Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


«Шёлковый путь»: восточная сказка с элементами военной операции

Не будет преувеличением, если сказать, что этот год стал годом открытий. Мировая общественность с удивлением наконец-то осознала: россияне не только могут фонтанировать идеями, но и блестяще воплощать их в жизнь. Примером тому может послужить «Евровидение-2009», которое впервые в истории этого музыкального конкурса было проведено в Москве – все известные шоумены планеты просто сняли шляпы, увидев талантливое действие, балансирующее на грани волшебства и реальности. В мире автогонок в 2009 году тоже состоялась своя российская премьера, свое «Евровидение». Им стало ралли «Шелковый путь» – серия Дакар, которое удивило всех поклонников автоспорта не только своей спортивной зрелищностью, но и филигранной организацией самих соревнований. Впервые в истории автомобильных гонок эту миссию на себя возложили россияне – проект возглавил руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Семен Якубов. Он со своими соратниками не только с честью справился с возложенной на него миссией, но и поразил именитых спортсменов, съевших, к слову сказать, не один пуд песка на подобных гонках, высочайшим классом проведения соревнований. Сегодня мы попросили рассказать Семена Семеновича Якубова о секретах «кухни» прошедших гонок.

Корр.: Семен Семенович, на территории России, Казахстана, Туркменистана и раньше проводились международные автомобильные соревнования – вспомним хотя бы о ралли-рейде «Париж – Москва – Пекин». Но его организаторами выступали зарубежные специалисты. В данном же случае ответственность полностью легла на плечи россиян и стала их настоящей победой. Однако далеко не все рассматривают «Шелковый путь» как отечественный продукт. Россияне в силу своего менталитета с недоверием относятся к работе своих соотечественников. И если в списках организаторов присутствует хоть один зарубежный специалист, то все заслуги, как правило, приписываются именно ему. Что-то в этом роде происходит и сейчас. Во многих публикациях, посвященных «Шелковому пути», так и пишут: французская компания А.S.O при содействии российской стороны провела гонку. Так ли все было?

– На самом деле все происходило с точностью до наоборот. В этом и заключалась особенность ралли «Шелковый путь» – впервые в истории автогонок россияне «с нуля» взяли на себя организацию соревнований и довели их до логического завершения. Председателем Оргкомитета ралли был Заместитель Председателя Правительства РФ Александр Дмитриевич Жуков. Вместе с Виталием Леонтьевичем Мутко и президентом Российской автомобильной федерации Виктором Николаевичем Кирьяновым они оказали серьезную поддержку проекту. Ралли стало настоящей сенсацией в мире спорта и получило широкий резонанс в спортивных, политических, общественных кругах. Да, изначально у нас не было опыта для обеспечения бесперебойной подготовки и проведения гонок. А работа предстояла очень масштабная. Но если сейчас мы мысленно разделим ее на две части, сделанные российской и французской сторонами, то получится, что на долю наших зарубежных партнеров выпало лишь выполнение отдельных услуг.

Отмечу, что поставщики услуг присутствуют на любых серьезных соревнованиях. Изначально мы понимали, что без подключения «узких» специалистов не обойтись. Более того, чтобы обеспечить «Шелковому пути» тот качественный уровень обслуживания, соответствующий его международному статусу, нам нужны были лучшие специалисты в области медицины, связи и т.п.. Поэтому мы пригласили те компании, которые профессионально занимаются сопровождением спортивных мероприятий и услугами которых при организации своих соревнований пользуется А.S.O. Это был наш осознанный выбор.

Корр.: Как в числе организаторов «Шелкового пути» оказалась компания А.S.O?

