18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Subaru Forester. Японский «лесник»

К какому классу следует отнести этот автомобиль, контур которого словно высечен ударами топора не очень умелого лесоруба? Для внедорожника и клиренс не бог весть какой, и классический джип он напоминает лишь отчасти. С другой стороны, для универсала высоковат и слишком независим от качества дорожного покрытия. Отнести его к спортивным машинам, несмотря на «табун» под капотом у турбированной версии, язык не повернется, а для паркетника он недостаточно гламурный. Но, несмотря на все сложности, Subaru Forester нашел своего потребителя и продолжает завоевывать сердца поклонников надежной и качественной техники.

Из лесу вышел?
Forester относится к редкой категории автомобилей, сумевших совместить лучшие черты классических моделей, став тем самым родоначальниками нового класса. Синтез внедорожника и седана, как показывает опыт эксплуатации «лесника», оказался очень удачным. Несмотря на некоторые оговорки, этот автомобиль действительно для многих стал палочкой-выручалочкой, позволяющей не приобретать вторую машину для «спецпроектов», а использовать одну на все случаи жизни. Вместительность салона может умилить тех, кто увидит в нем «мирную семейную лошадку», а полный привод с фирменной «субаровской» системой AWD не оставит сомнений в его способности двигаться по «фирменным» российским дорогам. Или там где их проложить не успели (что нередко суть одно и то же). И это при том, что название Subaru для знатоков связано в первую очередь со спортивными или, в крайнем случае, очень «бодрыми» автомобилями. Нет сомнений, что попытка компании объединить в 1997 году все «родовые» черты в одном семейном универсале с добавлением внедорожных качеств не могла не вызвать, как минимум, недоумения. Но эксперимент неожиданно удался. К 2003 году было продано 120 000 «Форестеров» – четверть всех «субариков»! Едва ли это стало бы возможным, не веди компания достаточно гибкую маркетинговую политику и не предлагай, пусть и не широкий, но грамотно выстроенный модельный ряд.

2 - Обзор Subaru Forester.JPG

«Выбросив» на рынок в 1997 году Forester, под капотом которого прятался 2-литровый турбодвигатель EJ20 мощностью 250 л.с., Subaru подарила возможность его владельцам не только очень быстро ездить по хорошим дорогам, но и не особо напрягаться, если дорога кончалась. Такое неожиданное сочетание взаимоисключающих качеств немедленно нашло поклонников. А появление спустя полгода «обычной» атмосферной версии многократно увеличило их количество, позволив приобрести автомобиль тем, кто с предубеждением относится к «гонщикам» или для кого «турбо» просто дороговата. В сентябре 1998 года свет увидела 2,5-литровая модификация, отличавшаяся от предшественниц наличием АКП. Естественно, фирменные черты Subaru присутствовали в полном объеме во всех выпускаемых моделях – оппозитный двигатель (с автоматической межосевой блокировкой), постоянный полный привод и отточенная управляемость. Но на этом эволюция «лесника» не закончилась. В 2000 году был проведен сравнительно скромный рестайлинг, а в 2002 году история Forester открыла новую страницу – Subaru представила второе поколение модели.

5 - Обзор Subaru Forester.JPG

Теперь продажи начались со 137-сильной версии, в пару к которой предлагали турбированный вариант мощностью 220 л.с. Вариант с 2,5-литровым двигателем был отложен. Правда, ненадолго – в феврале 2004 года появилась его турбированная модификация STI (265 л.с). Как и прежде, автомобиль нес семейные черты – комплектовался автоматической и механической трансмиссиями с обязательным для себя полным приводом.

Без бороды и телогрейки
Пожалуй, только присмотревшись к внешности этого авто, можно понять неведомых остряков, придумавших ему такое «негородское» имя. В строгих, без изысков, контурах Forester даже искушенный взгляд не отыщет ничего от украшательства или вычурности. Все просто, функционально, без излишеств. Этот «то ли буйвол, то ли бык, то ли тур» создавался явно не в угоду модным веяниям. Но никому не придет в голову упрекнуть его и в провинциальности или отсталости. Классику, в конце концов, еще никто не отменял. Есть очень меткое сравнение этого автомобиля с лесником, который перед посещением города побрил бороду и надел приличный пиджак, но в душе остался таким, как был, – свободным, уверенным, способным на поступок. Возможно поэтому, несмотря на неброскую внешность, этот «лесник» очень узнаваем. Да и не считаться с ним, даже в городском потоке, не получится. Его мощный и приемистый движок заставит уважать Forester любого, кто вздумает с ним потягаться. Традиционной надежный («лесниковские» оппозитники входят в число т.н. «миллионников» – максимальный ресурс оценивается производителями в 1 млн. км!) двигатель расположен очень низко, что сильно снижает центр тяжести автомобиля и заметно повышает устойчивость в поворотах и на «пересеченке».

