Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Главная Право

Право

В трех предыдущих номерах мы говорили о том, как вести себя водителю ситуациях на дороге, когда он вступает в контакт с ГИБДД и привлекается к административной ответственности. В заключительной статье мы рассказываем, как происходит рассмотрение дел об административном правонарушении.

 

В предыдущих двух номерах журнала были опубликованы первые две части материалов о правилах поведения на дороге, когда водитель остается один на один с законом (или инспектором ГИБДД). В этом номере представлена третья часть этих материалов. Четвертый, заключительный, раздел будет опубликован в следующем номере.
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ Действия медиков регламентируются Инструкцией по проведению медицинского освидетельствования на состояние лица, которое управляет транспортным средством. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

 

Предполагается, что с 1 января 2008 г. в Кодекс об административных правонарушениях будут внесены поправки, существенно увеличивающие ответственность водителей. Размер штрафов за нарушение Правил дорожного движения увеличится многократно, также увеличится количество нарушений, за которые в качестве меры наказания будет лишение права управления и административный арест. В таких условиях просто необходимо знать свои права, процедуру привлечения к ответственности, права инспекторов ГИБДД. К сожалению, в массовом сознании по-прежнему жив принцип взаимоотношения инспекторов ГИБДД и «народа» – «инспектор не всегда прав, но договориться с ним дешевле». Вариант «договариваться на дороге» с инспектором является выражением заискивающего поведения. Такое поведение породило и вырастило гидру, которая начинает поедать своих родителей. Рано или поздно это закончится, а сейчас надо знать свои права. Кто их знает – тот не платит. Где же гражданская гордость, чувство собственного достоинства, где, в конце концов, демократические принципы и закрепленный основным законом нашего государства приоритет прав и свобод человека и гражданина над интересами государства?

 

Есть вещи, затрагивающие каждого водителя вне зависимости от возраста, социального положения и марки автомашины. Это состояние дорог. Плохое состояние дорог мешает нормальному процессу вождения, заставляет чаще обращаться в автомастерские, препятствует получения удовольствия от вождения, иногда вызывает раздражение, но, что несомненно более серьезно, зачастую является причиной дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, значительного ущерба для автолюбителей.

  Нельзя сказать, что государство в целом оставляет без внимания столь важный вопрос. Приняты законы, постановления, отличные ГОСТы, но, как и во многих случаях, – был бы тот, кто бы их добросовестно выполнял… Государство провозглашает основными принципами в вопросе безопасности дорожного движения, во-первых, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и, во-вторых, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. Что уже не может не радовать.

 

  ГИБДД выбирает иностранные технологии

  Пока депутаты-«единороссы» изучают возможность законодательного ужесточения наказания за нарушения ПДД, московские руководители Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ прицениваются к зарубежному опыту. Как в плане наказаний (но это не главное), так и в плане изменения системы обучения водителей. Тут, пожалуй, нужно отметить доминирующую пока южнокорейскую систему. С одной стороны – перспективную, с другой – дорогостоящую.

 

Водитель в нетрезвом состоянии не должен садиться за руль. Это аксиома. Водитель, управляющий транспортным средством в состоянии опьянения, должен быть лишен прав управления им. Это закон. Никто с этим не спорит. Одно но… Должен быть лишен законно.

  При рассмотрении в суде дел об административном правонарушении, связанных с отказом от медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо с управлением автомобилем в состоянии опьянения, часто целесообразность превалирует над законностью. Соблюдение законности в этих случаях предполагает не только наличие законных оснований (т.е. был пьян водитель или нет), но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, нарушение которого нарушает право привлекаемого к ответственности лица на защиту. Это право предоставлено ему Конституцией и соблюдается государством в зависимости от уровня развития демократии и судебной системы.

 

Добиться от страховой компании полной компенсации ущерба не так просто. Традиционная автомобильная авария – в бок (зад, перед и т.п.) вашего транспортного средства врезается другая машина. Вы не скандалите и не требуете расплаты на месте. Все проще: звонок аварийному комиссару – и ситуация «разруливается» вполне официально, хотя и с участием госавтоиснпекторов. После того как в России была введена система обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), на дорогах стало меньше разборок, которые хорошо иллюстрирует серия старых анекдотов про то, как на перекрестке «Запорожец» врезается в «Мерседес». Теперь ущерб обычно возмещают страховые компании. Однако система ОСАГО по-прежнему подвергается критике со стороны автомобилистов и правозащитников, и для этого есть немало оснований. Поэтому заявлять о том, что в России убытки от аварий возмещаются цивилизованным путем, к сожалению, преждевременно.

