Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf

Текст перед ссылками: Облегченные плиты перекрытий Текст после ссылок:

Несмотря на свои, скажем так, невыдающиеся габариты, Suzuki Jimny самых разных поколений пользуется спросом у фанатов бездорожья. Малый вес, достойная обзорность и наличие классической для джипов агрегатной базы становятся хорошим подспорьем в сражениях с грязью, камнями, песком, болотами и всеми прочими необычными для остальных автомобилей покрытиями под колесами. Поэтому тюнинговых проектов на основе этих компактных «японцев» с каждым годом появляется все больше. Среди таковых – и этот яркий во всех смыслах Jimny Wide 2001 года выпуска из столицы Приморья.

Наверное, большинству из нас стоит напомнить о том, что, несмотря на свой вполне современный внешний вид (а по прошествии нескольких рестайлингов компактный внедорожник выпускается и по сей день, хорошо продаваясь в том числе и в Европе), Suzuki Jimny серии JB33W обладает внушительным набором классических агрегатов, так любимых поклонниками «покатушек» подальше от асфальта и укатанных грунтовок. На внутреннем японском рынке джип присутствует с 1,3-литровым бензиновым «атмосферником», 4-диапазонной АКПП или 5-ступенчатой «механикой», подключаемым полным приводом с понижающей передачей в раздаточной коробке и проверенными временем мостами. Добавим сюда малый вес (к примеру, снаряженная масса базового Jimny Wide с механической коробкой составляет всего 1060 кг) и небольшие габариты – и вот перед нами практически идеальный для тяжелых условий внедорожник. Конечно же, с поправкой на размеры салона, в котором всей семьей разместиться как минимум трудно.

Яркий Suzuki Jimny Wide 2001 года выпуска «приехал» на Дальний Восток пару лет назад, тогда еще в заводском серебристом цвете, но уже с первой порцией нестандартных компонентов. Из Страны восходящего солнца компактный внедорожник прибыл с нестандартным выпускным коллектором и пространственным каркасом безопасности. Тот изготовлен в одной из японских мастерских, название которой сейчас установить уже сложно. Частично каркас отделан мягким плотным материалом, похожим на поролон, а его сварные швы выглядят как заводские.

Основную часть внедорожных доработок автомобиля выполнили мастера по заказу его первого российского владельца. В первую очередь Jimny Wide был приподнят примерно на 50 мм и получил «злые» шины диаметром немногим больше стандартного. А далее хозяин «заболел» внедорожным тюнингом и начал собирать машину с перспективой на дальнейшие участия в соревнованиях. И наиболее внушительным выглядит список работ по ходовой части и трансмиссии.

В первую очередь «японец» получил усиленные задние пружины от OBK для кроссовера Honda CR-V «в круг», которые в случае с Jimny дают подъем в 100-120 миллиметров. Спереди теперь стоят масляные амортизаторы от внедорожника Toyota Hilux Surf в кузове N185, а сзади – газомасляный комплект от «двадцать первого» Nissan Terrano. После увеличения дорожного просвета изменилось расстояние от раздаточной коробки до мостов, поэтому под днищем появились алюминиевые проставки под карданные валы, удлиненные тормозные шланги, а сапуны (обратные клапаны) с агрегатов выведены максимально высоко. Плюс ходовая часть обзавелась увеличенными стабилизаторами поперечной устойчивости, тягами Панара от того же «сто восемьдесят пятого» Hilux Surf, был выправлен кастор, а для повышения безопасности в рулевом управлении появился демпфер.

От серьезного внедорожника всегда требуется уверенная тяга, а не максимальная скорость и комфорт при разгоне. Поэтому места стандартным редукторам мостов в данном проекте и не нашлось: теперь Jimny Wide получил задний узел от Suzuki Escudo с главной парой 5,125, передний – от Jimny в «квадратном» кузове JA11 с тем же передаточным отношением, тогда как в стандарте современный джип довольствуется главными парами 4,09. А штатную «раздатку» с цепным приводом сменил агрегат от того же Jimny JA11, обладающий шестеренчатым зацеплением. Это решение обосновано, во-первых, большим риском «проворота» приводной цепи на тяжелом бездорожье, а во-вторых, раздаточная коробка старого образца даже в стандарте обладает более сильным понижением передаточного отношения в соответствующем режиме. А в данном случае и в нее внесли изменения, установив понижающий кит, – теперь отношение в режиме 4L составляет 4,6. Также в переднем мосту разместились механические замки, а в заднем – блокировка межколесного дифференциала Lock-Right.

И какой же серьезно подготовленный внедорожник без грамотно подобранных колес? В данном случае Jimny Wide опирается на грунт малайзийской резиной Silverstone размерностью 35/11,5R16, «обутой» в легкосплавные диски Lenzo шириной 8 дюймов с выносом -35 мм. За счет последнего, кстати, несколько увеличилась колея, и пользоваться специальными проставками, которые перегружают ступичные подшипники, не пришлось.

