Мировые автоконцерны все чаще засматриваются на российский рынок не как на страну с огромными возможностями для сбыта чего угодно, а как на серьезного законодателя мод и (а почему бы и нет?) одно из самых перспективных направлений работы в мире в ближайшие годы. Шестая часть суши уже насыщена крупными дилерскими сетями брендов из самых разных государств, работают и продолжают строиться самые разные сборочные предприятия, а международный автосалон в российской столице успел стать местом для самых разных мировых премьер. Шоу ММАС-2012, прошедшее в августе-сентябре, к примеру, было отмечено глобальным дебютом «освеженного» флагманского внедорожника Rexton от SsangYong Motor, самого маленького из корейских концернов. Цены на новинку уже озвучены.
Без поддержки со стороны этому автоконцерну, уже успевшему пережить одну процедуру банкротства, на российском рынке однозначно пришлось бы туго. Во-первых, нужно помнить, что полноприводники (а ничем иным в SsangYong на нашем рынке и не занимается) для нас всегда считались символами престижа, и поэтому джипы и кроссоверы из Южной Кореи многими до сих пор воспринимаются с улыбкой. Собственно, во-вторых, если речь не идет о продукции альянса Hyundai и Kia, улыбка эта очень часто оказывается заслуженной – в моделях SsangYong до сих пор используется множество технических решений, от которых конкуренты давно отказались. Наконец, компания только-только начала «отмываться» от долгого сотрудничества с английским дизайнером Кеном Гринли, который сделал автомобили этой марки для всех приверженцев строгих канонов стиля.
Впрочем, шаги в верном направлении ведутся. Так, все успешнее становится новый Actyon, первая машина марки с несущим кузовом, пресса активно обсуждает семейство концептов SsangYong XIV, а уже знакомые серийные авто преображаются после рестайлинга. Исключением не стал и Rexton, чья сборка давно налажена корейцами на совместном со своим российским партнером, холдингом SOLLERS, предприятии во Владивостоке.
Первое впечатление
Технически Rexton – топовая модель небольшого концерна – знаком публике уже давно. Создан этот рамный полноприводник был в 2001 году, а первый серьезный рестайлинг автомобиль пережил шесть лет спустя, когда его и переименовали в Rexton II. Уже тогда модель обновили не только внешне, но и изменили техническую «начинку», а затем еще пару раз освежали комплектации. Но к нашим дням флагманский джип SsangYong все-таки устарел окончательно и новый масштабный фейслифтинг был просто необходим.
Что в машине 2012-го модельного замечаешь сразу – так это, конечно же, серьезно переделанную переднюю часть. За счет более плавных линий капота, головной оптики, решетки радиатора в стиле нынешнего SsangYong Kyron и широких противотуманных фар автомобиль воспринимается спокойнее и в то же время представительнее. Присмотревшись, замечаешь, что рисунок задней светотехники также подправили, в корпусах наружных зеркал появились диодные повторители поворотников, форму наружных алюминиевых подножек скорректировали, а над стеклом пятой двери появился довольно внушительный и стильный спойлер.
Внутреннее убранство
Между тем основа кузова у полноприводника – а значит, это касается и эргономики салона – осталась прежней. Посадка осталась по-настоящему высокой внедорожной, на том же уровне сохранилась и обзорность, а складной третий ряд сидений с двумя дополнительными посадочными местами по-прежнему предлагается в качестве опции. Но список базового оборудования корейского внедорожника с российской «пропиской» заметно расширили.
Так, уже в стандарте Rexton 2012 модельного года получает четыре подушки безопасности (увы, вместить больше аэрбегов прежняя основа кузова не способна), новую магнитолу размерностью 2DIN с поддержкой USB-порта и протокола Bluetooth, подогрев сидений обоих рядов, раздельный климат-контроль, систему курсовой стабилизации, комплект электростеклоподъемников и центральный замок с дистанционным управлением с сигнализацией и иммобилайзером.
Техническая часть
Поработали инженеры SsangYong и над гаммой силовых агрегатов своего флагмана. Рядный 5-цилиндровый турбодизель объемом 2,7 литра с непосредственным впрыском Common Rail третьего поколения был известен на этом внедорожнике и прежде, причем в обоих вариантах форсировки, – исполнение 2.7XDi предполагает максимальную мощность в 165 л. с. (или 121 кВт), а версия 2.7XVT с наддувом с изменяемой геометрией способна отдавать уже до 186 л. с. (или 137 кВт). Будет нашему рынку интересен и 6-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 3,2 литра (его максимальная мощность – 220 «лошадей», или 162 киловатта), установленный на управляемых электроникой опорах, за счет которых инженерам удалось максимально снизить уровень шума мотора и его вибрации.
Как и прежде, «младший» из дизельных двигателей внедорожника может работать и в паре с 5-скоростной «механикой», а двум другим представленным моторам полагается автоматическая трансмиссия T-Tronic с тем же числом передач и возможностью ручного переключения. Кроме того, система полного привода для каждого из моторов тоже собственная. SsangYong Rexton со 165-сильным дизелем оснащается жестко подключаемой передней осью на независимой «двухрычажке» и раздаточной коробкой с понижающим рядом, внедорожник со 186-сильным мотором получает систему с автоматическим подключением передка (Torque on Demand, «тяга по необходимости» с возможностью ручного включения обоих мостов), а вариант с бензиновым «сердцем» комплектуется постоянным полным приводом и независимой 8-рычажной задней подвеской вместо базовой зависимой пятирычажки.
