Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


И славу Willys – родоначальника военных «проходимцев» – никаким Hummer, Land Rover Defender и «УАЗ» отнять не получится.

Заряжай!

11 июля 1941 года американским компаниям Bantam, Willys и Ford правительство предложило принять участие в конкурсе по разработке унифицированного армейского транспортного средства – победителем станет тот, кто за меньшую сумму сможет создать достойный экземпляр. Конкурс выиграл «Виллис» ($792,59) и получил право взять свою модель Willys MA за основу стандартизации, но завод компании по производственным мощностям не мог обеспечить выпуск госзаказа – 16 000 машин. «Форд» обещал делать 300 джипов в день, и 16 октября 1941 года с ним также заключили контракт на производство 15 000 джипов на основе проекта «Виллис». В феврале 1942 года военное ведомство США передало документацию по Willys на Ford. Новая модель Ford получила индекс GPW: буква G означает government – государственный заказ, буква P – 80 дюймов – колесную базу автомобиля и W – проект фирмы Willys. Со временем аббревиатура трансформировалось в имя собственное – Jeep. Это интересно! Придуманное еще в 1941 году репортершей Катариной Хилльер словечко «джип» превратилось в торговую марку Jeep. Это слово на полном основании может считаться единственной в мире стопроцентно народной маркой автомобиля. Ведь название Jeep для многоцелевых внедорожников действительно придумал сам американский народ. Причем слово Jeep существовало в американском разговорном языке и раньше. Например, в 1930-е годы в Америке был известен мультяшный персонаж Юджин-Джип, а оркестр Дюка Эллингтона играл мелодию Jeep Is Jumpin. Впрочем, не все значения слова «джип» были столь привлекательны. Американские моряки джипами именовали проституток, а врачи – общепрактикующих докторов (general practitioner). Chrysler и теперь производит наследника знаменитого джипа, популярную модель Jeep Wrangler. Конструкцию первого джипа решили не усложнять. Главное правило – ремонтопригодность в полевых условиях, когда над головой свистят пули. Неприхотливый бензиновый мотор, трехступенчатая коробка передач и полный привод – функционально и надежно. Вездеход весил немногим больше тонны, при этом вмещал четырех человек (в реальности в GPW часто умещалось и шесть, и более человек) и обладал отличной для тех времен динамикой и мощностью – «максималка» равнялась 105 км/ч. Все метизы (болты, гайки) имеют дюймовую резьбу. С одной стороны, неудобно для «метрической» Европы, зато в экстремальных условиях ржавчины и прикипания дюймовая нормаль откручивается значительно легче – шаг дюймовой резьбы заметно больше, чем шаг резьбы метрической. После войны спрос на GPW упал, и компания Willys запустила конверсионную программу по выпуску семейства CJ, сокращенно Civilian Jeep. Суть – армейские внедорожники без камуфляжа. Некоторые экземпляры сохранились и по сей день в приличном состоянии – запчастей со времен войны осталось немало, хватит еще на несколько поколений.

Пли!

Игорь – житель Петербурга – не оставил юношескую тягу к военной романтике. У взрослых людей – взрослые возможности. И покупка Ford GPW 1942 года выпуска стала для него не игрушкой, а отправной точкой к изготовлению машины для повседневных поездок. Этот автомобиль – ровесник трубки Сталина, на нем шрамы от артиллерийских снарядов, фашистских пуль и пробоин от осколков фугасов. Когда Игорь приобрел Willys по «своим каналам», старенький армейский джип с американской символикой на капоте и притороченной сбоку армейской лопатой блистал состоянием «природная ржа» и вызывал у окружающих улыбки и недоумение. Колеса крутились, передачи включались, но на этом его возможности практически заканчивались. А владельцу не терпелось привести старичка в чувства ко Дню Победы, 9 мая. Порадовать ветеранов – дело святое, ведь это их молодость, фронтовые воспоминания. Да и конечная цель весьма благородная – восстановить Willys по возможности в точности с оригинальным заводским исполнением, установить «родные» детали и узлы. Запчастей для таких нужд в России не найдешь днем с огнем, зато в дружественной Голландии нашелся клуб, готовый небезвозмездно помочь владельцу раритета. Прямой канал поставки был налажен, и железо потекло в Петербург стройными вагонами.

Это интересно! В Красную Армию «Виллисы» поступали по ленд-лизу с лета 1942 года и сразу нашли себе эффективное применение, в первую очередь, как командирские автомобили и тягачи 45-миллиметровых противотанковых пушек. Они оказались универсальными и были нужны всем. Джип очаровал Сталина, который наставлял директора Горьковского автозавода: «Стройте больше советских Willys!»

Ситуация усугублялась отсутствием сопутствующей литературы про Willys. Игорю удалось найти в Интернете лишь распечатку о 140 листах со специализированного американского сайта – это раз в 140 лучше, чем ничего. Но русские мастера с их техническим чутьем и смекалкой справились с задачей достойно. Двигатель крушить не стали: коленчатый вал, вкладыши и кольца – вот все доработки. Электрическая схема трансформировалась с 6 вольт на 12. Над трансмиссией и подвеской пришлось поработать несколько серьезнее, ведь задача стояла изготовить средство передвижения, а не музейный экспонат. Мастера и здесь не подкачали – сохранив оригинальный вид и запчасти, они создали автомобиль для ежедневного передвижения. Изменения внешнего вида минимальные: современные колеса (оригинальные высокопрофильные не предназначены для передвижения по городу) и гражданские повторители поворотов (требования безопасности дорожного движения). Интерьер доработали с особой исторической точностью – чехлы пошиты на заказ, вернули вместо «москвичовской» оригинальную панель приборов, брезентовый верх, канистра, ведро, солдатская лопата, топор и боковые поручни – все это украшает Willys не хуже, чем шрамы настоящего мужчину. Но не обошлось и без отклонений – музыка в автомобиле должна иметь место! В бардачке по хозяйскому велению расположилась магнитола Kenwood, а за задними сиденьями – динамики, но обнаружить new-style можно лишь при обыске с пристрастием.

Игорь делал легкий летний автомобиль для повседневной езды, что в итоге и получилось. После обкатки и устранения неточностей сборки и «детских болячек» Ford GPW стал не менее удобен, чем «Гелендваген», а динамиков хватает для комфортного передвижения по городу. Таких автомобилей в России легко посчитать по пальцам, но только Willys Игоря живет полноценной непенсионной жизнью. Когда на одной из выставок раритетной техники к Игорю подошел коллега «по цеху» и высказал, что его автомобиль не соответствует нормам, дескать, колеса неоригинальные и поворотники не те, хозяин джипа промолчал, что у коллеги машина вообще не на ходу. А зачем хвастаться недвижимостью, которая передвигается исключительно на эвакуаторе?

Это интересно! Во время войны этот автомобиль стал не менее необходимым оружием, чем танки и самолеты: джипы вели разведку и эвакуировали раненых, перевозили корреспонденцию и грузы, служили командирской машиной и машиной связи и даже участвовала в диверсионных операциях.

Автомобиль на современных улицах выглядит как хорошо сохранившийся ветеран всех войн – вся грудь в медалях и орденах, но голова высоко поднята и шаг чеканный. Кому положено – отдаст честь, все остальные обязаны строго по уставу отсалютовать ему, как и должно быть в настоящей армии.