AG — Автомобильный журнал

Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев

lf



С 1 января 2013 года приморская медицина перешла на одноканальное финансирование, а после 10 часов вечера в магазинах запретили отпускать пиво. Однако для владивостокцев наиболее насущной проблемой стал клятый автобусный вопрос. Перевозчики вежливо попросили краевую власть в очередной раз повысить тариф на проезд (с 15 до 17 рублей), пообещав, наконец, выполнить инвестиционную программу. Это значит – отрегулировать температуру воздуха в автобусах, наладить безналичный расчет, обучить вежливости водителей, найти среди них некурящих и предпочитающих общаться по телефону не во время поездки по городу.,. А самое главное – полностью обновить автопарк. Разумеется, все это перевозчики торжественно пообещали. Но в очередной раз позабыли выполнить.

И поехало: СМИ отправились в автобусные дозоры с инспекцией, блогеры прилюдно возмутились в своей тусовке, о чем сразу раструбили информагентства. А вот представители власти промолчали. И до сих пор продолжают молчать, не забывая при случае напоминать о несуществующем графике движения. Получается как в басне Крылова, где лебедь, рак и щука тянут в разные стороны, а воз и ныне там. Общественность, не дождавшись реакции власти, срочно инициирует создание рабочей группы, которая будет патрулировать улицы в вечернее время на предмет работы автобусов, контролировать вежливость водителей и следить за выполнением инвестиционных программ.

Что мы видим в итоге? Реальных дел не видно, а шумный гул в интернет-обсуждениях постепенно утихает. Похожая ситуация сложилась год назад, когда плата за проезд поднялась на два рубля с 11 и (транзитом) с 13 до 15 рублей. И тогда были возмущенные, и тогда создавались комиссии, и также звучали обещания, похожие на нынешние как две капли воды. Но отмены не случилось. Почему так вышло?

Во-первых, Владивосток как автомобильная столица Приморья все больше становится городом личных машин. Естественно, с увеличением количества «железных коней» потребность многих вчерашних пользователей автобусов в них отпадает. Во-вторых, здесь принято указывать друг другу на наличие достатка: не можешь доплатить лишние два рубля за проезд – нищеброд, который не может накопить на авто или ехать на автобусе за 17 рублей. В-третьих, люди разобщены и им по сути нет дел до проблем окружающих. Даже если они общие. Сколько лет уже талдычат о системе контроля продажи билетов, которая позволит установить, сколько зарабатывает за день работы водитель автобуса N. И теневые суммы называются приличные, и все об этом якобы знают. А вот проверить не удосуживаются. Безусловно, доводы автобусников принять можно: дорожает нынче все, однако реальный механизм ценообразования мало кто знает. Но услышьте вы и доводы пассажиров, не выставляйте их безропотными буратинами.

Вот только нужно, чтобы глас пассажирский был слышен четче и организованнее. Это важно, поскольку в мире, где разобщенность все ярче подчеркивает безразличие окружающих, потребность в сообществе нужна как никогда. Средства массовой информации в этом вопросе вряд ли смогут помочь, поскольку стараются только отражать реальность, а не моделировать ее. Будьте спокойны, если нужная модель будет функционировать, они подключатся в тот же момент. Водители перестанут хамить и курить в автобусе, если все больше пассажиров начнут заваливать жалобами транспортный отдел и мэрию Владивостока. Необходимость пересмотреть схему маршрутов и ввести дополнительный контроль за вечерними передвижениями автобуса тоже не родится из воздуха. А там и до тарифов недалеко. Вопрос, хватит ли желания у людей или через год нам снова объявят об увеличении стоимости проезда и все начнется сначала? 

Сколько нелестных пожеланий было послано вслед изящному автомобильчику, ведомому изящной же женской ручкой! И каких только имен и званий не было придумано дамам, осмелившимся бросить вызов мужскому шовинизму на дороге. «Обезьяна с гранатой», «камикадзе-любитель», «фашист на танке» – едва ли не самые безобидные из них. Но так ли правы те, кто утверждает, что женщина и автомобиль понятия не совместные?! И подтверждает ли статистика устоявшийся мужской взгляд на проблему? Да и вообще – есть ли проблема?!

Подсудимая, встаньте!

Итак, за что столько критических стрел пускают сильные и умелые мужчины в изначально слабое и зависимое существо, в женщину? В чем конкретно ее обвиняют? Если разобраться, то поводов осуждать женщину, вторгшуюся на исконно мужскую территорию, не так уж и много. Всего три! Но каких. По мнению мужской половины (кстати, меньшей!) женщина:

— вокруг себя никого не видит

— кроме себя никого не слышит

— ничего в машине не понимает

Не так уж и мало! Но насколько эти обвинения обоснованы? Действительно ли все так безнадежно? Давайте разбираться по пунктам, обстоятельно и аргументировано.

А глаз, как у…

Сколь кому-то из авто-мото-знатоков-профессионалов ни покажется удивительным, но природа сотворила мужчин и женщин очень разными. И это просматривается не только в строении тела, наличии (или отсутствии) волосяного покрова, способности выпить литр без закуски, но и во многом другом. В частности, в такой малости, как строение мозга. А с ним и тем, что принято называть органами чувств. К чему такой длинный заход? А к тому, что женщина видит не хуже (в том числе и на дороге) – она видит иначе. Так случилось, что на заре человеческой истории, мужчина и женщина исполняли строго определенную роль в жизни общины. Чем занимался мужчина-охотник, понятно уже из названия. И благодаря этому за века эволюции его способности приспосабливались к специфике такого труда. Умение «самца» на глаз определить расстояние до намеченной жертвы, приблизительный вес (тащить то, не исключено, одному!) и рассчитать силу броска копья с модным тогда каменным наконечником, со временем вылились в то, что сегодня специалисты называют туннельным зрением.

С женщинами оказалось сложнее. Им отводилась куда как менее заметная, но не менее ответственная роль. Она должна была поддерживать огонь в пещере, следить за детьми и стариками, сканировать пространство вокруг жилища на предмет опасности и незваных гостей, выглядывать мужа с добычей и при этом заниматься десятком самых разнообразных дел, которые истинные мужчины и поныне считают пустяковыми и чисто женскими. Надо ли говорить, что за тысячелетия такого труда природа, для облегчения «долюшки женской», одарила дам способностью…видеть все вокруг. Да-да, т.н. периферийное зрение женщин – предмет их особой гордости. А из этого следует, что освобожденная женщина Востока (а также Запада, Юга и Севера) садясь за руль, видит… даже больше, чем мужчина-водитель. Она отмечает детали, которые мужчина просто не замечает, успевая определять их размер, цвет и даже перспективу.

