28 Марта 2017 г.    $ 57.02 (-0.40)    € 61.96 (+0.10)

Готовь сани летом… а машину – в межсезонье!

В чем же заключается подготовка машины к зиме? По мнению многих автовладельцев, она включает в себя замену шин, при необходимости – аккумуляторной батареи и заливку в бачок стеклоомывателя незамерзающей жидкости. Но эксплуатация авто зимой – настоящее испытание для самой машины, поэтому этот материал мы адресуем тем, кто хочет продлить жизнь своему «железному коню», да и просто не стать пешеходом во время холодов.

Зимняя резина
При выборе зимних покрышек следует руководствоваться не только своими финансовыми возможностями, но и условиями эксплуатации автомобиля. Скажем, если каждый день приходится «штурмовать» подъемы, заносимые снегом, стоит обратить внимание на шипованную резину. Но если такие участки дорог – редкость и автомобиль обычно передвигается по в основном чистому асфальту, как нельзя лучше подойдут «липучки» с глубоким протектором. Тем, кто покупает новую резину, нужно помнить, что новые покрышки нуждаются в обкатке, и производители рекомендуют ездить плавно и с невысокими скоростями первые 500 километров. Согласитесь, большая цифра! Но обкатка производится в целях безопасности, и пренебрегать ей не следует.

Когда же нужно «переобуваться» с летней резины на зимнюю? К сожалению, многие автомобилисты вспоминают о замене шин лишь после первого снега, и в таких случаях в очереди на шиномонтаж можно потерять не один час. Бывалые автолюбители советуют: менять покрышки следует в те дни, когда среднесуточная температура опускается до +70 С, то есть в то же время, когда в домах включается отопление. После похолодания вновь стало тепло и появились мысли вроде «ну вот, рано колеса поменял»? Ничего страшного в досрочной смене комплекта резины нет, это лучше, чем опоздать. Единственный минус раннего посещения шиномонтажа – повышенный износ резины из-за высокой температуры окружающей среды, потому что зимние покрышки делают из более мягкой резинотехнической смеси, чем летние.

Мнение. Сергей Юкомзан, менеджер оптовых продаж компании «ДТ Автоопт».
AG: В опрос о пригодности всесезонных покрышек на дальневосточных дорогах волнует многих. Обязательно ли менять резину один раз в сезон или можно обойтись универсальным комплектом?
– Наша компания является официальным поставщиком японских шин. У японских производителей нет даже такого термина, как «всесезонные шины». Есть летние покрышки, свойства которых лучше всего проявляются в теплое время года, а есть шины зимние – с глубоким рисунком протектора, сделанные из совсем другой резинотехнической смеси. Если в странах, в которых снег – большая редкость, продаются универсальные шины, то в Японии и на Дальнем Востоке иной климат, и в период зимней эксплуатации автомобиля необходимо использовать только зимние шины. Над своей безопасностью не стоит ставить эксперименты, и лучше не пользоваться покрышками, непригодными для нашего климата.
AG: Японские шины стоят дороже аналогов из других стран Азии. А есть ли у такой резины явные преимущества, ради которых ее стоит покупать?
– Автошины из Японии (в первую очередь, продукция компаний Bridgestone, Yokohama и Dunlop) пользуется большой популярностью дальневосточников. По нашим данным, около 50% приморцев покупают бывшие в употреблении японские автошины, остальная часть рынка принадлежит все тем же японским, а также китайским, корейским, тайваньским и российским производителям – это у же новые автошины. К несомненным преимуществам покрышек из Японии относятся качество изготовления и пригодность к эксплуатации в нашем климате. Состав резинотехнической смеси, из которой изготавливается японская шина, как нельзя лучше подходит для Приморья по причине схожести природных условий, это было доказано в ходе различных испытаний. Но если автолюбитель ограничен в бюджете и средств на автошины под известным брендом не хватает, можно обратить внимание на шины из Южной Кореи и Тайваня (такие марки, как Hankook и Nankang). Эти покрышки имеют довольно высокое качество и не так дороги.
AG: Можно ли визуально определить, пригодна ли зимняя авторезина для эксплуатации?
– Да, даже при внешнем осмотре можно определить, как долго «проживет» покрышка. Основных моментов два: состояние каркаса и протектора. Кроме того, приглядевшись, можно увидеть на боковинах резины микротрещины, которые являются признаком неправильного хранения. Если шины установлены на диски и накачаны, по виду боковой поверхности, то есть по наличию или отсутствию грыж, можно судить о состоянии каркаса. Д ля определения величины протектора служат метки двух типов. На боковине каждой покрышки, в районе посадочного кольца, есть четыре стрелочки, расположенные по отношению друг к друг у под углом 90 градусов. Они указывают на «индикаторы износа» в протекторе. Как правило, высота индикатора износа соответствует 50% высоты протектора. Если износ протектора достиг этой метки, такое колесо можно использовать только как летнее – с зимними условиями оно у же не справится. При достижении другой метки – индикатора полного износа, более «глубокой», – покрышку эксплуатировать категорически запрещено. Вне всяких сомнений, от шин в зимний период безопасность зависит в гораздо большей степени, чем в теплое время года, особенно с нашими погодными условиями и рельефом.

