Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Можно сказать, что Citroёn DS19 обогнала время. Насколько? Пожалуй, никто не ответит на этот вопрос – машина выгодно отличалась от современниц не только дизайном, но и технической составляющей. При том, что DS19 создавался не как автомобиль для элиты, а как авто для среднего класса, и объем его выпуска превысил 1,3 миллиона экземпляров. «Богиня» появилась в 1955 году – в тяжелую для европейской экономики эпоху. Старый Свет сумел выйти из послевоенного кризиса, но автопроизводители предлагали рынку либо малолитражные новинки, либо глубоко модернизированные модели конца 30-х годов. Принципиальная конструкция Citroёn DS19 восходит к тому же времени – компоновочная схема машины была заимствована у одного из первых в мире переднеприводных автомобилей Traction Avant.

Талантливые конструктор Андре Лефевр и дизайнер Фламинио Бертони, авторы знаменитых Citroёn Traction Avant и 2CV, еще в годы Второй Мировой войны задумали создать массовое транспортное средство, обладающее минимальным весом, простое и удобное в ремонте и обслуживании, а самое главное, экономичное. Проект получил название VGD – vehicule de grand diffusion, что дословно означает просто «массовый автомобиль».

Интересны меры предосторожности, предпринятые сотрудниками концерна при испытаниях Citroёn DS19 для сохранения в тайне информации о готовящейся новинке. Вокруг полигона в Ля Ферт-Видам построили наблюдательные вышки, позволявшие увидеть фотографов и журналистов задолго до возможного обнаружения ими прототипов будущего DS19. При появлении в опасной близости от полигона частных самолетов автомобили незамедлительно прятали под кронами деревьев. Но случилось так, что сотрудникам французского L’Auto-Journal все же удалось запечатлеть так называемый носитель агрегатов – DS19, замаскированный под старую модель.

5 октября 1955 года. Восемь часов утра. Территория завода Citroёn на набережной Жавель. Через час на Парижском автосалоне должна состояться мировая премьера машины, которую позже окрестят богиней. Андре Лефевр и Поль Маже садятся в предсерийный автомобиль, чтобы отправиться на нем в выставочный центр. Создатели новинки опоздали на презентацию своего творения – чуть ли не на каждом перекрестке их окружала толпа с расспросами о необычном авто. В течение часа после открытия выставки было подано 749 (!) заказов на новую модель, к концу дня владельцами Citroёn DS19 захотели стать уже 12 тысяч человек, а на момент завершения Парижского автосалона их было уже 80 тысяч. Автомобильный мир был потрясен французским седаном.

В этом автомобиле на первом месте стоит дизайн. Автором проекта был Фламинио Бертони, итальянец по происхождению. Его имя малоизвестно по той причине, что фамилия талантливого дизайнера созвучна с названием знаменитой студии Bertone, которой нередко ошибочно приписывают этот и ряд других проектов. Фламинио Бертони был одним из первых специалистов, работавших над максимальным соответствием формы и содержания. Он считал, что только сочетание таких противоположных качеств как скорость и безопасность, или комфорт и простота могут позволить достичь совершенства. Утонченные и при этом делающие машину максимально защищенной формы Citroёn DS19 оказались вне времени. Дизайн модели можно было бы назвать космическим, если бы не одно «но» – автомобиль появился за два года до появления на орбите первого искусственного спутника Земли…

Грузопассажирский DS19 Break

Отцом DS19 можно назвать Андре Лефевра. Он был руководителем и координатором проекта. Пришедший в середине 30-х годов из небольшой фирмы талантливый Лефевр участвовал в создании многих известных моделей, и на финальной стадии работ над DS19 лично испытывал и дорабатывал модель на своем поместье в Провансе. А за подвеску автомобиля-легенды отвечал Поль Маже. Сказать, что подвеска получилась оригинальной – все равно, что не сказать ничего. Созданная Маже еще в годы войны, независимая гидропневматика не имела аналогов в мире. Упругими элементами в конструкции являлись двухсекционные амортизаторы, в одной секции которых находился газ, а в другой – масло. Citroёn DS19 имел непревзойденную в те годы плавность хода, но самое интересное заключалось в другом. Дорожный просвет можно было изменять (с 1956 года), при помощи клавиш на приборной панели, а для «безболезненного» переезда через бордюры можно было даже «поджимать» одно колесо!

Гидравлика присутствовала не только в системе подвески. Рулевое управление, тормозная система и четырехступенчатая коробка передач с рычагом на торпедо (!) также были оснащены гидравлическими усилителями. Благодаря особому механизму, в момент переключения передач включавшему и отключавшему сцепление, также синхронизированному с педалью тормоза, Citroёn DS19 не нуждался в третьей педали, а колеса при резком торможении не блокировались, ведь в конструкцию была включена ABS. Под днищем этого автомобиля располагалось около 35 метров гидропроводки! Отметим, что гидропневматическая подвеска впервые появилась не на DS19, а на другой модели Citroёn – 15 СV Six H 1954 года. Впрочем, не все узлы «богини» удалось довести до ума, и качество первых серийных образцов, что называется, хромало. Кроме того, за все время, пока Citroёn DS19 находился на конвейере, так и не была решена проблема с большими зазорами между кузовными панелями. С другой стороны, при грамотной сборке машины недостаток превращался в преимущество – плоскости не приходилось долго и тщательно подгонять.

