18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

«Дакар-2008». Из Дакара в Сантьяго

«Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался». Такой девиз для «Дакара» был придуман его основателем Тьерри Сабином. Этот ралли-рейд всегда был опасным. За все время существования гонки на ней погибли около пятидесяти человек, причем 24 из этого числа – ее непосредственные участники. На караваны ралли случались бандитские нападения, бывали и угрозы со стороны террористических организаций. Один из гонщиков в 1989 году погиб от пули боевиков фронта Полисарио, воевавшего за независимость самопровозглашенного государства Западная Сахара. В 1996 на юге Марокко на мине подорвался грузовик технической помощи команды Citroen. В Мавритании в 1998-м бандиты обстреляли один из экипажей. В 1999-м в засаду грабителей попали четыре мотоциклиста, 12 внедорожников и семь грузовиков. Отобрав у гонщиков и журналистов документы и деньги, нападавшие скрылись на захваченной технике – трех грузовиках с погруженным мотоциклом и четырех внедорожниках (из других машин слили горючее).

Организаторы всегда понимали серьезность ситуации и предпринимали все усилия, чтобы обезопасить гонку. Из-за угроз терактов в 2000 году в Нигере отменили четыре этапа гонки. Участников и технику перебросили в Ливию на самолетах АН -124, потратив на это четыре дня и 4,5 миллиона долларов. В 2004 году из-за появившейся информации, что у боевиков есть план похищения гонщиков во время ралли-рейда, отменили два этапа в Мали. Из соображений безопасности в прошлом году отказались от спецучастков опять же в Мали. Но такого, чтобы отменить всю гонку…

Слухи о том, что гонку могут отменить, стали циркулировать среди гонщиков за две недели до предполагаемого старта, но организаторы заверяли, что принимаются все меры, чтобы гонка состоялась и была безопасной. Французам даже удалось установить контакт с представителями террористов, однако те оказались непримиримыми. Первой реакцией практически всех участников на решение оргкомитета не проводить гонку было раздражение. Директор японской команды Mitsubishi Доминик Серье высказал точку зрения, что «без сомнений, отмена 30-го «Дакара» – это настоящий позор». Представитель команды Tatra, сын шестикратного победителя Дакара Карела Лопраиса Алес выразил мнение, что «организаторы могли бы поступить более разумно – очень жаль, что они даже не попытались провести этапы в Европе и Марокко». Пилот серии NASCAR Робби Гордон, собиравшийся выступать в «Дакаре-2008» на специально подготовленном внедорожнике Hummer, заявил следующее: «Организаторы Дакара из A.S.O. меня разочаровали. Я полностью поддерживаю их решение не ехать в Мавританию и не подвергать участников гонки опасности, но почему они не предусмотрели запасные варианты? Больше всего меня злит, что они их даже не обсуждали, а просто заявили, что марафон не состоится!» Но даже в первые часы после шокирующего известия были слышны и более сдержанные голоса. Консультант Volkswagen, бывший гонщик Формулы-1 Ханс-Йоахим Штук высказался так: «Безопасность важнее всего. Если организаторы предупреждены о возможной угрозе для жизни людей, нужно принимать ответственное решение, и в Volkswagen его поддерживают. Но гонщики… Для многих отмена «Дакара» – катастрофа… На подготовку машин потрачены немалые суммы, размер которых в состоянии разорить небольшую команду, не говоря уже о частных гонщиках. Нас ждут большие драмы». Андре Дессуд, руководитель французской команды «Дессуд», заявил: «Если безопасность гонки находится под вопросом, то решение об отмене является мудрым. Нельзя рисковать человеческими жизнями.

КАМАЗ на Дакаре-2008

Поздняя отмена гонки была очень досадной, но организаторы, несомненно, имели на это причины». Позже появились еще более трезвые голоса. Экс-пилот Формулы-1 Тьяго Монтейру, выступающий за команду Seat в кузовном чемпионате WTCC, впервые собиравшийся покорить «Дакар» в 2008 году, отметил: «Известие об отмене «Дакара-2008» стало большим разочарованием, хотя я прекрасно понимаю причины, которые заставили организаторов пойти на этот непростой шаг.

Безопасность превыше всего, но я пять месяцев готовился к марафону, и обидно, что эта работа оказалась напрасной». А руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер России Семен Семенович Якубов довел до общественности точку зрения, что «причины отмены настолько серьезны, что даже огромные убытки, понесенные организаторами ралли, не брались во внимание при принятии этого тяжелого решения».