Зимние условия эксплуатации АКБ отличаются от летних. Поэтому о замене батареи мы обычно задумываемся перед наступлением холодов
Зимние условия эксплуатации АКБ отличаются от летних.
Поэтому о замене батареи мы обычно задумываемся перед наступлением холодов

Моторное масло
Любая смазочная жидкость, применяемая в современном автомобилестроении, содержит различные присадки – антифрикционные, моющие и т.д. Со временем эти дополнительные компоненты перестают действовать, и масло подлежит замене. Говоря о зимней эксплуатации автомобиля, особое внимание нужно уделить вязкости масла, при чересчур густой смазочной жидкости в холодную погоду запуск двигателя будет затруднен, если, конечно, мотор вообще удастся завести. Оптимальное для наших погодных условий моторное масло должно иметь вязкость 0W или 5W (по международной классификации SAE , такие масла не замерзают даже при -500 С), при этом цифра, стоящая после буквы W, для зимней эксплуатации не так уж важна.

Для того чтобы двигатель служил как можно дольше, специалисты советуют заливать в маслоналивную горловину продукты от известных производителей, желательно синтетические. Существует мнение, что «синтетика» из-за своей повышенной текучести запросто начинает течь и «выдавливает» уплотнительные элементы. Даже если это и так, лучше уж заменить отслуживший свое сальник, чем каждое утро рисковать двигателем – самой главной частью автомобиля. Почему мы упомянули известные и уважаемые повсюду бренды? У крупных производителей моторного масла действует множество предприятий, работающих на разные рынки и выпускающих товар для определенных стран. Для каждого климата требуются определенные присадки, позволяющие продлить мотору жизнь.

Воздушный (на фото) и салонный фильтры многие считают "мелочами", с чем трудно согласиться
Воздушный (на фото) и салонный фильтры многие считают "мелочами", с чем трудно согласиться

Воздушный и салонный фильтры
Перед использованием автомобиля в период холодов как никогда остро встает проблема замены воздушного фильтра. То, что загрязненный в ходе эксплуатации фильтрующий элемент создает большое сопротивление подаче воздуха в камеру сгорания, в результате чего управляющая системой впрыска электроника просто вынуждена переобогащать смесь, и что это приводит к увеличению расхода топлива, известно давно. А зимой основная головная боль автомобилиста – запуск остывшего двигателя, и в затрудненном пуске опять же может быть виноват забитый пылью воздушный фильтр. Покупая этот элемент, следует помнить, что указанный на упаковке интервал между заменами рассчитан для тех мест, где фильтр изготовлен, и что в Японии и Южной Корее на дорогах гораздо чище, чем у нас.

Нелишней будет и замена или очистка салонного фильтра. Если в теплый период обдувом стекол мы пользуемся крайне редко, то зимой удаление «тумана» со стекол становится неотъемлемой частью подготовки к поездке. Если салонный фильтр загрязнен, обдув стекла будет скорее во вред, чем на пользу.

Аккумулятор
О замене аккумуляторной батареи мы также зачастую задумываемся перед наступлением холодов. И это правильно. Дело в том, что зимние условия эксплуатации АКБ значительно отличаются от летних: саморазряд практически исчезает, зато удельное сопротивление электролита и сепараторов на холоде возрастает, поэтому аккумулятор зимой не только не может выдать такой же ток, как летом, но не способен даже зарядиться полностью. Действующий сейчас ГОСТ на стартерные батареи требует работоспособности аккумулятора при 400 С, но проверить АКБ при покупке невозможно, и приходится ждать морозов. Ждать с опаской. Поэтому при покупке батареи можно посоветовать обратить внимание на дату изготовления товара. Чем позже аккумулятор выпущен, тем полнее сохранились его исходные свойства. И уже во время зимней эксплуатации подействует другой совет: если ожидается резкое похолодание, батарею лучше снять и оставить в теплом месте, установив ее непосредственно перед запуском.

