18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Toyota ist. Японская забота о людях

На мотор-шоу в Токио в 2001 году в качестве прототипа дебютировал компакткар со спортивным дизайном салона и под лингвистическим сокращением полного названия Toyota ist. Вообще свое название ist автомобиль получил от английского суффикса -ist , который, является частью таких слов, как художник, стилист и т.д. (англ.: artist, stylist etc.). В общем, творческий и экстравагантный.

Продажи этого автомобиля в Стране восходящего солнца начались в мае 2002 года, а с весны 2003 года Toyota ist стал продаваться в Америке под маркой Scion. В Европе этот автомобиль появился только в 2004 году. Новая модель Toyota ist («ист») – пятая по счету, после Toyota Platz, FunCargo, bB и Will Vi, построена на платформе хорошо зарекомендовавшего себя автомобиля Toyota Yaris.

Вообще мое внимание этот конкретный автомобиль 2002 года рождения привлек не столько своими техническими и эксплуатационными характеристиками (хотя они довольно хорошие, но о них позже), сколько наличием специального кресла для переднего пассажира. Вы можете удивиться: что это за такое специальное кресло? Гоночное? Но зачем оно пассажиру? С усиленной боковой поддержкой? А к чему его ставить на хэтчбек? Не трудитесь. Все равно не угадаете. Это кресло для людей, ограниченных в движении. Попросту не имеющих возможности ходить. Подобные устройства я видел только на экране телевизора в репортажах со всевозможных престижных зарубежных автосалонов. В реальности увидеть и самому опробовать довелось впервые.

Переднее пассажирское кресло предназначено для ограниченных в движении людей
Переднее пассажирское кресло предназначено для ограниченных в движении людей

На специальной консоли сиденье выдвигается из салона с поворотом на 90 градусов и опускается практически до земли. Ребенка, страдающего детским церебральным параличом, или человека без ног, да даже просто бабушку, с трудом передвигающуюся по квартире, можно без особых усилий усадить в эту Toyota ist. Мы, здоровые люди, даже не можем себе представить, с какими трудностями приходится сталкиваться родственникам человека с ограниченными физическими возможностями. Ведь ни лестничные клетки, ни тротуары, ни общественный транспорт, да вообще ничто в нашей стране не приспособлено для облегчения жизни инвалидов. А уж насколько тяжелой является погрузка и выгрузка такого человека из легкового автомобиля! «Тойотовцы» же придумали и производят автомобильные кресла для инвалидов серийно. Механизм этого чрезвычайно нужного людям устройства, естественно, как и многие другие в японских автомобилях, оснащен электромеханическим управлением. На боковой части сиденья расположены три кнопки управления. Одна регулирует наклон спинки, другая управляет механизмом вперед-назад, а третья – самая важная, именно она приводит в действие автоматику всего устройства выдвижения кресла из салона автомобиля наружу. Это устройство имеет блок памяти на несколько положений. На какую высоту от земли оно опустится, каков наклон спинки и глубина отъезда, можно запрограммировать.

Особое кресло - оригинальный элемент в Toyota Ist
Особое кресло - оригинальный элемент в Toyota Ist - поставляется как опция

При нажатой кнопке управления кресло начинает плавно поворачиваться влево с небольшим выездом, чтобы не пассажир не ударился коленями о панель. Затем поворачивается на месте, пока полностью не встанет параллельно открытой двери. После чего кресло плавно выезжает вперед, при этом его спинка немного опускается назад для предотвращения возможного удара человека головой о верхнюю арку дверного проема. После полного выезда вперед спинка возвращается в исходное положение, при этом кресло опускается к земле. Процесс погрузки происходит в обратном порядке.

К примеру: ребенка в машину усаживает женщина, она ниже ростом, чем мужчина, и, соответственно, ей удобно, если кресло останется на среднем уровне. Для высокого мужчины удобнее более высокое положение. А если взрослый человек может сам из инвалидной коляски пересаживаться в него, то кресло удобнее опускать пониже. Все эти нюансы предусмотрены и реализованы в конструкции.

Внешний вид не позволяет поставить хетчбэк в один ряд с Vitz или Platz
Внешний вид не позволяет поставить хетчбэк в один ряд с Vitz или Platz

Немаловажен и тот факт, что это устройство является опцией и устанавливается в автомобиль по заказу клиента. В базовой комплектации Toyota ist все кресла самые обычные. Из автомобиля убирается «родное» сиденье и на его место, на те же самые крепления, устанавливается «инвалидное», никаких дополнительных переделок или доработок не требуется. Кроме разве что подведения питания от бортовой электросети. При стоимости автомобиля Toyota ist от 11 000 до 13 000 долларов США цена этого кресла $1000, это примерно 8-9 процентов. Это кресло можно заказать и отдельно, под свой конкретный автомобиль.

Toyota ist может оснащаться системой полного привода или быть исполненной только в переднеприводной комплектации. Двигатели для Toyota ist перекочевали с Yaris. В базовой комплектации автомобиль оснащается 1,3-литровый двигателем, мощностью 87 л.с., а также есть модификация с 1,5-литровым двигателем мощностью 109 л.с. К приятным особенностям этих двигателей можно отнести их экономичность (5,5 и 6 литров на 100 км пути соответственно) и низкий уровень содержания вредных веществ в выхлопных газах. Максимальная скорость автомобиля – 175 км/ч.

Дизайн и внутренняя отделка салона автомобиля довольно приятны, хотя пластик передней панели мог бы быть и получше. Ведь это модель 2002 года, а не прошлого века. Явно сказывается желание сэкономить. Рвущиеся вперед колесные арки и 15-дюймовые диски подчеркивают внедорожный характер Toyota ist. Ведь представленная на тест-драйв Toyota ist полноприводная с бензиновым двигателем 1NZ объемом 1,5 литра – это именно хэтчбек с возможностями внедорожника.

Фактически, под одним названием "Ist" может скрываться множество автомобилей
Фактически, под одним названием "Ist" может скрываться множество автомобилей

Внутри Toyota ist изобилует многочисленными вставками из серебристого пластика. Приборная доска, расположенная в центре, аналоговая с эдаким щегольским изогнутым козырьком. Вместе с центральной консолью они создают ощущение чего-то единого и цельного. На все модификации Toyota ist устанавливается четырехступенчатая автоматическая коробка передач. Подвеска также у всех одинаковая. Спереди амортизационные стойки Макферсона, а сзади торсионная подвеска колес. Дисковые тормоза как спереди, так и сзади.

Особое внимание в дизайне Toyota ist привлекают плавно изогнутые, словно стремящиеся вперед, крылья. Благодаря именно им ширина ist увеличилась до 1695 мм, что полностью соответствует 5 размеру по внутренней японской классификации. Особое внимание японские инженеры уделили снижению уровня шума. Правильнее будет сказать, что инженеры бились не столько над снижением, сколько над поглощением посторонних шумов внутри автомобиля. Если традиционно для звукоизоляции салона автомобиля использовались звукоотражающие материалы, то в Toyota ist были впервые на автомобилях этого класса применены звукопоглощающие компоненты. И действительно, ist намного менее шумен, чем его ближайший родственник и одноклассник Vitz. Стоимость только что сошедшего с заводского конвейера Toyota ist от 11 000 до 13 000 долларов в зависимости от комплектации.