Уверенности владельцу Forester добавляет и фирменная «субаровская» система симметричного полного привода AWD (All Wheel Drive), когда двигатель, коробка передач и карданный вал находятся в одной плоскости, а все четыре полуоси имеют одинаковую длину. Благодаря этому масса автомобиля более равномерно распределена между передними и задними колесами и точно поровну между правыми и левыми. Все это «хозяйство» позволяет водителю получить удовольствие от езды и почувствовать ни с чем не сравнимое слияние с авто. Подобно большинству высокооборотных двигателей, наилучшие результаты мотор показывает в диапазоне от 3000 об./мин. и выше. Это особенно заметно на хорошей дороге при скорости «за сотню». На бездорожье «лесник» уверенно штурмует затяжные подъемы на четвертой или пятой передаче, не подталкивая водителя к мысли переключиться на пониженную – за рулем такого автомобиля водитель может подумать о вещах более приятных. К чему располагает и «рабочее» место. Достаточно удобное сиденье с приемлемым диапазоном регулировок позволяет «подогнать» его под себя людям самой разной конституции.

4 - Обзор Subaru Forester.JPG

Рулевая колонка так же регулируется по высоте, что вкупе с изменением положения сиденья дает возможность организовать два различных рабочих места – низкое, как в легковушке, или высокое, как в настоящем внедорожнике. Запаса пространства над головой хватает. Визуально внутренний объем увеличивается и за счет сдвижного люка. Проникающие через него солнечные лучи делают салон еще более светлым, к тому же такое приятное дополнение просто дарит удовольствие. Спутниц, пекущихся о внешности, можно успокоить – люк сделан из стекла, не пропускающего ультрафиолет. Так что в этом плане тревожиться не о чем. Панель приборов порадует прагматиков. Она в точности повторяет контур рулевого колеса. Приборы снабжены четкими крупными цифрами и яркими стрелками. Достаточно беглого взгляда… и все понятно. Можно сказать, что салон в полностью отвечает философии «лесника» – все просто и предельно функционально. Но при неброскости интерьера нельзя не заметить качественное исполнение и отличные материалы. Правда, отчего-то эти материалы решили сэкономить, что почувствуют задние седоки. Троим там будет явно тесновато. Два подголовника, кстати, недвусмысленно на это указывают. Понятно, что задняя спинка «заваливается» и полезный объем значительно увеличивается. Но ведь такие машины берут не только для перевозки холодильников. Багажник также разочарует – невелик. Тем более что там хранится (прячется!) запаска. Все это наталкивает на мысль: автомобиль создавался для водителя и под водителя. В конце концов, название его «лесник», а не «лесники».

По буеракам, рекам, ракам…
Если коротко – ехать на Subaru Forester приятно. Но если развернуть это утверждение, то придется отослать читателя… к началу статьи и напомнить, что по дорогам (и бездорожью, разумеется) колесят не только простые «лесники», но и «лесники с наддувом». Как несложно догадаться, «атмосферник» и «турбо» немало различаются не только внешне. Разрыв в количестве лошадиного «поголовья» сказывается на манере автомобиля передвигаться. Но общим для обоих остается фирменный «субаровский» стиль – никакой пробуксовки на старте, никаких вибраций на ходу и «гуляний» в поворотах. А в остальном, что называется, возможны варианты. При очевидных недостатках «атмосферника» на трассе, он больший «проходимец», чем турбированный брат. У последнего низкие свесы очень ограничивают способность преодолевать сильно пересеченную местность. То же при штурме возвышенностей. Большой крутящий момент на низких оборотах у атмосферной версии позволяет не раскручивать двигатель до предельных оборотов, что делает «обычного» «лесника» подобием маленького танка. Зато 250 турбо-«лошадок» на хорошей трассе не оставят сопернику шанса увидеть «лесник» в зеркале заднего вида. Правда, и здесь есть свои тонкости. Стартует такой автомобиль достаточно традиционно. Сюрпризы начинаются с момента, когда стрелка тахометра перечет отметку 2500 об./мин.

