AG — Автомобильный журнал

Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев

lf



Каждый год в мире представляют множество совершенно новых автомобилей. И каждая из этих моделей должна быть выгоднее предыдущей с точки зрения покупателя. А пристрастия потенциальных клиентов постоянно меняются: когда-то от машин требовались мощь, проходимость и обилие «комфортных» опций, а теперь на первый план все чаще выходят топливная экономичность и невысокая стоимость новинок при наличии богатого оснащения. И ведущие мировые автоконцерны с завидным постоянством отвечают на эти пожелания покупателей, определяя все новые и новые тенденции, на которые должны тут же отзываться менее удачливые производители. Чем же порадовал нас глобальный автопром за последнее время?

И сразу же оговоримся: в этом рассказе речь пойдет не о новых технологиях вообще, а о тех конструкциях и концепциях, которые, на наш взгляд, обладают наибольшими перспективами. Скажем, появившийся несколько лет тому назад непосредственный впрыск топлива для бензиновых и дизельных двигателей с самого начала обладал рядом преимуществ перед прежним распределенным впрыском, а появившийся чуть позже двигатель со встречными поршнями многие сразу же отнесли к категории дорогой экзотики. И правильно сделали.

Поэтому, говоря о технических новинках последних года-двух, в первую очередь обратим внимание на те технологии, которые уже успели стать серийными и заслужили множество наград от специализированных изданий.

Одна из тенденций последних пары десятилетий – стремление сделать автомобиль как можно более безопасным. Уже появились и надувные ремни, и поворотные фары, и системы распознавания дорожных знаков в темноте, и даже комплексы автоматической остановки при подъезде к препятствию. Но если водитель, пассажиры и «железо» за это время стали гораздо защищеннее, то пешеходы продолжают оставаться самыми уязвимыми участниками дорожного движения, и новые технические решения (даже самые перспективные) в большинстве своем могут лишь снизить для них риск травм. К интересным новшествам, уже ставшим серийными, относятся так называемые активные капоты. Таковыми называют кузовные элементы с системой автоматического поднятия их задней части при столкновении: за счет небольших пневматических цилиндров «хвост» панели приподнимается примерно на 100 мм на скоростях выше 20 километров в час. Таким образом, сила удара упавшего на капот пешехода смягчается при возврате элемента в начальное положение и риск столкновения головы с лобовым стеклом заметно уменьшается. На сегодняшний день лидером в номинации «Защита пешеходов» по методике краш-тестов Euro NCAP является французский Citroen C6, оснащенный именно такой системой, а также активные капоты сейчас внедряют британцы из Jaguar – достаточно вспомнить представленный осенью родстер F-Type, еще не проходивший комплексную оценку безопасности. В то же время автоконцерны разрабатывают и внешние аэрбеги, также призванные снизить вероятность травм для «безлошадных» участников дорожного движения. Наиболее перспективной здесь видится комбинация подушек безопасности под лобовым стеклом с тем же «умным» капотом, а вот массивные подушки в передней части машины скорее можно назвать тупиковым путем – таковые будут срабатывать при каждом столкновении с другими автомобилями и требовать дорогостоящей замены.

Казалось, что ведущие мировые автоконцерны уже пару лет как «похоронили» классические автоматические КПП, заменяя их везде где только можно модными «роботами» – механическими трансмиссиями с электронным управлением сцеплением и переключением. Считается, что роботизированная коробка передач выгоднее «автомата» по скорости переключения, дешевле его, и к тому же отнимает у двигателя меньше ньютон-метров на свою работу. А главное, для того чтобы сделать классическую АКПП с большим числом передач (а именно – более чем 6-ступенчатую), ранее освоенные технологии предлагали только увеличение размеров и массы агрегата. Но один из мировых лидеров в этой области, немецкая Zahnrad Fabrik, уже представил свой 8-ступенчатый «автомат» принципиально нового типа, который от прежних вариантов отличается компактностью и при этом позволяет экономить топливо за счет поддержания оптимального режима оборотов двигателя. Новая автоматическая коробка передач от ZF включает в себя четыре планетарных редуктора и пять элементов переключения – три модуля сцепления и два дисковых тормоза для шестерен, а управляется агрегат при помощи электроники и гидравлики. По заявлению производителя, в случае с классическими бензиновыми и дизельными двигателями новая АКПП позволяет сократить расход топлива на 6%, а для гибридов экономия горючего достигает целых 15%. В настоящее время наиболее современные «автоматы» уже начали получать новинки от BMW и Mercedes-Benz, тогда как их основной конкурент на европейском рынке – марка Audi – продолжает работу над роботизированными коробками передач.

Также с целью экономии топлива и повышения экологичности новинок автопроизводители все чаще прибегают к даунсайзингу, который и становится очередной интересной тенденцией. Дословно переведя этот термин с английского, можно ошибочно понять, что концерны намерены пересадить клиентов с внедорожников на кроссоверы, а с представительских седанов – на малолитражки. На самом деле речь идет об уменьшении объема двигателей по сравнению с общепринятыми для того или иного класса стандартами. Соответственно, моторы получаются более энергонагруженными и отличаются меньшей ремонтопригодностью, но задачу топливной экономичности выполняют неплохо. В большинстве примеров даунсайзинга присутствует наддув, в том числе и двойной, а также системы непосредственного впрыска топлива и автоматической остановки и запуска при движении в плотном городском потоке. Многие автоконцерны, заявляя об уменьшении объемов двигателей по сравнению с моторами предыдущих поколений, снижают этот показатель на 200-400 «кубиков» в зависимости от конкретной модели, но наиболее активную работу в этом направлении проводит американский Ford. Его новинки, предназначенные как для развитых рынков, так и для стран третьего мира, оснащаются 1,0- и 1,3-литровыми двигателями с тремя цилиндрами, пьезофорсунками в системе впрыска и наддувом, получившими собственное название EcoBoost. Для сборки новых моторов сам концерн уже построил два дополнительных завода в Европе, вложив в освоение технологии более 150 миллионов евро. Пришлось здорово потрудиться и разработчикам технических жидкостей и расходников, ведь мы уже заметили, что моторы нового образца обладают большей энерговооруженностью, а значит, работают в наиболее тяжелых условиях. Вслед за бестселлером Focus двигатели Ford EcoBoost должны получить минивэны C-MAX и S-MAX, а в скором времени на европейский рынок выйдет и новый Mondeo со «старшим» мотором из этой линейки.