Подбираем варианты
В целом с новым списком базового оборудования для большого флагмана маленького концерна мы уже познакомились, но несколько важных позиций все-таки стоит выделить дополнительно. Так, в базовой комплектации (а она называется Comfort) «кореец» получает комплекс электронных систем безопасности, в который интегрированы, в частности, ABS, противобуксовочная система ASR и система предотвращения опрокидывания ARP. Присутствует и контроллер спуска с горы HDC, который работает при уклоне не менее 10 градусов. А среди другого оборудования можно выделить окраску кузова металликом, 16-дюймовые легкосплавные колесные диски, наружные зеркала с электроприводом и подогревом, бортовой компьютер и возможность регулировки рулевой колонки и сиденья водителя по высоте. В таком виде с «младшим» сочетанием двигателя и коробки передач обновленный SsangYong Rexton можно приобрести минимум за 1 149 000 рублей.
Подобный полноприводник в версии Comfort+ стоит от 1 239 000 рублей, но отличается от базового такой Rexton наличием датчиков парковки в обоих бамперах и датчиков дождя и света. В этой же комплектации, но за 1 319 000 рублей можно заказать и джип с бензиновым мотором. Ненамного дороже последнего – его оценили в 1 399 000 рублей – обойдется машина с «младшим» дизелем с «автоматом» в исполнении Elegance с кожаным салоном, электроприводом передних сидений с памятью положений водительского кресла и понижающей передачей в трансмиссии.
Полноприводник с бензиновым мотором и в исполнении Luxury (присутствуют все опции Elegance, а также люк с электроприводом в крыше) обойдется россиянам в 1 459 000 рублей, а машина в этом же оснащении, но со «старшим» дизелем будет стоить от 1 499 000 рублей. Наконец, особняком стоят два варианта «корейца» с дополнением Family к названию, которое обозначает наличие третьего ряда сидений. С этой опцией вариант 2.7XDi Elegance оценили в 1 419 000 рублей, а версию 2.7XVT – в 1 519 000 рублей.
Каковы выводы?
Пошел ли рестайлинг на пользу давно знакомому автомобилю? Скорее да, чем нет, ведь благодаря всем внешним и внутренним изменениям Rexton с легкостью сможет продержаться в производстве еще минимум пару лет. Но с другой стороны, каждое обновление – очередной повод не предлагать покупателю нечто новое, и в то же время рестайлинг ведет к неизбежному подорожанию. В данном случае, когда речь идет об автомобиле от небольшого народного концерна, последний фактор всегда играет огромную роль.
Сравним с конкурентами?
Даже при ближайшем рассмотрении оказывается, что реальных конкурентов «дальневосточному корейцу» на российском рынке единицы. Разумеется, полноценных внедорожников, в том числе и рамных, в продаже до сих пор множество, и дело здесь вовсе не в тенденции к повсеместному замещению джипов кроссоверами. Просто настоящие внедорожники в большинстве своем предлагают именитые компании, которые за свою продукцию запрашивают вовсе не «народные» суммы.
Среди таких конкурентов из более «серьезного» ценового сегмента можно выделить проверенный временем Mitsubishi Pajero четвертого поколения, который выпускается с 2006 года. На сегодняшний день «японец» с богатой историей и внушающей уважение внедорожной трансмиссией на российском рынке представлен только в пятидверном кузове и в семи вариантах исполнения. Базовый внедорожник в комплектации Invite оснащается 3-литровым 178-сильным (134-киловаттным) бензиновым двигателем и 5-ступенчатой механической коробкой передач, и в то же время автомобиль обладает самой настоящей «раздаткой» с понижающей передачей и «дифлоками». В таком виде Pajero стоит от 1 499 000 рублей. Внедорожник в исполнении Intense и с 5-ступенчатым «автоматом» можно купить уже за 1 639 000 рублей, а флагманская комплектация Ultimate для данного мотора стоит от 1 789 000 рублей. Автомобиль с 3,2-литровым 200-сильным (150-сильным) дизелем дилеры предложат минимум за 1 999 000 рублей, а топовый «японец» в максимальной комплектации и с 250-сильным 3,8-литровым бензиновым движком стоит от 2 099 000 рублей.
Гораздо ближе к герою сегодняшней «Презентации» по ценовому сегменту оказывается еще один представитель продукции холдинга SOLLERS – в полном смысле отечественный UAZ Patriot. К слову, дебют обновленного ульяновского внедорожника также состоялся совсем недавно в Москве. Рамный и «мостовой» автомобиль получил новый интерьер с современной приборной панелью, современным головным устройством аудиосистемы, климатической установкой от немецкого бренда SANDEN, а в базовой комплектации Classic «прописались» аудиоподготовка, зеркала с электроприводом и подогревом, а также электростеклоподъемники передних дверей. UAZ Patriot в этой версии с 2,7-литровым бензиновым мотором и 5-ступенчатой «механикой» у дилеров стоит от 543 000 рублей. За 601 000 рублей можно приобрести отечественный джип в комплектации Comfort со штатными сигнализацией, кондиционером, парктроником, подогревом передних кресел и 16-дюймовым «литьем». Наконец, флагманская версия Limited за 635 000 рублей предусматривает дополнительный отопитель салона, комбинированную отделку сидений, тонированное остекление, а также дуги и шторку в багажнике. Кроме того, с нынешней осени ульяновский внедорожник доступен и с 2,2-литровым турбодизелем – в версии Comfort такая машина предлагается за 691 000 рублей, а в комплектации Limited – за 725 000 рублей.