3 - Обзор Subaru Forester.JPG

Характерный звук, вплетающийся в общий хор, сообщит, что в дело вступает турбина. Если ее пения не услышали, что она пособляет мотору, расскажет тяжесть, которая вжимает в кресло, и то, как резво подхватился полуторатонный автомобильчик. Понятно, стрелка тахометра не останавливается. Ее движение вверх сопровождается параллельным бегом другой стрелки – спидометра. Но вот после 4000 об./мин. ускорение прекращается и дальше растут только обороты. Увы, скорость остается прежней. Правда, достаточно высокой. В этом суть турбонаддува низкого давления – выстрелить в нужный момент, что достигается за счет повышения крутящего момента двигателя на средних оборотах. А дальше сама-сама- сама…

Нет сомнения, что конструкторы предполагали – владельцы таких резвых машин не будут рваться в поля, грязь и сырость. Потому и внесли в подвеску «турбовой» версии серьезные изменения, сделав ее более жесткой. Как ни странно, автомобиль от этого только выиграл. К хорошей дороге он стал «приклеиваться» еще крепче. А на колдобины начал реагировать еще снисходительнее, как и подобает серьезному внедорожнику. Обзор из автомобиля очень неплох. Чему во многом способствует высокая посадка. А вот задние подголовники, слишком прижавшиеся друг к другу, ощутимо снижают видимость в заднее стекло. И еще длинный капот не позволяет рассмотреть, что там сейчас кинет дорога под переднее колесо. Если на трассе это не проблема, то вне ее…

Безопасность находящихся в салоне обеспечивают четыре подушки, в придачу к ним пассажирскую зону окружают силовые элементы кузова, а ремни безопасности имеют систему преднатяжения. Кстати, на краш-тестах Forester получил твердую «четверку», что свидетельствует – к этому аспекту создатели отнеслись предельно серьезно. Как и к такой незначительной, на первый взгляд, мелочи, как звукоизоляция. В автомобиле необыкновенно тихо. Почти не слышно не только сторонних шумов, но и своих собственных. Только при разгоне пробубнит что-то «оппозит», да «запоет» турбина. Попробуйте сказать, что это не музыка!

Для дома? Для семьи?
Придется согласиться с теми, кто… так и не решил, кому предназначается этот автомобиль. Поскольку он для всех и ни для кого конкретно. Forester подойдет для любителей «помесить грязь» (атмосферная версия) и тех, кто любит «притопить» на хорошем дорожном покрытии. Но первые на трассе останутся где-то в середине, а последние… последними на бездорожье. Он универсален и при том ограничен. Облегчает жизнь (проходим, крепок) и создает немало проблем (дороговат в ремонте, специфичен в обслуживании). Это не вездеход и не спорткар. И так далее: да, но… Но! Неоспоримым остается одно – он просто хороший автомобиль: надежный, вместительный, мощный. И если это что-то значит… Тогда о чем еще говорить?!

6 - Алексей Распутный.JPGМнение владельца. Алексей Распутный, тележурналист.
AG: Почему «Форестер»?
– Потому что был наслышан об этой машине, видел ее в действии и… был хороший вариант обмена машин.
AG: Как долго вы за рулем «Форестера» и сколько вместе прошли?
– Два года. Прошли около 75 тысяч километров.
AG: Ярко выраженные плюсы и минусы?
– Плюсы – практически не убиваемая «ходовка», отличная динамика (несмотря на автомат), никаких претензий к турбине. Минусом «Форестера» всегда считал спартанский салон. Но непосредственно в этой, STI’ной, версии салон отделан более качественно, потому меня полностью устраивает.
AG: Что за эти годы вылезало?
– Поменял «ходовку» один раз – потому лишь, что не знал, в каком состоянии машина пришла сюда. С момента замены прошло более года (с учетом того, что за это время я наездил около 50 тысяч километров) – никаких нареканий.
AG: Считается, что «Субару Форестер» – один из самых дорогих в обслуживании. Насколько это справедливо?
– Ответить на этот вопрос однозначно, думаю, нельзя. Все зависит от того, в каком состоянии автомобиль достался. Если прибыл уже «ушатанный» и приходится часто ремонтировать, действительно вылетит в копеечку. А если машина нормальная, не разбитая, не собранная, то… Скажем так, детали на «Форестер» в два-три раза дороже, чем на «Тойоту», но менять их приходится в два-три раза реже. В результате разница не велика.
AG: Что в машине просто нравится?
– Великолепная управляемость. Как автомобиль держится на дороге. И вообще, это та машина, в которой (в отличие от тех же «Тойот») чувствуешь каждое движение, буквально сливаешься с ней.
AG: Если коротко – машина для кого?
– «Субару» чем хороши: у них большой разброс мощностей двигателя, потому машина может подойти едва ли не каждому. Если определять по полу, то, пожалуй, все же для мальчиков. Хотя и девушки за рулем «Форестера» мне лично глаз не режут. Но машина, особенно «турбовая» версия, больше для мужчин. Какой смысл взять девушке 260-сильный автомобиль и ползать на нем?! Она может и на «Спасио» точно так же кататься…
AG: Как в городе машина ездит, понятно. А как вне его?
– По высоте всяких препятствий – никогда не измерял. Что касается «ходовки» и того, как она реагирует, то… 180 км/ч по грунтовой дороге в Ливадии знающему человеку скажет о многом.
AG: А вот большие свесы…
– Никогда не мешали. Что же касается последнего снегопада, то там и «Крузеры» вставали. 
AG: И последний вопрос. Если менять машину, то на…
– …новый «Форестер». Но не на следующую модель, а на тот, что идет с 2006 года.

