24 Июня 2017 г.    $ 59.66 (-0.49)    € 66.68 (-0.47)

Вездеходы. Где проедет колесо?

Глубокие снега и болота, пески и буреломы встают непреодолимой преградой на пути самых современных автомобилей. Однако геологи и строители-первопроходцы, географы, вулканологи, охотники, метеорологи да и просто путешественники-экстремалы забираются подчас в такую глушь, куда не проедет самый навороченный джип. Для того чтобы пробраться в труднодоступные места, где дороги еще не проложены, человек придумывает иные движители – воздушную подушку, шнеки, делает шагающую технику, но чаще всего используются гусеницы. Только странно – когда понадобилось создать транспорт для Луны и Марса, где дорог заведомо нет, инженеры воспользовались все-таки колесом. Так, может, мы не до конца осознаем его возможности? И, если подходить с умом, колесо оказывается гораздо более удачным движителем, чем гусеницы. Но каким путем оно преодолеет бездорожье?

Первое, что приходит в голову – большой дорожный просвет. Кроме того, все оси должны быть приводными, а каждое колесо – ведущим, поскольку так по максимуму используется сцепление движителя с дорогой. Эти принципы применяются при конструировании автомобилей повышенной проходимости уже около века (а последнее время полноприводными становятся и обычные городские машины). Демультипликатор и блокировка дифференциала примерно столько же времени используются с целью улучшения проходимости.

Для рационального использования транспортным механизмом своих возможностей необходимо, чтобы все колеса в любой момент времени максимально равномерно касались грунта. Это не всегда удается даже на шоссе, а на сильнопересеченной местности – тем более. Чтобы решить проблему, была разработана «ломающаяся» рама, состоящая из нескольких шарнирно связанных между собой частей, которые могут свободно перемещаться относительно друг друга в одной или нескольких плоскостях. Такой транспорт преодолевает препятствие, как бы «переползая» через него, повторяя все его контуры, подобно гусенице-шелкопряду.

3 - Какие бывают вездеходы.jpg

На глубоком снегу, в песках и болотах для увеличения проходимости целесообразно снизить удельное давление на грунт, что достигается за счет увеличения количества колес. Обычно с четырех до шести-восьми и более. Эти же цели преследует использование широкопрофильных шин, а также снижение давления воздуха в них (до 0,5 атм.). Такие шины легко приспосабливаются к неровностям дороги, в результате площадь опоры транспортного средства дополнительно увеличивается и снижается удельное давление на грунт. Кроме того, за счет увеличения пятна контакта увеличивается сцепление с дорогой, благодаря чему улучшаются характеристики проходимости. Наибольшими возможностями в плане проходимости обладают вездеходы с шинами сверхнизкого давления (0,05-0,3 атм.). Для них создали даже специальную категорию – снегоболотоход.

На каких же колесных конструкциях, имеющихся в продаже, можно проехать ВЕЗДЕ? Кто дальше всех прошел по пути преодоления бездорожья на колесах?

Признанным лидером среди производителей малых колесных вездеходов-амфибий считается канадская фирма Ontario Drive & Gear Limited, основанная в 1962 году. Шести- и восьмиколесные полноприводные модели ARGO, вмещающие до шести человек, заслуженно завоевали рынок как надежные внедорожные машины для самых труднодоступных медвежьих углов. Однако эти вездеходы почти всегда открытые, управление у них, как правило, рычажное, в лучшем случае – мотоциклетного типа. Тем не менее сейчас фирма выпускает восьмиколесный вездеход-амфибию на шинах пониженного давления Centaur с рулевым управлением автомобильного типа. Имеется модификация и со съемной кабиной, рассчитанной на водителя и одного пассажира, а также с возможностью «обуть» колеса в гусеницы. Вездеход комплектуется однолитровым бензиновым двигателем, дизелем либо турбодизелем мощность 26-31 л.с. Общая грузоподъемность – 680 кг на суше и 320 кг на воде. Максимальная скорость – 45 км/ч по шоссе, 4 км/ч на воде. Размеры и вес вездехода (2,95х1,64х1,94 м, 950 кг) позволяют транспортировать его в кузове небольшого грузовика.