Примерно в том же ценовом сегменте, что и джип из Ульяновска, находится китайский Great Wall Hover H5, который в модельном ряду «Великой стены» появился лишь пару лет назад. В отличие от более ранних представителей своего бренда, этот полноприводник уже заимствует классические японские технологии лишь косвенно, а его внешний вид хотя и смотрится пародией сразу на несколько иномарок (в частности, на Mazda CX-7 и Honda CR-V), но откровенно Hover H5 уже не пугает. В базовой комплектации внедорожник из Поднебесной оснащается такими элементами, как датчики дождя и света, парктроник, климат-контроль, полный электропакет, камера заднего вида и аудиосистема с возможностью чтения CD- и DVD-носителей. Наиболее доступным из вариантов «китайца» на нашем рынке является авто с 2,4-литровым бензиновым двигателем и 6-ступенчатой механической коробкой передач. В этом исполнении Great Wall Hover H5 стоит у нас от 704 000 рублей. За 790 000 рублей можно заказать джип с 2-литровым дизелем и той же коробкой передач, а флагманом модельного ряда, в свою очередь, является полноприводник с тем же движком и 4-ступенчатой АКПП. Стоит такой Great Wall от 845 000 рублей.
Технические характеристики SsangYong Rexton 3.2 Comfort+ AT
Двигатель: рядный 6-цилиндровый 24-клапанный бензиновый, 3199 куб. см
Максимальная мощность: 220 л. с. (162 кВт) при 6100 об./мин.
Максимальный крутящий момент: 312 Нм при 4600 об./мин.
Трансмиссия: 5-ступенчатая АКПП
Привод: постоянный полный
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4755х1900х1840 мм
Колесная база: 2835 мм
Дорожный просвет: 206 мм
Снаряженная масса: 2032 кг
Емкость топливного бака: 78 л
Судьба Кассандры печальна и показательна. Недоверие современников, одинокая старость и разочарование – вот удел этой женщины, которой самим Аполлоном была дарована способность предсказывать будущее. Казалось бы, живи и радуйся, «руби капусту» и почивай на лаврах! Ан нет. Булочка, кто помнит, оказалась с изюмом. Коварный бог в качестве бонуса втюхал наивной троянке еще и неспособность доносить до горожан правоту своих слов. Чем это кончилось, известно. Правда, лишь тем, кто хотя бы поверхностно интересовался мифами Древней Греции. Если коротко – все оказалось очень плохо. Не прислушавшиеся к предупреждениям какой-то городской сумасшедшей троянцы вкатили в город фигуру деревянного коня (что, уходя, оставили осаждавшие город войска). А ночью из его чрева вылезли Одиссей со товарищи, перебили стражу, открыли ворота… В общем, руины Трои раскопали только в XIX веке.
Судьба современного летописца столь же уныла и безрадостна. И все по той же причине – не верят. А если и верят, то в игру тут же вступает пресловутый человеческий фактор. Если точнее, то та его черта, что отвечает за внутренний покой. «А может, все образуется» – суть и главный ее постулат. Как показывает приведенный выше случай (положа руку на сердце, все же миф), нежелание видеть очевидное и прислушиваться к голосу разума ведет к самым печальным последствиям.
В этом отношении история с провисшими вантами на Русском мосту (именно так его положено теперь называть) показательна. Подозрения и сомнения в качестве материалов и соблюдении технологий высказывались в приморских СМИ на протяжении всех трех лет его строительства. Притом что НИКАКОЙ информации, кроме победных реляций пресс-центра строительной организации, в распоряжении «акул пера», не имелось. Еще больше вопросов возникло после того, как мост официально ввели в эксплуатацию. Как разведчики, вынужденные анализировать лишь косвенные данные, журналисты выражали тревогу и задавали неудобные вопросы. На которые, естественно (увы, уже естественно!), никаких ответов получить не удавалось. Почему французы, приглашенные в качестве главных специалистов, отказались от монтажа? Если даже официально признано хищение металла со стройки на 100 млн рублей, то что же использовали строители? Почему мост регулярно закрывается на профилактику? Отчего работы (и какие?) на нем ведутся, не прекращаясь, уже без малого год после сдачи? И так далее и тому подобное…
Провисшие ванты и реакция на сообщения о них в СМИ стали своего рода лакмусовой бумажкой. Расцветившей всеми цветами радуги суть отношений к этой новой «вавилонской башне» заинтересованных сторон. Журналисты в серых тонах, не без печального сарказма проинформировали и продемонстрировали: да, провисли. Строители бодро и убедительно (плакатно-красный цвет лозунгов и транспарантов) отчитались: ничего страшного, в холода так положено. Встрепенувшаяся бесцветно-голубоватая прокуратура тут же увяла – Ростехнадзор проверил, мин нет! Иными словами, спите спокойно, дорогие товарищи.
Тот факт, что мост стал подавать тревожные сигналы, будучи еще совсем новым, не усталым и не изношенным, похоже, никого не встревожил. И понятно, что все предупреждения специалистов, сомнения журналюг, скепсис горожан привычно в учет приниматься не стали. И это притом, что после трех обвалов дороги Седанка – Патрокл пророчеств по поводу грядущих новых, не менее масштабных «обвалов» хватало. Неужели и современным Кассандрам придется пройти путь, проложенный их древней тезкой?! И неужели история, пусть и почти сказочная, ничему не учит потомков? Надежда на то, что и про наше время, как про Троянскую войну, сложат мифы, сомнительна. Ведь сначала нужно будет откопать город, что был (будет!) разрушен. Может, не доводить до этого, ну их, эти мифы?..
