27 Июня 2017 г.    $ 59.00 (-0.66)    € 66.08 (-0.60)

Монца. Интернациональный автодром

Во время соревнований Формулы-1 и пилот, и болид подвергаются экстремальным нагрузкам, поэтому требования к трассам – предельно высокие. Они являются определяющими и при проектировании, и при постройке. Поэтому старых трасс, построенных в «доформульную» эпоху, в Королевских гонках осталось совсем чуть-чуть, но именно они придают этим соревнованиям неповторимый колорит.

Автодром-рекордсмен
Название этого небольшого городка известно всему миру. Еще бы! Монца, самая «прокатная» трасса Королевских гонок – 55 Гран-при Италии за 56 сезонов Формулы-1 – хотя и подвергалась многочисленным модернизациям, практически полностью сохранила свою первоначальную конфигурацию, благодаря чему и поныне остается самой скоростной (даже после добавления шикан в конце семидесятых годов)… А ведь это один из старейших автодромов планеты! В 1922 году Бенито Муссолини, едва став премьер-министром, тут же поддержал предложение сенатора (по совместительству – президента Автомобильного клуба Милана) Сильвио Креспи построить в Королевском парке Монцы невиданную в мире гоночную трассу. Уже в феврале был заложен первый символический камень в ее основание. Строительные работы начались 15 мая, и в рекордно короткие сроки – за 110 дней – автодром был построен. Проект оказался уникальным. Дело в том, что после принятия решения о строительстве свои требования (едва ли не впервые в мире!) выдвинули экологи, и архитектор Альфредо Россетти из-за существенного уменьшения площади конструкции вынужден был, проявив изобретательность, совместить дорожную трассу и профилированный трек. При полной нагрузке болиды, пройдя пять с половиной километров по «обычной» трассе, выходили на овал, длина которого составляла четыре с половиной километра – итого десять километров. При этом можно было устраивать гонки только на трассе или только на треке! С самого начала расчет был на высокие скорости – траектория автодрома практически не имеет левых поворотов, да и правые – достаточно скоростные.

MonzaТретьего сентября 1922 года состоялось официальное открытие, на котором присутствовали премьер-министр страны и сорок тысяч миланцев, а через неделю Монца впервые приняла Гран-при Италии. Уже в 1928 году произошла катастрофа, унесшая жизнь пилота Эмилио Матерасси и 28 зрителей… С этого момента начались поиски решения, как повысить безопасность. Соревнования переносили то на трек, то на автодром, порой возвращались к «полноразмерной» схеме. Вносили изменения в траекторию, вводя шпильки, достраивали шиканы и дополнительные повороты… Сразу после Гран-при Италии 1938 года начали радикальную модернизацию, но пришла война и стало не до автогонок.

Только в 1948-м в Королевский парк вернулись строители, чтобы опять же в кратчайшие сроки – за 60 дней – восстановить практически уничтоженную конструкцию (за время войны здесь побывали и архив, и Миланский зоопарк, а в 1945 году победители устроили танковый парад). Естественно, Монца не могла остаться в стороне от Формулы-1, появившейся в 1950 году. За время существования Королевских гонок неизменный Гран-при Италии лишь раз – в 1980 году – проводился не в Монце. Таким образом, Аутодромо Национале (официальное название трассы) стал рекордсменом по количеству проведенных на нем гонок Формулы-1. Автодром постоянно обновлялся и переоборудовался, но самые радикальные изменения произошли в 1955 году, когда из-за возросших скоростей пришлось перестроить овальный трек, а на дорожном кольце уложить новое покрытие. Кроме того, вместо двойного правого виража – Кривой Ведано – перед выходом на стартовую прямую построили поворот с изменяющимся радиусом кривизны – знаменитую ныне Параболику.

