Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Трудно найти того, кто решится проехать от Западной Атлантики до тихоокеанского побережья России, а далее – в Китай, Индию, страны Персидского залива, Турцию, Грецию и назад в Европу. Причем в пути отважного путешественника, кроме потрепанного «народного» авто, должны сопровождать всего пять принципов. Корреспондент AG встретился с отважным португальцем, в марте побывавшим во Владивостоке. Вот те самые пять принципов: практически полное отсутствие подготовки проекта, он должен ехать в одиночку, без GPS-навигации, без коммерческих целей и, наконец, чем меньше «негостевых» трасс – тем лучше.
 

Знакомство

Когда на дорогах Владивостока автор увидел забавный Citroen 2CV, которых здесь никогда не было, подумал, что перечитал рассказов об истории автомобилей. Но вскоре с этой машиной довелось встретиться вновь и познакомиться с ее владельцем, общительным Тиагу Мореира Алвешем. Кроме родного языка, 27-летний юрист из португальского Порто в совершенстве владеет английским, немецким и французским. Русского в этом списке нет! И это многое говорит о личности путешественника. Заядлый болельщик, сделав перерыв в карьере, он отправился на летнюю Олимпиаду в Пекин, заодно решив проехать через всю Россию, Китай, Индию и ряд других стран. Путь Алвеша должен был составить примерно 50 000 километров, в пути предполагалось пересечь 8 часовых поясов со средней скоростью в 70 км/ч, находясь за рулем около 1000 часов и затратив на поездку примерно 3500 литров бензина. Вот и все, что касалось подготовки к уникальному путешествию. В остальном Тиагу целиком положился на волю случая. К сожалению, удача ему улыбалась не всегда.

Былые заслуги

Тиагу Алвеш отправился в путь 6 мая 2008 года, рассчитывая, что поездка продлится 210 дней. Для него подобное приключение уже не впервой, в 2005 году он ездил по маршрутам «Порто – Палермо» и «Порто – Стамбул». Его верным спутником вновь стал Citroen 2CV, «Де шво» («две лошадиные силы»), как прозвали его французы, или «Деш», как сам Тиагу называет свой автомобиль. Впервые серийная машина появилась на дорогах в 1949 году, а ее выпуск завершили лишь в 1990-м. 2CV создавался как доступный, надежный, простой в обслуживании и проходимый автомобиль. Свое предназначение авто с кузовом работы Фламинио Бертони полностью оправдало, ведь оно было изготовлено в 3 872 583 экземплярах, причем не только во Франции. Скажем, машина Тиагу Алвеша (он купил ее десять лет назад) была выпущена в 1989 году в его родной Португалии (правда, с использованием французских комплектующих).

Португальский путешественник отправился
в дальний путь на потрепанном «Де шво»

Улитка на колёсах

Договорившись с Тиагу о встрече для фотосъемки, мы условились помыть «Де шво». Как говорится, непередаваемые ощущения: слегка коснешься кузова тряпкой – а он уже начинает проминаться! Правда, панели сразу возвращаются в исходное положение. Присматриваюсь к деталям. Покрышки-то летние! «Они узкие и высокие, потому я нигде не застрял», – объясняет Тиагу. Нижние половинки дверных стекол 2CV поднимаются, обеспечивая приток свежего воздуха в салон. Багажник «Ситроена» совсем небольшой, так что львиная часть багажа путешественника хранится на задних сиденьях, занимая половину салона. Брезентовая крыша складная, и это сделано не только ради экономии, но и для перевозки крупногабаритных грузов (при том что «Де шво» сам немногим тяжелее полутонны).

Citroen 2CV — народный автомобиль по-французски

Закрытые задние колесные арки приводят в недоумение: как в дороге менять пробитые колеса? Тиагу достает реечный домкрат высотой более полуметра и объясняет, что при подъеме задней оси колеса опускаются. Все ясно – задняя подвеска выполнена по схеме «Де Дион», а значит, она практически «неубиваема». С чем бы Citroen 2CV сравнил ребенок? На ум приходит улитка: фары закреплены на длинных кронштейнах, задних колес как будто нет, и капот относительно кузова достаточно длинный…

Помощь герою

Алвеш признался, что в его машине есть некоторые проблемы с электрооборудованием и подачей топлива. А денег на ремонт в сервисе у него не осталось. Мы отправились в музей Автомотостарины, где реставраторами работают настоящие знатоки классических автомобилей. Как необычно Citroen 2CV смотрится на владивостокских дорогах! Из проезжающих мимо «японок» высовываются руки с поднятыми вверх большими пальцами, все уступают дорогу. Тиагу говорит, что к этому он уже привык и что даже дорожная полиция во всех странах к нему благосклонна. К слову, португалец водит очень аккуратно и правил не нарушает.