Владимир Андрющенко
Мнение. Владимир Андрющенко, управляющий ПЗМ Castrol.
AG: О замене масла мы обычно задумываемся перед наступлением холодов. На что следует обращать внимание при замене?
– Концерны-производители автомобилей устанавливают интервал между заменами моторного масла, который зависит от пробега. Перед зимней эксплуатацией машины автовладельцу, который еще не наездил необходимое количество километров, нужно учитывать, как часто он планирует садиться за руль в холодное время года. В больших городах нередко приходится стоять в пробках, при этом пройденное расстояние незначительно, а двигатель работает. Значит, фактический пробег превышает цифру, которую вы видите на одометре. Если предыдущая замена моторного масла была сделана 7000 км назад, лучше проделать эту процедуру еще раз. А если машина прошла гораздо меньшее расстояние, к тому же зимой частых поездок не намечается, можно обойтись без замены. Работа двигателя зимой очень негативно сказывается на его ресурсе, а своевременная замена масла и заливка качественных продуктов значительно уменьшат вред, наносимый силовому агрегату.
AG: Агрегаты трансмиссии также нуждаются в смазке. Какое масло нужно для них?
– Если масло в двигателе и находящихся рядом с ним механизмах прогревается, а значит, разжижается довольно быстро, то такие агрегаты, как задний ведущий мост и раздаточная коробка, на внедорожниках прогреваются только в процессе движения. Поэтому автопроизводители рекомендуют в холода начинать движение наиболее плавно и первые несколько километров ехать с наименьшей скоростью. Для предотвращения поломки агрегатов трансмиссии в них следует заливать синтетические жидкости, которые, в отличие от минеральных и полусинтетических масел, создают прочную защитную пленку на деталях и служат гораздо дольше. Синтетические масла имеют более низкую температуру замерзания, а этот показатель очень важен для ресурса работающих на холоде агрегатов.
AG: Ваша компания занимается не только заменой масла, но и установкой аккумуляторов. Как можно определить состояние аккумулятора и как часто его нужно менять?
– Без специальных приспособлений состояние аккумуляторной батареи определить крайне сложно, и нередко бывает так, что с запуском в теплую погоду проблем не возникает, а вот зимой «уставшей» АКБ уже не под силу завести двигатель. Автопроизводители рекомендуют менять аккумуляторы раз в три года, и лучше этим советом не пренебрегать. В случае, если вы не знаете, когда батарею меняли последний раз, лучше сделайте это перед наступлением холодов.

Общая диагностика
Визит на мойку и в автосервис перед наступлением холодов также обязателен. Специалист-диагност определит наличие неисправных элементов в подвеске, рулевом управлении и трансмиссии. В случае, если что-нибудь подлежит замене, покупать новые детали и менять их нужно просто незамедлительно. В надорванный пыльник зимой легко проникнет влага, и в результате весь узел выйдет из строя. Повышенное внимание следует уделить системе электрооборудования. В теплый период года потери тока минимальны, это связано с невысокой влажностью, а в холода риск короткого замыкания, да и простой потери тока возрастает значительно. Поэтому надо проверить состояние проводки и герметичность соединений.

Даже если вы моете машину самостоятельно, перед зимой это дело лучше поручить специалистам, заказав чистку подкапотного пространства и днища. При чистке двигателя опять же снижается риск потери тока, а отсутствие грязи в колесных арках и на днище продлит жизнь кузову, который зимой и так страдает от реагентов, используемых для очистки дорог от снега и льда.

