Кто к нам пришёл?!
При взгляде на этого затаившегося хищника ассоциаций с мирной загородной прогулкой не возникает в принципе. Длинное мощное тело, не сулящий ничего хорошего взгляд прищуренных фар, огромные колеса с глубокой нарезкой протектора… И нет в том ничего удивительного – машина строилась для гонок. На гонках же проявился ее неуживчивый лидерский характер. Судите сами. Ей принадлежит мировой рекорд в прохождении 402 метров среди легковых полноприводных автомобилей: 7,67 сек., скорость на финише – 280 км/ч. Еще есть версия автомобиля с двигателем мощностью порядка 1300 л.с., достигающего скорости в 384 км/ч. Первую сотню он разменивает за 2,8 сек. Для примера, показатели лучших суперкаров планеты: Ferrari Enzo достигает сотни за 3,65 сек., Lamborghini Murcielago – за 3,8 сек. Да чего там! Первые 29 выступлений в японском кольцевом чемпионате JTC принесли 29 побед и четыре титула! Но… фактически привели к гибели чемпионата: конкурировать со Skyline не смог никто. И еще немного истории. Модель GT-R стала доработкой простого Skyline, который впервые был произведен в 1957 году – тогда Skyline не имел ничего общего с Nissan. Его производила фирма Prince Motors, в свое время выпускавшая самолеты и военную технику. Через десять лет Nissan купил Prince Motors вместе с брендом Skyline. А в 1989 году увидел свет легендарный Skyline R32 GT-R. И понеслось! В 1995 году на фоне обновления дизайна линейки Nissan Skyline появилось и второе поколение GT-R. Главной сохранившейся чертой тогдашнего «ская» стали круглые стопы. В 1999 году, после десятимесячного производства обновленной модели, дебютирует Skyline GT-R серии R34. Основное ее отличие от предыдущей модели – повышенная жесткость кузова. Стоит подчеркнуть, что ходовые характеристики не пострадали. На новом R34 V-spec – та же система полного привода Atesa E-TS pro, кроме этого, он имеет доработанную подвеску. В 2001 году ряд GT-R»ов пополнила модификация M-spec. Амортизаторы были снабжены устройством, позволяющим избавиться от мелкой вибрации, а салон оборудовали кожаными сиденьями. Но об этом чуть ниже. А пока давайте выдохнем и нырнем под капот.
Экстерьер и интерьер
У GT-R – один из самых популярных у драгрейсеров мотор: RB26 DETT (объем – 2,6 литра). Рядный шестицилиндровый, с двумя турбокомпрессорами и интеркулером. Ограниченная японским законодательством мощность в 280 л.с. ему подвластна без особого напряжения. Что и говорить! Мотор можно разогнать до 500-600 л.с. без замены и доработки цилиндропоршневой группы… А уж если и с коваными шатунами, тюнинговыми поршнями, да и с турбиной помощнее – выдаст все 1000 лошадиных сил. Может быть и по этой причине, GT-R – одна из самых тюнингуемый машин в мире. Однако GT-R – не только двигатель. Блестящий послужной список в автоспорте «скай» заработал благодаря продуманному и высокотехнологичному шасси. Версии GT-R оснащаются полноприводной трансмиссией, управляемой отдельной системой ATTESA E-TS (Advanced Total Traction Engineering System for All Electronic Torque Split). В обычных режимах работают только задние колеса, позволяя водителю контролировать машину, играя педалью газа. Как только лимит сцепления задних шин исчерпан, мгновенно подключаются передние колеса, на которые может передаваться до 50 процентов крутящего момента. В результате на входе в поворот автомобиль остр, как заднеприводный спорткар, а на выходе – устойчив, как полноприводное купе. Любителям «притопить» со светофора такая система позволит сохранить голову на плечах, а автомобиль на дороге, поскольку при диком старте с места система сразу включает полный привод. Что, согласитесь, крайне удобно. Другая электронная изюминка Skyline – система HICAS (High Capacity Active Steering), управляющая задними колесами. Анализируя информацию об угле и скорости вращения рулевого колеса, о продольном и поперечном ускорении автомобиля, электроника поворачивает на небольшой угол задние колеса, обеспечивая машине идеальную управляемость. В скоростных поворотах у него есть одна интересная особенность. Сначала он резко закидывает корму, а в середине и на выходе после апекса – как бы «зависает» в небольшом заносе и при этом полностью контролируется. Вся электроника машины настроена так, чтобы ни в коей мере не ограничивать водителей-активистов: системы фактически не вмешиваются в управление автомобилем, они просто делают его поведение более контролируемым и безопасным.