Не секрет, что желание производителей экономить на новинках в свое время привело к появлению автомобилей на единых платформах. И если раньше под этим понятием понимали в первую очередь общие схемы подвесок, трансмиссий и набор из нескольких двигателей, которые могли оказаться под капотом представителей разных сегментов рынка, то теперь понятие «тележки» расширяется. В частности, американцы из бренда Cadillac намерены в ближайшие годы выпустить на одном и том же шасси более 20 моделей. Но даже такой внушительный показатель – ничто в сравнении с планами немецкого концерна Volkswagen, уже освоившего свою перспективную технологию MQB (Modularer QuerBaukasten), чье название можно перевести как «модульная поперечная матрица». Из названия концепции следует, что создавалась универсальная платформа нового поколения для автомобилей с поперечным расположением двигателя, то есть для наиболее популярных сейчас моделей. Основная особенность этой технологии – «настоящая» взаимозаменяемость компонентов: переставив целиком подвеску с перспективного хетчбэка Volkswagen Golf на полноприводник Audi Q5 следующего поколения, придется поменять лишь амортизаторы и пружины, а при необходимости укоротить или удлинить кузов немцы предлагают менять колесную базу в любых разумных пределах без ущерба для остальных элементов. «На выходе», то есть для покупателя нового авто, платформа MQB превращается в заметную экономию средств не только при переходе от одного поколения модели к другому, но и при очередном плановом визите в сервис или при ремонте. Единственным общим во всех созданных на новом шасси автомобилях станет только постоянное расстояние между центром переднего колеса и моторным щитом кузова, в то время как остальные параметры, в том числе ширину колеи, можно менять на одной нитке конвейера «безболезненно». На достигнутом немцы останавливаться не намерены, и, помимо «тележки», в целом они создали еще и два принципиальных решения для силовых агрегатов. Это концепции со сложными для русского уха названиями, которые на самом деле являются универсальным набором компонентов для бензинового (платформа EA211) и дизельного (образец EA288) двигателей. «Вокруг» единых блоков цилиндров немцы намерены создавать моторы разной мощности с различными системами впуска и выпуска, непохожими, но опять же унифицированными, головками блока цилиндров и так далее. Задумка инженеров Volkswagen оказалась настолько удачной, что вовсю ходят слухи о возможной продаже технологии MQB сторонним компаниям в ее нынешнем, первоначальном, виде.

И все-таки трудно сказать, в какую сторону технологии двинутся уже завтра. Об одних вроде бы перспективных решениях мир забывает буквально через пару лет, другие остаются на слуху чуть ли не навсегда. Словом, на чем мы будем ездить совсем скоро, покажет время. 

Нет, речь пойдет не о настоящей суверенной стране, окруженной территорией другого государства, и не о зарубежном анклаве. На этот раз мы побываем в уникальном российском субъекте – в Республике Адыгея, где наш корреспондент побывал нынешней весной в ходе тест-драйва обновленного кроссовера SsangYong Actyon (AG №5, 2012 г.). Этот рассказ, на наш взгляд, может показаться заядлым автомобилистам и поклонникам технических видов спорта наиболее интересным именно сейчас, ведь 12 июля в столице республики, городе Майкопе, состоялся финиш уникального марафона «Шелковый путь».

Наверное, сейчас вашему автору будет сложнее всего отвлечься от дорожной части путешествия – все-таки целью долгого перелета из Владивостока была рабочая командировка, а не отдых в предгорьях Кавказа в нескольких сотнях километров от побережья Черного моря. Но, посылая команду журналистов на этот (без преувеличений!) курорт в разгар весны, представители холдинга SOLLERS не прогадали: впечатления от «подопытных» кроссоверов дополнил свежий воздух, удивительные виды и специально приглашенный в качестве гида спортсмен-альпинист Максим Богатырев. Об этом нашем соотечественнике, президенте Федерации туризма Адыгеи, покорителе всех крупнейших и опаснейших пиков планеты в рамках легендарного проекта «Семь вершин», стоит рассказать подробнее. Максим, уроженец Майкопа, широко известен по всему миру, а о своих родных краях он знает буквально все, и во многом развитие туризма в республике – его заслуга. Где бы наш караван из разноцветных «корейцев» приморской сборки ни остановился, знаменитый путешественник начинал новый рассказ, будь то историческая справка, история из его спортивной биографии или карьеры спасателя или же местная легенда. Жаль только, что не каждый из коллег вникал в эту информацию, ведь количество столь же привлекательных для путешествий регионов, как Республика Адыгея, в нашей стране и ближнем зарубежье можно пересчитать по пальцам.

Удивительное рядом
Выехав в нужном направлении из столицы Кубани и следуя всем дорожным указателям, вписанным в роуд-бук нашего тест-драйва, ты даже не успеваешь заметить, как перемещаешься из одного региона в другой, и, догадываясь, что республика Адыгея богата горным рельефом, продолжаешь двигаться по равнинам и полагаешь – это все еще Краснодарский край. Но с каждым километром дыхание Кавказского хребта чувствуется все больше: начинаются знакомые дальневосточникам затяжные перевалы, меняются ветер, растительность, а вдали появляются силуэты вершин со снежными шапками. Красота! А вот и первая остановка: возле горной речки наш гид уже разложил древние окаменелости, которыми земля Адыгеи просто изобилует, ведь когда-то вся она была дном древнейшего океана Тетис, от которого спустя миллионы лет ничего не осталось.

Йети как повод прославиться
Экскурсия в мир древностей продолжается в кафе «Беловодье», которое расположилось по дороге из Майкопа в станицу Даховская. Как всех гостей заверяет Михаил, хозяин заведения, много лет назад на этом самом месте он нашел след снежного человека, сообщил об этом иностранным ученым, и те выдали ему серьезный грант на развитие туристической площадки под эгидой изучения йети. Поэтому на территории кафе действует и частный музей, в котором собраны различные окаменелости, кости мамонтов и прочие древности, а также сопутствующие экспонаты вроде чучел местных животных или образцов растений. Вообще, в Адыгее подобные частные владения – турбазы, магазинчики сувениров, кафе под открытым небом, агентства по организации экскурсий и тому подобное – действуют едва ли не на каждом шагу. Сразу видно – республика развивается в выбранном направлении всеми силами.

Маленький мир Хаджох
Сразу несколько достопримечательностей республики расположены в границах поселка Каменномостский. Местные жители до сих пор именуют его историческим названием Хаджох, а вот современное имя населенный пункт получил благодаря русским казакам, которые возвели здесь оборонительный пост для охраны рубежей империи в середине XIX века. Силами военных в то же время был построен и Яичный мост через реку Белую, получивший свое название и характерный цвет из-за раствора, замешанного на желтках куриных яиц. Для движения транспорта этот исторический объект не используется уже долгие годы. Но свое название поселок получил из-за совсем другого каменного моста – так казаки прозвали один из выступов скал, образовавших знаменитую Хаджохскую теснину. Это участок ущелья реки Белой, где оборудован туристический маршрут со специальными леерами и смотровыми площадками. Каньон глубиной около 35 метров и шириной 6-7 метров образовался в течение десятков тысяч лет под воздействием воды и подъема гор, и в результате вплотную к нему появилась уникальная для Кавказа экосистема, в составе которой есть даже тропические плющи. В свое время Хаджохская теснина была включена во Всесоюзный туристический маршрут №30, а сейчас каньон является памятником природы местного значения, и люди, которые отвечают за поддержание объекта в надлежащем виде, организовали на пути следования туристов небольшой зоопарк, где в вольерах содержатся некоторые представители местной фауны, в том числе и пара бурых медведей.

Согласитесь, подобные объекты, которых на территории Адыгеи немало, делают путешествия по родной стране не менее интересными, чем туры в дальние страны. Но у отдыха в таких «государствах в государстве» есть еще множество плюсов: радушие местного населения, экономия на авиабилетах, возможность съездить в отпуск всей семьей на собственном автомобиле, отсутствие необходимости в иностранных языках и так далее. А вторую и завершающую часть нашего рассказа о достопримечательностях Республики Адыгея читайте в следующем номере AG.

Справка AG
Территория нынешней Республики Адыгея была выделена в отдельную автономную область 27 июля 1922 года и была сформирована из Майкопского и Екатеринодарского районов Кубано-Черноморской области. Изначально административным центром был назначен Краснодар, находящийся за ее пределами. После многократной перемены границ районов в годы советской власти только 5 октября 1990 года Адыгея получила статус республики, и на сегодняшний день этот субъект Российской Федерации включает в себя два города – Майкоп и Адыгейск – и семь районов.