 

Наступление 2007 года для автомобилистов ознаменовано новыми правилами перевозки детей. Вступило в силу соответствующее постановление правительства. И вызывает немало вопросов: какими должны быть детские кресла, можно ли вообще обойтись без них. Объясняет начальник отдела по исполнению административного законодательства Управления ГИБДД Приморья Тамара Шипилова.

— С 1 января дети до 12 лет, независимо от природных показателей роста, веса и крепости, ни в коем случае не должны сидеть на переднем сиденье. Для них должны быть оборудованы специальные места на сиденье заднем. Не важно, как именно, но ребенок обязательно должен быть закреплен: либо с помощью специального кресла, либо ремнями безопасности, которые предусмотрены, пожалуй, во всех японских легковых автомобилях. Малышей до года мама может держать на руках. Причем лучше спиной к движению. Кстати, сейчас обсуждается вопрос изготовления специальных детских кресел на российских предприятиях. Но пока это только разговоры.

 

«Европеизация» прав преследует как минимум две цели. Во-первых, как сообщили в руководстве краевого управления ГИБДД, новые права будут гораздо защищеннее от подделок, чем старые. Теперь водительские удостоверения будут делать только из пластика (причем изготавливать их доверили единственной фабрике в России), а в качестве дополнительных средств защиты отныне используются краски с особыми свойствами, микротексты, рельефная сетка и ламинат с голограммой. Говорят и о вмонтировании прямо в водительские удостоверения электронного чипа для идентификации рулевого по ряду биометрических параметров. Кстати, талоны техосмотра теперь тоже становятся менее уязвимыми для фальсификаторов.

 

Зачастую владельцы лишаются своего средства передвижения спустя 2-3 дня после получения таможенной декларации. По-видимому, на каком-то из этапов пути автомобиля из Японии сторожами, охранниками боксов или иными сотрудниками делается дубликат ключа зажигания. Далее человек, работающий на таможне, связывается с заинтересованными лицами в городе и продает им копии ключей от автомобилей. Когда транспорт оказывается во Владивостоке, здесь его уже ждут, и в течение нескольких дней автомобиль «уходит» от владельца. Если водитель начал эксплуатацию машины до постановки на учет, при угоне найти ее крайне сложно.

 

Покупка автомобиля, привезенного под документы, это лотерея: повезет – не повезет. Осуждать людей, которые ищут лазейки в законе, чтобы лично себе привезти иномарку дешевле, как минимум, некорректно. Каждый хочет заплатить за доступную машину пять, а не восемь тысяч долларов – и это нормально. Другое дело, что государство, повысив с начала 2000 годов ввозные таможенные пошлины, фактически вынудило граждан искать «обходные пути»: ввозить разобранный автомобиль по запчастям, ввозить один автомобиль под видом другого, изменять месяц, чтобы машина стала чуть моложе «семилетки». В общем, граждане в очередной раз начали играть с государством в кошки-мышки. Государство тоже не хочет терять свою долю денег: раз народ не отказывается от иномарок – пусть переплачивает. Но народ переплачивать не желает. Отсюда – всевозможные коллизии: в таможне активизируется работа службы собственной безопасности (ССБ), в ГИБДД – контрольно-профилактического отдела (КПО). Кроме этого – прокуратура, которая контролирует и работу таможни, и ССБ, и ГИБДД, и КПО ГИБДД. Борьба идет с переменным успехом.

 

 Сотрудники ГИБДД просят покупателей обращать внимание на важные детали при покупке авто

  Выстоять очередь в РЭО ГИБДД – это еще полбеды. Настоящая беда приходит тогда, когда выясняется, что машина, которую приобрели, имеет криминальное происхождение. Да, ее у вас никто не отнимет – вы добросовестный приобретатель. Но и поставить ее на учет в ГИБДД тоже нельзя, а значит, фактически никаких действий с ней сделать нельзя – ни госномера получить, ни проехаться по городу, ни даже поставить возле дома – автомашина без номеров – это цель №1 для автоворов. Значит, несколько тысяч долларов, потраченные на приобретение транспортного средства, просто выброшены на ветер.