Далее настала очередь адаптации кузова к новой «ходовке» и «покатушкам» по серьезному бездорожью. Полноприводник получил силовой передний бампер с кенгурином, трубчатые подножки с защитой передних крыльев и стальные брызговики арок. На крыше разместился дополнительный багажник, на «хвосте» которого появились небольшие «прожекторы». Спереди также нашлось место для четырех светодиодных дополнительных фар. А «в недрах» переднего бампера закреплена электрическая лебедка Winch с синтетическим тросом и тяговым усилием в 9500 фунтов, что при переводе в привычную для нас метрическую систему дает несущую способность примерно в 4,3 тонны. Блок соленоидов лебедки перенесен в подкапотное пространство, а розетка для пульта управления нашла место на правом крыле внедорожника. Наконец, систему питания 1,3-литрового двигателя хорошо изолировали от внешнего мира, и теперь воздух в мотор поступает через стальной шноркель.

Поначалу кажется, что в салоне этого яркого Suzuki Jimny Wide, помимо каркаса безопасности и нестандартной ручки рычага 5-ступенчатой «механики», ничего не поменялось. Но на самом деле внутри удалены задние сиденья, а их место заняли несколько ящиков для инструмента и личных вещей, которые при складывании передних кресел с легкостью превращаются в просторный спальник.

Ответим мы и на вопрос с необычной окраской «японца». При работе над этим проектом автору доработок хотелось выделиться, и первоначально планировалось выкрасить внедорожник из стандартного серебристого в яркий синий Subaru 555, но в итоге от этой идеи отказались и нанесли на кузов оранжевую эмаль с черными полосами.

В настоящее время Jimny Wide «переехал» к своему второму российскому владельцу, Алексею. В его планах на ближайшее время значатся доработка мелких недочетов внедорожника и выезд на соревнования уже в следующем сезоне. Зная о предыдущем положительном опыте Алексея в участии в трофи-рейдах, хочется верить, что новый джип принесет ему хорошие места в турнирных таблицах.

Справка AG

Первое поколение внедорожника Jimny появилось в 1970 году, однако настоящим первенцем семейства следует считать компактный «пляжный» джип HopeStar ON360, который с 1968-го выпускался компанией Hope Motor Company, в том же году выкупленной концерном Suzuki. Главной особенностью всех полноприводников семейства стали малые размеры, которые всегда диктовали условия сокращения массы автомобиля и ограничивали объемы двигателей. Нынешнее поколение Suzuki Jimny впервые было представлено в 1997 году на международном автошоу в Токио, а в самой Японии компактные внедорожники под этим названием традиционно делятся на базовую линейку с 660-кубовыми моторами, которая относится к кейкарам, и на «широкие» версии Wide и Sierra, получающие 1,3-литровые движки.

Справка AG

В зависимости от года выпуска Suzuki Jimny Wide и Jimny Sierra обладают совершенно разными 1,3-литровыми «сердцами». С момента начала выпуска и до 2000 года автомобили производились с 1298-кубовыми одновальными моторами G13B мощностью 85 л. с. (или 63 кВт), а затем базовый двигатель сменили 1328-кубовым M13A. Он обладает двумя распредвалами и системой изменения фаз газораспределения, а максимальная мощность такого движка составляет 88 л. с. (или 65 киловатт). В зависимости от установленного двигателя меняется и маркировка кузова «широкого» Jimny: первоначальный вариант обозначается как JB33W, а усовершенствованный – как JB43W.

Справка AG

При внедорожных доработках полноприводников одной из важных составляющих работ по ходовой части становится изменение кастора. Этим понятием обозначают угол между вертикалью и линией, проходящей через центры поворота колеса. Последняя линия проходит либо через шаровые опоры рычагов подвески (если схема классическая двухрычажная), либо через верхнюю и нижнюю точки крепления стойки Макферсона. Кастор влияет в том числе и на изменение развала колес при повороте руля: при повороте всегда одно из колес стремится приподнять переднюю часть автомобиля, а другое поднимается в зависимости от положения первого. Получается, что верно выставленный кастор положительно влияет на сцепление управляемых колес в поворотах.

Справка AG

Конструкция абсолютно всех агрегатов ходовой части такова, что им необходимо сообщение с атмосферным воздухом. Исключениями не становятся ни мосты, ни коробка передач, ни «раздатка». А при езде по тяжелому бездорожью через сапуны агрегатов может проникать внутрь не только воздух, но и грязь вместе с водой, поэтому при доработках через дополнительные шланги сапуны и перемещаются как можно выше. Обычным явлением становится «разводка» под капотом, при этом стандартно используются самодельные тканевые фильтры, но встречаются и весьма необычные решения: так, сапун заднего моста некоторые умельцы размещают даже внутри ближайшего стоп-сигнала.