Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf

Текст перед ссылками: Капа деревянные панели Текст после ссылок:

Если несколько лет назад все только и говорили, что о гибридах, их перспективах и скором отмирании автомобилей с классическими бензиновыми и дизельными двигателями, то теперь и этому классу транспортных средств находятся достойные «зеленые» конкуренты. Имя таким «железным коням» – электромобили. Если не брать в расчет совершенно экзотические средства передвижения вроде американской двухколесной «каталки» Segway, итальянского подобия закрытого гольфкара Ydea Electric или американского спорткара Tesla Roadster, то можно сказать, что первым массовым и, главное, доступным электрокаром стал японский хетчбэк Nissan LEAF, о котором сегодня и пойдет речь.

Мировая премьера этой «зеленой» пятидверки, которую пресса тут же окрестила главным прорывом десятилетия в автомобильной отрасли, состоялась в декабре 2009 года в ходе Международного токийского автосалона, а 1 апреля 2010-го японские и американские дилеры концерна Nissan начали прием заказов на хетчбэк LEAF. Для продвижения «народного» электромобиля на его родине был открыт целый ряд специальных шоу-рум, полностью посвященных именно этой модели, ее технологиям и возможностям заряда батарей. В одном из таких центров в самом сердце Токио нашему корреспонденту и удалось познакомиться с экологически чистой новинкой.

История вопроса
Но прежде чем переходить к обзору даже не автомобиля, а такого явления как LEAF, окунемся в историю электромобилей. Как оказывается, такой вид транспорта появился не позже, а даже раньше машин с двигателями внутреннего сгорания, но извечные трудности с емкостью аккумуляторов и общей тяжестью их конструкций вычеркнули подобную технику из списка участников дорожного движения надолго. Электрокары заняли только незначительную нишу рынка в виде средств передвижения по внутризаводским помещениям, дорожкам гольф-клубов и залам ожидания аэровокзалов. Ведь их запас хода всегда оказывался значительно меньше, чем у автомобилей с привычными для нас моторами, а просто подъехать и «заправить» аккумуляторы за минуту невозможно в теории.

И все же попытки «воскресить» экологически чистые авто периодически предпринимались не только самоучками: в середине 1990-х годов «зеленые» американские штаты Калифорния и Аризона стимулировали продажи электромобилей, и на эту тенденцию откликнулась Toyota со своим бесшумным кроссовером RAV4 EV и General Motors с весьма оригинальной двухдверкой GM EV1. Эти модели отличались высокой ценой, но все-таки позволяли раскошелиться один раз (или взяв машину в лизинг с минимальными ежемесячными взносами), навсегда забыв о необходимости посещения заправок. Желающие сделать выбор в пользу электрокаров находились, и уже тогда автомобильный мир мог вполне пойти по «зеленому» пути развития. Но в 1997 году на свет появился прорыв того десятилетия – гибрид Toyota Prius, похожий на более привычные авто и в то же время отличающийся серьезной «дружелюбностью» к окружающей среде и кошельку покупателя. Получается, что более перспективные технологии оказались «за бортом» из-за более консервативных. А следующее «пришествие» электромобилей состоялось лишь пару лет тому назад.

За и против
Конечно, обсуждать новизну тех же гибридов и возможные трудности, связанные с эксплуатацией электрокаров, можно долго. Мы постараемся уклониться от этой беседы, но об основных особенностях «розеточных» авто все же упомянем.

Массовые «зеленые» авто стали появляться по всему миру практически одновременно. Точно так же во второй половине XIX века сразу несколько изобретателей заявляли о появлении бензинового двигателя, радио и телеграфа. Но сейчас мир изменился, и все новинки буквально сразу же после их анонсирования стало возможно приобрести. Когда публика голосует валютой, даже самые современные технологии обязаны быть привлекательными по цене, понятными большинству и удобными в использовании. Современные электромобили, к которым относятся, к примеру, японский Mitsubishi i-MiEV, немецкий Smart fortwo electric drive, французский Renault ZOE и американская Tesla Model S, непосвященный не отличит от машин с классическими силовыми установками. К тому же они оснащены всеми привычными «комфортными» опциями, а современные технологии заряда батарей позволяют восполнить запас энергии в аккумуляторах не только за несколько часов от обычной розетки, но и за два-три десятка минут благодаря специальным зарядным станциям. В то же время бытует мнение о том, что «зеленые» авто в обслуживании выглядят не такими выгодными, чем машины с двигателями внутреннего сгорания, сам процесс их производства оказывается не менее «грязным», чем обычно, а в условиях низких температур их запас хода сводится к минимуму. Но, как говорится, за все нужно платить.