1 - Какие бывают вездеходы.jpg

Межотраслевая научно-производственная ассоциация (МНПА) «Арктиктранс» из подмосковного Чехова второе десятилетие производит внедорожные транспортные средства на колесах сверхнизкого давления с рулевым управлением автомобильного типа. Выпускаемая ими в настоящее время модель второго поколения «Лопасня» – легкий вездеход-амфибия с несущим полностью закрытым отапливаемым кузовом из алюминиевых сплавов вместимостью 3-5 человек (в зависимости от модификации). Конструкция рассчитана на передвижение по пересеченной местности, слабонесущим (лессовые, песчаные) грунтам, снежному покрову глубиной до 60 см, болотам и топким берегам. Кроме того, амфибия способна пускаться вплавь при волнении до 3-4 баллов, а на транце можно разместить подвесной мотор. Независимая длинноходовая подвеска каждого колеса позволяет преодолевать сложные препятствия с высотой до 0,4 м, машина может передвигаться с продольным и боковым уклоном до 40 градусов. Вездеход выпускается как четырех-, так и шестиколесным. Комплектуется двигателем «ВАЗ 21081»/ «ВАЗ 21083» мощностью 54,0/72,0 л.с. (по требованию заказчика может быть установлен атмосферный дизель «Форд» мощностью 54 л.с.). Общая грузоподъемность 350 (450) кг, максимальная скорость 62 км/ч по суше, 4 км/ч по воде (с подвесным мотором – 10 км/ч). Размеры вездехода – 4,3 (4,75) х2,5х 1,95 м, вес – 1100 (1430) кг.

Научно-производственная фирма «ТРЭКОЛ» из Люберец (рядом с Москвой) выпускает комфортабельные снегоболотоходы-амфибии, но уже несколько больших размеров. Шестиколесный «ТРЭКОЛ-3929L» имеет просторный восьмиместный кузов с эргономичными сиденьями и оборудован дополнительным автономным отопителем, автономной системой предпускового подогрева двигателя, кондиционером, холодильником, электролебедкой и гидроусилителем руля. Грузоподъемность машины 600 кг на твердом грунте и 450 кг на воде – кузов негерметичен, плавучесть обеспечивается за счет объема колес. Двигатель «ВАЗ-21084» мощностью 86,0 л.с. (возможна установка немецкого дизеля). Габариты вездехода 5,33х2,61х2,93 м, масса 2300 кг. Максимальная скорость 70 км/ч по шоссе и 3 км/ч на воде (при установке специального оборудования 4 км/ч).

И та и другая фирма используют для своих механизмов шины сверхнизкого давления собственной конструкции каждая. У «Арктиктранса» это камерные шины с грунтозацепами особой конфигурации, тогда как «ТРЭКОЛ» делает бескамерные шины и вырезает протектор фрезой лишь для уменьшения износа шин на шоссе, поскольку считается, что большого пятна контакта с грунтом и так достаточно для хорошего сцепления с поверхностью. Обе машины практически не оставляют колеи, потому с успехом могут использоваться в тундре, не повреждая даже столь ранимый ягель. Собственно, эта цель, которую преследуют оба конкурента, обозначена в названии одного из них – «ТРЭКОЛ» образовано от словосочетания «ТРанспорт ЭКОЛогический».

4 - Какие бывают вездеходы.jpg

Снегоболотоход под названием «Атака» недавно начала выпускать и ООО «Группа Исеть» на Ирбитском автоагрегатном заводе. Шины изготовлены ОАО «Уралшина». Конструкторы отказались от многоколесности (как и у обычных автомобилей, у «Атаки» четыре колеса). Особенность машины в том, что она имеет две рамы: на одну монтируется кабина для водителя и пассажира, на другую – кузов для перевозки четырех пассажиров и груза. Рамы соединяются шарнирно-поворотным устройством, которое создает эффект «ломающейся рамы», что позволяет выполнять сложные маневры на любых неровностях, однако для повышения проходимости ею приходится пользоваться и на болоте. Следует отметить, что серьезным недостатком для конструкции такого класса является отсутствие способности преодолевать водные преграды вплавь. На машине стоит двигатель «ВАЗ 2103 СБ 03-1000260» мощностью 71 л.с., максимальная скорость по шоссе – 50 км/ч. Габариты вездехода 4,15х2,5х2,1 м, масса – 1000 кг. «Атака» – самый маленький вездеход с «ломающейся» рамой.

Конечно, имеются и большегрузные внедорожники, в том числе и на шинах сверхнизкого давления, но здесь рассмотрены только легкие конструкции с рулевым управлением автомобильного типа, потому что такие механизмы, как представляется, наиболее интересны. Да и перспективы их использования в качестве личного транспорта для передвижения по просторам девственной природы тоже достаточно светлые. Хотя, казалось бы, кому они нужны, эти внедорожники? Проложить шоссе везде, где только можно, – и дело с концом! Только вот лесов, полей и рек в нашем космическом доме все меньше, дышать становится труднее, а найти чистую воду почти невозможно. Стоит ли человеку так бездумно «покорять» природу? Это ведь только кажется, что мы всемогущи. От гордыни стальные траки вездеходов выворачивают нежный покров тундры, проламывают просеки в джунглях и тайге, а колеса джипов пробивают глубокие колеи в зеленом ковре степей и лесов. Десятки лет после таких «походов» не заживают раны на теле Земли. За дарами к природе человеку следует приходить осторожно, с любовью. Тогда она отплатит сторицей. Может, машины на колесах, которые не травмируют нашу планету, и есть транспорт будущего?