Как утверждает статистика, большинство аварий случаются из-за того, что водитель не заметил опасности, возникшей сбоку. Надо ли говорить, что особенности женского зрения в этом случае даже предпочтительнее мужских. Впрочем, мужчина, благодаря «своему» зрению четче видит то, что происходит непосредственно перед ним на дороге. Следовательно, быстрее может увидеть препятствие или опасность и принять меры противодействия. Правда, есть козырь в мужской колоде, который ни одним «джокером» не перебить. Дело в том, что в мужском мозге, в правом его полушарии, есть центры отвечающие за ориентацию. И ориентацию на местности, в частности. У женщин таких зон просто нет. Отсюда и все их проблемы на дороге, не лады с географическими картами и даже курьезные ошибки в определении «право-лево». Но если женщина заблудилась, она просто спросит дорогу у кого-то из местных. Мужчина же никогда не признается, что не знает куда ехать и будет упорствовать в своих заблуждениях до последнего. И неизвестно что хуже…

Послушайте, дамочка…

Есть такой милый анекдот. Один мужик жалуется другому: «Еду вчера и вижу – какая-то фифа за рулем губы красит. Я так возмутился, что чуть бритву в кофе не уронил…!» В этом все мы мужчины – что положено Юпитеру, не положено быку (тем более, если бык – и не бык вовсе!). Не будем лукавить, мужчина за рулем не безгрешен. И по «мобильнику» треплется, и на пассажира (в особенности на пассажирку) отвлекается. А уж по поводу мужской манеры езды лучше спросить у сотрудников ГИБДД. Но вот если тем же самым занялась дама – берегись, красавица! Затопчут, заклюют и затолкают. И это при том, что мать-природа (заметьте – мать!) о дочерях своих и здесь позаботилась основательней. Оказывается, мозг женщины позволяет ей делать несколько дел одновременно. К примеру, управляя машиной она в состоянии говорить с попутчиком, слушать радио и звук двигателя, успевая при этом отмечать восхищенные взгляды брошенные в ее сторону. Дело в том, что женский мозг в состоянии разделять звуки, определять их природу и принимать решения относительного каждого (!) из них. Мужчины и здесь оказались в проигрыше. Мы (и это могут подтвердить не только ученые, но и мы сами) не способны заниматься несколькими делами одновременно. Только одним!

Вспомните, если есть необходимость остановиться и, к примеру, свериться с картой, первым делом радиоприемник делается потише. Поскольку мешает сосредоточиться. А вот женщине он не мешает. Она просто не обратит на него внимания. Но к чести мужчин следует признать, что мы точнее определяем откуда идет звук. Женщинам это дается труднее. Но это вовсе не значит, что она ничего не слышит. Слышит, и даже больше чем мужчина. Вот только не научилась быстро обрабатывать всю поступающую к ней информацию. Вот и реагирует медленнее, и ведет себя, порой, неадекватно… Но, ничего, научится. Наверное.

Где у нее кнопка?

Главное в чем зачастую обвиняют женщину, что она, садясь за руль, не знает (вы только подумайте!) как устроен автомобиль. Какой она после этого шофер!? Ужасно! Ужасно? Разберемся в терминах. Появившееся в России на рубеже веков слово «шофер» означало тогда, в эпоху парового двигателя, что-то вроде «кочегар» или «истопник». Понятное дело, к женщинам это имеет слабое отношение. Но главное, не предполагает знания «матчасти». А оно ей надо?! При нынешнем развитии мобильной связи и сети станций техобслуживания есть ли смысл заморачиваться такими категориями как ослабление ремня ГРМ или стука в шаровой. Есть же специалисты, к которым, между прочим, и мужчины прибегают при необходимости. Немного нынче найдется охотников менять тот же ремень газораспределения в гаражных условиях. Конечно, хорошо бы уметь, к примеру, менять колесо на дороге.

Но сделать это на каблуках, с длиннющим маникюром и при этом не растрепать прическу… Вам ее не жалко? Да и сможет ли настоящий рыцарь проехать мимо попавшей в дорожную передрягу женщины!? Да, знать основы желательно, но так ли уж обязательно? Ведь существительное «водитель» произошло от глагола «водить». Значит, на дороге важнее владеть основами вождения и знать правила дорожного движения. Их то, по мнению инструкторов автошкол, женщины усваивают лучше. Да, они не всегда понимают, откуда берется искра в камере сгорания, но им точно известно название дорожного знака, зона его действия и, главное, что следует предпринять в этой зоне. Более того. В отличие от тех мужчин, которые садятся в машину как в седло боевого коня, что бы в нескончаемом турнире с себе подобными добыть победу, женщина ни с кем не соревнуется. И если мужчине просто необходимо прибыть первым (и значит стать лучшим), то женщине важно просто доехать. Аккуратно, без лишних волнений и нервотрепки. Возможно, поэтому аварии, в которые женщины все же попадают, не такие тяжелые и обходятся зачастую лишь помятым (да и то не сильно) железом. Эту особенность женского вождения уже отметили «в Европах». Там давно существует женский полис автострахования. Он дешевле и выгоднее мужского. Почему? Попробуйте догадаться сами. Заметим лишь, что капиталисты деньги считать умеют и на многообещающий взгляд и «губки бантиком» их не возьмешь!

И последний гвоздь в гроб мужских заблуждений. Знаете ли вы, уважаемые мужчины, что первым водителем (лучше сядьте!) была женщина. Имя ее – Берта Бенц, жена всемирно известного Даймлера Бенца в 1888 году втайне от мужа совершила первый автопробег на умопомрачительное по тогдашним меркам расстояние – 180 км. При том, что надежность первых трехколесных агрегатов была, мягко говоря, сомнительной. И именно женщина стала первой, кто не только столкнулся с автомобильными поломками, но и (что значительно, важнее!) стала первой, кто сумел устранить их самостоятельно. В дороге ей вместе с сапожником пришлось заменить кожу тормоза, укорачивать растянувшуюся цепь с кузнецом, а вот изолировала провод и чистила бензотрубки фрау Бенц только своими силами. Первый – чулком, а второй – шляпной булавкой. И кто после этого посмеет бросить в женщин камень?!

Белый флаг над крепостью

Приходится признать, что едва ли не последний мужской бастион медленно сдается под натиском эмансипации – женщины продолжают активно пересаживаться за руль автомобилей. По статистике почти четверть всех бегающих по дорогам машин управляются женщинами. 80% занимающихся на курсах вождения – женщины. А это значит, что очень скоро равенство полов и на дороге станет реальностью. И с этим ничего поделать нельзя – причин для такого положения предостаточно. Уровень благосостояния повышается, что в свою очередь позволяет иметь в семье не одну машину, а две и даже три. Женщина все меньше зависит от мужчины и хочет сама «рулить» своей жизнью, в чем ей очень помогает собственное авто. При том, что ее никто не освобождал от обязанностей по дому и, следовательно, дети, магазины и прачечные на ней. А успеть выполнить все легче (и чего греха таить – спокойнее) с помощью не одной мужской, а сотни лошадиных сил.

Так что придется смириться, дорогие мужчины, с неизбежным. Эволюцию не остановить и движение по пути прогресса будет продолжаться. Давайте же, наконец, поймем, что они просто другие – не хуже и не лучше нас. И простим им некоторые ошибки, заблуждения и неумелость. Закроем глаза на их нерасторопность, медлительность и наивность. Станем снисходительны к их женским слабостям, ведь женщина и на дороге остается женщиной. И перестанем, наконец, критиковать, осуждать и оскорблять их. Недостойно это нас, честное слово…

Блин, ну кто так паркуется?! Эй, урод, у тебя глаза есть? О простите, сударыня. Что вы делаете сегодня вечером…?

Охота, вопреки укоренившемуся мнению, вовсе не предполагает массовости. В том смысле, что степень удачливости мероприятия напрямую не зависит от числа участников. Это в давние времена гуртом мамонта загонять получалось легче, да и против пещерного медведя выстоять группой было как-то сподручнее. Ныне все изменилось.

(ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО – В ПРЕДЫДУЩЕМ НОМЕРЕ AG)

Сегодня охотник, экипированный по последнему слову техники, проконсультированный спецами и сориентированный спутниками, уже не особо нуждается в компаньонах. Что позволяет привнести в это древнее действо элемент интимности и самоуглубленного созерцания.