Владимир Чагин
Владимир Чагин

В странах, по территории которых должен был пройти этот марафон, тоже восторга не испытывали. Посол Мавритании во Франции Абдеррахман Хабиб заявил: «Это очень грустная новость для всех любителей ралли. Мы приняли все меры для того, чтобы гонка состоялась. И я уверяю, что угрозы для участников и болельщиков нет. Жаль, что организаторы посчитали иначе». А пресс-секретарь министерства спорта Сенегала Мамадоу Диа сказал, что «отмена ралли – это большая потеря не только для Сенегала, но и для всех стран, через которые проходит маршрут гонки». Такую реакцию можно понять – существенная доля финансовых поступлений на территориях этих государств связана с проведением престижнейшего ралли, и многие жители этих африканских стран не получат значительной части тех доходов, на которые рассчитывали.

С этой точки зрения объяснимы и гарантии, дававшиеся накануне гонки руководством Мавритании после серии встреч в Нуакшоте делегации организаторов ралли с мавританскими властями, в итоге которой начальник службы безопасности «Дакара-2008» Роджер Кальмановиц сделал заявление: «Мы встречались с официальными лицами Мавритании, они гарантировали безопасность участников гонки. Как и планировалось, ралли стартует 5 января в Лиссабоне, а 11 –го числа пилоты прибудут в Мавританию». Однако 3 января французское министерство иностранных дел настоятельно рекомендовало всем французам, включая участников ралли «Дакар», воздержаться от поездок в Мавританию. Видимо, французские спецслужбы, расследуя убийство четверых французских туристов 24 декабря на юге этой страны, неподалеку от города Алег, получили такие сведения, что сочли подобные путешествия весьма небезопасными. По всей вероятности, настолько небезопасными, что власти Франции, ссылаясь на просочившиеся к ним сведения о подготовке Аль-Каидой терактов во время проведения марафона, решились на чрезвычайно настойчивые рекомендации A.S.O. отменить всемирно известное ралли. Причем буквально за несколько часов до начала гонки, когда более 550 экипажей не просто приехало в Лиссабон, но уже внесло регистрационные взносы и получило допуск к старту (хотя традиционная процедура прохождения автомобилями участников технических комиссий в последний день перед стартом не состоялась). О чем в интервью французскому телевидению сказал директор ралли-рейда «Дакар-2008» Этьен Лавинь, который заметил, что на оргкомитет оказывало давление французское правительство, и не прислушаться к их предупреждениям он не мог, хотя все были очень удивлены, поскольку французское правительство прибегло к государственным доводам и основаниям. В этом же интервью Лавинь с сожалением вынужден был признать, что в данном случае международный терроризм победил.

Фирдаус Кабиров
Фирдаус Кабиров

Тем не менее ответный удар терроризму все-таки нанесен – в Гвинее-Бисау задержаны и переданы властям Мавритании двое из трех подозреваемых в убийстве возле города Алег группы французских туристов, из-за которого все и началось. Правда, во время процедуры экстрадиции один из подозреваемых выкрикнул: «Гвинея-Бисау заплатит за то, что сделала!».

Общественность, оргкомитет и официальные власти сейчас как будто вышли из состояния грогги. Организаторы, квалифицировав ситуацию как форс-мажор, пообещали участникам вернуть все деньги, которые те заплатили за участие в ралли, до 28 февраля (прямые убытки A.S.O. оцениваются в сумму 52 миллиона долларов). О будущем всемирно известного ралли-рейда тоже говорилось немало. Французские власти заявляли, что сделают все возможное, чтобы сохранить турнир в том виде, как он есть. Министр спорта Франции Бернар Лапорт выразил мнение, что переносить ралли в другое место не имеет смысла: «Если ралли-рейд в будущем пройдет не в Африке, то это будут уже совершенно другие соревнования, а не полюбившийся всем марафон через пустыню Сахару». Но оргкомитет посчитал целесообразным в 2009 году перенести гонку в Южную Америку. Намечаемая трасса от Буэнос-Айреса до Сантьяго будет включать в себя горные участки, перемежающиеся с равнинами, усеянными верблюжьей колючкой, а также, что немаловажно, песчаные этапы, по своей сложности близкие к африканским.

Ильгизар Мардеев
Ильгизар Мардеев

Очень хочется верить, что трудности, связанные с терроризмом, организаторам гонки удастся преодолеть. Только ведь и в террористических организациях сидят не телята, не знающие, с какого конца заряжать ружье. Что, если они задумают в следующем году повторить в Чили или Аргентине то, что сделали в этом в Африке? Ведь успех окрыляет. А, как заметил Этьен Лавинь в интервью французскому телевидению, терроризм угрожает всему миру, он повсюду. Мадрид, Лондон, Нью-Йорк – все они подвергались атакам террористов.

Хватит ли у оргкомитета воли противостоять угрозам нового времени? Достанет ли решимости у властей в борьбе с терроризмом? Ответ даст только время. А пока – жизнь продолжается!