Население республики (по данным на конец 2011 года – 440 327 человек) в основном сосредоточено в сельской местности, а основу экономики региона составляют пищевая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, металлообработка и машиностроение.

В национальном составе республики преобладают русские, адыги, армяне, украинцы, курды, черкесы и татары. При этом и при наличии у каждого народа собственной богатой культуры значительная часть населения не придерживается ни одной религии, что вызвано наследием советского периода истории и большим количеством выходцев из семей сосланных в эти места жителей других регионов нашей страны.

Справка AG
В список сувениров, которые можно отнести к практически обязательным для туристов, посещающих республику, входят лишь три товара. Это традиционный для тех мест сыр, который входит в состав большинства национальных блюд адыгов и который лучше приобретать в копченом виде, травяные бальзамы, укрепляющие иммунитет, и мед, производимый на множестве частных пасек и продаваемый самими пчеловодами.

В прошедшем в ноябре итоговом турнире по смешанным боевым искусствам по версии «Драка» в рамках супербоя выступил латвийский боец Константин Глухов. Его многочисленный послужной список титулов (чемпион мира по тайскому боксу, чемпион мира по кикбоксингу, чемпион мира по версии WPKA, чемпион Европы по версии IKF, победитель Ultimate Cage Fighters Championship, чемпион PFC, чемпион Warriors Honor и др.) и до сих пор обсуждаемый прошедший в сентябре бой с Александром Емельяненко, безусловно, привлекли внимание к этой персоне и AG. Незадолго до выступления под крышей хабаровской «Платинум Арены» мы встретились и побеседовали со спортсменом.

AG: Константин, как вы пришли в этот вид спорта и с чего началась ваша карьера в смешанных боевых искусствах?

– В профессиональный спорт я перешел 2001 году, после 60 любительских боев, в рамках которых выигрывал мировые чемпионаты по кикбоксингу и тайскому боксу. С 2006 года дрался по версии К-1, дебютировав на турнире в Риге против Дениса Соболева и одержав над ним победу.

AG: А какими чертами характера, на ваш взгляд, должен обладать настоящий боец?

– Здесь, безусловно, речь идет о наличии бойцовских черт характера, воли к победе и выносливости.

AG: Кто же из спортсменов для вас является носителем всех этих черт и примером для подражания?

– Доминик Руссо.

AG: У вас весьма приличный послужной список чемпионских титулов. Каким из них вы наиболее гордитесь и почему?

– Для меня важны все мои победы, но считаю, что пока еще не завоевал тот титул, которым бы гордился. Наверное, когда я его получу, уйду из спорта.

AG: В этом году вы встречались на ринге с Александром Емельяненко. Расскажите об этом бое. И что вы можете сказать об Александре как о бойце?

– Ну что сказать о бое. Проиграл по очкам. Я очень уважаю Александра Емельяненко как спортсмена. Он опытный боец, обладающий хорошей ударной техникой, и отличный спарринг-партнер.

AG: А какое мнение в целом у вас складывается о русских бойцах и развитии смешанных боевых искусств в России?

– Безусловно, положительное – как о бойцах, так и о спорте. Приятно наблюдать, что смешанные боевые искусства выходят и в России на должный уровень. А такие мероприятия, как турниры «Драка», помогают популяризировать этот вид спорта и повышать уровень бойцов.

AG: Ваше прозвище – Разрывающий Медведя (Лачплесис), что скрывается за его историей?

– Если честно, то это прозвище уже забылось в той самой истории, и не хотелось бы сейчас об этом говорить. Сейчас этого прозвища нет (даже несмотря на то, что здесь, в России, в СМИ его часто упоминают) – сейчас я просто Костя. Вообще же прозвища даются по характеру или стилю ведения боя.

AG: В чем в целом для вас кроется секрет победы на ринге?

– Сделать все возможное для того, чтобы победить.

AG: Привлекают ли вас какие-нибудь другие виды спорта и намерены ли когда-нибудь сменить смешанные боевые искусства на новое спортивное увлечение?

– Да. Я люблю спорт. Я занимался плаванием, занимался дзюдо и баскетболом. Но пока в мои планы не входит менять смешанные единоборства на что-то другое.

AG: Что для вас в идеале свободное время? Есть ли оно у вас? И как предпочитаете его проводить?

– Свободного времени у меня попросту нет – все уходит на тренировки, соревнования и разъезды. Я фанат своего дела, и поэтому мне не нужно от него отдыхать.

AG: Приподнять завесу тайны вашей личной жизни можете? Есть ли у вас семья, дети?

– На данном этапе моей жизни моя семья – мои мама и папа.

AG: А как они относятся к тому, чем вы занимаетесь? Естественно, речь идет о спорте.

– Они меня всячески поддерживают и подбадривают. А это, в свою очередь, очень помогает мне двигаться дальше.

AG: Хотели бы, чтобы в будущем ваши дети занимались смешанными боевыми искусствами?

– Я никогда об этом не задумывался. Пока нет детей, и нет смысла фантазировать об их будущем.

AG: Наверняка, как и вся мужская половина человечества, увлекаетесь автомобилями?

– Мне очень нравятся большие просторные авто, в которые можно кинуть спортивную экипировку. В наличии сейчас небольшой автомобиль SEAT. 

Солидных, многокубовых чопперов любителями езды нынче приобретается заметно больше, чем эндуро или, скажем, спортбайков. Что, люди стали ленивее? Или классика вновь входит в моду? Может быть… Но, скорее всего, мы просто стали отдавать дань истинной, неприукрашенной красоте, строгости форм и, что немаловажно, элементарному комфорту.

Для души

Еще недавно мотоцикл был тружеником, помощником, рабочей лошадкой. Теперь его приобретение, как правило, не связывают с острой необходимостью. Он появляется в домашней «конюшне» для утренних прогулок, вечерних «прохватов», просто для удовольствия. Понятно, что при существующем громадном выборе остановиться на чем-то конкретном очень непросто. Но если все же определиться с основными параметрами, то задача перестает быть неразрешимой. Раз так, 400-кубовый классический чоппер, возможно, идеальное начало для мотокарьеры. А если добавить сюда же эстетическую составляющую, то прищуренный от блеска хрома взгляд сам остановится на Kawasaki Vulcan Classic 400. Только вслушайтесь в звуки его имени: «Вул-кан». Что-то такое могучее, скрыто-грозное, но при этом без шершавостей и острых углов. То же и с внешностью. Мотоцикл по настоящему красив. Для начала можно просто любоваться его плавными линиями, вытянутым бензобаком, необычайно выгнутыми сиденьями и эффектно вывернутыми «рогами» руля. Но не стоит забывать о том, что он еще способен ездить. И как!

Vulcan обладает одним карбюратором на оба цилиндра, что отражается на его более простой регулировке. Про синхронность можно забыть, а что касается характеристик, то положение дел это не меняет. Некоторая аскетичность приборной панели во многом обязана собой приставке «классический» в имени байка. На Kawasaki Vulcan из приборов присутствуют только спидометр, одометр, счетчик суточного пробега и три лампочки: давление масла, нейтраль и состояние аккумуляторной батареи. Во всем остальном Vulcan тоже приверженец чопперной классики – сиденье, руль, бак, крылья, переднее колесо, заднее крыло и прочее, и прочее. Соответственно, он обладает некоторыми недостатками, присущими всем чопперам. В первую очередь – это дуплексная рама – она имеет низкую жесткость на скручивание. Другими словами, если придется с кем-то крепко «поцеловаться» в дороге, рама согнется и есть шанс стать обладателем кривого, в самом прямом смысле слова, мотоцикла! К счастью, на управляемость такая жесткость рамы не влияет. Легкость управления и устойчивость на дороге обеспечиваются еще и низким центром тяжести. Правда, за счет очень невысокого клиренса. Что при прочих равных условиях дает шанс пробить картер. Впрочем, чоппер не для «пересеченки». Единственное «но», ко всему вышесказанному, это то, что к чопперной посадке и к выносу вилки стоит привыкать, для того чтобы как следует маневрировать на мотоцикле.