Вечный второй
И все же совсем без спутника не обойтись. Как ни крути, но лес по-прежнему представляет для городского жителя некоторую опасность, а его обитатели отнюдь не стремятся стать трофеем. Даже подраненные зверь или птица, следуя древнему и всепоглощающему инстинкту выживания, хоронятся в глубине или чаще. И достать их без риска свернуть шею, провалиться в трясину или под лед человеку почти нереально. Человеку – да. Но его вечному (это не преувеличение!) «второму» сделать то же самое – пара пустяков. Поскольку он легче, быстрее, опытнее. Да и перемещается, в отличие от неуклюжего «первого», не на двух лапах, а на четырех. Собака – вот решение всех (ну, или почти всех) охотничьих проблем. Дрессированный пес не только обнаружит дичь, укажет на нее хозяину и «поднимет», но после выстрела только он единственный сможет обнаружить подранка. И что самое приятное во всей этой процедуре, с ним, полноценным партнером, не придется делиться славой, выяснять, кто стрелял первым, кто попал и кому, в конце концов, принадлежит трофей. Пес априори согласен на все условия. Для него просто побегать по лесу, полаять на бабочек, полежать на привале возле любимого хозяина и есть предел собачьего счастья. А уж о собачьих преданных и благодарных глазах и говорить нечего. Ни одна самая влюбленная женщина или восторженный ребенок никогда не будут смотреть на мужчину с таким обожанием и восхищением, как этот нестриженый, лопоухий и смешной пес. Правда, чтобы он стал таким, придется приложить немного сил. Или – много! Это в том случае, если желание сэкономить пересилит здравый смысл. Ведь в вопросах выбора щенка охотничьих пород, равно как и в последующих шагах по его воспитанию, мелочей нет. Как говорил Бывалый в фильме «Кавказская пленница», «это вам не лезгинка, а твист». А тут все еще сложнее…

Родительский дом
В отличие от любителей собак служебных пород, охотники значительно стеснены в возможностях. Нет, разговор не о материальной составляющей (хороший экип стоит, как хороший автомобиль), но о вариантах в части приобретения собаки. Дело в том, что при решении задачи завести, скажем, «немца» вопрос решается просто: из сравнительно длинного списка клубов служебного собаководства выбрать либо самый именитый, либо максимально близкий географически. С охотничьими все сложней и проще, поскольку такой клуб – всего один на весь Приморский край. Он так и называется – «Приморский краевой клуб охотничьего собаководства». Именно там регистрируются все пометы (и значит, все без исключения «рабочие» щенки внесены в базу). И только там собаку вписывают в охотничий билет. Напомним: использование собаки на охоте приравнивается к использованию оружия. Надо ли объяснять, чем чревато посещение охотничьих угодий с незарегистрированным стволом?!

Но что важнее, только там работают специалисты исключительно по охотничьим породам. Они, как все собачники, люди открытые и доброжелательные. И значит, охотно подскажут новообращенному, на какую породу обратить внимание, сориентируют по ценам и срокам. Собаки – не куры, круглый год не несутся, и очень хороших щенков, возможно, придется подождать. Если регалии родителей (выставочные оценки, полевые заслуги и проч.) и родословная нового члена семьи не особенно важны, в клубе подберут вариант, удовлетворяющий требованиям и кошельку. И можно не сомневаться – это будут хорошие собаки, надежные спутники и умелые охотники. Впрочем, об этом позже.

С чем же связана такая уверенность? С авторитетом и клуба, и его сотрудников. Последние, рекомендуя того или иного щенка, в буквальном смысле «подписываются» за него. Поскольку (и это не шутка) знакомы с ним лично. Знакомства происходят на процедуре, названной недвусмысленно – выбраковка. Да-да, чтобы стать охотничьей собакой, мало ей родиться. Сколь ни знамениты и достойны родители, но и у них случаются осечки. В результате чего на свет появляются… скажем так, не совсем достойные экземпляры. Нет, у них нет второй головы или дополнительной пары лап, но для охоты они не годятся. Причин тому множество. И первый пункт в списке врожденных недостатков – боязнь выстрела. Исправить это невозможно, поскольку «косяк» на генетическом уровне. Туда же можно отнести трусость или излишнюю агрессию, не свойственную той или иной породе. Есть и другие причины, уже анатомические. Неспециалистам, возможно, и неведомо, что на каждую породу есть свои стандарты. И породистая собака должна им соответствовать. Так вот, если при осмотре обнаруживается дефект, собака безжалостно (или со слезами на глазах, ведь щенки такие хорошенькие!) выбраковывается. В клубной базе остаются только самые-самые.

А что же с «забракованными»? Вот тут-то в дело вступает русская сметка. Понятно, что никто их физически уничтожать не станет, хотя бы из жадности. Они предлагаются потенциальным покупателям, но… по чуть-чуть заниженной цене. Понятно, что настоящая причина такой щедрости опускается, а озвучивается другая – более гуманная и трогательная. Забота о щенке и клиенте, личная симпатия и добрые отношения – лишь часть старой как мир сказки, рассказываемой веками продавцом покупателю. Халява, желание купить «на грош пятаков» могут сыграть с «экономистом» злую шутку. Поскольку вместо хорошей рабочей собаки у него есть все шансы купить просто собаку. С проблемами, не свойственными охотничьему псу-компаньону. И при этом по весьма чувствительной цене! Кстати, то же касается и приобретения собаки по объявлениям. Ни документов в настоящем, ни выставок в будущем ожидать от такой «негоции» не следует. Равно как и врожденных охотничьих навыков. В лучшем случае новый владелец получит просто веселого хвостатого приятеля-звонка, в худшем – трусливого, злого, больного доходягу. Но избавиться от него уже не просто – он ведь живой, уже свой…

Лапка за лапку…
Собираясь завести собаку, приходится решать множество проблем. Щенок – тот же ребенок, только говорить не может и растет быстрее. Правда, в отличие от роддома, где владельцам выдают то, что они сами смастерили, собаку можно выбрать. Высказав свои пожелания, с учетом важных и значимых моментов: наличия в доме детей или стариков, двора или его отсутствия и прочего в том же духе. С этим тоже помогут в клубе, рекомендовав того, кто поспокойнее или, напротив, поагрессивнее (пусть попутно еще и частный дом охраняет). Плюс сориентируют по ценам, которые могут разниться в разы – все зависит от фантазии заводчика. Впрочем, не только. Дело в том, что это у человека разумного спаривание происходит спонтанно, а то и по недомыслию. У породистых собак такая вольность недопустима. Маму и папу будущему щенку выбирает не слепой случай, а очень даже зрячий и информированный заводчик. Для него процесс появления новой жизни – не столько чудо, сколько реализация бизнес-проекта, призванного нейтрализовать недостатки, свойственные одному родителю, достоинствами другого. В результате чего, пусть и искусственно, появляется особь, максимально соответствующая стандартам породы. Чтобы плюсы и минусы предков перекрывались, собачьих маму и папу ищут… по всему миру! А отыскав, договариваются о свидании. Тоже, к слову, не бесплатном (вот здесь уже – как у людей). Все эти хлопоты занимают немало времени и требуют ощутимых затрат. И потому не приходится удивляться, что щенок может стоить и десять тысяч, и все тридцать. И это далеко не предел.