– С А.S.O нас связало одно – желание поднять уровень соревнований на достойную высоту. Поскольку от инициаторов соревнований поступило пожелание: «Сделать не хуже, чем «Дакар», у нас возникла идея сделать нашу гонку «серии «Дакар». Тогда, мы понимали, если у «Шелкового пути» появится международный статус, это, несомненно, привлечет к нему внимание будущих участников и спортивной общественности. Одновременно мы осознавали и другое – наши соревнования не могут по своей продолжительности соперничать с «Дакаром». Протяженность маршрута в 4500 км – половина дистанции «Дакара», девять дней гонки (половина времени проведения «Дакара») – такие параметры для нас были оптимальными. Но по своему наполнению мы стремились сделать наши соревнования достойными «Дакара». Поэтому в конце прошлого года я обратился к руководству А.S.O с просьбой придать «Шелковому пути» статус «серия «Дакар». Руководство А.S.O не сразу откликнулось на мое предложение. Скажу больше, для него это было большой неожиданностью, да и особого желания предоставлять кому-либо свой «титул» у него не было. Можно понять руководство А.S.O: дать свое название – значит рисковать своей репутацией в случае неудачи. Поэтому неудивительно, что переговоры по этому поводу шли несколько месяцев. И только перед самым стартом «Дакара-2009» мы получили согласие А.S.O. При этом подчеркивалось, что А.S.O идет на риск и предоставляет название «серия «Дакар» только из уважения и доверия лично ко мне. Таким образом подчеркивалось – на мне лежит персональная ответственность за использование статуса «Дакара». Об этом было указано и в контракте, в котором, кроме прочего, оговаривалось: если я, Семен Якубов, выхожу из состава оргкомитета соревнований, то А.S.O тут же прекращает действие контракта. А в ходе подписания этого документа со стороны А.S.O прозвучало пожелание – взять на себя организацию спортивной части соревнований. Естественно, мы учли тот факт, что у А.S.O огромный опыт проведения международных соревнований. Привлечение специалистов такого класса обеспечивало в первую очередь высокий уровень безопасности соревнований, а это главное, чему должно уделяться внимание на гонках такого уровня. Поэтому я с удовольствием принял предложение А.S.O.

Корр.: Насколько нам известно, А.S.O оказало также серьезную поддержку при организации телевизионного освещения «Шелкового пути».

– Да, это тоже очень специфичный момент в организации соревнований. Этот вопрос мы обсуждали с генеральным директором телеканала «Спорт» Василием Кикнадзе Он посоветовал доверить такое непростое дело специалистам А.S.O, работа которых в результате позволила обеспечить более 700 трансляций в 150 стран в течение 9 дней. Мы смогли показать «Шелковый путь» всему миру во всей красе.

Корр.: Семен Семенович, тот факт, что соревнования проходили сразу на территории трех стран, наверняка наложил свой отпечаток. Трудно было найти общий язык с чиновниками трех государств?

– Во-первых, идея проведения гонки принадлежит Президенту Туркменистана Г. М. Бердымухамедову. Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал эту инициативу и на встрече с командой в Кремле дал нам поручение организовать гонку на самом высоком уровне. Тем не менее в каждой из стран, через территорию которых проходит гонка, должны были появляться распоряжения Правительства, обязывающие государственные службы оказывать нам содействие. Это достаточно сложный организационный момент, для которого приходилось проводить личные встречи с чиновниками разных уровней. На согласование только в России ушло несколько месяцев. У чиновников своей работы – непочатый край, а организация «Шелкового пути» – дополнительный труд, который, кроме хлопот, ничего не дает и никак не оплачивается, но несет за собой какие-то неожиданности.

Корр.: Для того, чтобы заинтересовать спортсменов в участии в гонках, насколько нам известно, вы пошли на беспрецедентный шаг: отменили стартовые взносы и взяли доставку спортивных машин на себя.

– Это было сделано осознанно. Я понимал, что привлечение во время кризиса участников к соревнованиям, проходящим далеко от Европы, – задача сложная. Она действительно оказалась неимоверно трудной. Это подтвердилось и в ходе переговоров со всеми участниками «Дакара» – заводскими командами Volkswagen, MAN, Tatra, GINAF, IVECO, Mercedes-Benz. Все говорили об одном и том же – нет денег, и всех пугало расстояние. Для того, чтобы заинтересовать спортсменов, нужно было предоставить им бонусы. Поэтому, кроме прочего, мы решили организовать удобную доставку спортивной техники к месту старта. Мы продумали такую логистику, при которой участники должны были приехать в немецкий порт, и на этом их дорожные хлопоты заканчивались. Дальше – фрахт паромов, погрузку спортивных машин, разгрузку с паромов в Хельсинки, доставку их до финско-российской границы и ее беспрепятственный переход – все это мы взяли на себя. Затем после прохождения границы мы организовали транспортировку техники на автовозах, которые в сопровождении конвоя отправились в Казань. А там новая круговерть – бронирование гостиниц, обеспечение автозаправок, на которых должно было быть достаточное количество топлива нужного качества. Нам удалось все сделать вовремя и качественно, хотя это и стоило бессонных ночей.