У многих вызывает подозрение тонкое переднее колесо. Считается, что дорожные неровности в этом случае ощущаются особенно явственно. Но, если вы увидите мотоциклиста, неважно, на толстых ли, на тонких ли колесах, которого не «колбасит» на шероховатостях, можете загадывать желание. Хотя такой шанс едва ли представится, поскольку этого сомнительного удовольствия на двухколесном аппарате избежать не удастся. А как сильно – это зависит прежде всего от жесткости рамы. У такого колеса другая задача. Благодаря своим размерам оно меньше чувствует кочки и обладает большей жесткостью, по сравнению с 16-дюймовым задним колесом. Говоря о спицованных колесах, нельзя не отметить некоторые неудобства: во-первых, они неудобны тем, что нельзя поставить бескамерную резину, а во-вторых, за ними надо ухаживать, причем погнутое колесо выпрямить сложно, по крайней мере, сложнее, чем литое.

Для тела

Сидеть на «Вулкане» очень удобно, ноги отдыхают, руки отдыхают, спина тоже не жалуется, правда, родное штатное сиденье мало предназначено для долгой дороги, тем не менее оно удобное. У такой вальяжной посадки есть недостаток: если нет ветрового щитка, при скоростях выше 140 км/ч с мотоцикла начинает сдувать (проблема сразу исчезает, если поставить стекло). Правда, чопперы строят не для гонок. Пассажиру, кстати, тоже достаточно комфортно. По сравнению с теми же спортбайками, он ощущает себя как дома на диване. Обзор в зеркалах полный. Если их правильно настроить, то «мертвой» зоны почти нет. Автомобилю в нее попасть нереально, поскольку он длинный, и, когда только его заднюю часть видно в зеркалах, фасад становится видно боковым зрением. Чтобы посмотреть в зеркало, нужно лишь перевести взгляд, не поворачивая головы.

Теперь движок. 55 паспортных «лошадей» достаточно, чтобы забраться на любую горку, обогнать, не переключаясь лишний раз на пониженную, 4-ю, передачу. А динамики хватает на то, чтобы с места «сделать» практически любую машину. Главная передача цепная. Значит, о ней лучше не забывать и смазывать – в противном случае она «загнется» раньше времени, а менять ее –предприятие не из дешевых. Но, чтобы успокоить самых экономных, следует сказать, что нагрузки на цепь не такие значительные, как, например, на спортбайках, значит, и мазать ее перед каждым выездом не требуется. И, чтобы закончить разговор о ходовых качествах, два слова о тормозах. Передний тормоз хватает очень жестко, и потому надо привыкнуть им пользоваться, а то есть опасность обогнать собственный мотоцикл при резком торможении. Задний, архаично-барабанный, более мягкий. Чем сильнее давишь на педаль, тем он чувствительнее и крепче. Это теоретически избавляет от заклиниваний и, как следствие, заносов. Если же все-таки колесо заблокировалось, мотоцикл скользит прямо. Но это на хорошей дороге. А на плохой… В общем, аккуратнее с тормозами.

Езда и уход

Езда на чоппере – отдельная глава. Путешествие на «Вулкане» – ее самая увлекательная часть. Создается впечатление, что на нем не едешь, но гуляешь. При средних скоростях 60-70 км/ч и у водителя, и у пассажира может сложиться ощущение, что это некий променад на свежем воздухе с обязательным запахом леса, видом заката… В то время, когда все куда-то спешат, торопятся. Если же притормозить и внимательно вглядеться в лица этих торопыг, станет ясно, насколько они завидуют такому движению. Понятно, что для долгой и надежной эксплуатации мотоцикла от владельца потребуются некоторые усилия по уходу за ним, несложные и неутомительные. Его надо мыть, протирать и полировать. Вообще, «Вулкан» – это хром, хром, хром! А он должен блестеть. Так что, если вы не можете подойти к своему байку без темных очков, – все сделано правильно.

Для чего, для кого

Это главный вопрос, когда выбираешь мотоцикл. Следует заметить, что если есть мысль «делать» все машины на светофоре, гонять без оглядки на Правила движения и прочих его участников, то этот мотоцикл не для вас. Правда, если все-таки хочется открутить ручку газа и почувствовать зверский характер, то… откручивайте и чувствуйте. Но вообще Kawasaki Vulcan предназначен для того, чтобы кататься, наслаждаясь. Для этого он и создавался – ездить с удовольствием самому и притягивать взгляды других. А если потянуло в путешествие, возникло желание «заглянуть за горизонт», то и здесь препятствий не возникнет. Надо лишь обзавестись кое-какими вещами для дальней поездки – и вперед! На «Вулкане»!

Мнение владельца. Александр Новиков.

AG: Как давно увлекаетесь мотоциклами? И сразу, сколько всего их было?

– Больше десятка. Это отечественных. Из «японцев» – это третий.

AG: Кто был до этого?

– Honda CBR и Honda Bros. На данный момент остановился на «Вулкане».

AG: Почему именно «Вулкан»?

– Очень нравится. Характерный звук, удобная посадка… Ну и просто очень нравится.

AG: Коротко об истории приобретения мотоцикла, как он давно у вас и пробег за это время?

– У меня он уже третий год. Проехал около полутора тысяч километров.

AG: Какие-то ярко выраженные недостатки у него есть?

– Я не определил никаких недостатков, только плюсы. Было одно неудобство. Не было защиты на выхлопную трубу. Обжигало ногу, портило одежду. Сам сделал кожух. Теперь все нормально.

AG: Это все? Может, малый объем бака? Недостаточная мощность для езды со вторым номером?

– Нет, с этим нормально. Бак большой, хватает, чтобы проехать приличное расстояние. Движок экономичный, мощный. У меня друг под 90 килограммов веса… Вдвоем идем под «сотню» и даже больше.

AG: Не сдувает на такой скорости?

– Да. Если идешь 100-120 км/час и есть порывы ветра, то без ветрового стекла очень ощутимо.

AG: Что бы вы хотели изменить?

– Вот если бы кардан был – машина была бы просто идеальной. Но и без него техника изумительная. Потрясающий мотоцикл, езжу, наслаждаюсь…

В середине ноября Одайба – насыпной остров в Токио, столице Страны восходящего солнца, – принял сразу две дрифтовые гонки. Во-первых, сами японцы и постоянные участники легендарного чемпионата D1 Gran Prix из других стран боролись за медали финального этапа сезона. А во-вторых, в этот же уик-энд прошел первый в своем роде чемпионат мира в данной дисциплине – D1 World Champions, который обещает перерасти в многоэтапные соревнования в разных странах. Ну а самым важным для всех российских поклонников автоспорта, конечно же, стало участие в этих соревнованиях наших соотечественников. Впервые в истории отечественного дрифта хабаровчанин Илья Федоров и красноярец Георгий Чивчян смогли проявить себя на родине этого вида спорта и сразиться с отцами-основателями легендарной гоночной серии.