27 апреля профессиональный дрифтовый сезон под эгидой Russian Drift Series стартовал гонкой Восточной лиги. Зрителям эти соревнования запомнились в первую очередь рекордным числом участников, среди которых было немало новичков. А вот самим пилотам и организаторам гонок I этап чемпионата 2013 года запомнился участием в качестве главного судьи пилота Западной конференции Никиты Шикова. Перед самым началом заездов наш корреспондент пообщался с прославленным московским дрифтером.
AG: Никита, для начала предлагаю познакомить читателей с твоей спортивной карьерой. Как давно ты в дрифте?
– В официальных соревнованиях, которые прежде проходили под эгидой «Формулы Дрифт», а теперь в формате Russian Drift Series, я полноценно участвую с сезона 2008 года. Начинал как любитель и по итогам первого же года выступлений смог занять на абсолютно стандартном спорткаре – а тогда правила были намного мягче – восьмое место среди 45 участников. Сказывалось множество тренировок и любительские заезды, в которых я принимал участие с 2006 года.
AG: Каких высот удалось достичь к настоящему моменту?
– Сезон 2009 года я провел уже как участник полноценной команды, выступая не только в России, но и в украинской лиге D1UDF, не раз удавалось обойти сильных соперников и подниматься на подиум. Вплоть до прошлогоднего финала моим «боевым» автомобилем была Toyota Altezza с 3-литровым турбомотором 2JZ-GTE, который после соответствующих операций выдавал до 400 «лошадей». Теперь же внутри нынешнего коллектива Team TS Power удалось подготовить сразу две готовые к соревнованиям машины: основным в грядущем сезоне станет Lexus IS350 (первый профессиональный дрифтовый болид на этой основе во всей Европе. – Прим. авт.), а в качестве резервной будет использоваться Toyota Supra. Мощность двигателей обоих авто – около 550 «коней».
На сегодняшний день в моем активе уже три звания вице-чемпиона RDS Запад, международный кубок фестиваля тюнинга «Автоэкзотика-2011» и второе место на «Супер DRIFT Битве» того же года, которая традиционно проводится в Красноярске.
AG: Какую роль дрифт играет в твоей жизни?
– Для меня «езда боком» уже давно перестала быть просто увлечением. На данный момент дрифт – это даже не просто профессия, а настоящий смысл жизни. Могу сказать, что именно этот вид спорта делает меня счастливым.
AG: А как же близкие люди, друзья?
– Без поддержки семьи и любимой девушки мне пришлось бы гораздо сложнее, и простые жизненные ценности – это та часть внутреннего благополучия, которая всегда с тобой. И все-таки от своей работы человек тоже должен получать только положительные эмоции.
AG: Твое участие в I этапе дальневосточного чемпионата в качестве судьи связано с приглашением организаторов?
– Не совсем так. В дрифте я участвую благодаря партнерству с компанией Red Bull, которая всегда поддерживала активный образ жизни вообще и технические виды спорта в частности. Во многих дисциплинах у компании есть свои официальные участники, известные как Атлеты Red Bull. В дрифте, включая меня, во всем мире таких спортсменов всего трое. Кроме меня, таким статусом также обладают украинец Александр Гринчук и новозеландец Майк Майддетт. Наша общая цель – продвижение дрифта как спортивной дисциплины в массы.
И вот не так давно в рамках проекта «Открытый урок от Red Bull» мне поступило предложение провести лекцию для студентов одного из городов нашей родины на выбор – в Калининграде или Владивостоке. Помня о скором начале дальневосточного дрифтового сезона, я, не раздумывая, выбрал вариант с посещением Приморского края, а дату проведения урока мы приблизили к старту чемпионата RDS Восток.
AG: Что стало определяющим фактором в выборе точки твоего визита?
– Во Владивостоке я впервые, вообще так далеко в родной стране я еще не был – прежде доводилось приезжать максимум в Иркутск. Кроме «Открытого урока Red Bull», в Приморье я уже успел принять участие в экскурсии по Владивостоку, посмотреть многие достопримечательности и, в частности, побывал на легендарной «Змеинке». Вся Россия знает, что именно на треке этого картодрома в вашем крае наш дрифт зарождался еще в середине прошлого десятилетия и только после этого распространился по всей стране.
Кроме того, хотелось еще раз встретиться с дальневосточными гонщиками, с которыми мы вместе выступали на «Битве» в Красноярске, познакомиться с другими спортсменами, лишний раз оценить их уровень подготовки, а может быть, и подсмотреть какие-то необычные технические приемы. Поэтому было особенно приятно оказаться здесь не в качестве зрителя, а в роли судьи.
AG: Только что пилоты RDS Восток завершили квалификационные заезды. Что можно сказать об их нынешней подготовке и перспективах дрифта в нашем регионе?
– Ваши гонщики отлично «вкатаны» в небольшие трассы вроде артемовского трека, хотя в ходе квалификации некоторые опытные пилоты и совершали ошибки. Думаю, что такие помарки связаны в первую очередь с самим стартом сезона: посади меня за руль собственного авто на «домашнем» треке прямо сейчас – не думаю, что получится проехать намного лучше. Словом, у дальневосточников в дрифте есть огромный потенциал. Есть и высокие результаты, и победа хабаровчанина Ильи Федорова на прошлогодней «Битве» – лучшее тому подтверждение.
P. S. Для нашего собеседника дрифтовый сезон 2013 года стартовал спустя полторы недели после I этапа RDS Восток. К сожалению, еще на тренировке перед первой гонкой RDS Запад на треке в подмосковном Мячково техника подвела Никиту и он не смог принять участие ни в квалификации, ни в парных заездах. А впрочем, сезон только начинается.