7 - Иван Высоцкий.JPGМнение специалиста. Иван Высоцкий, генеральный менеджер ООО «Субару Клуб».
AG: Основные узкие места «Форестера»?
– Ну, тут следует определиться, о каких «Форестерах» идет речь?
AG: Хорошо, поставим вопрос иначе – какие «Форестеры» наиболее популярны во Владивостоке?
– Есть «Форестеры» выпуска до 2002 года и те, что выпускались после. «Свежие» «Форестеры» и по дизайну другие, и у них изначально занижена мощность, применены некоторые конструкторские решения, повышающие надежность… «Старые» менее надежны, так как приходят в Россию «заезженными», их «узкое» место – большой пробег. Конструктивно по мотору есть проблемка – при большом пробеге гильза образует эллипс, «задираются» поршни и двигатель начинает стучать. Что бы ни говорили продавцы на «Зеленке», нормальный мотор должен работать тихо. Двигатели машин, что ввозят сейчас («конструкторы» или под полную пошлину) при пробеге «за сотню» тоже начинают стучать. А это его грядущий серьезный и дорогостоящий ремонт. Или покупка нового мотора, что приблизительно равно по цене. Но ремонт надежнее – покупая двигатель с неизвестным пробегом, получаешь кота в мешке.
AG: Другими словами, ремонт предпочтительнее?
– Если собираетесь ездить, то лучше отремонтировать под себя. Если же просто устранить стук и продать…
AG: На что обращать внимание при покупке?
– Как и на любой машине, на наличие всяких кузовных и прочих повреждений, на наклейки и лейблы, позволяющие сопоставить реальный и заявленный пробег. Но главное – двигатель. При запуске он должен работать тихо. Далее обратите внимание на подтекание – если мотор чист, значит, либо им занимались (что само по себе неплохо), либо пробег невелик. Увы, 120-130 тысяч км – и при плохом уходе за двигателем из всех щелей начинает литься масло. А поскольку в турбовые моторы требуется заливать хорошую синтетику, оно начинает просто промывать двигатель, вымывать грязь и вымываться само. Это чревато тем, что раскаленное масло попадает на раскаленный коллектор и… вплоть до пожарной опасности.
AG: Двигатели «Форестеров» относятся к категории «миллионников». Насколько это соответствует действительности? Или это просто рекламный ход?
– Японские автовладельцы не очень любят обслуживать свои машины по окончании заводской гарантии. Могут поменять масло, к примеру, через год-два. Понятно, не все, но такие встречаются. А не поменять масло в моторе… Японцу все равно, он свое отъездил и продает автомобиль. А машина приезжает сюда!
AG: Другими словами они бессознательно губят мотор?
– Да. А для этого двигателя важно вовремя менять масло и фильтры. И, естественно, не ездить на 92-м бензине. Правда, в Японии с этим проблем нет (смеется). В общем, если бывший японский владелец относился к машине ответственно, ездил на нормальном масле, вовремя менял фильтры, мотор может прийти в Россию в идеальном состоянии.
AG: Мы плавно подошли к вопросу об обслуживании. К чему нужно готовиться хозяину «Форестера», если он собрался оставаться им долго?
– Эта машина любит оригинальные запчасти, которые по цене не такие уж дорогие. Реально при обслуживании машины оригинальными и неоригинальными запчастями разница в цене будет процентов 20.
AG: А по долговечности?
– Простой пример. Провели полную диагностику машины. Результат сообщаем владельцу: передние и задние линки «мертвые». Тот в недоумении – все линки менялись за четыре дня до этого. И действительно – линки чистые, хорошие, новые. Вот вам результат – на новых НЕ ОРИГИНАЛЬНЫХ линках машина проходила четыре дня. И они «кончились». На оригинальных же (при нашей дорожной обстановке!) ходят год и более.
AG: Что еще?
– Если автомобиль «турбо», обязательно меняйте масло через 5 тысяч км. Что бы ни говорили производители масел! Нужно не экономить – лить хорошую синтетику. С каждой заменой масла в нашем пыльном городе нужно менять воздушный фильтр. И, естественно, ездить на 98-м бензине. Не будем называть, но есть в городе колонки, на которых «Форестеры» просто нельзя заправлять. Бывает, даже после одной такой заправки свечи за короткий промежуток времени полностью выходят из строя. Свечи не дешевые, поменять их тоже стоит денег. А платить по 100 долларов за замену свечей каждую неделю не каждый может.