Прежде чем начать рассказ об уик-энде с 8-го по 10 ноября, стоит обратиться к предпосылкам «очной ставки» между россиянами, японцами и соперниками из других государств на трассе в Одайбе. Ведь все мы прекрасно понимаем, что до уровня соревнований, которые проводятся в Стране восходящего солнца, российскому дрифту еще далеко, а это значит, что нашим соотечественникам есть на кого равняться. Интересуются своими коллегами из других стран и сами японцы, в частности руководители самой престижной серии Gran Turismo D1 Gran Prix (или по-простому – D1GP). Они – а именно генеральный менеджер чемпионата Тосиюки Ойя, вице-президент D1GP Исао Сайто и генеральный директор коммерческой структуры D1 Corporation Сатоши Сузуки – и прибыли в конце июля в паддок комплекса «Приморское кольцо», где как раз проходил четвертый этап серии RDS Восток. Не то чтобы себя показать, но посмотреть на российский дрифт и уровень выступлений наших спортсменов. Участники дальневосточного чемпионата не упустили возможность «валить на все деньги», и японской стороне понравилась и подготовка гонщиков, и высокий уровень организации соревнований. Тогда и поступило предложение пригласить в Страну восходящего солнца нового чемпиона RDS Восток, ну а затем иностранным гостям лишний раз напомнили о необъятности нашей родины. Соответственно, Ойя-сан и его коллеги пообещали дальневосточникам пригласить на один из этапов D1GP еще и победителя «Супер DRIFT Битвы» в Красноярске, которым и стал Георгий Чивчян, также известный в гоночной среде по прозвищу Гоча.

Одно дело пообещать приехать, а другое – действительно приехать. Но при поддержке руководства технохолдинга SUMOTORI и Приморской автомобильной федерации многие неудобные вопросы были решены, и «дрифтовая сборная России» под названием Primring Team была готова отправиться в Страну восходящего солнца к ноябрю, под самый занавес национального чемпионата.

Помимо самих гонщиков и их механиков, на Одайбу отправились представители ПАФ во главе с председателем федерации Максимом Наумцом, руководитель строящегося комплекса «Приморское кольцо» Виталий Веркеенко, организатор чемпионата RDS Восток Дмитрий Семенюк, известный владивостокский дрифтер Константин Авшаров и российская съемочная группа. Справедливости ради уточним, что времени на доработку «боевых» авто (Nissan Silvia в кузовах S13 и S15) у Ильи и Георгия не было, и все-таки перед технической комиссией от экспертов D1GP определенных опасений у спортсменов уже не было. Как-никак помочь привести «японско-российскую» технику в соответствие с регламентом вызвался сам Такахиро Уено – владелец бренда и мастерской Vertex, чьи проекты хорошо известны и у нас.

Пока часть команды устраняла на вернувшихся на историческую родину (только представьте!) дрифтовых болидах определенные огрехи, другая часть делегации смогла познакомиться с трассой, на которой Гоче и Илье предстояло выступить уже на следующий день, 9 ноября. Здесь сделаем важную оговорку: к российским пилотам японская сторона до определенного момента относилась хотя и с уважением за желание соперничать, но все же скептически. Переломным моментом стали уже первые тренировочные заезды: Федоров показал результат в 95,76 балла из 100 возможных (заметим, что по правилам D1 Gran Prix огромную роль в судействе играет не человеческий фактор, а электроника), а Чивчян – 96,70 балла. Таким образом, зеленые новички на международной арене показали уровень первой десятки, и это при условии того, что на шестой этап чемпионата заявилось порядка 50 спортсменов. А ведь речь идет именно о постоянных участниках серии, которая справедливо считается самой престижной в мире.

Впереди спортсменов ждала квалификация, состоящая из двух попыток, и россиянам предстояло показать себя одними из последних. Первым на старт вышел Илья и с ходу показал довольно высокий результат, с которым реально было бы выступить в основных соревнованиях, но во втором заезде хабаровчанин решил показать еще большие баллы – а в результате слишком поздно «переложился» и зацепил бетонные блоки, не смог вернуться на траекторию и остановился только «в барьерах». Надежда на продолжение выступлений еще оставалась, но в результате контакта с ограждениями оказалась погнута рулевая тяга, и в результате на своей второй попытке хабаровчанин смог показать всего лишь 86 баллов и занял обидное 32-е место.

Георгий же рисковать не стал и справился с новыми для себя заданиями, которые подготовили организаторы D1GP. В первом заезде Чивчян «вывез» 97,10 балла – уже отличный результат, которым могли похвастать не все соперники. Ну а вторая попытка красноярца так вообще стала триумфальной: показанные 97,88 балла вывели российского дебютанта на третье место финала чемпионата. Это действительно мировой уровень! К слову, трасса на Одайбе в длину примерно сопоставима с «Приморским кольцом», но обладает большей шириной, и скорости по другую сторону Японского моря оказываются выше, но оба российских пилота быстро адаптировались к новым условиям, о чем говорят и квалификационные результаты новичков в хорошем смысле этого слова.

Таким образом, Георгий Чивчян стал первым иностранцем, которому удалось так высоко пройти с первой попытки и присоединиться к 16 пилотам, показавшим лучшие результаты на предыдущем этапе. После церемонии представления спортсменов под дружные возгласы болельщиков, среди которых было и немало россиян, включая спортсменов из Западной лиги RDS, стартовали отборочные заезды. Сначала Гоче требовалось еще раз квалифицироваться в одиночку, чтобы пройти в топ-16, с чем наш соотечественник успешно справился, показав 12-й результат.

В произошедшее на трассе дальше публика поначалу не поверила, а затем громогласно поддержала «безбашенного русского»: во втором заезде опытнейший Тецуя Хибино ошибся на инициации заноса, вылетел в блоки и смог продолжить гонку только на «прямых колесах». Радости трибун не было предела – иностранец в топ-8!

Увы, но в следующем заезде против индонезийца Эммануэля Амандио наш соотечественник допустил ошибку и подъехал к сопернику «до характерного хруста», в результате чего повредил поворотный кулак. Быстрый ремонт результата не дал, и таким образом финал D1GP для Георгия закончился. Гоча показал, что он может «валить» на грани и что он – настоящий боец. Именно результат выступлений красноярца и произведенное на судей впечатление позволили ему день спустя принять участие в отборочных заездах D1 World Champions. Жаль, что из-за проблем с подвеской Чивчян не смог «доказать» электронике свое право на высокое место, но он по крайней мере не побоялся этого вызова.

Уже есть определенные надежды на то, что в скором времени дрифтовая площадка спортивно-технического комплекса Primring будет расширена и у организаторов дальневосточных соревнований появится возможность составлять для участников задания, подобные японским. В рамках будущего сотрудничества с D1 есть планы по новым поездкам россиян на историческую родину дрифта, и все-таки самая знаменитая в мире серия не ограничивается одной только Японией – этапы D1 проводятся, в частности, в Таиланде, Европе и Соединенных Штатах. А это значит, что не за горами и тот день, когда на приморской земле состоится некая международная гонка. Это будет либо один из этапов мирового первенства, либо неофициальная командная встреча. Но ясно одно: уже сегодня российский дрифт вышел на международный уровень.

