталанском ее название во множественном числе – Rambles. У каждого участка своя специализация, свои особенности. В целом же это удивительный мир, состоящий из толп туристов, уличных артистов, мимов, «живых статуй», кафе, магазинчиков, театров, цветочных лавок и продавцов птиц. Город в городе, заманивающий туристов сувенирными лавками, вкусными запахами и развлечениями.
Бросить несколько монет застывшей «статуе» и смотреть, как радуются дети и случайные прохожие ее «оживлению», – разве не чудо? Как не купить букетик там, где торговля цветами идет уже не одно столетие? Ну и как не перекусить в одном из кафе? Это одно из немногих мест, где поесть можно в любое время дня. Обычно кафе и рестораны в Испании закрыты с 16 до 20 часов. Сиеста.
Однако следует помнить, что этот район облюбован иммигрантами, пытающимися продать вам ненужные безделушки, и вороватыми личностями. Так что не стоит забывать о своих карманах и сумках – здесь «работают» целые группы мошенников и воришек, готовых разыграть настоящее представление ради кошелька зазевавшегося туриста.
Рынок Бокерия (Mercat de la Boqueria)
Примерно в середине бульвара расположен вход на знаменитый рынок Бокерия. Это настоящий праздник для гурманов: здесь продают самые лучшие и свежие продукты. Рыбные, мясные и овощные ряды смогут поразить даже самого требовательного и искушенного покупателя. Горы фруктов и сладостей, прилавки с аппетитным хамоном и потрясающие воображение аккуратно выложенные во льду дары моря. И не беда, что туристу не с руки покупать свежайших креветок или осьминогов – можно зайти в одно из кафе на рынке. Если верить путеводителям, то их посещали даже такие знаменитости как Жан-Поль Готье!
Готический квартал
Буквально в нескольких шагах от оживленного бульвара Рамбла находится островок средневековья – Готический квартал. Именно с этого места более двух тысяч лет назад и началась Барселона. В небольшом, окруженном неприступной стеной поселении Барсино жили римские войны. Позже в средневековые постройки удачно вписались более поздние здания. Сейчас этот музей под открытым небом привлекает в свои узкие мрачноватые улочки туристов со всего мира. «Готическим» его стали называть только в начале XX века. Здания этого стиля сохранились и в других частях города, но именно этот сложившийся за столетия архитектурный ансамбль представал в идеальной гармонии.
Здесь находится и самая старая площадь Барселоны – Пласа Нова. Там в XIII в. находился главный рынок Барсино, где в числе прочих необходимых вещей продавались и рабы. Сохранились в квартале и две римские башни – часть старинной городской стены – и много других не менее примечательных строений разных эпох. Так что прогулка по узким улицам может стать настоящим уроком истории.
БАРСЕЛОНА ГАУДИ
Невозможно побывать в Барселоне и не познакомиться с творчеством великого каталонца, гения архитектуры Антонио Гауди. Сказочный парк Гуэль, по театральному пестрый дом Бальо с красавцем-драконом на крыше, немного суровый Дом Мила («Каменоломня») и потрясающая, вознесшаяся к небу Саграда Фамилия. Это, конечно, только самые известные произведения зодчества, которых коснулся талант Гауди.
Парк Гуэля (Parque Guell)
Сказочный мир, ожившие фантазии, фантазийная реальность – это все волшебный парк Гуэля. Думаю, жителям Барселоны и туристам повезло, что проект Эусеби Гуэля по строительству на тогда пустынном холме города-сада в английском стиле потерпел фиаско. Вместо запланированных 62 вилл для обеспеченных граждан теперь здесь базируется знаменитая на весь мир зона отдыха. Гений Гауди и его учеников разгулялся там на славу. Парк очаровывает: «пряничные» павильоны у входа, мозаичный дракон, широкая лестница, ведущая к гипостильному залу Ста колонн, площадка, венчающая это великолепие, и обрамляющая ее скамья-парапет, знакомая по фильмам и миллионам фотографий, прогулочные аллеи «птичьи гнезда», тенистые променады и утопающие в зелени виллы. Здесь следует провести не меньше половины дня. Лучше запастись набором для пикника и провизией, чтобы, нагулявшись вдоволь по дорожкам парка, запечатлев все панорамы Барселоны и уголки самого парка, прилечь на травке и предаться приятной лени в тени олив. Выпить вина, послушать музыкантов, также устроившихся неподалеку. Кстати, самые лучшие сувенирные лавки находятся у подножия парка Гуэля. Так что не стоит раздумывать и оставлять на потом решение «сувенирного вопроса», ведь таких вещиц больше нигде не найти!
Дом Бальо (Casa Batllo)
Этот удивительный дом находится на главной артерии города – бульваре Грасии (Passeig de Gracia) – рядом с домами Амалье и Льео Морера. Они принадлежали семьям богатых промышленников и меценатов, которые не скупились и приглашали лучших мастеров своего времени. В результате их творчества, подкрепленного деньгами владельцев, образовался «Квартал раздора» (или «Квартал несогласия») – стилистически несогласованный, но от того еще более притягательный архитектурный ансамбль.
Если вы окажетесь в Барселоне, выделите пару часов на посещение Дома Бальо. Пусть вас не пугает огромная очередь – двигается она стремительно. Обязательно возьмите аудиогид и вместе с ним не спеша обследуйте каждый уголок этого необычного и удивительного дома.
