18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Семён Якубов. Прокладывая курс к победам

AG: Семён Семёнович, Вы – заслуженный, уважаемый человек, занимающий серьезные посты. И каждый год, рискуя жизнью, занимаете штурманское кресло грузовика – участника ралли «Дакар». Почему?
- Создавая автомобиль, мы понимаем, что делаем его, чтобы выиграть гонку. А здесь нужен не только автомобиль, но и люди, а также тактика, стратегия и опыт. Соединение этих компонентов приводит к тому, что мы выигрываем Дакар. Если не будет хотя бы одного из них, есть основания полагать, что сбой будет как раз в этом звене. Это большая работа, пусть интересная, но тяжелая. Энтузиастов, которые катались бы только ради того, чтобы просто кататься – в команде нет. Вся команда понимает, что работает на результат. Просто наша работа отличается от большинства. Мы и комплектуем для Дакара такие экипажи, которые реально могут победить – подбираем самых опытных и надежных профессионалов. Заслуживает человек – его берут в экипаж. Это касается всех, и меня в том числе. Если бы я не годился, Чагин давно бы сказал, что поедет с кем-то другим. Рисковать жизнью и результатом нужно осознанно. Мы должны верить друг в друга, верить в профессионализм того, кто рядом с тобой. Это вынуждает внимательно и скрупулезно подходить к вопросу отбора членов экипажей. Именно суровая необходимость заставляет меня сидеть в кабине и работать на результат. Если мы выигрываем Дакар, то в течение года в состоянии получить нужные средства, чтобы обеспечить надежную работу коллектива, создание базы. Вот с этим все и связано.

Семен Якубов, КАМАЗ-Мастер (3).jpg

!Это интересно! Якубов Семён Семёнович, родился 17 июля 1947 года. Советник генерального директора ОАО «КАМАЗ», руководитель команды «КАМАЗ-мастер», штурман. Заслуженный мастер спорта России. Заслуженный тренер России, Заслуженный мастер спорта Республики Татарстан, Заслуженный тренер Республики Татарстан. Награжден орденом Мужества, орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Дружбы; медалями «В память 1000-летия Казани», « За доблестный труд», Почетным знаком Российской Академии Наук «За заслуги в развитии науки и экономики» и медалью Петр I «За заслуги в деле возрождения науки и экономики России», знаком «За заслуги в развитии физкультуры и спорта Республики Татарстан», знаком Министерства Обороны РФ «За образцовую эксплуатацию автомобильной техники».
Лауреат Национальной премии России «Серебряный лучник». Лауреат Государственной премии Российской Федерации. Лауреат Национальной общественной премии России «Золотая колесница». Действительный член Международной Академии Наук о Природе и Обществе. Обладатель звания «Почетный гражданин г. Набережные Челны».

AG: Понятно, что в настоящее время еще рановато говорить о проблеме «смены поколений» в команде. Но рано или поздно такой момент наступает в любой команде. Как решается этот вопрос у Вас?
- Этот вопрос решается, и, на мой взгляд, весьма неплохо, несмотря на трудности. В первую очередь это физическая подготовка молодого поколения. Нагрузки, которые мы испытываем в кабине во время соревнований, не всеми, порой даже физически сильными людьми выдерживаются. Здесь и работа вестибулярного аппарата, и физическая выносливость, и порой какие-то совершенно естественные вещи в организме. Не очень много людей может пройти через наши тесты. Именно это не позволяет нам иметь широкий круг претендентов на кресло пилота, штурмана или механика, на место в экипаже.
Тем не менее, у нас уже есть зарекомендовавшие себя специалисты, такие пилоты, как Сергей Решетников, Эдик Николаев. Новых ребят мы в основном набираем из группы картингистов нашего камазовского клуба – это Андрей Каргинов, Айрат Мардеев. Эдика Куприянова мы взяли из Казани, до этого он занимался кузовным автоспортом. Все ребята в первую очередь проходят школу как механики. А штурманов мы готовим из механиков, которые уже давно выезжают. Считаю, что это наиболее правильно, потому что они знают специфику этой работы. Наши механики Сережа Савостин и Андрей Мокеев уже профессиональные штурманы.

