29 Марта 2017 г.    $ 56.94 (-0.09)    € 61.81 (-0.15)

Ford Mustang. Символ Америки

В конце 1950-х годов американский автопром начал сдавать позиции. Публика устала от обильно украшенных хромом «дорожных крейсеров». Люди стали заглядывать в салоны зарубежных концернов, предлагавших компактные авто, способные превратить обычную поездку по шоссе в настоящий заезд. И вскоре GM, Chrysler и Ford включились в борьбу за не самых богатых поклонников скорости. Наибольших успехов на этом поприще добился Ford Motor Co. со своей моделью Falcon и ее модификациями. Концерн планировал изменить имидж марки и сделать ее еще более популярной, и, пожалуй, главным шагом на этом пути стало создание модели Mustang.

Ford Mustang – представитель класса Pony Car, т.е. компактных (по американским меркам) авто с задатками гоночных болидов. Собственно, класс и получил название благодаря феноменальным объемам продаж «Мустанга». Создание легенды связано с именем президента Ford Division Ли Якокки, подметившего, что в 1960-х годах основными покупателями новых авто станут представители беби-бума, произошедшего в первые послевоенные годы, которым классические американские авто ни к чему. Опросы молодежи дали понять, что вскоре самыми востребованными окажутся модели с мощными двигателями, механическими КПП и спортивным внешним видом. Один из конструкторских коллективов Ford принялся за работу…

Если бы Mustang был похож на свой прототип, к нему вряд ли бы пришел успех
Если бы Mustang был похож на свой прототип, к нему вряд ли бы пришел успех

В 1962-м появился прототип, внешне похожий не на авто для повседневного использования, а на настоящий спорткар. Но к концепту – двухместному родстеру с расположенным внутри колесной базы V-образным 4-цилиндровым двигателем мощностью всего 40 л.с. – публика интереса не проявила. Тогда Якокка определил концепцию Mustang как авто с классической компоновкой и салоном на четыре и пять мест. Среди всех конструкторских подразделений Ford провели конкурс по реализации этой идеи. Победу одержала команда Mercury-Lincoln Division во главе с Дэвидом Эшем и Джоном Оросом.

В основе новинки, первый экземпляр которой сошел с конвейера 9 марта 1964 года, лежала платформа Falcon и Fairlane, то есть начальная цена «Мустанга» не обещала быть высокой – базовую комплектацию стали продавать всего за 2368 долларов. Но это было лишь уловкой Якокки. Одних лишь колпаков колесных дисков существовало шесть видов, из них пять продавались как опции. Базовым был V-образный 6-цилиндровый мотор объемом около 2,7 литра, хотя «правильным» у американцев всегда считался V8 (существовали 4- и 4,5-литровые варианты). Последние предлагались за дополнительную плату. Таким образом, цена на нужный автомобиль могла возрасти даже вдвое по сравнению с начальной. Mustang первого поколения оснащался трехступенчатыми МКПП или автоматами с двумя или тремя передачами. Передняя подвеска представляла собой нечто среднее между двухрычажной конструкцией и стойкой Макферсона, а задний мост крепился к кузову рессорами. Тормоза всех колес сделали барабанными, и даже вакуумный усилитель в состав базового оборудования не входил.

Находка Ли Якокки - богатый список оборудования, благодаря которому цена машины резко возрастала
Находка Ли Якокки - богатый список оборудования,
благодаря которому цена машины резко возрастала

Казалось бы, Mustang не отличался от аналогов конструкцией, важным плюсом были только цена и внешность. Успеху способствовала рекламная кампания, которую Ford начал 15 апреля 1964 года, за два дня до старта продаж, когда первые «табуны» «Мустангов» уже находились у дилеров. Практически во всех американских газетах были размещены статьи и рекламные объявления, на всех телеканалах запустили ролики. Результат оказался потрясающим: в Чикаго дилер Ford был вынужден запереть автосалон изнутри, опасаясь, что вокруг новинки начнется давка. В другом салоне из-за боязни за сохранность автомобиля единственный экземпляр Mustang подняли на высокие опоры, чтобы к нему нельзя было подойти. Многие продавцы завышали рекомендованные производителем цены, и от этого спрос не падал. Дилер «Форда» из Техаса устроил своеобразный аукцион, в ходе которого один из 15 претендентов стал обладателем «пони-кара», и, пока сделка оформлялась в банке, этот человек просидел в машине всю ночь, убеждаясь, что авто не продадут в его отсутствие. С апреля 1964-го по сентябрь 1965-го было реализовано 619 243 экземпляра Ford Mustang.