Справка AG
Илья Федоров – пилот из Хабаровска, выступает в Восточной лиге Russian Drift Series с 2010 года. Родился в 1986 году, окончил Дальневосточный государственный гуманитарный университет, факультет физической культуры. В 2011 году ради занятий дрифтом гонщику пришлось оставить прежнее место работы, что вызвало немало уважения к хабаровчанину среди болельщиков. По итогам того сезона RDS Восток Илья Федоров впервые в карьере одержал победы на этапах и стал чемпионом. Как и тогда, сейчас спортсмен выступает на автомобиле Nissan Silvia S13 с «родным» двигателем SR20DET, но на данный момент в гараже пилота существует и вторая аналогичная машина, которой гонщик периодически делится с другими участниками чемпионата. На сегодняшний день Илья Федоров является трехкратным победителем Russian Drift Series Восток и чемпионом красноярской «Супер DRIFT Битвы» 2012 года как в личном зачете, так и в составе дальневосточной команды.

Справка AG
Георгий Чивчян считается одним из самых титулованных российских дрифтеров, хотя сам до определенного момента опытным спортсменом себя не считал. Помимо автоспорта, 27-летний гонщик из Красноярска увлекается активным отдыхом, в частности сноубордом и велосипедными прогулками. До 2010 года, будучи одним из организаторов и судьей региональных соревнований, в дрифтовых чемпионатах не участвовал, зато практиковался в гоночной серии Time Attack на «Красном кольце». Примечательно, что для разных дисциплин Георгий использовал ту же Nissan Silvia S15, на которой выступает и сейчас. На сегодняшний день мощность двигателя его дрифтового болида превышает 500 лошадиных сил, а титульным спонсором самого пилота является японский концерн NGK. Спортсмен с внушительным гоночным опытом и большими знаниями красноярской трассы, одного из лучших в Сибири треков, является обладателем действующего рекорда побед на «Супер DRIFT Битвах». Георгий Чивчян побеждал на этих соревнованиях трижды – в 2010-м, 2011-м и 2013 годах. А в чемпионате Russian Drift Series красноярский гонщик участвует в Западной лиге и показывает высокие результаты.

Буквально через несколько месяцев покупателям были предложены BMW Х5, Porsche Cayenne, Volkswagen Touareg и Volvo ХС90. Сейчас формула Premium SUV на основе легкового автомобиля, начало которому положил Harrier, является самым востребованным сегментом рынка. Для нашего теста был выбран автомобиль 2004 года выпуска с 2,4-литровым бензиновым двигателем и системой изменяемых фаз газораспределения VVT-I.

Дизайнеры постарались сохранить фирменный облик Harrier, унаследованный от старой модели. Усилилось ощущение высокого качества, более современным стал и дизайн нового автомобиля. Благодаря скошенным D-образным стойкам облик «хорька» сразу стал более спортивным, чего не было в старой модели. Смелая форма заднего окна и прозрачные габаритные фонари в значительной степени способствуют проявлению спортивного характера и современного вида.

Harrier второго поколение воспринимается как логичное продолжение первого

Более богатым и шикарным «Харриер» стал и внутри. Так, голые пластиковые панели стоек, присутствовавшие в предыдущей версии автомобиля, теперь покрыты натуральными материалами. На натуральную кожу, дерево и алюминий в интерьере производители не поскупились. Пространства на задних сиденьях и в грузовом отсеке достаточно. По сравнению с более ранней версией, внутри салона стало просторнее. Радуют удобные в повседневном использовании мелочи. Вспомогательный багажник, который открывается или закрывается нажатием кнопки, или то, что при открывании багажной двери автоматически поднимается шторка, и многое другое. Да и сама дверь может открываться с кнопки как из салона, так и с брелока. Если давать общую оценку, то новый Harrier стал более спортивным и качественно новым. Одним словом, на порядок возрос его статус как вещи для избранных. Toyota Harrier оснащается двумя типами двигателей. Оба силовых агрегата бензиновые, 3-литровый V6 и рядная четверка объемом 2,4-литра.

Кроссовер солиден и безопасен, но не спортивен

Для передвижения в городском цикле и спокойной езды в потоке машин мощности 2,4-литрового двигателя вполне достаточно. Но, если уж вы решились купить такую высококлассную машину, как Harrier, и хотите насладиться всеми ее прелестями, советуем выбрать 3-литровый V6. Разница в цене с 2,4-литровым – около 2400 долларов, но, если подумать о том, что впоследствии машину придется продавать, фактическая разница в цене будет еще меньше. Почти по всем параметрам – крутящему моменту в диапазоне низких и средних скоростей, исключительной приемистости, плавности работы, бесшумности – двигатель V6 превосходит рядный объемом 2,4 литра.

Правда, скорости, как у спортивного автомобиля, лучше не ждать. Если поднять обороты до предела, автомобиль по-своему ускорится, но бывает, что на крутых подъемах на среднескоростном режиме ощущается недостаток крутящего момента. Кстати, существует двигатель 3,3 литра для американских технических условий, но его разработчики сделали вывод, что «для Японии лучшим с учетом экономичности и вкусов потребителя является 3-литровый двигатель». Однако, мне думается, раз уж экстерьер и интерьер доведены до такого уровня, никто бы не расстроился от установки версии 3,3 литра. Стоит отметить и то, что «Тойота» производит экологичный вариант «Харриера» – это внедорожник Toyota Harrier Hybrid. Его главная отличительная черта – мощный гибридный двигатель новой системы THS II и электрическая трансмиссия E-Four, которая передает тяговое усилие на все 4 колеса.

Приборная панель будто скопирована с узла Nissan Fairlady!

Все оформление салона направлено на то, чтобы подчеркнуть спортивность машины в целом. Например, приборная доска с 3 циферблатами позаимствована у Fairlady Z. Рычаг управления трансмиссией имеет зигзагообразную линию рабочего хода, а средняя консоль передней панели сдвинута ближе к водителю, что существенным образом улучшает ее функциональность. Задние сиденья выполнены в той же манере, что и весь салон. Это оформление можно, условно говоря, назвать «дизайном спрямленных линий». А между сиденьями вставлена большая консоль, которая несет на себе функцию двустороннего подлокотника. Понятно, что большая колесная база обуславливает наличие большого свободного пространства для ног сидящих сзади пассажиров. Очень впечатляет реализация функции парктроника. При переключении автоматической коробки передач на движение задним ходом моментально активируется экран бортового компьютера. На мониторе показывается обзор с камеры заднего вида, а также зеленым пунктиром показано направление прямолинейного движения. При повороте руля влево или вправо красно-желтый прямоугольник на экране показывает, на какой угол вы поворачиваете и нет ли угрозы столкновения с препятствием. Стоит ли упоминать об огромном количестве всевозможных электронных приспособлений, облегчающих водителю управление машиной и делающих поездку в «хорьке» более комфортной. Хочется лишь отметить, что телевизор установлен мультисистемный, а не NTSC, как в других автомобилях. Передачи российского телевидения принимаются без проблем.

Этот премиум-кроссовер построен на платформе Toyota Windom, что сказывается

на плавности хода

Вспомним и о том, что Toyota Harrier была построена на платформе Toyota Windom. И, что бы там ни говорили, такие «родственные связи» даром не проходят. Вот почему Harrier обладает многими качествами, которые характерны как для седана, так и для внедорожника. То есть налицо все те достоинства, которые позволяют с полным правом воспринимать эту машину как предназначенную для семейных поездок.

