Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


В сентябре прошлого года Владивосток стал известен миру не только как город, принявший саммит АТЭС, но и как место проведения чемпионата мира по гонкам на аквабайках дистанция которого проходила по водной акватории морских заливов вокруг столицы Приморья. Имена владивостокских спортсменов известны соперникам из разных стран уже достаточно давно. В нынешнем году спортивному аквабайку в нашем регионе исполняется ровно десять лет. И сегодня своим видением этой дисциплины с нами делится Юрий Викторович Рябко, председатель региональной общественной организации «Федерация водно-моторного спорта Приморского края», выступающий за развитие и популяризацию активного отдыха и соревнований такого рода.

AG: В первую очередь хотелось бы узнать, как вы пришли в аквабайк и почему занялись организацией гонок?

– Несколько лет я выступал только в качестве спортсмена, в том числе и на зарубежных гонках самого разного уровня, а затем решил принять участие в организации соревнований. Подвигло желание развиваться, быть не только гостями и участниками международных чемпионатов, но и принимающей стороной. Первый серьезный шаг в этом направлении уже был сделан – в минувшем году на акваториях вокруг города Владивостока состоялся чемпионат мира по ралли-рейду на аквабайках JETRACER 2012.

AG: Планируются ли соревнования такого уровня у нас в сезоне 2013 года?

– В нынешнем году Приморский край будет принимать уже не одно, а два соревнования международного уровня. В период с 12 по 18 августа во Владивостоке пройдет ралли-рейд под эгидой организации UIM. За этой аббревиатурой скрывается Международный союз водно-моторного спорта, который известен тем, что организует в числе прочего и гонки водной «Формула 1» на катерах. Соорганизатором чемпионата выступило Министерство спорта Российской Федерации. В настоящий момент мы ведем переговоры с рядом партнеров, а так же администрациями города и края. Представленный нами план проведения соревнований вокруг острова Русский был принят и одобрен руководством ДВФУ. Это событие повысит известность университета и придаст ему дополнительный положительный образ в мире. Штаб гонки и участники соревнований будут располагаться на базе кампуса ДВФУ на острове Русский. Там же будут проходить процедуры старта и финиша этапов. Общая дистанция рейда составит 1000 километров. Маршруты этапов будут пролегать вокруг острова Русский и вдоль побережья полуострова Муравьева-Амурского. Правила соревнований останутся теме же, что и в прошлом году. Помимо традиционного командного зачета, в котором разрешена смена гонщиков за рулем гидроцикла существует наиболее престижная номинации Iron Man. Здесь приз достанется тому «железному» человеку, который лучше всех справится с огромной дистанцией в одиночку.

Второе из запланированных нами событий пройдет в сентябре. Это будет однодневная 300-мильная гонка на выносливость (чуть более 550 км). Пока точное место проведения не определено, но с большой долей вероятности могу сказать, что гонка состоится на приграничном озере Ханка.

AG: Как для себя вы оцениваете результаты прошедшего в Приморье чемпионата мира?

–Это был первый шаг большого пути, и мы извлекли из него много полезной информации, которая пригодится при организации соревнований в будущем. Организационный комитет сумел справиться со всеми задачами. Его работа получила высокую оценку, как участников, так и наших коллег из других подобных организаций по всему миру.

Более того, некоторые наши наработки (и в частности организация постов контроля и безопасности спортсменов во время гонки) будут переняты нашими иностранными коллегами и воплощены уже в их соревнованиях.

AG: Какую оценку зарубежные гости дали нашему чемпионату и можно ли узнать ваше личное мнение на этот счет?

– Как спортсмен на международных соревнованиях я впервые оказался в 2007 году и с тех пор побывал во многих точках планеты, принимающих у себя чемпионаты. Хочется сказать, что Приморский край по сравнению с другими площадками обладает уникальным и одним из лучших географических положений. На нашей акватории есть условия самой разной сложности, которые подходят практически для всех дисциплин, и этим мнением со мной делятся как зарубежные спортсмены, так и представители самых разных федераций.

AG: Выступаете ли вы сами до сих пор или сосредоточились только на организации соревнований?

– Нет, я и сейчас продолжаю соревноваться на международном уровне. В моей обязательной программе присутствует «Кубок Короля», который традиционно проходит в начале декабря в Таиланде, а также в конце этой зимы я принял участие в гонке на американском континенте, организуемой на озере Хавасу в штате Аризона. «Mark Hahn 300» обладает статусом финала мировой серии по кольцевым гонкам на открытой воде. На старт 300-мильной Mark Hahn съезжаются все лучшие спортсмены планеты, и традиционно эта гонка проходит в конце февраля. Команда, в состав которой я вхожу, принимает участие в этом событии уже в третий раз, и мы, приморцы, уверенно движемся к первой позиции. Надеюсь, что на следующий год, а это будет юбилейная, десятая, гонка, удастся победить. Все-таки с каждым разом накапливается опыт и лучше узнаются соперники.

AG: А какого результата удалось добиться на этот раз?

