Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


В многомиллионном Сеуле в деле борьбы с пробками добились столь серьезных успехов, что корейский опыт охотно импортируют другие страны. Есть чему поучиться у соседей и Владивостоку, увязшему в автомобильных заторах, хотя населения во Владивостоке раз в 15 меньше, чем в Сеуле. Очередные «оптимизации» схемы движения в центре, которые проводят владивостокские власти, напоминают отчаянные движения утопающего.

«В 1980-е количество автомобилей в Сеуле стало стремительно расти, – рассказывает Ян Юн Ги, сотрудник отдела транспортной информации мэрии Сеула. – Появились пробки. Мы начали внедрение выделенных полос для автобусов, выпуск единых карт для проезда в общественном транспорте и такси. В 2003 году запустили систему TOPIS».

Информационно-координационная система TOPIS сегодня дирижирует движением транспортных потоков всего Сеула. На нее, кроме того, возложены задачи, связанные с реагированием на стихийные бедствия и возможные ЧС, включая войну с КНДР. Впрочем, в многомиллионном мегаполисе даже обычное повседневное движение вполне сопоставимо с военными действиями.

Штаб TOPIS расположен в мэрии Сеула – это просторный зал со множеством экранов. Сюда через камеры и GPS поступает «картинка» с 450 дорог и 3000 перекрестков. Под контролем системы – 8000 пассажирских автобусов. Информация о заторах сразу же передается сеульцам – через TV, Интернет, мобильники. Фиксируются нарушения правил парковки и движения по выделенным полосам, принимаются оперативные меры.

«Внедрение системы TOPIS – большое достижение тогдашнего мэра Сеула Ли Мен Бака, который впоследствии был избран президентом Кореи, – рассказывает Ким Ен Сун, замдиректора отдела транспортной информации мэрии. – В запуске системы участвовали почти все сотрудники мэрии – шли в транспортные компании, на остановки, проверяли график движения… Воля мэра играет огромную роль. Многие СМИ поначалу были недовольны: введение выделенных полос для автобусов лишает автомобилистов части дороги. Но мэр последовательно развивал общественный транспорт, что дало хорошие результаты: город становится более удобным и динамичным. Доля людей, пользующихся общественным транспортом, постепенно растет. Мы строим новые пешеходные зоны, велосипедные дорожки».

Ким Ён Сун

На вопрос о том, не пользуется ли мэр Сеула вертолетом, как его владивостокский коллега, г-н Ким отвечает: «Вертолета у него точно нет. Наш мэр любит ездить на метро, у него и машина не очень дорогая. Но я видел состояние дорог во Владивостоке и понимаю, почему у вашего мэра есть вертолет. Кстати, кроме мэра и его заместителей, все сотрудники сеульской мэрии приезжают на работу общественным транспортом». Неужели это осознанный выбор – или чиновников все-таки заставляют? «Чуть-чуть! – улыбается Ким. – Но в часы пик общественным транспортом добираться даже быстрее».

Другой момент: с прошлого года столичные учреждения Южной Кореи постепенно переезжают из Сеула в Осон. Это преследует сразу несколько целей: равномерно развивать регионы, «отодвинуть» правительство от границы с КНДР и разгрузить столичные дороги от лишнего транспорта. Мэр Владивостока, кстати, в последнее время много говорит о децентрализации города. Она, собственно, уже начата (самый яркий пример – кампус ДВФУ на Русском). И хорошо, если продолжится. Можно вспомнить инициативы перенести на Патрокл или вообще на Русский администрации города и края.

Сеульская система управления транспортом внедрена во многих городах мира, в том числе из числа бывших советских – Баку, Алма-Ате. «Я бывал во Владивостоке, он имеет сложный рельеф, там часто бывают пробки. Думаю, вам тоже надо ввести такую систему, чтобы проводить постоянный мониторинг транспорта. Как-то я видел: во Владивостоке случилась авария и два водителя просто стояли и ждали дорожную полицию», – недоумевает Ким Ен Сун.

Помнится, года четыре назад в мэрии Владивостока активно говорили о скором внедрении подобной системы. Проводили презентации, выбирали лучший вариант (речь шла о системах от Siemens и Sumitomo, в общих чертах похожих на сеульскую), обещали… а потом почему-то замолчали.

То, что со скрипом, но внедряется, у нас почему-то не работает. К примеру, во Владивостоке тоже выделили полосы для общественного транспорта – но все желающие не только ездят по ним, но и паркуются прямо на них.

Развитие общественного транспорта – путь для современного мегаполиса понятный. Об этом говорят (пока, к сожалению, больше говорят, чем делают) и во Владивостоке.

Интереснее другое. Начав вязнуть в пробках, Сеул не пошел по, казалось бы, очевидному пути строительства новых дорог и парковок – то есть инфраструктуры для автомобилей. Напротив, акцент был намеренно смещен на создание удобств для пешеходов. Город – он ведь не для машин, а для людей. Звучит как фантастика, но некоторые дороги в Сеуле вообще ликвидировали, а на их месте создали зеленые прогулочные зоны. Например, на месте речки Чхонгечхон проходила двухэтажная автострада. Теперь ее нет, выпущенная из подземного плена речка весело журчит, вдоль берегов прогуливаются сеульцы. Это и есть настоящее развитие: надо ходить пешком, надо дышать чистым воздухом, это гораздо круче, чем очередная дорога. Вот он – город настоящего и будущего. В том же 2005 году открыли «Сеульский лес» – корейский ответ нью-йоркскому Центральному парку.

Владивосток, к сожалению, еще не дорос до такого сознания. Если у нас с Луговой убирают клумбу и памятник Макарову, чтобы увеличить площадь проезжей части, то в Сеуле поступают ровно наоборот. И пробок, что интересно, больше не становится. Ведь новые дороги привлекают новые автомобильные потоки, а пешеходные зоны – напротив. В итоге напряженность трафика, как бы парадоксально это ни звучало, снижается. С другой стороны, в Сеуле все-таки метро есть, а во Владивостоке нет и, наверное, не будет.

Еще пример: между мэрией Сеула и отелем Plaza – площадь, а вернее – зеленая лужайка. Схваченная дорожной петлей, она при этом удивительно уютна (до 2004 года вместо лужайки был бетон). С наступлением темноты здесь сидят и лежат обнимающиеся парочки. Во Владивостоке пока все наоборот: клумбу напротив мэрии сначала превращают в парковку, а потом на ее месте строят небоскреб Fresh Plaza.

Сравнение явно не в нашу пользу.