И двигатель, и передача управляются совершенной электронной системой, обеспечивающей выбор оптимального режима работы и экономию топлива с постоянно минимальным выбросом. Постоянный полный привод, усовершенствованная электрогидравлическая подвеска с системой активного контроля высоты (AHC) Lexus LX 570 и многие другие приспособления позволяют говорить о новом уровне движения и комфорта на любом типе дорожного покрытия и на бездорожье. Для улучшения аэродинамики при движении с высокой скоростью на шоссе AHC-система снижает машину на дюйм впереди и больше чем на полдюйма сзади, а при движении на пониженной передаче поднимает автомобиль на три дюйма, увеличивая дорожный просвет и, таким образом, улучшая проходимость.
На LX 570 имеется специальная система контроля дросселя, с помощью которой обеспечивается оптимальный режим при движении по пресеченной местности и проблемным поверхностям, помогающий поддерживать необходимую низкую скорость и дающий возможность водителю сосредоточиться на выборе оптимальной траектории. Улучшенный контроль шасси уменьшает вероятность зацепиться днищем при движении по пересеченной местности.
На специальный монитор выводится изображение «слепых» зон вокруг автомобиля, что существенно облегчает маневрирование в ограниченном пространстве. На случай аварии водителя и пассажиров защищают десять подушек безопасности на всех трех рядах сидений.
Конечно, имеется множество других систем и приспособлений, обеспечивающих наилучшие возможности для передвижения, комфорт и безопасность водителя и пассажиров. Ну и качество и материалы отделки, естественно, класса люкс. Считается, что Lexus LX 570 – люксовая версия ожидаемого внедорожника компании-учредителя Toyota Land Cruiser 2009.
Информагентства объявили о сенсационной, не побоимся этого слова, новости: в апреле на Ижевском автозаводе прекращен выпуск автомобиля Lada 2107. «Семерку» – наиболее продвинутую из старых «Лад» и предшественников переднеприводных «зубил» восьмого и девятого семейств – начали делать в далеком 1982 году. В течение этого периода автомобиль собирали на нескольких заводах, в том числе и заграничных. И вот с «семеркой» покончено, но ижевцы по-прежнему выпускают универсал «Ладу-2104». Производство «четверок», впрочем, тоже обещают прикрыть к концу года. Тем самым история так называемой классики – заднеприводных угловатых «Лад», начинавшихся с легендарной «копейки», – будет закрыта.
Во Владивостоке к упомянутым машинам в последние двадцать лет отношение, мягко говоря, насмешливое. Кое-кто вообще не считает их автомобилями. Это на западе безошибочно отличат «тройку» от «шестерки», не спутают сдвоенные круглые фары той же «тройки» с прямоугольниками «пятерки» и сразу заметят выдающуюся радиаторную решетку «семерки», за которую последняя получила ироническое, но необидное прозвище «русский «Мерседес». В той зауральской России квадратные «Лады» уважительно величают «классикой», а не «ведрами с болтами» или «тазами», как у нас.
Всем понятно, что эта самая «классика» давно и безнадежно устарела морально. 30 лет на конвейере – от Брежнева до Медведева! – можно трактовать как производственный гиперконсерватизм и даже косность. Но, как бы то ни было, судьбу «семерки» даже по чисто формальным параметрам следует признать счастливой. Чуть не полстраны ездит на подобных автомобилях и сейчас. Долгие годы «Лады» успешно выпускались, продавались и эксплуатировались. Ломучесть компенсировалась ремонтопригодностью. А потом, любое явление следует рассматривать в конкретном социальном и историческом контексте. Для позднесоветского гражданина подобная машина была заветной мечтой. Это сейчас мы разбалованы доступными иномарками, а в 1980-е потребительские представления были совсем иными.
Проблема «Лады» в том, что время-то изменилось, а машины остались теми же. Вернее, менялись и они (получали модернизированные моторы, становились инжекторными), но (!) слишком медленно. Одна из героинь «Алисы в Стране чудес» Кэрролла говорила: «Чтобы остаться на месте, нужно бежать изо всех сил, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее». Современный автопром в условиях глобальной конкуренции живет именно по таким правилам. «Лада» – наглядный пример того, что происходит, когда явление перестает соответствовать времени. «Мечта» удивительно быстро превращается в «трахому». Сравните «Короллу» 1966 модельного года и тот самый «Фиат-124», ставший прототипом первых «Жигулей». Автомобили вполне сопоставимы, по крайней мере внешне. Но куда эволюционировала «Королла» за прошедшие десятилетия и к чему пришли «Лады», даже став чуть глянцевее снаружи и чуть современнее внутри? В момент пуска тольяттинского автозавода советский человек, за несколько лет до этого впервые в мире отправивший на орбиту космический корабль, мог мечтать о том, что лет через 20 его дети будут передвигаться на доступных и сверхсовременных отечественных автомобилях. Не сложилось. Да и с космическими кораблями все оказалось не очень гладко, а Байконур так и вовсе уплыл за границу.
…Интересно устроен человек. Слыша о том, что «Лады» десятилетиями не сходят с конвейера, мы скептически морщимся. А когда японские автопроизводители неустанно обновляют модельный ряд, нам это тоже не всегда нравится: зачем перестали выпускать квадратный «сафарь», рамный «Краун» и настоящую таежную «Делику»? Куда дели легендарные «вечные двигатели» 1980-х и 1990-х?
Итак, «классика» уходит. Не очень понимаю почему, но старые угловатые «Лады» вызывают у меня куда больше теплых чувств, чем новые «Калины», «Приоры» и «Гранты». Очарование ушедшей эпохи? Личные воспоминания, связанные с этими трогательными в неуклюжести своего дизайна машинками? Или все дело в том, что «классика» больше соответствовала своей эпохе, чем та же «Калина» – своей? Не знаю. Знаю одно: уходить надо вовремя.
