Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Долгие годы с момента своего основания самый масштабный и зрелищный ралли-марафон планеты финишировал в Дакаре, столице африканского Сенегала. Многие тысячи километров пилоты, штурманы, механики, тренеры, врачи и журналисты стремились именно в этот небольшой по европейским меркам город в погоне за золотыми или, на крайний случай, серебряными или бронзовыми «бедуинами», главными трофеями гонки. И вот четыре года тому назад, после отмены одного из марафонов, французские организаторы из компании A.S.O. заявили, что «Дакар» останется лишь именем нарицательным, а гонка с того момента будет проходить в Южной Америке. Такая позиция сохраняется и до сих пор – ралли образца 2013 года по традиции стартует 5 января, но из Лимы, столицы Перу, которая принимает гонку только во второй раз в истории.

Как и в прошлом году, маршрут «Дакара-2013» протянулся по территории Перу, Аргентины и Чили, причем столица последнего государства, город Сантьяго, на этот раз становится местом финиша престижной гонки, а в аргентинском Сан-Мигель-де-Тукумане для участников марафона предусмотрен день отдыха. Днем завершения ралли станет 20 января, а общая протяженность маршрута составит около 5700 километров, если, конечно, снег в Андах, как в прошлый раз, не нарушит планы участников и организаторов.

По числу заявленных во всех четырех категориях – мотоциклетной, ATV, легковой и грузовой – нынешний марафон становится рекордным: на старт выйдут 459 участников-одиночек и экипажей из 53 стран. Им и предстоит в первые же дни марафона столкнуться с обилием песчаных дюн, которые в предгорьях Анд перейдут в каменистые участки, а затем – в изнуряющую саванну и новые пески.

На победу в «Дакаре-2013» будут претендовать как опытные спортсмены, так и гонщики, впервые решившие попробовать себя в марафонах на выносливость. В числе главных претендентов на «золотого бедуина» в мотоциклетной категории значатся победитель прошлой гонки француз Сирил Депре на 450-кубовом байке KTM и его извечный соперник испанец Марк Кома, обладатель идентичной техники. Но о своих правах на этот титул также заявляет и молодой коллектив японского производителя Honda с совершенно новым мотоциклом во главе с опытным португальцем Эльдером Родригишем.

Категория квадроциклов традиционно не обещает быть главной интригой гонки – большинство пилотов такой техники в южноамериканском марафоне являются выходцами из «домашних» для соревнования государств – Аргентины, Чили и Перу. В частности, под первым номером на этот раз стартует аргентинец Маркос Патронелли на вездеходе Yamaha, годом ранее пришедший к финишу вторым после своего брата Алехандро, решившего завязать с миром моторов.

В то же время борьба в скоростном и опасном «легковом» зачете обещает быть наиболее острой – все больше заводских команд обращаются к «Дакару» как к значимой для продвижения на международном рынке рекламной площадке и тратят на разработку новых болидов огромные средства. Действующие чемпионы – французские пилот Стефан Петерансель и штурман Жан-Поль Коттре – из команды X-Raid остались верны немецко-британскому прототипу на основе MINI Countryman, а за призовые места намерены побороться и их «одноклубники», экипажи россиянина Леонида Новицкого и поляка Кшиштофа Холовшица. На прототипах от концерна Toyota выступят прославленный южноафриканец Жиниель де Вильерс и главное открытие прошлого марафона – аргентинец Лусио Альварес, а экипаж опытного португальца Карлоса Соузы на этот раз стартует на китайском болиде Great Wall. Вообще же россиян в этой категории, кроме Новицкого, еще пятеро, и если не считать весьма экзотический прототип на базе нижегородского «Соболя», то наиболее интересными для зрителей окажутся выступления наших соотечественников – пилотов Владимира Васильева и Бориса Гадасина – на специально сконструированных внедорожниках от отечественной команды G-Force Proto. Наконец, темными лошадками в автомобильной категории январского марафона становятся извечные соперники, решившие объединиться ради победы в командном первенстве. Американские конструкторы разработали свои багги специально для катарца Нассера Аль-Аттии (один «золотой бедуин», 2011 год) и ветерана автоспорта, испанца Карлоса Сайнса (чемпион мира по классическому ралли, победитель «Дакара» 2010 года), и теперь эти спортсмены должны показать, на что способен опыт в паре с неизученной техникой.

А в зачете грузовой техники, где одним из наиболее титулованных коллективов давно остается российский «КАМАЗ-мастер», на старт марафона заявлено 72 экипажа. Команда из Набережных Челнов будет пробовать вернуть себе «бедуинов» силами четырех экипажей под управлением Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева, Андрея Каргинова и Ильгизара Мардеева. При этом «камазовцы» обязались оказывать поддержку и частному казахскому коллективу ASTANA TEAM, возглавляемому пилотом Артуром Ардавичусом, который годом ранее буквально спас честь марки, финишировав третьим. Но не намерены сдаваться и соперники, такие как чех Алес Лопрайс на прототипе TATRA и международная команда De Rooy на грузовиках MAN – это голландец Жерар де Рой, Ханс Стейси, Микки Биазон и Рене Кейперс. Конкуренцию прославленным «грузовым» экипажам намерены составить и белорусы из созданной совсем недавно команды «МАЗ-СПОРТавто», выставившие на гонку 2013 года два экипажа и «техничку». Выступать минский коллектив будет на «практически серийных», как заявляют заводчане, машинах МАЗ-5309 4х4 с 800-сильными турбодизелями собственного производства. Белорусские пилоты говорят о своем участии в марафоне с серьезными амбициями, но чего стоят их слова, будет ясно только по ходу соревнований.

В середине ноября во французском портовом городе Гавр состоялись технические комиссии для «материковых» болидов участников, и после проверок мотоциклы, мотовездеходы, легковушки и грузовики погрузили на паром для переправки к берегам Южной Америки. Увидят свою технику спортсмены только за пару дней до гонки, уже после наступления нового года. И будет дан старт самому главному внедорожному марафону года.