Магнит и проклятие Монцы
Высокие скорости – магнит, притягивающий пилотов и болельщиков всего мира к Монце. Они же – ее проклятие. Трагедии здесь не обошли стороной и Королевские гонки. На тестах «Феррари» 26 мая 1955 года разбился насмерть великий Альберто Аскари в месте, где ныне находится шикана, носящая его имя (а ведь он никогда ранее не садился за руль 26 числа, свято веря в приметы после гибели отца 26 июля 1925 года). 10 сентября 1961 года, столкнувшись в Параболике с Джимом Кларком, Вольфганг фон Трипс, у которого чемпионский титул был практически в кармане, вылетел с трассы и погиб, унеся с собой жизни четырнадцати зрителей (Кларк едва не угодил в тюрьму, поскольку итальянская полиция рассмотрела его действия как непредумышленное убийство). 5 сентября 1970 года, во время субботних заездов, опять же в Параболике не удержался на трассе Йохан Риндт. Он все-таки стал чемпионом мира – посмертно (единственный случай в истории Королевских гонок – так велик был отрыв лидера сезона от соперников). Ронни Петерсон, один из двух кандидатов на чемпионское звание, 10 сентября 1978 года угодил в большой «завал» и получил, казалось, не очень существенную травму – «всего лишь» сломал ноги. А на следующее утро в больнице умер от жировой эмболии…

Скоростной характер Монцы подтверждается объективными данными. Питер Гетин при розыгрыше Гран-при Италии 1971 года преодолел трассу Аутодромо Национале со средней скоростью 242,644 км/ч – абсолютный рекорд всех гонок Формулы-1, который не превзойден и поныне. Здесь же самый плотный финиш в Королевских гонках. А снижения риска итальянцы добиваются с помощью системы «быстрой безопасности». В это понятие входит комплекс мер. После реконструкции начала девяностых годов трасса оборудована 31 датчиком контроля позиций машин, так что ни один инцидент не выпадает из поля зрения технических специалистов и прессы (тем не менее один из маршаллов – Паоло Гинслинберти – погиб на Гран-при 10 сентября 2000 года). Электроника управляется из единого центра со спутниковой связью и скоростным интернет-каналом. Боксы для команд оборудованы по последнему слову техники, даже их стены сделаны из специального материала, способного противостоять огню в течение двух часов. Но сама траектория трассы и поныне осталась практически такой, как проектировалась с самого начала – лишь овальный трек больше не используется.

MonzaСо старта гонщики по прямой несутся мимо главных трибун (Реттифило) до Первого Изгиба (шиканы), именуемого еще Гудьир. Выйдя из него, после короткого участка прямой входят в Большой Поворот (Биассоно), далее следует длинная прямая, разбивающаяся почти посредине Вторым Изгибом (Роггиа). Из прямой пилоты входят в поворот Первый Лесмо, далее, после короткого участка прямой, – Второй Лесмо. И тут гонщики попадают на очень длинный и плавный (почти прямая) единственный на трассе левый Поворот Серраглио, заканчивающийся Изгибом Аскари. Выйдя из последнего, пилоты проходят довольно большой прямой участок, венчающийся Параболикой, с которой гонщики вновь попадают на прямую старт-финиш и замыкают круг (или – при необходимости – уходят на пит-лейн). Длина трассы составляет 5793 метра, в гонке пилоты проходят 53 круга: итого, вся дистанция Гран-при Италии составляет 306,72 километра. Перепад скоростей на трассе – почти четырехкратный (от 80 км/ч до более 330 км/ч), перегрузки поистине космические – до 4,5g!

Мекка для фанатов
Для «Феррари» Аутодромо Нацонале, можно сказать, «домашняя» трасса (его трибуны при любых состязаниях пестрят красно-желтыми флажками ее болельщиков), но Монца также является Меккой фанатов всего мира. Хотя телевидение, радио и пресса оперативно освещают здешние события (к услугам журналистов масса офисов, а также пресс-центр, вмещающий до 370 человек), во время Гран-при Италии сюда съезжаются сотни тысяч любителей автоспорта из разных стран. Кто-то находит места в отелях Монцы (дорого!). Другим приходится искать ночлег в Милане, с двух вокзалов которого (Центрального и Гарибальди) регулярно ходят электрички (всего 15 километров) до станции Монца, откуда в дни гонок отправляются бесплатные автобусы до автодрома (хотя есть и электрички от Милана до Лесмо – там вообще до трибун 300 метров пешком).

На этом сугубо итальянском автодроме особенно явственно ощущается атмосфера королевы автоспорта как наднациональной идеи. Если у Формулы-1 есть душа, она, без сомнений, находится в Монце. Причем правильнее будет сказать, что Формула-1 – детище Монцы, а не наоборот.