AG: Денис, вы в нашем городе впервые, какие впечатления?
– Ваш город находится у моря, и это очень привлекает. Воздух значительно лучше, чем в Москве, другая природа.
AG: Сейчас нашу природу сложно разглядеть за пылью строек… Не испытывали транспортных проблем по дороге из аэропорта?
– Проблем не было, но я подумал, что до аэропорта лучше ехать на танке, на БТР.
AG: Как оцениваете уровень ресторанов, в которых уже успели побывать?
– Вы знаете, впечатления разные. Был в одном ресторане с великолепным обслуживанием, достойной кухней и хорошим интерьером. Уровень хорошего иностранного ресторана. Про ресторан при гостинице, где я остановился, говорить не буду. Там другой уровень и другие впечатления.
AG: Во Владивосток вы приехали с практическим семинаром «Ресторан для бизнесменов. Правила боя». Для вас ресторанный бизнес – это театр военных действий?
– Бой… Просто был такой хороший фильм «Правила боя», где играют Томми Ли Джонс и Сэмюел Л. Джексон. Название этого фильма навело меня на мысль, что правила боя в ресторанном сегменте – это те самые правила, которые диктуют, как лучше поступить в той или иной ситуации, что сделать для того, чтобы заработать больше и потратить меньше. Об этом, в общем, и мой семинар. Я говорю о ресторане, как его сделать прибыльным бизнесом. Я отношусь к ресторанному делу исключительно как к источнику для зарабатывания денег. Многие считают, что ресторан – это творчество и его нельзя предугадать и запланировать, но это не так. Это именно бизнес, который поддается планированию, просчету и т. д.
AG: Шахматная партия?
– Да, очень близко к этому.
AG: Как вы знаете, наш город готовится к проведению Саммита АТЭС – 2012. Успех мероприятия в том числе будет зависеть и от отрасли регионального гостеприимства, задача которой – достойно принять взыскательных гостей и оставить хорошее впечатление не только от самого мероприятия, но и от Владивостока в целом. У нас остался почти год до саммита, можно ли, по вашему мнению, за такой короткий срок что-то изменить в лучшую сторону в сфере гостеприимства города Владивостока?
– Я думаю, что многое зависит от желания. Как говорится, было бы желание, но, к сожалению, я видел разный уровень заведений, и в некоторых из них желания меняться нет. И я думаю, что гости саммита будут в итоге ходить в те рестораны, в которые им скажут ходить. И жить там, куда их поселят. Кстати, скажу пару слов о гостиничном сервисе в вашем городе. Оставил вчера в номере половинку бутылки водички в мини-баре. Прихожу – ее нет. Сервис! Т. е. я должен заплатить еще раз за эту же самую воду? Люди сервиса должны думать не о том, сколько заработать, хотя это тоже бизнес, но обслужить гостя так, чтобы он остался доволен. У нас в консалтинге говорят, что в первую очередь ты должен думать о клиенте, а потом уже о себе, т. е. помощь – это реальнейшая задача, а потом уже деньги. Делайте, в общем, выводы, вам встречать гостей!
AG: Денис, как вы отдыхаете? Ходите в рестораны для души, а не с точки зрения оценки бизнеса?
– Я разграничиваю работу и личные пристрастия. Естественно, ресторан для меня – это работа. Но мне также нравится посещать новые заведения для собственного удовольствия. Всегда притягивают места с оригинальной кухней, неожиданным подходом к подаче, к сервису и т. д. Это недешевые рестораны, потому как в демократичном сегменте кушать стало совсем невозможно: экономическая ситуация в Москве дает все предпосылки для того, что снижение себестоимости блюд ведет к неизбежной потере качества. Поэтому люди, которые могут себе позволить, ходят в дорогие рестораны.
AG: А вы сами готовите?
– Дома для семьи готовлю. Но только иногда, когда посещает кулинарная муза… Вообще-то я люблю готовить.
AG: Кто составляет вашу семью, как вы проводите вместе время?
– У меня дочка ей скоро будет девять лет. Отдыхаем мало, к сожалению. Моя жена – физик, она сейчас готовит диссертацию, и у нее тоже существуют проблемы с личным временем. Но мы все-таки стараемся выезжать куда-нибудь.
AG: Предпочитаете природу или городские джунгли?
– Городские джунгли выхолащивают. Они убивают отношения. Вот чем мне нравится Владивосток – в нем присутствует все вместе: и город, и море, и природа. А в центральной России каменные джунгли, вы правильно сказали, которые негативно влияют на мироощущение. Если бы у меня была возможность, если бы наша страна была похожа на Америку, где качество жизни не меняется от локации города, района, я бы жил в другом месте однозначно. Для меня Москва – это бизнес, это работа, это основные клиенты, но жить там тяжело.
AG: У вас есть автомобиль? Какая марка?
– Мы купили автомобиль с мощным двигателем. Это «Форд Фокус». Его водит жена. Мне очень непросто угодить, я довольно сложный человек в этом плане. И не только…
AG: Некоторые считают, что для успеха нужно много работать, много читать, быть позитивно настроенным. А вы как смотрите на эти вещи?
– Я фаталист в какой-то степени. Что касается позитивного настроя – да, может быть. Я бы сказал, что нужно быть мудро настроенным. Например, некоторое время назад я боялся летать. У меня был какой-то странный страх при полете, при взлете. Сейчас, когда у меня произошло несколько негативных моментов в жизни – смерть родственников, – при взлете самолета я ничего не чувствую, все нормально. Т. е. ощущение того, что чему быть, того не миновать – оно присутствует, и поэтому лучше не беспокоиться зря.
