Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Мало кто знает, что Роберт Бош – создатель системы зажигания от магнето, без которой современное моторостроение не было бы таким, каким оно является. Кроме того, Бош усовершенствовал топливный насос высокого давления, позволивший начать эру дизелизации автомобилей.

Будущий изобретатель и предприниматель родился 23 сентября 1861 года в местечке Альбек на юге Германии, неподалеку от Ульма, и стал одиннадцатым из двенадцати детей в семье. Родители Роберта происходили из известных в регионе крестьянских семей. Отец, преуспевающий фермер, состоявший в масонской организации, был хорошо образован, и одним из его жизненных приоритетов стало достойное образование для детей. Глава семейства Бошей видел в Роберте священника, аптекаря или учителя. Но сын с ранних лет увлекался конструированием, любил что-нибудь мастерить. Это и определило его дальнейшую судьбу. С 1869-го по 1876 годы Роберт Бош учился в реальном училище в Ульме, по окончании которого стал работать подмастерьем в разных мастерских – сначала в Германии, а затем пере брался за рубеж. В Соединенных Штатах он нашел работу в нью-йоркской компании Томаса Эдисона, а в Великобритании – у братьев фон Сименс. Обе фирмы занимались электротехникой. Эта работа дала возможность талантливому немцу накопить опыт. Но Роберт считал, что его образования недостаточно для создания своего дела, и в течение зимы 1883-1884 годов на правах вольнослушателя посещал лекции в политехническом институте Штутгарта, а также учился азам бухгалтерии у старшего брата Карла, который владел компанией, занимавшейся проведением газо- и водоснабжения.

Набравшись опыта и идей, 15 ноября 1886 года Роберт Бош открыл в Штутгарте компанию, названную предельно просто и емко – «Мастерская точной механики и электричества». Предприниматель сразу определил один из основных принципов работы своего предприятия: потребности клиентов стоят выше интересов исполнителей, но не выше качества. Поначалу в «Мастерской», помимо Боша, трудились только инженер и подмастерье. Первой продукцией фирмы стали элементы телефонной сети, но на их разработку была потрачена значительная часть оборотного капитала компании (10 000 немецких марок), который представлял собой наследство, оставшееся после главы семейства Бошей. На помощь Роберту пришли многочисленные родственники, поручившиеся за кредит, не давший начинающему промышленнику обанкротиться.

Первая фабрика Роберта Августа Боша

Первую небольшую прибыль «Мастерской точной механики и электричества» основатель компании вкладывал в новые разработки. В 1887 году Роберт Бош создал систему зажигания для стационарных двигателей внутреннего сгорания, основываясь на конструкции магнето фирмы Deutz. Магнитоэлектрическая машина, сделавшая в конце XIX века настоящий прорыв в области создания систем зажигания, в наши дни используется разве что в моторах газонокосилок и бензопил, но более ста лет назад достойной альтернативы ей не было. Первое работоспособное магнето появилось не сразу. Основателю компании пришлось дорабатывать свое изобретение, а итогом этому стало поступление большого числа заказов и известность предприятия.

Сам Карл Бенц называл зажигание «проблемой из проблем», а в первых автомобилях и мотоциклах для воспламенения смеси использовались калильные трубки Готлиба Даймлера, зачастую становившиеся причиной пожаров. И вот в 1897 году Роберт Бош по заказу англичанина Фредерика Симмса установил на трицикл типа De Dion Bouton (эти французские трехколесные мотоциклы выпускались по лицензии во многих странах) устройство зажигания от магнето. Но эксперимент оказался неудачным: аппарат генерировал всего 200 искр в минуту, тогда как двигатель трицикла требовал 900 искр за тот же период. Решение проблемы нашел управляющий фабрикой Арнольд Церингер. Он изготовил магнето, в котором вместо электромагнита двигалась металлическая гильза, в которую тот был помещен. Бош запатентовал изобретение своего сотрудника и наладил выпуск новых систем зажигания, у которых, правда, был существенный недостаток – для каждой модели двигателя требовался механизм с собственными параметрами.

Магнето работы инженеров Боша образца 1887 года

Летом 1901 года Бош дал Готтлобу Хонольду, директору по развитию «Мастерской», задание на разработку системы зажигания, в которой не было бы сложного аппарата для размыкания контактов. В 1902 году Хонольд представил систему, основанную на магнето высокого напряжения, в которой электрический ток по проводу перетекал на свечу зажигания, между электродами которой и образовывалась искра. Идею свечи зажигания в 1860 году предложил Карл Бенц, но в то время еще не было материалов, из которых можно было бы изготовить ее элементы. А Хонольд использовал керамический изолятор и специальный жаростойкий сплав для электродов. Поэтому авторство этой детали и принадлежит инженерам компании Боша.