Мнение владельца. Александр Скоблов:

– Конечно, «хорек» – это вещь! До него у меня были и Pajero, и Bighorn, и Kluger. С Harrier они не идут ни в какое сравнение ни по ходовым качествам, ни по управляемости, ни по комфорту. Это не только лично мое мнение, но и факт, так как эти монстры уже всем изрядно надоели. В «Харриере» чувствуешь себя поистине королем дороги, кроме бездорожья, конечно: по грибы или на рыбалку на таком красавце выезжать не имеет смысла, для этого есть всякие «УАЗы», а также прочие Pajero, и любителям экстремальных поездок в лес этот автомобиль заводить не стоит. Управляемость у машины потрясающая, особенно на трассе. Ощущение, что едешь по гладкой скатерти, любые повороты и выбоины на дороге «хорек» проходит великолепно, после двухтонных джипов кажется, что Harrier – просто легкий седан, хотя весит немало. Двигатель работает почти не слышно. В салоне у меня полный фарш, есть все, кроме люка. Если из необычного, то, к примеру, озонатор сам включается, как только закуришь. В общем, машиной я доволен беспредельно!

Технические характеристики Toyota Harrier 2.4

Количество дверей / мест: 5 / 5

Снаряженная масса: 1590 кг

Объем багажника: 860 / 2130 л

Максимальная скорость: 170 км/ч

Разгон 0-100 км/ч: 12,1 секунды

Габаритны кузова (длина-ширина-высота): 4575х1815х1670 мм

Дорожный просвет: 180 мм

Размерность колес / шин: 225/70 R16

Двигатель: Рядный, 4-цилиндровый, 2362 куб.см

Максимальная мощность: 160 л.с. при 5600 об./мин.

Максимальный крутящий момент: 221 Нм при 4000 об./мин.

Привод: 4WD Real Time

Nissan GT-R
«БайкалМоторШоу» традиционно проходит на центральном стадионе Иркутска «Труд». Формат мероприятия уникальный. Событие сочетает шоу для зрителей и соревнование для участников, победа в котором значит гораздо больше, чем диплом, кубок и даже денежный приз. Отношение к гостям и участникам здесь особое – многие оценивают работу команды организаторов на пять с плюсом, что не может не сказаться на уровне этого и последующих шоу.
Toyota Crown MS100 Coupe, коллекция команды Nittzerwerk
На «БМШ-2010» было установлено сразу несколько рекордов. Фестиваль было решено разделить на два дня – уж очень много оказалось желающих посмотреть на уникальные авто и мотоциклы, проникнуться атмосферой события. Шоу 2010 года отмечено и обширной географией участников.
Самодельный автомобиль «Мустанг»

В Иркутск съехались представители многих регионов, в том числе и владивостокская команда Nittzerwerk, представившая на «БайкалМоторШоу» раритетные Isuzu 117 Coupe Blanc Edition и Toyota Crown MS100 Coupe. И выступили приморцы более чем достойно! Впервые за всю историю «БайкалМоторШоу» гран-при в номинации «Лучший ретрокар» достался гостям Иркутска: победа досталась сразу двум автомобилям – «ГАЗ-М1» из Шелехова и Isuzu 117 Coupe Blanc Edition от команды Nittzerwerk. По словам судей, по степени аутентичности и заинтересованности владельцев в полном соответствии своих автомобилей оригинальному состоянию представители Владивостока на «БайкалМоторШоу-2010» превзошли многих.
Проект Toyota Crown Efijy

ГАЗ М-1

Toyota Corona GT-TR

Isuzu 117 Coupe, коллекция команды Nittzerwerk

Здесь вы не найдете ни Интернета, ни библиотек, ни кинотеатров, ни дискотек и массовых тусовок – только безграничное море песка и обнимающий его хаос океана. Поэтому на Мальдивы можно смело ехать молодоженам, влюбленным и просто желающим побыть в одиночестве. Влюбиться в Мальдивы можно, лишь только приземлившись в аэропорту. Узкая посадочная полоса и жаркий влажный воздух. Изломанная кромка воды, приветливо склонившиеся к земле пальмы. Темнолицые улыбчивые люди. Но вас еще ждут перелет или морская поездка на катере до отеля. В зависимости от удаленности острова она может занять от нескольких минут до 2,5 часа.

В любом отеле уставших гостей встречают влажными полотенцами для отбирания лица и рук и холодными напитками (кокосовое молоко или тропический коктейль). Как правило, в номере мальдивского отеля (за исключением 5-звездочных) нет лишней роскоши. Но всякие приятные мелочи, вроде душа в саду, вам будут гарантированы. Как правило, начинка номера однотипна: двуспальная кровать, диван, кондиционер, холодильник, туалет, умывальник, вентилятор на потолке. Молодоженов и молодых супругов ждет приятный сюрприз в виде корзины фруктов от администрации отеля. Полотенца, пляжные принадлежности и прочие мелочи включены в стоимость проживания.

В Мальдивских отелях нет особой роскоши. Но отдых от этого менее приятным не становится

Как вам проводить свободное время, решаете только вы. Администрация может вам предложить поездку необитаемый остров, вечернюю рыбалку (с 17 до 20 вечера), а также незатейливые занятия вроде посещения бара. Первые два дня, как правило, туристы просто лежат на пляже, но этим нельзя злоупотреблять: мальдивское солнце коварно, через пару часов можно запросто сгореть. Так что не забудьте про солнцезащитные средства с высоким уровнем SPF-фильтра (30 и выше), а для отдыха на некоторых островах вам могут пригодиться репелленты. Если вы поклонник долгих прогулок, рекомендуем взять напрокат велосипед или мопед. Но, чтобы увидеть всю прелесть Мальдив, не обязательно забираться в самую глушь – вокруг отеля есть то же, что и на других островах: стайки крабов, дерущихся за кусок хлеба, хлебные деревья, лианы и прочая экзотическая растительность, летающие собаки (похожи на летучих мышей, только крупнее), цапли и даже летающие тараканы! Любители бесплатных развлечений могут собирать разбросанные тут и там кокосы, наблюдать вечернее кормление скатов (для организации этого зрелища при отеле есть специальный человек) и пугать ящериц.

Побалуйте себя массажем «Жемчужная гармония», рассчитанным специально на влюбленные пары. Процедура массажа многоступенчата. Сначала вам дают полчаса, чтобы вы отдохнули в турецкой или римской бане и выкупались в бассейне, потом вы переходите в другое помещение, где вас ждет часовой сеанс массажа с ароматическими маслами. Ну и «на десерт» комната с видом на океан, ванная, наполненная лепестками жасмина, корзина фруктов и шампанское. Разумеется, в этой комнате вы остаетесь с вашей второй половиной абсолютно одни. За это удовольствие вам придется заплатить 170 долларов. Кстати говоря, в стоимость любой услуги не входят чаевые, занимающие примерно 10 процентов общей суммы. Горничной или носильщику чаевые платятся по установленной в один доллар таксе.

Где экзотическая страна — там экзотическая кухня!

Надоело в отеле? Отправляйтесь в магазин или на рынок. И обязательно торгуйтесь: при определенном старании цену за сувенир можно снизить почти втрое! На экскурсии или на рынке будьте осторожны: не оставляйте без присмотра ценные вещи или деньги. Также не стоит отдавать наличность в сейф на ресепшен отеля: известны случаи, когда она непонятным образом улетучивалась оттуда. Пользуйтесь кредиткой и носите при себе 100-150 долларов на сувениры.