Семен Якубов, КАМАЗ-Мастер (1).jpg

AG: Влияет ли опыт гонок типа Дакара на проектировщиков серийных грузовиков? Если да – как скоро мысли и решения, им подсказанные, могут воплотиться в металл, который будет доступен простым водителям?
- Это не простой вопрос. Порой спортсмены создают такие «навороты», которые даже непростому водителю не нужны, в которых нет никакой ни экономической, ни технической выгоды. Когда конструктор вкладывает в спортивный автомобиль такие особенности, он не думает, пригодится ли это в серии. Но сейчас процесс технического развития продвигается настолько быстро, что вчерашние открытия сегодня становятся обыденностью. Конечно, на те наши разработки, в которых появляется что-то рациональное, экономически целесообразное, обращают внимание, это идет и для использования в серии. Но я бы не стал проводить постоянно существующую линию. Серийно выпускаемые детали и узлы не годятся для спортивного применения, точно также и наоборот. Для всего должна существовать экономическая целесообразность.

!

Это интересно! …Гоночный КАМАЗ попадает в аварию на одном из участков африканской трассы ралли «Париж-Дакар» в районе военных действий враждующих группировок на границе Марокко и Мавритании. Ориентиры прохода в минных полях, сделанные для спортивного каравана заметены разгулявшейся песчаной бурей. Семен Якубов снаряжает поисковую экспедицию на автомобиле технической помощи и сам возглавляет ее, приняв на себя всю ответственность за жизнь попавшего в беду экипажа и группы спасения из числа российских механиков. Буквально метр за метром, каждый из которых может оказаться роковым на этой смертоносной трассе, грузовик пробирается к месту аварии. На третьи сутки точно, благодаря безукоризненному штурманскому мастерству Якубова, автомобиль выходит к заданной точке. Еще через два дня, все уже в безопасном месте, можно перевести дух и отойти от дорожного кошмара и нервного напряжения.

Семен Якубов, КАМАЗ-Мастер (2).jpg

AG: На ралли Вы – руководитель команды и штурман. А на улицах города предпочитаете быть пассажиром или водителем? Какая у Вас личная машина? Чем она Вас привлекла при ее приобретении?
- В принципе, я ездил на всех моделях автомобилей, которые постоянно на слуху. Многие годы был приверженцем Toyota Land Cruiser. Сначала это была «восьмидесятка», потом «сотка», причем и та, и другая в разных вариациях, и дизельные, и бензиновые, и с независимой подвеской, и мостовые. Люблю эту машину. Она действительно представляет из себя совершенный внедорожник.
Люблю ездить за рулем, мне нравится чувствовать машину. Хотя иногда жизнь складывается так, что меня вынуждают ездить с водителем. По мере возможностей, стараюсь как-то извернуться. Независимо от сложности дороги, за рулем отдыхаю. Но иногда бывают трудные моменты жизни, когда мозг работает круглые сутки, и в это время ездить за рулем сложно – загруженная голова не позволяет активно реагировать на изменение ситуации на дорогах. В такие периоды мне стараются подсунуть водителя, чтобы и во время движения я мог думать о работе, не отвлекаться.
После моего шестидесятилетия я поменял автомобиль. Поменял не потому, что изменил Тойоте, а потому что мои многочисленные друзья подарили мне великолепный автомобиль – Mercedes-Benz GL450, от которого я в таком восторге, что трудно описать. Я знал этот автомобиль, но ездить на нем не приходилось. Никогда в жизни не позволил бы себе приобрести такой автомобиль. Но сегодня, радуясь подарку, из него не вылезаю. За рулем этого автомобиля почувствовал совершенно новое качество жизни. Он меня удивляет и радует. Я очень благодарен своим друзьям.
А еще у меня вот уже больше десяти лет стоит в резерве Subaru SVX. Великолепный автомобиль, когда-то покорявший Америку. Сейчас он уже давно не выпускается, но его дизайн, его технические качества, какой-то удивительный синтез того, что должно быть в спортивном автомобиле, в нем как раз присутствует. Я не люблю на этом автомобиле ездить много. Он должен приносить удовольствие. Вдвоем с супругой, когда наступают редкие свободные минуты, а это бывает два-три раза в год, мы катаемся на нем. Когда какое-то особенное, восторженное состояние духа, какая-то радость на душе, мне нравится садиться за руль этого автомобиля, и обязательно вдвоем с Олей. Мы не просто куда-то едем, а именно катаемся на этом автомобиле, пользуясь всем тем, что японцы в свое время в него заложили. У этой машины великолепный дизайн, который до сих пор потрясает (а ведь его вот уже 14 лет как перестали выпускать). Поставь его рядом с новыми автомобилями подобного типа, он им нисколько не уступит, а в чем-то может даже и превзойдет.

AG: Что бы Вы хотели пожелать читателям дальневосточного автомобильного журнала?
- Удачи, успехов, пусть им сопутствуют победы в их делах, такие, как сопутствуют команде «КАМАЗ-МАСТЕР» в Дакаре.