Сергей Захаров
Мнение. Сергей Захаров, менеджер по работе с регионами компании «АвтоБИЗ».
AG: Какой охлаждающая жидкость бывает и нужно ли менять ее перед зимней эксплуатацией?
– На нашем рынке присутствует самая разная жидкость – это как антифризы, так и отечественный «Тосол», схожий с зарубежными аналогами. Автопроизводители рекомендуют менять охлаждающую жидкость раз в три года, но приморские специалисты, работающие с б/у японскими машинами, считают, что жидкость в уже не новой системе охлаждения нужно менять раз в полгода, в межсезонье. В продаже есть антифриз, одинаковый по составу, но окрашенный в разные цвета – красный (заливается в автомобили Toyota и Daihatsu) и зеленый (для всех остальных марок) – так уж решили японцы. Красители добавляют, чтобы механикам было проще найти место течи, если оно есть. Что касается зимней эксплуатации, то антифризы содержат все необходимые присадки для нормальной работы двигателя круглый год. Можно дать совет тем, кто только приобрел японскую машину и еще не эксплуатировал ее зимой. Японский климат отличается от нашего, и в систему охлаждения там, как правило, заливают антифриз, который замерзает при температуре около -300 С, поэтому в России рекомендуется заливать новую жидкость с температурой кристаллизации -40-500 С.
AG: Как часто следует менять тормозную жидкость?
– Тормозная жидкость – это очень гигроскопичный продукт: вбирает в себя частички воды. А вода, как мы знаем, закипает при температуре 100 градусов, поэтому, если конденсата в тормозной системе накопилось достаточно много, жидкость может закипеть и машина откажется тормозить. Жидкость рекомендуется менять один раз в год, и делать это должен специалист, потому что процесс замены включает в себя и прокачку системы для удаления пузырьков воздуха. Во все японские авто заливается тормозная жидкость, совместимая между собой, поэтому при ее замене дополнительная промывка не требуется.
AG: Для езды зимой рекомендуется ставить зимние щетки стеклоочистителей. Чем эти изделия отличаются от летних?
– Универсальных щеток стеклоочистителей не бывает, и в межсезонье эти элементы надо менять. Не говоря о том, что по мере износа необходимо менять саму резинку. Зимняя щетка отличается закрытым каркасом, который благодаря чехлу защищает подвижные детали от залепливания снегом. Щетка не дубеет, хорошо прилегает и скользит по стеклу. В продаже имеются щетки как от известных производителей, так и дешевые изделия. Выбрать качественную вещь, которая прослужит долго, или ту, что подешевле, – дело каждого покупателя.
AG: Существуют различные силиконовые спреи, препятствующие замерзанию дверных замков и уплотнителей. Нужно ли их использовать?
– В нашем климате, если машина стоит на открытой стоянке, конечно, да. Неважно, в какой стране сделан автомобиль, важно, в каких условиях он эксплуатируется. Спреи, выгоняющие влагу с уплотнителей и личинок замков и препятствующие дальнейшему образованию наледи, помогут открыть двери и багажник в холодную погоду.
AG: Какие еще химические средства можно посоветовать автомобилистам на зиму?
– Если по каким-то причинам двигатель не удается запустить, можно воспользоваться стартовой жидкостью. В ее основе эфир, который воспламеняется гораздо легче бензина и поджигает горючее в камере сгорания при запуске. Жидкость вводится через патрубок воздушного фильтра. А вообще, если машина грамотно обслуживается (заливается сезонное масло, вовремя меняются свечи и фильтры, используется хороший аккумулятор и т.д.), никакие подобные присадки не понадобятся.

Полезные мелочи
Что ни говори, а при зимней эксплуатации автомобиля мелочей не бывает. При положительной температуре воздуха в бачок стеклоомывателя заливается вода, но в холодный период ей на смену приходит специальная незамерзающая жидкость. Выбор «омывайки» зависит только от вкуса автовладельца, а вот процедура удаления воды из бачка имеет свои особенности. Если просто включить стеклоомыватель и ждать, пока вся вода уйдет из системы, насос механизма выйдет из строя очень быстро. Выходит, что пользоваться омывателем нужно прерывисто, давая деталям отдохнуть.

Аккумулятор все-таки удалось разрядить? В вашем багажнике должны находиться провода для «прикуривания», кроме этого, даже владельцам полноприводных машин полезно возить с собой буксировочный трос. На тот случай, когда дороги еще не очищены от свежевыпавшего (бывает, что и не «свеже-») снега, а сесть за руль просто необходимо, полезными окажутся цепи противоскольжения. Те изделия, которые есть в продаже, надеваются и снимаются очень быстро и легко. Также продаются и коврики противоскольжения, которые удобны на случай, если автомобиль невозможно сдвинуть с места и прийти на помощь некому.

Надеемся, что наши рекомендации вам помогут, и этой зимой, да и в следующие годы, пешеходами вы не станете.