Хотя Антонио Гауди не строил, а только реконструировал Дом Бальо, тем не менее гений мастера здесь проявился во всем. Исследователи его творчества говорят, что именно эта работа стала началом нового творческого этапа архитектора. Этот дом еще называют «Домом костей». В нем Гауди воплотил свои идеи, почерпнутые в живой природе. Здесь совсем нет прямых линий. Волнистые очертания используются как в фасаде, так и в интерьере. Дом, словно большой организм, живет, дышит и пульсирует. Венчает здание стилистическое изображение дракона – излюбленного персонажа Гауди. Прогуляться по крыше-террасе и рассмотреть каждую чешуйку, сфотографироваться на фоне крыш Барселоны, потом спуститься в сувенирную лавку и купить оригинальных безделушек, книг, альбомов и марок – кажется, экскурсия подошла к концу. Но если вы все-таки не хотите расставаться с этим чудесным домом, то зайдите в кафе, расположенное на одном из верхних этажей, и закажите бокальчик кавы (игристого вина) или чай с пирожным. И, сидя на стульях, сделанных по эскизам самого Гауди, почувствуйте вкус жизни каталонских буржуа начала прошлого века, полюбуйтесь на бульвар Грасии и очередь из тех, кому еще только предстоит зайти в Дом Бальо.
Дом Мила (Casa Mila, La Pedrera)
Совсем недалеко от «Квартала раздора», на другой стороне бульвара Грасии, стоит еще одно творение Антонио Гауди – Дом Мила. Это последнее законченное здание мастера. Сегодня – один из символов Барселоны, признанный архитектурный шедевр, сначала вызывавший протесты и насмешки жителей каталонской столицы. А за тяжеловесный вид здание было прозвано «Каменоломней».
Проект этого шедевра опередил свое время. Например, здесь нет внутренних несущих и опорных стен, а потому планировку квартир можно сделать на свое усмотрение, система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, в доме есть подземный гараж, а также Гауди предусмотрел лифты, которые установили позже.
Сейчас здесь находятся офисы и по-прежнему проживает несколько семей. Один из этажей открыт для посещения – там воссоздана обстановка квартиры начала XX века. Кажется, вот только что перестал играть граммофон, дети куда-то выбежали из детской, прислуга тоже отлучилась, оставив недоглаженным белье. Вереница комнат, фрагменты чужой жизни, бытовых мелочей, которые можно разглядывать бесконечно.
На мансардном этаже расположился музей «Пространство Гауди», но, к сожалению, аудиогида на русском языке в «Ла Педрере» нет, так что после беглого осмотра лучше сразу подняться на крышу. Разноуровневая терраса завораживает. Дорожки, проложенные по крыше Дома Мила, приводят посетителей в таинственный и неповторимый мир архитектора. Вентиляционные трубы и дымоходы напоминают безмолвных стражей, а панорамы Барселоны заставляют учащенно биться сердце. Отсюда прекрасно видно главное детище мастера – легендарный храм Саграда Фамилия. Гулять, лежать на теплых ступенях, любоваться видами можно бесконечно. Жаль, время поездки так ограниченно! Как утверждают путеводители, в летний сезон в пятницу и субботу терраса открыта и для ночных посещений. До полуночи там играет живая музыка и работает бар.
Саграда Фамилия (Искупительный храм Святого Семейства, Temple Expiatori de la Sagrada Família)
Это творение Гауди невозможно не заметить или обойти. Его величественный силуэт виден из любой точки города. Это главная работа великого каталонского мастера, которой он посвятил сорок лет жизни. Именно из-за храма Святого Семейства Барселону ежегодно посещают миллионы человек. И это только за год. Каждый билет – это вклад в строительство уникального сооружения, задуманного Гауди. Ведь с первого дня Саграда Фамилия строится исключительно на пожертвования. Говорить об этом и по сей день не законченном творении бессмысленно. Достаточно привести цитату Гауди: «Мой клиент никуда не торопится».
БАРСЕЛОНА СПОРТИВНАЯ
Барселона – это еще очень спортивный город. Столица Олимпийских игр 1992 года и родина легендарной футбольной команды «Барса». Стадион «Камп Ноу» – место кипения страстей. Нужно видеть, как скучающие в туристическом автобусе мужчины по мере приближения к стадиону оживляются, а потом дружно встают и выходят! Экскурсия на стадион – что может быть лучше для футбольного фаната.
Однако жители Барселоны гордятся и комплексом, построенным для Олимпиады 1992 года. И не зря – размах впечатляет!
Всего неделя в Барселоне. Сначала казалось, что это вечность, что этого хватит за глаза, что мы успеем все и даже заскучать… Но чайник и утюг, которых мы так добивались в начале, так и остались невостребованными, масса интереснейших мест мы так и не увидели, многочисленные музеи оставлены на потом, а сколько ресторанов и прочих мест отдыха и развлечений осталось без нашего внимания. Барселона прекрасна, туда хочется еще и еще возвращаться. Хотя бы для того, чтобы снова взглянуть на Саграда Фамилия, увидеть акулу, проплывающую прямо перед твоим лицом в «Аквариуме», посидеть на бульваре Грасия в винотеке «Торрес», обнять теплого «дракона» в парке Гуэля, да и мало ли еще дел у нас там!..
Справка AG
Барселона (исп. и кат. Barcelona) – столица Каталонии. Крупнейший промышленный и торговый центр Испании. Один из важнейших туристических пунктов в Европе. Население Барселоны – более полутора миллионов человек (второй город по численности населения в Испании после Мадрида). В 1992 году Барселона принимала летние Олимпийские игры. Язык – каталанский и испанский, с собой лучше иметь разговорник, так как английский понимают не все. Испания – член ЕС, участник шенгенского соглашения. Валюта – евро. Климат Барселоны средиземноморский, с мягкой сухой зимой и теплым влажным летом. Самые холодные месяцы – январь и февраль (около 10 °C), самые жаркие – июль и август (около 25 °C).
Известные жители Барселоны: Пабло Пикассо, Жоан Миро, Сальвадор Дали, Антонио Гауди, Хосе Каррерас и Монтсеррат Кабалье.