AG: Не беспокоиться и просто жить?
– Я считаю, что нужно жить, ставя те задачи, которые никто никогда в жизни не решал до тебя. Это увлекательно и создает кураж. И даже некоторое ощущение власти. Знаете, власть… С одной стороны, это негативное чувство, с другой – это огромная мотивация.
Справка AG
Денис Яхно – генеральный директор компании ресторанного консалтинга Yakhno Project, советник по стратегическому консалтингу таких ресторанных сетей, как «Росинтер Ресторантс», «Новые рестораны», «Кружка» и т. д. Принимал участие в создании ряда ресторанных проектов, среди них – сеть кафе-мороженых «33 пингвина», кафе «Андерсен» (Москва), кафе «Абажур» (Москва), городское кафе «095» (Москва), кафе «Транзит» (Москва), французский ресторан «Ля Крепери», ресторан «Плотина» (Москва). Бизнес-аналитик, его комментарии и материалы можно увидеть в изданиях РБК daily, РБК, «Форбс», «Коммерсант», «Ведомости», «Деньги», «Компания», «Однако», «Секрет фирмы». С февраля 2011 года ведет ежедневную рубрику «Блог Яхно Дениса» на портале: www.restoranoff.ru. Ко всему прочему с декабря 2010 года является преподавателем Высшей школы экономики при МГУ им. Ломоносова (Москва).
Сезон массовой выдачи лицензий на отстрел самой разной дичи в разгаре. Заядлые охотники задолго до этого периода выбирают свободное время для любимого хобби, собирают требуемые документы, запасают все необходимое и встречают сезон во всеоружии в прямом и переносном смысле этого слова. Но что, если прежде вы никогда не ездили на охоту (или на рыбалку – как говорится, нужное подчеркнуть), а тут вдруг загорелись и решили окунуться в необычное для себя увлечение, да еще и отправиться вдаль от цивилизации на автомобиле?
Именно автомобильной части охоты и рыбалки хочется посвятить наш материал. Как-никак, рассказы об экипировке и времени, когда разрешена добыча определенных видов птиц, зверей и рыб, у нас уже были, а разрешение на оружие и само оружие, равно как и обзор рыболовных снастей, заслуживают долгих разговоров и обсуждений.
Итак, что требуется заядлому автомобилисту для того, чтобы из комфортных городских условий переместиться в дебри и выбраться оттуда своим ходом, а не шагать за трактором из известной каждому поговорки? Наверное, здесь стоит отойти от термина «охота» как от частного случая и обратиться к путешествиям вообще. Разумеется, тем, кто и в городских условиях боится съезжать с хорошего асфальта, опасаясь повредить внешний вид и «ходовку» своего авто, просто обязательно оставить машину на стоянке и напроситься к более опытному соратнику по увлечению, знающему, насколько вдали от цивилизации бывают важны полный привод, блокировки дифференциалов и запас пространства под днищем.
Что касается «сугубо человеческих» предметов, необходимых на охоте и рыбалке, то список полностью соответствует обязательным вещам в любом походе. Это средства первой помощи (не путать с автомобильной аптечкой, которая сейчас превратилась в чисто номинальный атрибут) и личной гигиены, включая пару комплектов чистых стелек и носков, фонарик с запасом батареек, запас консервов и питьевой воды. Но при наличии автомобиля мало того, что все это не придется перемещать на себе, так еще и логично перестраховаться и взять с собой в большом количестве.
Если же себя минимальным комфортом мы обеспечили, то теперь следует позаботиться и обо всем необходимом для автомобиля. Как человеку нужна провизия, так и 20-литровая канистра с топливом обязана оказаться в охотничьем или рыбацком багажнике. На случай разряда штатного аккумулятора – а такое может случиться не только из-за человеческого фактора, но и «благодаря» внезапным осенним заморозкам – кому-то из группы путешественников рекомендуется взять с собой и запасную батарею с качественными «крокодилами», пусковыми проводами. Наверное, о таких моментах, как домкрат, компрессор, целая запаска или набор новых предохранителей в бардачке, никому в таких случаях напоминать не надо, а вот хороший трос (желательно, чтобы таковой был у каждого в «экспедиции»), запасные лампочки, свечи зажигания и запечатанный воздушный фильтр, как и набор инструментов, в дальней дороге должны быть даже у опытных «оффроудеров» с их проверенными машинами.
Заметьте, мы говорим не о каких-то специфических дополнениях вроде домкратов типа Hi-Jack и не рекомендуем оснащать обычные кроссоверы мощными лебедками или шноркелями – все же в этом материале речь идет о подготовке к вылазке вдаль от цивилизации для новичков, и не факт, что после пары подстреленных фазанов вы решите стать заядлым членом охотничьего клуба.
Поэтому на помощь всегда может прийти взаимовыручка (с последующими рыбацкими байками из серии «как мы в минус тридцать вытаскивали «эскудик» на берег на руках») и русская смекалка. К примеру, вместо дорогостоящих специальных внедорожных шин увеличить проходимость вне асфальта помогут банальное стравливание давления в колесах и цепи противоскольжения, которые с наступлением зимы будут полезны и в мегаполисе. А отсутствие дополнительного слоя ковриков в салоне без всякого труда компенсируется толстым слоем старых газет, которые не только защитят «начинку» машины от грязи, но и впитают влагу с охотничьих сапог. Если же автомобиль глубоко увязнет в грязи, то привезенную из дома лопату в качестве средства первой помощи можно дополнить любыми неострыми камнями и ветками. Лучше уж перепачкаться и затем отмыться (воды-то у нас много!), чем ждать помощи невесть откуда. А если вы едете за приключениями на нескольких авто, то, вспомнив о прихваченном с собой тросе, хорошенько подумайте и предварительно оцените возможные последствия резкой подачи тяги для того элемента, к которому «галстук» собираетесь привязать. И в самом деле, с погнутым рычагом подвески выбраться из грязи или снежной целины можно. Но доехать – только до ближайшего сервиса.