Владивостокские умельцы помогли путешественнику
разобраться с неполадками в видавшем виды моторе

Встретившись с сотрудниками музея, путешественник узнал, что его «Де шво» – не первый, колесивший по владивостокским дорогам: несколько лет назад сюда приезжали голландцы на авто в другой модификации. Но их путь был гораздо короче, а на момент прибытия в приморскую столицу Тиагу уже проехал порядка 23 000 км. Константин быстро разобрался с неполадками, починив негорящие фары и подфарники, а также бензонасос. Жизнь машины-ветерана была спасена!

Проба в деле

Корреспонденту AG довелось проехаться на автомобиле путешественника. Кажется, что при росте выше среднего поместиться за рулем «Де шво» сложно, но это совсем не так. Сиденье больше напоминает офисный стул – удивительно, как Тиагу может сидеть за рулем чуть ли не сутками! Обзор через плоское лобовое стекло отвратительный, но разработанной более 60 лет назад машине это прощается. Приборную панель лучше назвать по старинке – «приборной доской», в едином корпусе расположены спидометр, не раз успевший «обнулиться» одометр, датчик уровня топлива и амперметр. Не слишком удобное рулевое колесо с единственной спицей долгие годы было фирменной чертой моделей Citroen. «Де шво» оснащен обычной 4-ступенчатой механической КПП, но, дабы не ошибиться в выборе передач, стоит забыть, что когда-нибудь вообще садился за руль. Схема переключения просто уникальна (скажем, «нейтраль» можно определить только на глаз, но не на ощупь) и, как оказывается, удобна при движении.

Уже по меркам 60-х годов интерьер 2CV не отличался современностью

Заводим 602-кубовый мотор воздушного охлаждения. Его мощность составляет всего 33 «лошади», но для миниатюрного 2CV этого вполне хватает. Двигатель работает громко, и кажется, что он вот-вот заглохнет. Причина – наличие всего двух цилиндров. Надо сказать, «Де шво» (конечно, с поправками на класс и возраст) разгоняется довольно быстро, и для управления им не нужно прикладывать особых усилий. Французы говорят, что его подвеска очень мягкая. Так оно и есть. Повороты Citroen проходит четко по намеченной траектории и при этом не кренится. Но с тормозами туго – за время поездки колодки сильно стерлись, а запасные отважный португалец не захватил. В целом «улитка» производит позитивное впечатление.

О себе и окружающих

Как же Тиагу Мореира Алвеш решился на такое опасное путешествие? Что с ним случалось в пути и каковы его планы?

AG: Трудно было сказать себе: «Я поеду в незнакомые страны без знания местных языков и без больших накоплений»?

– Нет, по натуре я любитель приключений. Для меня эта поездка не первая, и мне всегда хочется новых ощущений и впечатлений. У меня была цель – попасть на пекинские Олимпийские и параолимпийские игры минувшим летом. Я не знаю ни русского, ни китайского, ни арабского, ни многих других языков. Вернее, русского не знал до поездки, теперь могу что-нибудь спросить или что-нибудь рассказать. Очень рад этому. Жители вашей страны очень общительны и дружелюбны.

AG: Когда вы приехали в Россию и что с вами случалось в пути до Владивостока?

– Я даже представить не мог, что Россия не только больше, но и интереснее европейских стран, в которых бывал до нее. С первым русским – Сергеем – я познакомился еще в Таллине. Он, тоже обладатель Citroen 2CV, осмотрел мой «Деш» перед тем, как я отправился дальше на Восток. В Россию я въехал 21 июля через Белгород, и первые пару-тройку тысяч километров двигался без проблем. Из этого периода путешествия мне запомнились частые просмотры футбольных матчей в компаниях с новыми знакомыми. Никто не верил, что я доеду до Владивостока! Действительно, в Екатеринбурге с машиной случилась неприятность – в одном из цилиндров пропала компрессия, и мечты о визите на Олимпиаду остались невоплощенными. На несколько месяцев застрял между Европой и Азией и только в середине января оправился дальше. Я запасся теплыми вещами, поэтому мне самому во время стоянок было не холодно, а вот «Деш» из-за воздушного охлаждения мотора приходилось прогревать каждые два часа. Спал урывками. Меня часто спрашивают, что я думаю о русских дорогах. Считаю, что они не так плохи. Даже путь от Читы до Хабаровска. Может быть, мне повезло потому, что я ехал зимой?

AG: А как вам Владивосток?

– Мне он очень напоминает Стамбул. Здесь уникальный ландшафт – море, горы, лес! И еще архитектура – старинные европейские здания в Азии. Ночью город более красив, чем днем, но виды здесь всегда потрясающие. Был очень удивлен, увидев на Дальнем Востоке столько японских автомобилей, хотя привык к российским на западе вашей страны.

AG: Каковы ваши планы на будущее?

– Хотя на Олимпиаду я и не попал, маршрут менять не намерен. Половину пути я уже прошел, пройду и вторую.

AG: Удачи вам в путешествии!

К сожалению, Тиагу Алвеш не смог пересечь российско-китайскую границу из-за огромной пошлины на проезд на собственном автомобиле через КНР. Может быть, оно и к лучшему. Сейчас отважный путешественник на своем верном «Де шво» едет через Россию обратно. Таких людей единицы, и ими стоит восхищаться!