Немаловажный вопрос – когда приобретать щенка? Специалисты рекомендуют возраст 1,5-2 месяца (кинологи предпочитают единицу измерения «неделя»). Шестинедельный щенок считается идеальным для переезда в новую семью, этот возраст лучший для адаптации, а период жизни – наиболее активный для социализации. Понятно, что угадать с неделями получается не всегда, но беспокоиться особо не стоит. Предельного порога (когда уже ну никак!) не существует. Просто социализация, привыкание и адаптация будут длиться дольше. И нередко сложнее.

Если кто-то думает, что появление четвероногого непоседы в доме решает все проблемы, то он глубоко заблуждается. Тут, как в «Санта-Барбаре», все только начинается. Или, правильнее сказать, продолжается. И на первом этапе на первый же план выходит здоровье щенка. Как правило, первая прививка делается заводчиком в возрасте двух месяцев, вторая – еще через три недели. Деньги потребуются не великие, и потому экономить не стоит. Щенок в этом возрасте почти беззащитен и подхватить какую-нибудь заразу для него – пара пустяков. А вот лечение может влететь в копеечку. И вовсе не факт, что удастся выходить мальца. Так что со здоровьем лучше не экспериментировать.

А с именем – и само не получится. Еще и потому, что щенка приобретают уже… названным. Его дает при актировке помета лично заводчик, исходя из… первой буквы помета. При этом в кличку (которая в обязательном порядке записывается в собачьи документы) включаются буквы из имен родителей, названия местности и питомника. Но если кличка, по мнению нового хозяина, никак не подходит его питомцу, ее можно сменить. Причем на законных основаниях, в течение двух недель после покупки (как и записано в правах потребителя). Но, как правило, особых проблем этот пункт не вызывает. Поскольку в реальной жизни сложносочиненные и труднопроизносимые «официальные» клички заменяются на более привычные и понятные. И потому, к примеру, какая-нибудь Кэральма-Юлси-Гнесси-Бриффенау в домашней обстановке охотно откликается на Люську или Альку. А то и просто Машку или Шарика.

Мнение специалиста. Юлия Вячеславовна Гусева, кинолог Приморского краевого клуба охотничьего собаководства:

– Что касается покупки, цены устанавливает заводчик. На сегодня хороший щенок стоит от десяти до тридцать тысяч. Здесь учитывается все: и то, что мама с папой супер-мега-титулованные, и что на вязку возили в Москву или Санкт-Петербург (а бывает, что и за границу)…

Такие щенки априори будут стоить недешево – заводчики вкладывают в это дело серьезные деньги, время, опыт… Так что, кто хочет хорошую собаку, пусть готовится платить. Ведь человек, собираясь на охоту, покупает хорошее дорогое ружье. А собака приравнивается к оружию. Так почему же она должна стоить меньше?!

12-й этап World Strongman Champions League прошел во Владивостоке 14 сентября. На водной станции ТОФ собрались самые сильные люди мира, а также около полутора тысяч поклонников силового экстрима. В этом году ведущим мероприятия стал известный российский атлет Михаил Кокляев, который в прошлом году на той же площадке стал победителем этапа чемпионата World Strongman Champions League, а в этом году не смог участвовать из-за травмы трицепса.

Первое испытание для атлетов – перебрасывание 25-килограммовой гири через планку, установленную на высоту 480 сантиметров. Каждому участнику дано две попытки, чтобы взять высоту, после чего планку поднимают. Победителем на этом этапе стал Хафтор Джулиус Бьернсон (Исландия), который взял высоту 6 метров и побил мировой рекорд в этом испытании, который составлял 581 сантиметр и принадлежал Михаилу Кокляеву в течение трех лет.

Вторым испытанием стало так называемое «коромысло». Со снарядом, который весит 400 килограммов, участникам необходимо было пройти 25 метров за наименьшее время. С результатом 12,48 секунды лучшим на этом этапе стал 28-летний Александр Лысенко, который, по словам Михаила Кокляева, является надеждой русского силового экстрима.

Третий этап – подъем гантели массой 120 и 100 килограммов (на выбор). В этом соревновании первое место поделили Майк Бурке (США) и Кшиштоф Радзиковски (Польша), которые смогли поднять 120 килограммов по пять раз.

Становая тяга – одно из любимых зрителями упражнений и четвертое на 12-м этапе чемпионата World Strongman Champions League. Проще говоря, это приседания с автомобильной нагрузкой в 340 килограммов. Подняв автомобиль 18 раз, самый сильный литовец Жидрунас Савицкас стал лучшим в данном состязании.

Пятое упражнение – удержание 30-килограммового снаряда на вытянутых руках. Американец Майк Бурке занял лидирующую позицию на данном этапе, продержавшись 55,25 секунды.

В общем зачете победу одержал Жидрунас Савицкас, который в этом году стал самым сильным человеком Литвы. Серебро досталось американцу Майку Бурке, а бронзу увез поляк Кшиштоф Качер Радзиковски.

– Мне нравится Владивосток, – говорит Михаил Кокляев, – приветливый город, который всегда встречает нас хорошей погодой и бурными аплодисментами. Мы приезжали сюда в прошлом году, в этом, приедем и в следующем.

Силовой экстрим – это один из видов спорта, в котором последняя высота еще не покорена. Например, десять лет назад снаряд для упражнения «коромысло» весил около 300 килограммов и считался тяжелейшим испытанием, сегодня же его вес дошел до четырех сотен килограммов и 100 процентов атлетов справляются с ним. Именно по этой причине популярность силового экстрима растет как среди спортсменов, так и среди зрителей.

Результаты 12-го этапа чемпионата World Strongman Champions League:
1. Жидрунас Савицкас (Литва) – 51 очко; 2. Майк Бурке (США) – 47,5; 3. Кшиштоф Радзиковски (Польша) – 41,5; 4. Хафтор Джулиус Бьернсон (Исландия) – 40,5; 5. Александр Лысенко (Россия) – 40; 6. Дидзис Заринш (Латвия) – 24; 7. Анти Маураярви (Финляндия) – 24; 8. Лаури Нами (Эстония) – 22,5; 9. Владимир Калиниченко (Россия) – 17;

10. Эрвин Катона (Сербия) – 12.

Такое впечатление, что получилось авто не только для молодёжи, но и для вполне взрослых, состоятельных людей, любящих комфорт и удобство во всем. Для тех, кто опирается на взаимоотношение цена-качество, выбирая везде золотую середину. Это творение японской промышленности заполнило некую дыру в огромном разнообразии минивэнов. Именно такой автомобиль нужен был людям, для которых Toyota Ipsum, Nadia и Honda Odyssey дороговаты, а Toyota Spacio, Toyota Raum и Honda Capa – маловаты.

С виду, S-MX – великолепный автомобиль с ярко выраженным характером. Эта машина явно выделяется своей оригинальностью из общей массы. Тот, кто не любит излишнего внимания к себе, никогда не решится на такое приобретение – это если говорить о стандартных комплектациях, с обычной неброской окраской, без агрессивных обвесов. Если же брать во внимание экземпляр, попавший к нам, то даже и обсуждать ничего не приходится. Всё и так ясно. Как это ни странно, но японец пришел уже в таком виде со своей родины. Видимо, в Стране восходящего солнца прежний владелец не страдал комплексами по поводу избытка внимания к собственной персоне. Такой цвет сразу бросается в глаза, подчеркивая некую индивидуальность и неповторимость автомобиля и владельца. А низкая губа, да и все обвесы по кругу в целом придают машине в меру спортивный характер.