Редко когда удается вернуться в город без ночевки в лесу или на берегу реки. А если есть автомобиль, то палатку разбивать вовсе не обязательно. Гораздо логичнее обосноваться в теплом туристическом спальном мешке, занимающем меньше места. По мере приближения темноты пространство в багажнике и на задних сиденьях внедорожника необходимо оптимизировать, зато в итоге ночевать будет можно не только в тепле, но и под крышей. Главное в этом случае – не забыть оставить едва приоткрытыми окна для должного притока свежего воздуха.
Здесь у новичков может возникнуть резонный вопрос: по мере продолжения рассказа список обязательных и рекомендованных предметов для охоты и рыбалки «в компании» автомобиля все продолжает расширяться, а сама машина в габаритах не растет. Как и куда вместить весь нужный скарб, если и в большом джипе вещам становится тесно, а гора вещей в багажнике мешает обзору в дальней дороге? Внешние боксы на крышу есть далеко не у каждого, как и штатные рейлинги, но эти дополнения – одни из весьма полезных не только для вылазок на охоту или рыбалку, и такие аксессуары действительно резонно приобрести. Впрочем, есть и альтернатива в виде «совдеповских» стальных багажников на крышу: эти видавшие виды элементы наверняка найдутся в гаражах у знакомых, а установить их можно на любой автомобиль с кромками водосточных желобов. Да, получится не слишком эстетично, но для первой «экспедиции» достаточно и такого решения.
Наконец – о безопасности – как собственной, так и личных вещей. О чистой питьевой воде, медикаментах и «фабричной» пище мы уже упоминали, как и об открытых во время ночевок окнах в машине. С хранением рыболовных снастей особых нюансов нет, а вот охотничье оружие, патроны и ножи даже вдали от цивилизации и в кругу знакомых от греха подальше следует хранить там, где знаете только вы. Например, патроны – под одним из ковриков, охотничий нож – за противосолнечным козырьком лобового стекла, а ружье – в багажнике в частично разобранном виде. Главное – не забыть упаковать все как следует перед выездом на дороги общественного пользования.
Нужна особая осторожность и с документами – собственными, автомобильными и действующими лицензиями на отстрел и отлов. Дабы защитить бумаги, лучше всего воспользоваться герметичными сумочками, которые есть в каждом туристическом магазине. Аналогичные кейсы потребуются для сохранности мобильного телефона, брелока сигнализации и другой электронной техники. Кстати, не лишним будет сделать дубликат ключа дверных замков и спрятать его на месте стоянки машины: в нештатной ситуации им можно будет открыть автомобиль, а его эвакуация с бивуака – здесь вопрос отдельный.
Разумеется, не каждая фраза из наших рекомендаций обязательна к применению. Новичок, пожелавший отправиться на поиски приключений на своем авто, всегда может обратиться за помощью к более опытным коллегам, а то и отказаться от затеи и перейти в ранг пассажира. Но если есть интересная идея, то всегда нужно с чего-то начинать. Ну что, вперед?
В субботу, 9 февраля, на льду Амурского залива уже в четвертый раз за свою историю состоялось традиционное личное первенство столицы Приморья по ледогари на спидвейных мотоциклах с шипованной резиной и четырехколесных вездеходах. В заездах приняли участие 13 мотогонщиков и 6 обладателей квадроциклов.
Идея проведения подобной гонки возникла несколько лет назад у бывшего гонщика владивостокского спидвейного клуба «Восток» Владимира Рязанцева, который и решил превратить собственное хобби во внезачетное личное первенство. Год от года в соревнованиях на льду Амурского залива принимает участие все больше спортсменов, которым в зимнем сезоне просто не хватает возможностей для тренировок и гоночных заездов, а значит, для поддержания физической формы и требуемого состояния техники.
Как и всегда, в день соревнований в районе железнодорожной станции «Угольная» было морозно и ветрено, а потому зрителей собралось не так много, как можно было бы ожидать из-за зрелищности заездов. Победитель в каждом из классов определялся по сумме очков, набранных в каждом старте – таковых в мотоциклетном зачете было 13 по 3 круга каждый, а в зачете квадроциклов – 4, но на трассе большего размера.
По мнению самих участников личного первенства Владивостока по ледогари 2013 года, шансы на успех в гонке для каждого были равны, и залогом победы часто становилось состояние техники, правильно подобранные шипы и точный старт. Заметим, что участие в заездах приняли как юниоры спидвея, так и заслуженные ветераны, в том числе тренер команды «Восток» Игорь Столяров.
Результаты соревнований.
Зачет «мото»:
I место — Михаил Лысик (г. Арсеньев), главный кубок II место — Иван Лысик (г. Арсеньев) III место — Глеб Шевченко (г. Уссурийск) IV место — Алексей Лукашенко (г. Владивосток)
V место — Игорь Столяров (г. Владивосток)
Зачет «ATV»:
I место — Денис Манаконов (пос. Ливадия), главный кубок II место — Дмитрий Никонов (пос. Ливадия)
III место — Владимир Баталко (пос. Ливадия)