Citroёn DS19 имел очень низкий центр тяжести, что связано с оригинальной схемой несущего элемента. Основа автомобиля – мощное днище со всевозможными усилителями, приваренными рамками дверей и каркасом крыши, в то же время все остальные панели (их сделали легкосъемными) можно снимать, не опасаясь за состояние машины. Для облегчения веса даже стекла DS19 делались тоньше, чем было принято в те годы – 4 мм по сравнению с привычными 5-6 миллиметрами.

Говоря о создателях Citroёn DS19, нельзя не упомянуть начальника рекламного отдела Клода Пюэша, который пришел в компанию в 1954 году, когда ему было всего 25 лет. Клод Пюэш заметил, что аббревиатура DS созвучна французскому desse, что переводится как «богиня». Это сравнение стало интересной находкой и сыграло немаловажную роль в мировом признании автомобиля. Аббревиатура DS – рабочее обозначение шасси и кузова (D), а также перспективного 6-цилиндровного оппозитного двигателя S объемом 1,8 л. Хотя оригинальный силовой агрегат в серию не пошел, машину переименовывать не стали. Для DS19 модернизировали рядный 4-цилиндровый мотор от модели Traction Avant, «расточив» его до 1911 куб.см, тем самым, получив мощность в 69 сил. Расположение «сердца» и коробки передач было привычным для «Ситроена» и необычным для всего автомобильного мира: двигатель располагался продольно за передней осью, а перед ним находилась КПП. Для ремонта и обслуживания силового агрегата и коробки передач узел «выкатывался» вперед вместе с передней осью.

Внутри Citroen DS19 Prestige

7 ноября 1955 года продажи Citroёn DS19 стартовали. В Парижских автосалонах образовались очереди – клиенты хотели узнать больше о нашумевшей новинке. Спрос на модель оказался огромен не только на внутреннем рынке, европейцы и даже американцы заказывали «богиню». Французы наладили производство модели DS19 в Великобритании (с 1956 года), а позже – и в Бельгии. Собранные на последнем предприятии машины практически не отличались от оригинальных, а вот английские варианты можно было определить безошибочно. Например, приборная панель отделывалась «под дерево», использовался ряд британских комплектующих, а на капоте красовалась надпись «Citroёn». DS19, собранные в английском городе Слоу, отправлялись в Соединенные Штаты. Кроме того, в небольших количествах «богини» собирались в Австралии, Португалии, Мексике, ЮАР и Югославии.

Citroёn DS19 за долгую конвейерную «жизнь» несколько раз видоизменялся. Чтобы соответствовать аналогам и даже превосходить их, французам постоянно приходилось модернизировать устаревший двигатель. Мотор увеличенного объема (1985 куб.см) модели DS19a 1967 года выдавал 84 л.с., появившийся двумя годами позже DS20 был мощнее на 7 «лошадок». Наконец, Citroёn DS21 1968 года с новым силовым агрегатом объемом 2175 куб.см имел мощность в 106 л.с., модификация следующего года была оснащена электронным впрыском топлива и выдавала 125 л.с.. В 1967 был проведен удачный рестайлинг: две передние фары заменили четырьмя, упрятанными под прозрачный колпак. Причем, при поворотах свет внутренних фар «следовал» за поворотами руля.

Citroen DS21 Convertible 1966 модельного года

Серия DS от «Ситроена» (в том числе и представительские универсалы) была предназначена для среднего класса, мелкосерийные кабриолеты и удлиненные версии считались уделом элиты, а с 1956 года в продаже появились упрощенные версии DSCitroёn ID19. Находчивый рекламщик Клод Пюэш по аналогии с «богиней» назвал эту машину «идеей» – благодаря все тому же созвучию, на этот раз со словом idee. С одной стороны, машина была проще «старшей сестры» (в частности, не было гидроусилителя руля и «вернулась» педаль сцепления), а с другой – вместительнее, спереди был установлен трехместный «диван».

Citroen ID19

Выходит, что Citroёn DS19 стал родоначальником целого семейства. Автомобиль с неповторимой внешностью и возможностью превратиться из обычного седана или универсала во внедорожник при помощи единственной кнопки. Он мог принадлежать фермеру, банкиру, инженеру, мог быть таксомотором, каретой скорой помощи или обслуживать президента Пятой республики. Нескрываемая любовь Шарля де Голля к этому автомобилю стоит очень многого. И напоследок: есть ли хоть один известный французский фильм, в котором не снялась «богиня» – Citroёn DS19?