Корр.: Где же вы на все брали время?

– В принципе, на протяжении всего времени подготовки соревнований и самих соревнований мы работали по 28 часов в сутки. Поскольку опыта проведения подобных соревнований не было практически ни у кого – мне и моему окружению приходилось буквально с каждым исполнителем проговаривать, что он должен делать, или даже делать вместе с ним. К слову, у А.S.O одновременно для подготовки ралли «Дакар» постоянно задействовано около 300 человек, для проведения гонок они привлекают еще столько же. Нас, по сути, было только двое – я, руководитель проекта, и исполнительный директор соревнований Сергей Гиря. Конечно, это был сумасшедший труд. Но вряд ли бы нам удалось со всем справиться, если бы не помогали близкие друзья. Я вообще подключил к работе жену и двух сыновей. Они поняли и согласились. Я понимал, что в этом деле нужны такие люди, на которых можно положиться. Они будут добросовестно и со всей ответственностью подходить к каждому заданию.

Корр.: В работе «Шелкового пути» были задействованы не только наземная техника, но и воздушная. Зачем нужна была такая техническая мощь?

– На опыте гонок, в которых мы принимали участие как спортсмены, неоднократно убеждались, что для оперативного реагирования на ситуации, возникающие на трассе, лучше пользоваться вертолетами. Но это решение повлекло за собой определенные сложности: часть техники нужно было доставить из Европы в Казань, а затем где-то разместить. Благодаря помощи Кабинета министров РТ и руководства КАПО имени Горбунова, мы расположили их на закрытом военном аэродроме. Всего там разместилось 12 воздушных судов.

В организации гонок участвовали шесть самолетов и шесть вертолетов. Причем все вертолеты располагались на трассе таким образом, чтобы они в любую минуту могли при необходимости долететь до пострадавшего экипажа. Регулировка движений вертолетов осуществлялась штабом гонки. У каждого вертолета была своя зона ответственности. Кроме того, на трассе для бесперебойных полетов вертолетов постоянно находились два КАМАЗа, которые везли керосин для вертолетов.

Координацию всего, что происходило в гонке и рядом с ней, осуществлял штаб, так называемый, PC-курс, находящийся в самолете. Его работа прерывалась только при перелете с одного аэропорта в другой. Был самолет, оборудованный как мобильный медицинский госпиталь. Самолет для ТВ был напичкан монтажным и передающим оборудованием, этакий телецентр на крыльях. Два специальных самолета-ретранслятора постоянно кружили над трассой для обеспечения надежной связи. Журналисты и обслуживающий персонал перемещались на пассажирском самолете, делающем в день 3-4 рейса. Вертолеты безопасности, медицинские, телевизионные, — и все это в постоянном движении.

К этому надо добавить 30 автомобилей для перемещения по трассе медицинских бригад, ТВ-групп, групп контроля времени прохождения обязательных точек на трассе, сопровождения конвоев, группы пограничного и таможенного обеспечения. 30 грузовиков для доставки продуктов, топлива, эвакуаторы, перевозки запасных частей и т.д. и т.д.

Открывающая группа из двух джипов и одного грузовика двигалась впереди гонки с опережением в 2-3 дня для контрольной проверки трассы и сообщала ежедневно обо всех изменениях.

Корр.: Старт ралли превратился, по словам очевидцев, в настоящий праздник. Но любой праздник – это в первую очередь чей-то труд…