Оформление салона нисколько не проигрывает внешнему виду. Здесь используются удобные, комфортные сидения, с яркими оранжевыми вставками. У тех, кто попадает в салон, поднимается настроение. Автомобиль обладает очень широким внутренним пространством. Самое главное, что по объёму салон – это почти вся машина. Сидишь высоко, удобно, и если захочется, даже люстру на потолке повесить можно. При таких формах в машине образуется прекрасный микроклимат. У кондиционера и печки достаточно всяких режимов, чтобы создать комфортные условия. На водительском месте невероятно просторно. Запаса над головой достаточно, лобовое стекло где-то далеко. Капота не видно, так что при парковке иногда приходится вытягивать голову вперед.

С уверенностью можно сказать, что даже человек, страдающий избыточным весом, сидя в шубе в заполненной машине, никого плечами касаться не будет. Сзади тоже удобно, даже для людей стандартного европейского роста места много. Если разложить передние и задние сидения, получается ровный, удобный, диван на 2 персоны длиной два с лишним метра. Нет, не зря дизайнеры и конструкторы заявляли, что это авто для молодежи. Заднее сидение имеет еще несколько трансформаций, так что объем багажника может достичь внушительных размеров. Рычаг АКПП находится на руле – удобно, а вот кнопочки подачи звукового сигнала маленькие, и пока их найдешь, пропадает актуальность сигналить. Прекрасные, большие «уши», в которых успешно отражается всё, оставленное позади не могут не радовать, причем они будут помощником и для девушек…

Перейдем к управлению. Придраться не к чему. Динамика для минивэна – высший класс. Двигатель объемом 2 литра (кстати расположен поперечно, относительно посадки водителя низко – безопаснее при возможной аварии ), два верхних распредвала, зубчатые ремни, пятиопорный коленвал, четыре цилиндра, 16 клапанов, легкосплавная головка блока цилиндров, программируемый тип подачи топлива, четырёхточечный впрыск топлива, 130 лошадиных сил – всё это дает нам возможность насладиться минутами приятной комфортной езды. Автомат очень умный, самостоятельно подстраивается под режим движения. Когда едешь минорно, автомат переходит на подобный стиль, экономит топливо, а более мажорно, спортивно – хватка возрастает. Если изначально ехать спокойно, не торопясь, а затем вдруг решить рвануть что есть мочи, прежде надо выбрать момент, газануть разик-другой и затем можно перестраиваться на скоростную полосу. Вот такой примерно алгоритм. Иначе может получиться, что авто не успеет быстро разогнаться и будет обижено гудеть вместо нужного в данный момент рывка.

Для передвижения по ровным городским дорогам и шоссе все сделано на пять с плюсом. Но выезжая на природу, надо быть предельно внимательным. Подвеска у машины жесткая, проходимость на низшем уровне. Ужасно мешает низко подвешенная запаска, расположенная к тому же под передним пассажиром (совершенно нелепое для этой цели место), длинный бензобак емкостью 65 литров. Зимой же выгонять ее из гаража вообще не стоит – по колеям передвигаться будет совсем невозможно.

Впечатление от этой модели хондовского концерна достаточно противоречивые. Оценка ее зависит от вкуса и потребностей. Но если не брать во внимание немного великоватый расход топлива, недешевое техобслуживание и посредственный задний обзор, то обобщая все вышесказанное можно заявить, что автомобиль надежный, с виду необычный, просторный внутри, с достойным мощным двигателем и отличной подвеской. Поэтому, он пока не имеет конкурентов в своей очень узкой нише подобных минивэнов.

Технические характеристики Honda SM-X

Тип кузова 

Минивэн 

Количество дверей / мест 

4 / 4

Габариты (д.-ш.-в.)

3935х1695х1735 мм

База 

2500 мм

Колея передняя / задняя

1490 мм

Двигатель

1973 куб.см, рядный 4-цилиндровый,
16-клапанный, DOHC

Максимальная мощность

130 л.с. при 5500 об./мин.

Макс. крутящий момент

186 Нм при 4200 об./мин.

Привод

Передний

Трансмиссия

4-ступенчатая АКПП

Передняя подвеска

Амортизационная стойка

Задняя подвеска

Двойной поперечный рычаг

Передние тормоза

Дисковые

Задние тормоза

Барабанные

Ёмкость топливного бака

65 л

Максимальная скорость

160 км/ч

Расход топлива, 100 км

10 л (шоссе) / 13 л (город)

Снаряженная масса

1370 кг

Допустимая полная масса

1645 кг

Прибавим сюда уязвимость седока, отсутствие минимального комфорта, зависимость от погоды, и станет понятно, что на байке может передвигаться только сумасшедший. Или очень увлеченный человек! Он не такой, как все. Он – байкер! Он другой во всем – в гастрономических предпочтениях, взглядах на моду, верованиях, традициях и даже языке. Понять его трудно, но узнать о нем кое-что… Почему нет!?

С головы до ног

Странный прикид байкера, вызывает разные чувства – от недоумения до восхищения. Платок зловещей расцветки, жилет с непонятного назначения цепями и вышивкой, непроницаемо-кожаные штаны и тяжелые сапоги. Да еще демонические татуировки, шипастые браслеты, проклепанные ошейники и много чего еще! Должны же такие пристрастия иметь хоть какой-то смысл… То, что носит байкер, предельно универсально, имеет повышенную функциональность и служит задачам, мало понятным остальному миру.

Армия байкеров многочисленна, и едва ли поддается учету, так что необходимость идентификации «свой-чужой» очевидна. А достигается она, в том числе и формой одежды, как принадлежностью к клану таких же ненормальных, рисковых и просто удивительных людей. Элементы обмундирования этой «армии» тоже нестандартны – фуражку заменят бандана, мундир – «косуха», галифе и бриджи – «чапсы», а сапоги-бутылочки – «казаки» и «чопперсы».

Байкера можно вообразить босиком и полуголым. С некоторым напряжением можно представить трезвым. При наличии богатой фантазии – без мотоцикла. Но представить его без банданы нереально. Косынка, лихо завязанная на затылке, давно стала неотъемлемым атрибутом байкера. Да, похожую повязку на голове носят дети и спецназовцы, маляры и автомеханики, но лишь на байкерах она смотрится гармонично и естественно – ведь помимо украшательских функций и указания на причастность к мотоциклетной братии (на ней пишется имя или символ клуба), банадана имеет ярко выраженное практическое применение. Одетая традиционно она укрывает голову от пыли и солнца, а повязанная на лице (или шее) углом вниз при длительных «прохватах» защищает от холода и грязи. Она хорошая повязка на рану и отличный жгут при «асфальтовой болезни». А какая информативность! Повязанная на руке указывает на траур о погибшем брате, на ручке сцепления (в особенности, если байк стоит на обочине) – сигналит «жду помощи», а на ручке тормоза (справа) – приглашает «ищу компанию для совместных «покатушек»…

«Косуха» – следующий по значению (кое-кто считает его первым!) элемент байкерского прикида. «Косоворот» (второе название) – куртка со скошенным замком-молнией, в арсенале мотоциклистов появилась давно. Правда, вначале она была обмундированием летчиков. Самолеты времен Первой Мировой были, мягко говоря, малокомфортными, потому и натягивали на себя летчики все, что могло хоть как-то согреть – шлемы, очки-консервы, унты, краги и куртку с косой застежкой и широким запахом спереди. С появлением в армии мотоциклов, их водителей тоже стали экипировать кожаными куртками и пальто. Окончилась война, и многие лихие пилоты стали мотоциклистами, переняв одновременно и свойственную им (а так же привычную для себя) удобную и функциональную одежду. Стиль «милитари», внешняя брутальность и магическая притягательность кожи сразу сделали такую куртку предметом культа, символом байкерского мира. «Погоны», застежки, шнуровки, заклепки и дополнительные молнии – результат дальнейшей эволюции, и служили уже целям произведения внешнего эффекта. Черные кожаные куртки были первым сигналом о взломе устоев общества. Человек в «косухе» стал ассоциироваться у обывателей с угрозой их тихому болоту. Да так оно и было во времена разгула легендарных мотобанд «Hell’s Angels» и «Outlows». Ныне все в прошлом. Байкеры давно перестали быть угрозой обществу, но дикая энергия «косухи» мгновенно перетекает в каждого, кто рискует ее одеть.