– В нынешнем году благодаря знаниям и высокому мастерству моего инженера Сергея Хомика нам удалось подготовить невероятно быстрый гидроцикл. Уже после нескольких кругов мне удалось выйти в лидеры гонки и уверенно продолжать наращивать преимущество над соперниками. Увы, в этот раз нашу команду подвела техника, и с подобной проблемой мы прежде не сталкивались. Термальный ветер на одном из участков озера стал причиной локального шторма, и усиленные подушки двигателя просто не вынесли вибраций. Из минувших соревнований были сделаны нужные выводы. Более того, могу сказать, что досадный сход по технической причине пошел нам только на пользу: теперь подобное уже точно не повторится и в гонках можно будет сосредоточиться только на управлении аквабайком.

AG: Вы упомянули о командных выступлениях. За какой коллектив выступаете сейчас?

– На сегодняшний день коллектив Jor Riy Racing – это единственная приморская команда, которую можно считать профессиональной. Это очень важно, ведь сегодня на Дальнем Востоке в абсолютном большинстве случаев спорт является для людей просто увлечением. Чтобы успешно выступать в соревнованиях международного уровня, подготовке к ним следует уделять максимум внимания, сил и времени.

Во-первых, Jor Riy Racing располагает собственной мастерской, которая оснащена различным необходимым оборудованием. Во-вторых, команда состоит из нескольких квалифицированных механиков, которые имеют нужные навыки, и возможность постоянно заниматься усовершенствованием наших аквабайков. Нами уже приобретен диностенд с опцией климат-контроля, который позволит проводить максимально точную настройку двигателей для тех условий, которые будут в конкретной гонке. Если ещё несколько лет назад мы использовали готовые решения и находились в хвосте технологического развития, то сейчас можно смело утверждать, что в некоторых направлениях мы сравнялись и даже превзошли наших конкурентов. Это системный подход. Благодаря ему удается развиваться и добиваться высоких результатов.

AG: В команде выступают исключительно приморцы или же приглашаются спортсмены из других регионов и стран?

– Мы делаем ставку на результат и приглашаем в команду лучших специалистов своего дела. В новом сезоне за наш коллектив будет выступать американец Крис МакКлагидж, 15-кратный чемпион мира по кольцевым гонкам на аквабайках, спортивная звезда первой величины. Заключение с ним контракта – не просто «покупка» титулованного гонщика в хорошем смысле этого слова. Спортсмены такого уровня никогда не приходят в команды только ради зарплаты. Они дорожат своим имиджем и рассчитывают на успех. Видя, как мы развиваемся и зная наши возможности он верит в успешное сотрудничество с российской командой.

AG: Существуют ли в нашем регионе другие сильные коллективы и чего удалось добиться им?

– На самом деле, другие приморские команды не только не отстают от нас, но и в чём-то опережают. Так, в февральской гонке Mark Hahn 300 наши земляки – Денис Беликов и Михаил Карпов – одержали победу в классе стандартных аквабайков. В 2011 году Алексей Чернуха стал чемпионом России по аквабайку, а по итогам прошлого года он едва не повторил собственное достижение, но сошел с дистанции по техническим причинам. Наконец, на прошлогоднем Кубке мира JETRACER 2012 заявили о себе приморские любительницы этого вида спорта из команды «Владмама», а чемпионом в зачёте команд стал владивостокский коллектив «Jetski Сlub». Впрочем, в отличие от нас, большинство из них идут к победе скорее интуитивно, методом проб и ошибок. Тем не менее, даже такой несистемный подход к соревнованиям может демонстрировать, что зачастую техническое преимущество не всегда приносит тот результат, на который рассчитываешь.

AG: В нашу страну аквабайк пришел довольно поздно. Значит ли это, что у нас этот вид спорта отстает от мирового на десятилетия?

– Сейчас в России наблюдается уже не столько рост количества водных мотоциклов и спортсменов, участвующих на такой технике в самых разных соревнованиях, сколько повышение уровня культуры обращения с аквабайком. Мощные спортивные машины в руках беззаботных новичков являются таким же источником повышенной опасности для окружающих, как «заряженные» автомобили под управлением не умелых водителей. Спорт – это не только гонки, тренировки и подготовка техники к выступлениям. Это еще и воспитание участников, уважение к соперникам и адекватное восприятие всех опасностей, которые могут ждать на воде. Радует, что с каждым годом культура растет, и значит, российский аквабайк вообще и дальневосточный в частности становится более цивилизованным.

AG: Приморье обладает отличной акваторией, но с погодой для тренировок дела обстоят сложнее. Как любителям и профессионалам удается найти выход из положения?

Начиная с мая и вплоть до конца сентября мы тренируемся и соревнуемся в пределах края. В холодный период времени появляется возможности провести несколько гонок за рубежом. В основном мы посещаем страны тихоокеанского региона, потому что их климат позволяет проводить соревнования и тренировки круглый год.

AG: Но в представлении многих спорт на воде – удовольствие дорогое. Разве это не так?

– По сравнению с другими техническими видами спорта аквабайк является довольно демократичным. В нашем случае мы имеем свободный доступ к площадкам для тренировок и соревнований. Если мотоцикл или автомобиль необходимо перевозить на специально подготовленную трассу, у которой есть владельцы, то доступ к водным акваториям есть у каждого, и максимум, что потребуется (помимо самого аквабайка), – это машина со специальным прицепом и гараж для хранения техники в зимний период. Любой новичок, один или в компании единомышленников, может попробовать себя в этом виде спорта, приобщиться к этому миру и понять, в каком направлении двигаться дальше.