– Действительно, хотя мы сами 20 с лишним лет участвуем в гонках, но признаемся – до этого видели лишь готовые старты. И все же организовать старт «Шелкового пути» в Казани, считаю, нам удалось лучше, чем это делалось раньше где бы то ни было. Ни одна гонка в мире, в том числе и «Дакар», не демонстрировали такой великолепный старт. Секрет успеха заключается в выборе места проведения: «якорем» мы специально выбрали гостиницу, возле которой были свободные площади, где компактно разместились все необходимые для предстартовой подготовки зоны. Тут же мы сделали и трассу пролога – суперспециального участка. На нем участники увидели тот самый песок, ради которого и отправились на эти гонки. Далеко не все спортсмены смогли преодолеть этот суперспецучасток, что тоже можно считать хорошим показателем. А сделать такую песчаную площадку было не так просто. Потом один из журналистов даже написал, что песок для пролога привезли из пустыни Сахара. Конечно же, это было не так. Но занимались подготовкой пролога мы долго. Приходилось по два-три раза в неделю выезжать на стройплощадку для координации действия. Строители же ежедневно присылали нам свои отчеты в Челны. В общем, этот участок работы находился у нас под особым контролем. Отвечал за пролог Владимир Чагин.

Не только суперспецучасток, но и все зоны, необходимые для проведения старта, располагались в шаговой доступности. Это участники отметили как один из положительных моментов ралли. Еще одной удачей старта, считаю, стало то, что на Татнефть Арене, где проводились основные мероприятия, уже был готовый подиум для спортивных машин, а сзади него располагалась сцена, на которой проводилось само торжество, посвященное началу «Шелкового пути». Получилось по-настоящему грандиозное зрелище. Как потом отметили организаторы Миллениума в Казани: спортивное шоу было достойным. Не могу с ними не согласиться. За что отдельная благодарность всем республиканским министерствам, которые в той или иной мере принимали участие в организации мероприятия. Это огромный коллективный труд: сотрудники ГИБДД и милиции обеспечивали безопасность продвижения участников, медицинские работники организовали дежурство на предмет экстренных случаев, грандиозной культурной программой мы были обязаны Министерству культуры, Татмедиа помог нам с изготовлением и распространением рекламной продукции – все спонсоры остались очень довольны. Впрочем, на празднике не оказалось никого, кто мог бы упрекнуть организаторов в невнимательности к деталям. Особое спасибо Министерству спорта РТ и руководителю аппарата Кабинета Министров РТ Шамилю Гафарову.

Корр.: Качество подготовки ралли спортсмены в первую очередь оценивают по тому, насколько безупречно была проложена трасса.

– Трасса была сделана просто идеально, за этим тоже стояла огромная работа. Ею занимались исполнительный директор Сергей Гиря и его сподвижники. Французы, принимавшие трассу, не сделали ни одного замечания по качеству прокладки трассы. Что само по себе очень ценно. Ведь когда спортсмен видит перед собой красивую трассу, проложенную безошибочно, то он понимает – только от его мастерства и усилий зависит его победа. А ошибки при прокладке трассы порой плохо заканчиваются для участников гонки.

Корр.: Немало восторженных отзывов услышали мы от очевидцев по поводу организации бивуаков. Говорят, такого уровня комфорта не было ни на одной из предыдущих автогонок.

– Подготовкой бивуаков занимался челнинский бизнесмен и активный поклонник автоспорта Булат Янборисов, который уже имел опыт организации массовых мероприятий. Но даже для него организация сервиса на бивуаке была в новинку. Булат постигал эту науку на ходу, лично выезжая на каждый бивуак и в город, по которому проходил маршрут ралли. Для этого за два месяца до старта Янборисов с бригадой уехал готовить бивуаки. И они были сделаны потрясающе. Такого я никогда не видел. Это были не просто деревянные навесы, сделанные по принципу «лишь бы дождь не капал», а шикарные шатры, украшенные в восточном стиле и устланные коврами.

Отдельных восторженных эпитетов заслуживает вкусная еда, которую на «Шелковом пути» готовили профессиональные повара. Для ее приготовления покупались только свежие продукты. Фура с продуктами приезжала за день до того, как на бивуаке появлялись участники. Это было очень сложно организовать, потому что в гонке участвовало 900 человек – накормить всех, причем три раза в день, не так-то легко. Причем у нас был случай: на одном из бивуаков потерялась фура с продуктами. Отсутствие машины обнаружилось за несколько часов до начала работы кухни. Узнав о случившемся, Янборисов поехал на ближайший рынок и все там скупил. В тот день все, как обычно, были накормлены – никто из спортсменов, гостей и не заметил переполоха на кухне, разве что их удивили неожиданные блюда в меню.