География

Мальдивы, состоящие из 1196 островов, объединенных в 26 атоллов, лежат юго-западнее от Шри-Ланки (Цейлон) в экваториальных водах Индийского океана. На острове Мале находится столица Мальдив с одноименным названием – Мале. Большая часть островных групп необитаема, а из 199 обитаемых островков только 100 открыты для посещения туристов. Климат на Мальдивах довольно мягкий и комфортный – максимум +32 градуса днем и минимум +25 ночью. Среднегодовая температура здесь никогда не опускается ниже 28 градусов. Единственный минус – очень высокая влажность. Туристы утверждают: первое впечатление от пребывания на Мальдивах похоже на посещение парной. Однако свежий ветер и частые кратковременные дожди помогают справиться с этой проблемой. Особо чувствительным к влажному воздуху отдыхающим предоставляется возможность за символическую плату (15 долларов в неделю) посещать многочисленные бассейны. Но редко кто будет сидеть в бассейне, когда рядом с отелями плещется удивительно чистое и теплое море. Температура воды не бывает ниже 24-27 градусов в любое время года. Приятнее всего отдыхать на Мальдивах в период «ируваи», обозначающий на местном языке осенне-зимний (ноябрь-декабрь) и весенний сезоны (март-апрель). В это время на Мальдивских островах властвует северо-восточный муссон, несущий с собой долгожданное спасение от влажности и ветров.

Среднегодовая температура на Мальдивах никогда не опускается ниже +28 по Цельсию

История

Мальдивская Республика входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Глава государства и исполнительной власти – президент, который управляет страной с помощью назначаемого и возглавляемого им кабинета министров. Общий срок исполнения президентских обязанностей не ограничен, поэтому уже с 1978 г. неизменным правителем страны остается вот уже пятый президентский срок Момун Абдул Гайюм. История Мальдивских островов неразрывно связана с принятием ислама. Возможно, что до этого трон правителя передавался по женской линии, о чем свидетельствуют многочисленные рассказы мореплавателей, видевших королев, управлявших островами. И, хотя ислам запрещает женщинам занимать высокопоставленные должности, достаточно долгое время Мальдивами управляли 6 династий султанш.

Европейцы же почти ничего не знали об архипелаге до конца XV в., когда Васко да Гама пересек Индийский океан. Только в 1507 г. острова посетил Дом Лоуренцо де Альмейда. Таким образом о Мальдивах узнали в Португалии, а вскоре – и во всей Европе. Сейчас населяют Мальдивы в основном южные индийцы, сингальцы и арабы. Преобладающее большинство мальдивцев являются правоверными мусульманами-суннитами.

Время

Время на Мальдивах опережает московское на 1 час летом и на 2 часа зимой. Рабочее время на Мальдивах крайне изменчиво. Магазины предпочитают работать тогда, когда им захочется, но большинство из них, особенно на крупных островах, открыты зимой с 7 утра до 21-23 вечера, а летом – с 13 до 18-20 часов. Банки и обменные пункты (к слову сказать, на Мальдивах наличность нужна только для покупки сувениров и раздачи чаевых, деньги за все оказываемые услуги администрация отелей снимает с вашей кредитки) в Мале расположены на улице Marine Drive и открыты с 8.00 до 13.30. Так что наличность для покупок лучше всего брать с собой из дома. Кроме того, в пятницу и субботу попасть в банк или другое официальное заведение Мале почти невозможно: эти дни являются священными, следовательно, нерабочими для мусульман.

На островах вся жизнь подчинена законам туристического бизнеса

Валюта

Местная денежная единица – руфия – равна 100 лари. Один американский доллар приблизительно равен 11,82 руфии. Хождение имеют банкноты достоинством 2, 5, 10, 20, 50, 100 и 500 руфий, а также монеты в 1, 2, 5, 10, 25 и 50 лари. Повсеместно принимаются к оплате доллары США и основные кредитные карты (American Express, Visa, Master Card, JCB и Euro Card).

Это интересно! Несмотря на то что Мальдивы как исламское государство сравнительно либерально, гости страны должны тщательно соблюдать его законы. Здесь запрещено: употреблять алкоголь в общественных местах (вне курортной зоны), купаться обнаженными (а также топлесс), ловить рыбу в непосредственной близости от берега, ловить и рвать живые или мертвые кораллы в океане или вблизи от берега (штраф – $500). Нарушение законов страны может грозить тюремным заключением. Не пытайтесь вступить в контакт с местными женщинами! Для прогулки по Мале одеваться рекомендуется в длинные брюки или юбку, рубашку или блузку. Обычная форма приветствия мальдивцев – пожатие рук, официально здороваются «салям алейкум», словом «kihenen» приветствуют друг друга в неформальной обстановке.

Национальная кухня

Большинство курортов категории «4 звезды» и «5 звезд» предлагают в своих ресторанах индийскую, континентальную, восточную, итальянскую, китайскую кухни. Местная кухня построена на традициях индийской и отчасти арабской. Широко используются рис, морепродукты, различные пряности и острые приправы. В большинстве традиционных блюд применяется копченая, сушеная и отварная рыба. Основа кухни – отварной тунец с рисом, приправленный различными соусами и перцем, пикантность блюдам придают лайм, чили и маленький лук. Мясо, в основном курица, употребляется только по праздникам или в составе особых блюд. Главный десерт – кокосовый орех во всех видах, а также сладкие блюда из риса и фруктов. Орех арека (овальный орех с листьями бетеля, гвоздикой и лаймом) едят после обеда. Широко употребляются кокосовое молоко, различные пудинги, овощные и фруктовые салаты и выпечка. Главный напиток – чай с большим количеством молока и сахара. Местные жители варят напиток раа – сладкий и вкусный пальмовый сок. Если вам нравятся мальдивские кушанья, закончите свой обед суджи – очень вкусным местным напитком.

Сувениры

Мальдивы не являются большим шопинг-центром. Мальдивы – это рай для любителей экзотических сувениров. Здесь можно приобрести тонкоплетные тростниковые маты; деревянные коробочки; трости, покрытые красным, черным и желтым лаком; серебряные и золотые ювелирные изделия; предметы домашнего обихода, сделанные из кокосового ореха; корзинки из пальмовых листьев; кокосовое масло. Большим спросом среди сувениров пользуются изделия из морских ракушек, акульих и дельфиньих зубов, перламутровых раковин, кораллов и черепашьего панциря.

Таможенный режим

Туристическая виза всем прибывающим в страну оформляется прямо в аэропорту Мале. Действует она в течение 30 дней с момента въезда в страну и оформляется абсолютно бесплатно. Зато при выезде из Мале вам придется отдать 10 долларов. Для того чтобы вас беспрепятственно пустили в страну, необходимо предъявить загранпаспорт, обратные билеты с указанной датой вылета, ваучеры на туристическое обслуживание и не быть… гражданином Израиля! Иудеев в мусульманских Мальдивах не терпят даже в качестве туристов. Мальдивцы – большие демократы во всем том, что касается денег, а потому вы можете беспрепятственно ввозить и вывозить из страны любую иностранную валюту. Что же касается вопросов духовных, тут Мальдивы гораздо более строги к своим гостям: ввоз антиисламской литературы, животных (особенно свиней), военной атрибутики любого рода, наркотиков, алкоголя, оружия и пороха категорически запрещен.

Таможня разрешает привезти домой различные сувениры, предметы домашнего обихода, кокосовое масло и ювелирные изделия. Продукцию, купленную у кустарных производителей, вывозить из страны строго запрещено (особенно это касается изделий из панциря морской черепахи и черного коралла). Более того, даже то, что вы найдете на дне моря или выловите из него самостоятельно, оставить себе на память строго запрещается.