В сентябре 1964 года появилась модификация Mustang в кузове фастбэк, заднее сиденье в котором складывалось. Многочисленные производители аксессуаров стали предлагать дополнительное оборудование для быстро набравшего популярность авто. Сам Ford предлагал Rally Pack – дополнительные приборы. В апреле 1965-го появился Mustang GT с более жесткой подвеской, «острым» рулевым управлением, дисковыми передними тормозами и сдвоенной выхлопной системой. Для участия Ford Mustang в гонках был создан ряд дорожных версий настоящих спорткаров. Самым популярным из них стала Shelby Cobra GT350, автор которой, Кэрролл Шелби, владел собственной мастерской и создавал мелкосерийные гоночные авто. Двигатель спорткара получил оригинальную систему выпуска, четырехкамерный карбюратор, алюминиевую головку блока цилиндров. Внешне ставшая двухместной машина (за креслами находился отсек для запасного колеса и инструментов) отличалась оригинальной окраской и колесами большего диаметра. Уже в 1966 году продажи Shelby Mustang достигли 2380 экземпляров. В то же время был выпущен 2-миллионный стандартный Pony Car.

Версия Mustang от Кэрролла Шелби по праву считается уже не "пони-", а маскл-каром
Версия Mustang от Кэрролла Шелби по праву считается уже не "пони-", а маскл-каром

В 1967-м появился новый 6-литровый V8, и одновременно с его внедрением были увеличены длина и ширина всего автомобиля, в результате Mustang стал выглядеть более грозно. Понеслась череда, казалось, бесконечных обновлений внешнего вида и интерьера, а продажи начали падать… В 1973 году появился новый Mustang (модельный год заявили как 1974-й). Якокка обратился в итальянскую дизайн-студию Ghia и поставил задачу создать автомобиль в лучших традициях ранних Mustang, но более компактный. Дизайном занялся Алессандро де Томазо, позже создавший собственное ателье. Специалисты из Ford Division трудились над «скромной» агрегатной частью. И уставшая от нефтяного кризиса публика получила то, что хотела, – небольшой автомобиль со спортивной внешностью (существовали двухместный кузов Ghia и трехдверный хетчбэк), механической КПП и 4-цилиндровым двигателем мощностью 88 л.с. В 1974 году продажи Mustang достигли 385 993 единиц. В качестве опциональных силовых агрегатов выступили устаревшие V6 и V8, но машины с такими моторами популярностью не пользовались. 1975 год был отмечен появлением второго поколения версии Cobra, также построенного в лучших традициях первого.

Mustang третьего поколения с "американской" головной оптикой
Mustang третьего поколения с "американской" головной оптикой

Машина, фактически спасшая торговую марку Mustang от забвения, на конвейере продержалась недолго – уже в 1976 году среди дизайнерских подразделений Ford был проведен конкурс на новую модель. На этот раз оптимальное решение не было найдено, и автомобиль 1979 года совместил в себе лучшие черты многих прототипов. В его основе лежала платформа Ford Fox (с классической компоновкой), популярная как в США, так и в европейских отделениях американского концерна. Однако во внешности нового Mustang уже не было намека на классику. Говорить об интересном экстерьере авто стало нельзя – машина оказалась всего лишь одной из. Время ежегодных обновлений модели и постоянного наращивания мощности прошло, и с небольшими изменениями третье поколение «Мустанга» выпускалось до 1993 года. В 1982-м был проведен рестайлинг передней части спорткара, европейская головная оптика уступила место классической американской – с четырьмя фарами. Тогда же не слишком популярная Cobra уступила место более дешевой версии GT. В середине 1980-х годов спад в автопроме США сменился подъемом, годовой объем выпуска модели увеличился до примерно 200 000 единиц, тогда же вернулись модификации с открытым верхом, до этого считавшиеся небезопасными.

Вернувшийся в 1990-х годах интерес к мускулкарам заставил Ford пересмотреть внешний вид Mustang и сделать машину более агрессивной. Автором проекта стал Патрик Шэйвон. Базовым двигателем для авто четвертого поколения стал V6 мощностью 145 л.с., а «заряженные» модификации получили 215-сильный V8. Рестайлинг 1999 года сделал Pony Car еще более похожим на дикого скакуна, но к 2004 году остро встала необходимость полностью заменить модель.

Несмотря на моду на экономичные моторы, авто четвертого поколения оснащалось двигателем V6
Несмотря на моду на экономичные моторы, авто
четвертого поколения оснащалось двигателем V6

Mustang 2005 года (он был представлен годом ранее в Детройте) базируется на новейшей платформе D2C и выполнен в стиле, который разработчики назвали ретрофутуризмом. Похоже, что мода на мускулкары возвращается, и такие авто обязательно найдут владельцев. Современный Mustang всецело отвечает требованиям американской молодежи, вот только продолжит ли Ford радовать мир легендарными «пони-карами»?