Между тем основатель к тому времени уже известной фабрики отошел от вопросов разработки новой продукции и переключился на развитие фирмы, ныне носящей его имя. Первый зарубежный офис своей компании Бош открыл в Великобритании в 1898 году, и вслед за ним представительства немецкой фирмы появились в Австро-Венгрии и во Франции. Офис в США начал действовать в 1906-м, а шестью годами позже там появилась и собственная фабрика. К 1913 году около 88 процентов продукции компании Боша продавалось вне Германии, и предприятие стало поставщиком систем зажигания многих автопроизводителей. После окончания Первой мировой войны на заводах Роберта Боша впервые в производство пошли такие приспособления, как электрический звуковой сигнал (в 1921 году), стеклоочистители (1926 год), топливный насос высокого давления для дизельных двигателей и пневматическая тормозная система (1927 год).

Роберта Боша можно назвать отцом топливного насоса высокого давления (ТНВД), хотя он его не изобретал, а лишь усовершенствовал. Но это усовершенствование по-настоящему открыло эпоху авто с дизелями: использование гидравлического устройства позволило отказаться от громоздкого и ненадежного воздушного компрессора, а также сделать этот тип двигателя более оборотистым. Через год после открытия собственной компании Роберт Бош женился на Анне Кайзер. От первого брака у Роберта родилось две дочери – Паула и Маргарет – и сын, которого назвали в честь отца. Говоря о Боше как о личности, нельзя не упомянуть его увлечения: охота и сельское хозяйство стали страстью Роберта еще в детстве. В 1913 году он приобрел ферму, известную теперь как «ферма Боша», и добился неплохих успехов в сельском хозяйстве. Из-за кризиса в автопромышленности в середине 1920-х годов «Мастерскую точной механики и электричества» модернизировали – благодаря известности бренда и опыту коллектива, фирма смогла стать не только поставщиком автомобильных комплектующих, но и производителем различного электрооборудования. А в 1932 году в свет вышла книга о предотвращении кризисов в мировой экономике, написанная Робертом Бошем. От многих промышленников-современников Роберта Боша отличало не только умение подстраиваться под ситуацию в бизнесе и внедрение новейших технологий, но и отношение к персоналу. В 1906 году Бош, одним из первых в Германии, ввел восьмичасовой рабочий день, что позволило ввести на предприятии вторую смену, а значит, и увеличить производительность труда. В 1913-м при фабриках открываются училища, позволившие значительно повысить квалификацию рабочих. Несколькими годами позднее в компании Боша начал действовать социальный отдел, выдававший сотрудникам, в семьях которых были иждивенцы, компенсации, а также пенсию. Благотворительность сопровождала всю жизнь Роберта – значительную часть средств, полученных от военных контрактов времен Первой мировой, предприниматель передал в различные фонды, считая, что война не может быть источником обогащения. В 1940 году в Штутгарте открылась больница, деньги на строительство которой были подарены Бошем в 1936-м, в честь 50-летия его компании. А в 1937 году талантливый промышленник и изобретатель написал завещание, одним из пунктов которого стало создание благотворительного фонда. Фонд имени Роберта Боша открылся в 1964 году и на сегодняшний день является одним из самых крупных в Германии. Его деятельность направлена на сферы здравоохранения, образования, международных отношений и на многие другие области.

В 1921 году Роберт Бош-младший умер от тяжелой болезни, и промышленник оставил первую семью. В 1927 году второй супругой Боша, которому на момент заключения брака было уже 66 лет, стала Маргарет Ворц. В этом браке родилось двое детей – дочь Ева и сын, которого вновь назвали в честь отца. В 1920-х и 1930-х годах Бош состоял в целом ряде экономических комитетов и много времени посвящал налаживанию отношений между Германией и Францией, считая, что они станут залогом долгого мира в Европе. Но установление фашистского режима не дало планам предпринимателя воплотиться в жизнь. Роберт Бош был ярым противником гитлеровского режима и старался помочь жившим в Европе евреям, спасая их от преследования и обеспечивая работой. Роберт Бош умер 12 марта 1942 года, так и не узнав, что его старания не напрасны. При всем том компания Боша выполняла военные заказы, а после начала Второй мировой еще и взяла на работу большое количество людей из оккупированных немцами стран.

Согласно завещанию Роберта Боша, «Мастерская точной механики и электричества» была реорганизована в закрытое акционерное общество Robert Bosch GMbH. Сейчас эта компания – признанный лидер во многих областях, и имя создателя компании и изобретателя стало известной торговой маркой. И имя это, похоже, не будет забыто никогда.

Резюме. Роберт Август Бош – неординарная личность. Называть его либо промышленником, либо изобретателем, либо меценатом нельзя, оценивать его жизнь можно только по всем критериям вместе. Автомобильная промышленность никогда не стала бы такой, как есть, без изобретений Боша и его сотрудников. Да и мир был бы иным.