Теперь немного о прекрасном – оформлении и внутреннем убранстве. Сегодняшний GT-R в плане дизайна очень сбалансированная для спорткара машина. Несмотря на скромные с виду размеры, места в салоне вполне достаточно, чтобы поместиться двум крупным мужчинам, а сзади останется место и для их спутниц… Приборная панель отделана в классическом дизайне. Из особенностей: тахометр имеет вспомогательную шкалу с более мелкой разбивкой для диапазона менее 3000 об./мин. В топовой модификации M-spec кресла – ручной работы. Они обтянуты натуральной кожей и имеют внутренний подогрев. На уровне плеч спинки кресел имеют шероховатые вставки, препятствующие соскальзыванию туловища при крене машины в поворотах. Подголовники – общие для всех автомобилей серии GTR, с элементами вышивки. Руль – с фирменной эмблемой. Возвращаясь к дизайну, хочется отметить тот же длинный капот и небольшой багажник. Кузов стал более угловатым, добавив автомобилю поджарости. Передние фары – «хрустальные», но, как и прежде, имеют по две лампы и два отражателя. Задняя оптика практически не изменилась. Те же пары светофорных стопов, правда, разного диаметра. И повсюду, как напоминание о том с чем (с кем!) вы имеете дело – легендарная красно-черная эмблема GT-R.
Зажигаем!
Ну что, поехали? Правда, раскрыть весь потенциал ЭТОГО автомобиля в городе не получится. Слишком уж он быстрый, слишком мощный, слишком… По этой причине развить максимальную скорость и насладиться ездой и звуком не удастся. Какой-нибудь водитель мотоколяски обязательно испортит удовольствие замедленной реакцией и неповоротливостью. Но и самому сидящему за рулем «джитиэра» не придется скучать ни минуты. Начиная с самой первой – даже не надейтесь тронуться плавно. Спортивное металлокерамическое сцепление имеет два положения: «включено» и «выключено». Рабочий ход педали – символически-крохотный. И потому двинуться с места без рывка нереально. Но замена оправдана. При невероятной мощности двигателя обычное сцепление можно без труда сжечь одним неосторожным движением. Ну, вроде поехали. Можно и надавить. Вас ожидает сюрприз. Автомобиль не срывается, а продолжает плавно разгоняться. Обороты растут, но турбины молчат, подрыва не чувствуется. Может, вам подсунули бракованный экземпляр?! Не торопитесь, все будет… лишь только стрелка тахометра доберется до отметки 4200 об./мин. А вот теперь – внимание! Интенсивность разгона резко возрастает, раздается характерный свист, и вас начинает медленно вжимать в кресло. Но это еще не все. Красная зона тахометра начинается с 9000. И если хватит смелости не убрать ногу с педали газа, то подхват перерастет в вихрь, а после и в ураган. Посмотрите еще раз характеристики и прикиньте, за сколько секунд автомобильчик вынесет вас на отметку в 200 км/час. Но не стоит пугаться этой цифры. Едва ли при достижении пугающего значения спидометра возникнет какой бы то ни было дискомфорт. Автомобиль фантастически управляем даже на такой скорости. Он абсолютно надежно стоит на дороге и послушен, как воспитанный конь. Впрочем, управление автомобилем на любой скорости может доставлять удовольствие.
Главное – не допускать серьезных ошибок. Все остальное за водителя делает умная электроника. Умышленно резкое нажатие на газ при выходе из поворота, которое заставило бы любой мощный заднеприводный автомобиль закрутиться волчком, оставляет Skyline совершенно невозмутимым – избыток момента не срывает задние колеса в опасное скольжение, а с пользой реализуется через передние. И наконец, если хочется пройти поворот в эффектном скольжении, Sky позволит и это. Сброс газа с легкостью вызывает занос, глубину которого оказывается неожиданно легко контролировать. И так буквально во всем. Но… Несмотря ни на что, езда на таком авто не позволит ощущать себя до конца комфортно ни в какой из моментов. Сокрытая под капотом глухая темная сила не позволит почувствовать себя абсолютным хозяином этого фантастического автомобиля. Возникает чувство, что вся электронная «упряжь» с усилием сдерживает дикого хищника, готового в любой момент вырваться на волю. И несдобровать тому, кто окажется его жертвой. Стоит расслабиться, как зверь вновь станет зверем, со всеми повадками и наработанными за века эволюции манерами. Так для чего же нужен ТАКОЙ автомобиль? Ведь существуют машины для ежедневных поездок, а есть и те, что приобретаются для души, чтобы изредка доставить себе удовольствие. Nissan Skyline GT-R, по большому счету, не годится ни для того ни для другого. Ездить на нем каждый день – все равно что держать в квартире льва. Но и единичный выезд, чтобы разок «прохватить», слишком уж смахивает на прогулку с хищником во дворе собственного дома. Тогда зачем? Японец или англичанин, покупая такую машину, обычно знает, когда и где он будет на ней ездить: по выходным на арендованной гоночной трассе, вместе с такими же энтузиастами, как он. Быть может, и российским любителям быстрых машин пора задуматься о чем-то подобном?
Вадим Лавров