Моду на жилеты задали мотоциклисты Калифорнии. Каждый член мотоклуба всегда и везде должен ездить с символом «своего» клуба, а куртка в жарком калифорнийском климате не совсем удобна. Вот жилет и стал почти идеальной альтернативой. Нередко в жилет превращались бывшие джинсовые куртки, варварским способом лишенные рукавов. Иногда такие «безрукавки», помимо обязательных «цветов» клуба, украшают по бокам шнуровками, что позволяет надевать подобный жилет поверх чего угодно.

Неудивительно, что брюкам байкер уделяет повышенное внимание – ведь ездить на мотоцикле без штанов нельзя (холодно, и ГИБДД против!). Джинсы или кожаные штаны – далеко не полный перечень того, что укрывает кривые байкерские ноги. Чапсы, эти «почти брюки», являются прародителями современных кожаных штанов и представляют собой отдельные брючины с удлиненными боковинами, которые крепятся на поясе. Вначале чапсы были одеждой индейцев надевавших их для езды на лошадях. Позже эту моду переняли ковбои, а затем и байкеры (нет ничего удивительного в совпадении их вкусов – и те, и другие передвигались верхом). На волне популярности чапсов всплыли и кожаные штаны, удобство которых для езды на мотоцикле очевидно.

И, наконец, обувь. Конечно, можно встретить байкера и в берцах, и в кедах и даже в сланцах. Но что касается классики жанра, то только «казаки» или «чопперсы». Происхождение термина «казаки» еще ждет своего исследователя, но откуда пошли «чопперсы» уже известно. Неправильно считать, что высокие крепкие сапоги были названы в честь мотоциклов-чопперов. Наоборот, парни в таких сапогах предпочитали могучие и вальяжные байки, позже нареченные так в честь любимых чопперсов. А термин… В XIX веке чоппером называли большой нож, и во времена гражданской войны в США солдаты стали класть нож-чоппер за голенища своих массивных сапог. Вот так и «соединились» чоппер и обувь, обретя одно из основных современных значений – крепкие байкерские сапоги.

Череп с «лапшой»

Мотоцикл был и остается транспортным средством повышенной опасности (это цитата из Правил Дорожного Движения, а такой книжке можно доверять). Неудивительно, что человек, вверяющий свою жизнь мотоциклу, относится с немалым почтением, как к нему, так и ко всему, что с ним связано. Отсюда все байкерские традиции и суеверия.

Обилие изображений черепа, к примеру, может показаться дурным предзнаменованием. Но согласно байкерским поверьям, череп отгоняет от мотоцикла и его всадника несчастья, злых духов и даже смерть. Считается, что «костлявая» увидев череп, подумает, что человек уже мертв. И не тронет его. Тем же целям служит и «лапша» – тонко порезанные полоски кожи, традиционно закрепляемые на руле. Пришедшие из индийского эпоса, все эти «чудачества» плотно осели в головах и сердцах, и байкеры следуют им неукоснительно. Надо же что-то противопоставлять слепому случаю и дорожным опасностям! Существует ритуал, предваряющий поездку на мотоцикле. При видимой странности, каждый элемент церемонии логически обоснован. Убеждение, что заглянув перед поездкой в бак можно обеспечить себе беспроблемный «прохват» оправдано – на подавляющем большинстве мотоциклов нет датчика топлива.

Дурная примета – ездить на грязном мотоцикле (считается, что он может наказать или даже сбросить) – имеет свое объяснение. Кроме того, что подобное отношение к своему байку неприемлемо в принципе, есть в тщательном уходе за своим «конем» и более приземленный смысл. Тщательно протирая и вычищая детали, узлы и механизмы владелец может осмотреть их более внимательно и оценить состояние. И не следует ругать свой байк. Ему это может не понравиться. Нет необходимости объяснять, с чем связано запрещение садиться за рогатый мотоциклетный руль пьяным. Но было бы неискренним утверждать, что все приметы имеют реальные объяснения. Так, почему-то не стоит садиться на мотоцикл справа. Почему? Вот это уже загадка, но…не стоит и все. Если уж другой возможности нет, то перед своим другом лучше извиниться. Он поймет и простит. Перед самым выездом рекомендуется обойти вокруг мотоцикла и…присесть на корточки. Если движение мотоцикла вызвало оживление в окружающем животном мире – это хорошо.

Собака, которая облаяла мотоциклиста, оказывается, и не облаяла вовсе. Это она так желает счастливого пути (а как ей еще желать – кукарекать, что ли?!). Но если она пытается ухватить за ногу или укусить за колесо – здесь лучше притормозить. Считается, что таким непарламентским методом неразумная животина старается остановить мотоцикл и уберечь его седока от ожидающих неприятностей. Далее кошки. Хорошая примета если она (любого цвета, даже черная!) перебегает дорогу – значит, впереди все будет хорошо. А если кошка рыжая – будет очень хорошо! Много примет связано со шлемом и это понятно. Не так уж много вещей защищает мотоциклиста от опасностей, и значение шлема здесь сложно переоценить. Плохая примета давать свой шлем кому бы то ни было. Еще хуже уронить его на землю. После этого лучше купить другой. Правда, говорят, что дурное влияние можно аннулировать, если потопать по земле и пошлёпать по баку или сиденью (если дерева рядом нет). Но скорее всего, подобный метод нейтрализации неприятностей связан всего-навсего с дороговизной мотоциклетной экипировки… Положение шлема многое может сказать искушенному взгляду. Висящий на рукоятке или стоящий на баке он говорит – все нормально. Перевернутый горловиной вверх (или стоящий у колеса на земле) – «прошу помощи». А если валяется на боку – случилось что-то очень серьезное! Так шлем может лежать лишь когда у байкера нет сил поставить его нормально – он ранен или смертельно пьян.

Кто знает, помогают все эти приметы и суеверия или нет, но лучше их соблюдать. Так, на всякий пожарный…

Байкерон

Таким необычным словом называют байкерский язык. Смесь технических терминов, иноязычных сокращений и отечественного арго создали предельно специфический и на редкость живучий лингвистический феномен. Едва ли есть смысл учить его «неправильные» глаголы и запоминать употребление форм времени. Если не говорить на байкероне постоянно – какой смысл? Что такое «давить креста», как «мутить тортил» или кого имеют в виду упоминая «яму», «каву» или «сузу» в компетенции тех, для кого это не просто набор звуков, но сочетания наполненные смыслом и сутью. И хотя первое всего-навсего означает «валяться пьяным», второе – «завлекать девчонок», а прочее – наиболее известные мотобренды – какая глубина, точность и лаконичность! В байкероне нашли свое отражение практически все области бакерской жизни. Здесь и отношение к разным «примазавшимся» и «попутчикам».