Еще одной отличительной чертой жизни на бивуаках является активное использование душевых и туалетов. Это тоже входило в обязанности Янборисова. На других гонках душевые, например, устанавливаются под открытым небом – для этого делаются легкие кабинки, в которых люди поливают себя холодной водой. Днем с этим смириться как-то можно – солнце слегка нагревает воду, а ночью уже такой душ только для особо закаленных. Причем вокруг душа, как правило, ставятся решетки, потому что использованная вода разливается по всему периметру бивуака.

У нас же душевые были сделаны по другому принципу: везде были выкопаны септики, вода стекала в специально отведенные места. Вода подогревалась. Для душевых были установлены огромные палатки, защищающие от ветра и разделенные на мужские и женские сектора. Чистота в них всегда была идеальной, как, впрочем, и в туалетах.

Корр.: Во время самой гонки служба сопровождения показывала чудеса организованности и выносливости. Говорят, по просьбе туркменской стороны вам пришлось изменить маршрут соревнований в последний момент?

– Да, действительно, когда туркменская сторона попросила изменить маршрут в связи с приездом российского и казахстанского Президентов в Туркменбаши, нам пришлось провести титаническую работу, чтобы проложить новую трассу, внести организационные изменения и сделать все, чтобы данная координация минимально отразилась на спортивной части гонки. Хотя присутствие Президентов трех государств, безусловно, украсило мероприятие, придало ему высокую политическую и общественную тональность. Подчеркну, это был единственный случай в истории международных автогонок, когда в его финишной части приняли участие Президенты. Встреча прошла очень ярко и красочно – с прекрасным концертом и вручением кубков, которые, кстати сказать, представляли собой настоящее произведение искусств. Не только потому, что они изготавливались в известной московской ювелирной мастерской по специальному заказу, но и потому, что в них было вложено немало душевных сил и таланта автора – Ольги Якубовой.

Корр.: Участников соревнований поразило не только то, на каком высочайшем уровне были проведены сами соревнования, но и как их организаторы заботливо отнеслись к эвакуации спортивной техники после нее.

– Мы не могли поступить иначе. Оставив спортсменов один на один с этой проблемой, мы смазали бы все впечатления, полученные от гонки. Поэтому самолетами «Руслан» отправили не только иностранных участников из Ашхабада в Европу, но и вывезли всю технику. Машины, которые не смогли перебросить самолетами, повезли конвоем до Каспийского моря, погрузили на два парома, отвезли в Астрахань, а там уже автовозами до финской границы, далее по известному маршруту – до немецкого порта. Поврежденные на трассе машины вывозились сначала эвакуаторами, а потом на автовозах, что само по себе было для наших иностранных друзей в новинку. Ведь, как правило, такой сервис никогда автогонщикам не предоставлялся – каждый, как мог, так и вывозил свою побитую машину на родину. Горжусь, что эту работу организовал и выполнил мой сын Алексей.

Корр.: Вы как-то сказали, что генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин сравнил весь организационный процесс «Шелкового пути» с большой войсковой операцией, проведенной с привлечением наземных, воздушных и морских сил. А вы как бы охарактеризовали ваш труд? Вы достигли намеченных целей?

– Сергей Анатольевич оказал нам огромную поддержку, взял на себя серьезную долю финансирования и, конечно, как никто другой был в курсе всех трудностей организации ралли. Если говорить о «Дакаре», то у него все: и знак, и философия – свидетельствует об аскетичности этого спортивного форума. Из названия нашего ралли – «Шелковый путь» – проистекает другая философия. Это должны были стать красивые гонки, полные восточного очарования, необыкновенных пейзажей и праздничных моментов. И нам, кажется, удалось приблизиться к тому идеалу, который мы для себя изначально поставили в качестве цели. Во всяком случае, судя по отзывам участников, они не прочь еще раз проехать по «Шелковому пути».

Корр.: Что бы Вам хотелось добавить к Вашему рассказу?

– В процессе подготовки и проведения ралли мы получили поддержку руководства Оренбургской области. В Казахстане и Туркменистане гонка прошла при активном участии администраций городов и областей, лежащих на маршруте. В Ашхабаде был организован фееричный финиш, которому могли бы позавидовать Олимпийские игры. Мы искренне признательны всем, кто так или иначе способствовал успеху ралли «Шелковый путь» серия Дакар.