Крупным планом
Итак, перед нами пятидверный хетчбэк вполне себе привычных габаритов (4445 мм в длину, 1770 мм в ширину и 1550 мм в высоту при колесной базе в 2700 мм), но его внешность на фоне привычных конкурентов все-таки выделяется. Наверное, ближе всего по духу к этому хетчу от концерна Nissan приблизился авангардный кроссовер Juke, с которым, кстати, машины делят платформу. Но LEAF обладает классическими блок-фарами, протянувшимися от клиновидного «носа» практически до нижней кромки лобового стекла, а линия бокового остекления эффектно подчеркнута сплошной выштамповкой. «Корма» электромобиля смотрится не столь однозначно: позади вторых боковых дверей отсутствуют «форточки», покатая стальная крышка багажника вынесена далеко назад относительно собственного стекла, а из-за сужающихся стоп-сигналов и грузных колесных арок проем для погрузки поклажи достойной шириной не отличается. Наконец, самое непривычное, что замечаешь во внешности электромобиля, так это отсутствие классической решетки радиатора. В нижней части бампера все-таки имеется «окно» для охлаждения компонентов электросистемы и тормозных механизмов (а они на обеих осях выполнены дисковыми), а вот между фарами под лючком с эмблемой Nissan расположились две розетки для зарядных станций: одна – для бытовой электросети, которая меняется в зависимости от рынка сбыта модели, а другая – для промышленной установки стандарта CHAdeMO, принятого изготовителями электрокаров по всему миру.

Открыв капот хетчбэка, поначалу сильно удивляешься: на месте привычного двигателя внутреннего сгорания находится… блок управления силовой электроникой, который выполнен в виде того же бензинового мотора, разве что выделяющийся обилием толстенных проводов. Емкости для тормозной жидкости, «незамерзайки» и антифриза (он нужен для отвода тепла от аккумуляторов и электромотора) расположены все там же, под капотом, и далекий от автомобильной «начинки» человек даже не заметит «подмены». Но ровно до тех пор, пока Nissan LEAF не придет в движение, ведь едет он фактически бесшумно. Кстати, автомобиль обладает и специальным звуковым устройством, которое по команде водителя включается и имитирует звук работы бензинового мотора (!), – по мнению законодателей из некоторых стран, такой девайс поможет избежать наездов на беспечных пешеходов, привыкших при переходе дороги ориентироваться на слух.

Сам тяговый синхронный электродвигатель мощностью 80 киловатт (или 110 «лошадок») с крутящим моментом в 280 ньютон-метров расположен между передними колесами, которые и являются ведущими, а 48 модулей литиево-ионных батарей находятся под днищем хетчбэка. Именно из-за них снаряженная масса городского компакта и переваливает за полуторатонную отметку. Кстати, от японской 110-вольтной электросети аккумуляторы заряжаются полностью за 8 часов, а 30 минут визита на специальную «электроАЗС» достаточно для восполнения запаса хода на 80 процентов.

Как и подобает семейному городскому авто, LEAF рассчитан на пятерых взрослых, а спинка его заднего «дивана» может раскладываться в отношении 40:60. Интерьер хетчбэка не выделяется особыми изысками, хотя к обыденным его тоже не отнесешь. Основная цифровая панель приборов расположена на привычном месте, а на «козырьке» передней панели прямо перед водителем разместился дополнительный дисплей, на который выводятся только ключевые параметры поездки. В зависимости от комплектации электрокар может быть оснащен и навигатором вдобавок к штатной мультимедийной системе, и сервоприводами передних кресел, а уже в стандарте всегда присутствуют остекление с защитой от ультрафиолета (а значит, салон подвержен минимальным температурным перепадам), «ручник» с электроприводом и двухзонный климат-контроль вкупе с полным «электропакетом». Заметим, что создатели экологически чистого авто предусмотрели и дистанционное управление некоторыми системами (в частности, тем же «климатом») при помощи смартфона, на который также может подаваться информация о процессе заряда батарей.

Подведем итоги
За два года своего существования Nissan LEAF уже успел «приехать» на множество важных рынков и даже начать службу в государственных учреждениях, в том числе и за пределами своей родины. В среднем электрокар стоит около 28 000 долларов, а в разных государствах власти стимулируют переход на «зеленые» авто выгодными налоговыми льготами и простым возвратом внушительных сумм наличностью. LEAF определенно стал важной вехой в истории мирового автопрома, а вот до нашей страны подобные передовые технологии доберутся, увы, нескоро.

Это интересно!
Электрокар LEAF создан на платформе Nissan V – обновленной версии шасси «B», которое было спроектировано в сотрудничестве с французами из Renault. На различных модификациях прежней версии базируются, к примеру, Nissan Cube, Bluebird Sylphy, Juke, Wingroad, Tiida обоих поколений, Renault Clio, Modus, Logan и Dacia Lodgy. А «подправленное» шасси легло в основу самых новых «японцев» – Sunny, Micra K13 и Sentra. За все время своего существования японский хетчбэк завоевал уже немало престижных титулов. В 2010 году он получил главный приз конкурса Green Car Vision Award, в 2011-м стал «Лучшим европейским автомобилем» и «Глобальным автомобилем» в абсолютном зачете, а также был признан «Лучшим автомобилем Японии» сезона 2011-2012.

Это интересно!
Изначально концерн Nissan планировал выпускать модель LEAF только на «домашнем» заводе в городе Оппама, но из-за высокого спроса на электрокар его производство со второй половины нынешнего года наладили и в американском штате Теннесси, а в 2013-м сборку обещают запустить и в британском Сандерленде.

Технические характеристики Nissan LEAF
Двигатель:
синхронный электродвигатель
Максимальная мощность: 110 л. с. (80 кВт)
Максимальный крутящий момент: 280 Нм
Трансмиссия: вариатор
Привод: передний
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4445х1770х1550 мм
Колесная база: 2700 мм
Дорожный просвет: 160 мм
Снаряженная масса: 1521 кг
Аккумуляторы: литиево-ионные, 24 кВт*ч
Запас хода: 175 км (европейская методика NEDC)