Понятие «скамейкера» могло зародиться только в среде, не признающей полутонов и обмана. Таким не особо звучным термином именуют человечка имеющего соответствующий имидж, но… не имеющего мотоцикла. При этом способного «затирать», как правило «челкам» (сиречь девушкам) о своих мотоподвигах. «Фантик», он же «мажор», он же «папенькин сынок» – наименее уважаемый из байкеров, приобретающих мотоциклы, как правило, на свои кровные, а потому с предубеждением относящихся к «наследным принцам» и баловням. Другая категория пестрой мотобратии – поклонники отечественной техники (такие тоже есть!). «Зидомоны», «ижатники», «ураловоды» (они же «оппозитчики») – все они «born in the USSR». Осуждать их не придет в голову никому, убеждения – это святое. А какие милые сердцу русского человека наименование верных (и не особо…) подруг байкера – красотка, красавица, мамзель… Подруг, которые получают статус «второго номера» или (если провинятся) «зажопника». Но если все нормально и по правилам, то в перспективе ей светит стать «рюкзачком», т.е. постоянным «захребетником». Впрочем, об этом языке и его составляющих можно говорить долго и с удовольствием, уж больно звучен и оригинален…

И прежде чем закончить, еще один обязательный ритуал, добрый знак и элемент байкерской культуры – приветствие. Всякий «двухколесный», встретивший себе подобного, должен пожелать ему хорошей дороги – мигнуть фарой, «бибикнуть» или просто махнуть рукой. Этот несложный церемониал лишь подтвердит, что вы «одной крови», что живете по одному кодексу, главным пунктом которого являются слова: «Я езжу потому, что люблю свободу, независимость и движение земли подо мной, но больше всего остального – чтобы лучше узнать себя и других, таких же, как я». ЕЗДИ СВОБОДНО и ДАЛЕКО.

Но вдруг ленивый, слегка нетрезвый взор фасеточным эффектом захватывает некое движение, которое цепляется за радужку глаза, как паук впивается в свою беспомощную жертву. На танцполе под аккомпанемент чуть ли не математически выстроенных бликов выплывают несколько барышень, которым слегка за тот возраст, который у нас принято называть бальзаковским. Дамы пляшут от души на танцплощадке, не особо заморачиваясь на том, как их воспримут со стороны. Достигаемый эффект усиливается тем фактом, что барышни отрываются не просто так, а по поводу. За соседним столиком празднуется день рождения, и хозяева псевдоклуба, поздравляя именинницу, случайно как бы проговариваются, напоминая о юбилее. Впрочем, разогретые и готовые веселиться дамы уже не обижаются на упоминания о возрасте. В качестве центровой музыкальной темы, словно рассекая на две части широкую гамму танцевальных переливов, врывается голос настоящей русской женщины – Ирины Аллегровой. Правда, поет она о несбыточной судьбе такой же, только венценосной, особы. Сложно сказать, но песня о шальной императрице, если вдуматься, беззастенчиво повествует о таких вещах, как свальный грех. При этом подданные в обязательном порядке следуют капризам вздорной императрицы, вспоминая беззаботные вечеринки в стиле Калигулы и Вакха. Впрочем, вакханалии царящей эпохи женского одиночества под ресторанную музыку срезают внешнюю часть ритуала, оставляя на месте лишь симулякр, фантом праздника. Гуляй, русская душа нараспашку, пропивай, но не последнее, ибо после бала снова в упряжку. Когда хороший русский поэт Некрасов задумывался о суровой долюшке женской, он не мог и представить, как за столетие трансформируется гендерное разделение ролей. Прошло немало войн и репрессий, выкосивших добрую часть здорового мужского генофонда, четко предопределив текущее положение дел. Сейчас женщина – это наш бог, воздвигнутый на престол во многом благодаря мужскому безрассудству и играющим гормонам. Пляшущие в центре зала «императрицы» отрываются от привычных ролей на короткое время, высвобождая тот огромный сгусток энергии, который не в силах обуздать нынешние мужчины. Попробуй остановить такой торнадо, способный поднять коня и вынести его из горящей избы. Стихают шальные ритмы, снова вступает во владения попсовая ритмика. Пройдет немного времени, и в зал снова хлынут сначала нестройные крики о юбилярше, а Аллегрова начнет почти грудным голосом выкрикивать из хриплых динамиков поздравления неистовым шальным императрицам. Зал будет увлеченно поглощать закуски, кто-то обернется на стук каблуков, но никто не выйдет в этот момент потанцевать. Еще бы, все помнят, как ураган унес крепкий домик Элли. Не рискуют. Этот одинокий танец продолжается с завидным постоянством. Подогревая себя жаром пышущих тел и отвлекаясь от повторяющейся рутины тихой провинциальной жизни, дамы желают хоть ненамного забыться, сбросить оковы повседневности, забыть о мужиках. Тех, которых постоянно не бывает рядом, или тех, кто не достоин находиться рядом. Слепок застывшей реальности под аккомпанемент такой же русской бабы Ирины Аллегровой. За вечер она успеет спеть еще не раз. Однако дальнейшее падение в объятья юных кавалеров мы уже не увидим.

Кроссовер второго поколения вышел на российский рынок в 2007 году, сменив «старшего брата» 2001 модельного года. Предшественник героя нашего тест-драйва до появления во многом сходной, но более авангардной внешне модели Qashqai был самым компактным из автомобилей концерна класса SUV. Современный X-Trail унаследовал от прошлого поколения стилистику, функциональность и позиционирование на рынке. А вот трансмиссия (ее «разложим по полочкам» в ходе испытаний) у нового кроссовера уже собственная, равно как и доступный на российском рынке дизель. Сначала о внешности новинки российского рынка – ведь встречают автомобиль «по одежке», и первое впечатление складывается как раз от экстерьера. Удивительно, как всего за два поколения Nissan X-Trail превратился в столь узнаваемый автомобиль: характерные рубленые формы кузовных панелей, знакомая решетка радиатора, несколько раздавшаяся в размерах, но по-прежнему «своя» головная оптика, пятиугольные окна позади задних боковых дверей и вертикальные стоп-сигналы. Кажется, все составляющие просты и знакомы, и с ними автомобиль может получиться более «дешевым», чем есть на самом деле. Но современный Nissan X-Trail не таков. Наоборот, он поддерживает статус владельца – ну кто скажет, что длина этого «крепко сшитого» кроссовера всего около 4,6 метра? Сказываются на впечатлениях такие элементы как «джиперские» пластиковые элементы по периметру кузова, стандартные для всех версий 17-дюймовые колесные диски, передние противотуманные фары и рейлинги на крыше. Кстати, для тест-драйва нам досталось авто с доступными как опция дополнительными фарами в рейлингах, которые кроссоверу очень идут. Теперь интерьер. Не будем затрагивать тему эстетики черных кожаных сидений современного Nissan X-Trail (в более простой версии SE кресла обиваются тканью) и сочетания салонного пластика насыщенного черного цвета и вставок под металл, а сделаем упор на безопасности и функциональности автомобиля. Независимо от комплектации, кроссовер получает шесть подушек и шторок безопасности с двухступенчатым режимом работы, двойные преднатяжители передних ремней и активные подголовники передних сидений. Это если говорить о пассивной безопасности, не будем забывать и об электронных «помощниках» в виде ABS и системы распределения тормозных сил EBD с усилителем экстренного торможения. Уже «в базе» X-Trail получает климат-контроль, круиз-контроль, многофункциональное рулевое колесо с регулировкой по вылету и углу наклона, бортовой компьютер, датчики дождя и света, Bluetooth-систему hands-free, систему автоматической регулировки громкости аудиосистемы в зависимости от скорости движения и многое другое. Ну а 12-вольтовая розетка в багажнике, регулировка угла наклона спинки заднего сиденья и подогрев передних кресел – это само собой разумеется. Теперь подробнее об оснащении тестируемого автомобиля. Первое, что бросается в глаза в салоне – это ну просто огромный, чуть не во всю крышу, люк с электроприводом и автозакрыванием (он несколько крупнее аналогичной опции автомобиля-предшественника). Далее – CD-чейнджер на 6 дисков, линейный вход и аудиосистема BOSE с девятью динамиками и сабвуфером (кстати, «звучит» такой X-Trail более чем достойно!) и передние сиденья оборудованные электроприводами регулировок: водительское – по шести направлениям, пассажирское – по четырем. Еще немного о функциональности всех версий современного Nissan X-Trail. За такое количество различных емкостей для личных вещей «экипажа» и объемный багажник конструкторы «паркетника» заслуживают отдельной похвалы. В наличии ящичек с крышкой в центре торпедо, по краям передней панели – подстаканники с подогревом, перчаточный ящик объемом примерно в 15 литров, а функциональность карманов с несколькими секциями на спинках передних сидений достойна отдельного рассказа. Разумеется, это еще не все, и Nissan X-Trail определенно понравится ценителям чистоты и аккуратности в салоне. Спинка заднего сиденья может складываться в отношении 40/20/40, позволяя получить багажное отделение длиной более 1700 мм, а при желании, под этим пространством можно расположить еще некоторое количество полезного груза, для чего и создан двухуровневый пол с особым выдвижным ящиком. И о «начинке» кроссовера. Здесь – выбор на любой вкус. В любой комплектации покупателю доступны 2-литровый турбодизель M9R мощностью 150 л.с. (110 кВт), с крутящим моментом 320 Нм при 2000 оборотах в минуту и два рядных 4-цилиндровых бензиновых мотора – 2-литровый MR20DE мощностью 141 л.с. (104 кВт) и 169-сильный (124 кВт) 2,5-литровый QR25DE, установленный на кроссовере, доставшемся нам для тест-драйва. В паре с каждым из представленных на российском рынке для Nissan X-Trail двигателей может работать 6-ступенчатая «механика», пару «младшему» бензиновому двигателю также может составить классический вариатор, а вот с 2,5-литровым бензиновым мотором агрегатируется уже трансмиссия Xtronic CVT с возможностью ручного переключения по 6 «виртуальным» передачам. Наконец, 6-ступенчатый «автомат» доступен и для экономичного и тяговитого дизеля. Передняя подвеска современного Nissan X-Trail – на стойках Макферсона, на задней оси – независимая «многорычажка». Тормоза всех колес – дисковые. Для российского рынка кроссовер оснащается аккумулятором повышенной емкости, оригинальными генератором и системой отопления, а также усиленным кузовом с зонами программируемой деформации и брусьями безопасности в дверях. Наконец,  испытание в деле. Какими бы хорошими внедорожными характеристиками ни соблазняли нас автопроизводители, все же большую часть своей «жизни» кроссовер проводит на асфальте. С него и начнем. Для доступа в автомобиль и запуска 2,5-литрового двигателя воспользуемся чип-ключом Intelligent Key, имеющимся «в базе» для версии LE. Двигатель прогрет, а вот денек выдался совсем не жаркий, потому включаем климат-контроль на обогрев салона и подогрев сидений. Пара минут – и можно снимать куртку. Настраиваем зеркала достойных размеров. Хорошей обзорности способствует  «рубленность» форм кузова – практически вертикально стоящее заднее стекло дает прекрасную панораму при маневрах задним ходом и не искажает изображение, а выштамповки на капоте помогают прочувствовать габариты кроссовера. При активном маневрировании практически полностью отсутствуют крены, тормоза внятные, имеется и «околонулевая» зона рулевого управления. А вот при интенсивном разгоне, который «нашему» Nissan X-Trail с вариатором дается легко, отчетливо слышно, как «просыпается» прежде работавший на минимальных оборотах двигатель. И, наконец, «десерт», который приготовили разработчики Nissan X-Trail второго поколения. Для превращения казалось бы обычного «паркетника» в практически классический внедорожник от водителя потребуется установить в конкретной ситуации в нужный режим поворотный переключатель с надписью «ALL MODE 4×4-i» у селектора коробки передач, да при необходимости активировать клавишами систему помощи при спуске HDC (своеобразный круиз-контроль, повышающий безопасность и снижающий риск заноса) и выключить систему динамической стабилизации ESP. Теперь информация для продвинутых водителей. Система полного привода ALL MODE 4×4 – настоящий технический шедевр. В обычных условиях, на асфальте, Nissan X-Trail – переднеприводный (режим 2WD). В варианте AUTO система, связанная со многими электронными компонентами, анализирует дорожные условия и «подстраивает» распределение крутящего момента на каждое из колес, исходя из режима движения и дорожных условий. А режим работы трансмиссии LOCK позволяет зафиксировать передачу тяги между осями в отношении 50/50. Оценим особенности «умной» системы полного привода в действии. Для этого воспользуемся специально построенной деревянной рампой, на которой обычно тестируют классические внедорожники. Дожидаемся, пока одно из задних колес «паркетника» повиснет в воздухе, останавливаемся, вновь газуем и… X-Trail продолжает движение, как ни в чем не бывало! Даже без пробуксовки – ALL MODE 4×4-i способна предугадывать риск пробуксовки одного из колес каждой оси. А если  вывесить колеса, стоящие по диагонали? Да ничего не меняется, кроссовер продолжает уверенно двигаться вперед, как и до того! Подведем итог. Современный Nissan X-Trail присутствует на российском рынке не первый год. Кроссовер периодически обновляется, появляются новые опции и даже специальные версии. Его технические данные проверены многими, и большинству испытавших авто кажется, что эта машина – нечто большее, чем классический «паркетник». В плюсы кроссоверу следует записать узнаваемую внешность, функциональный салон, безопасность и, конечно же, «умную» систему полного привода, с которой Nissan X-Trail превращается в практически абсолютно универсальный автомобиль.

Технические характеристики Nissan X-Trail 2.5 СVT LE

Двигатель: рядный 4-цилиндровый, 16-клапанный, 2488 куб.см Максимальная мощность: 169 л.с. (124 кВт) при 6000 об./мин. Максимальный крутящий момент: 233 Нм при 4400 об./мин. Трансмиссия: бесступенчатая Xtronic CVT, режим ручного переключения Привод: подключаемый полный, ALL MODE 4×4-i Число дверей/мест: 5/5 Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4630х1785х1770 мм Объем багажника: 603-1773 л Колесная база: 2630 мм Дорожный просвет: 200 мм Снаряженная масса: 1623 кг Емкость топливного бака: 65 л

Редакция благодарит компанию «Авторитет-Авто» за предоставленный автомобиль.