28 Марта 2017 г.    $ 57.02 (-0.40)    € 61.96 (+0.10)

Что будет дальше? События в мире и в России

Мировой финансовый кризис коснулся и тех сегментов рынка, которые связаны с автотранспортом, тем не менее спрос на авто в России по-прежнему отличается от спроса на них в некоторых других странах.

В 2008 году у нас дважды – весной и в середине лета – резко взлетали цены на топливо. Отчасти это было вызвано принятием нового технического регламента, определяющего качество бензина и солярки. И в других случаях законодательство неоднократно корректировалось, еще не все автомобилисты привыкли к поправкам к КоАП и закону об ОСАГО. Мир автоспорта также был довольно противоречив – в январе неожиданно отменили ралли-марафон «Дакар», в котором российские гонщики регулярно показывали достойные результаты, но в течение года многие спортсмены неоднократно радовали своих фанатов. Что ни говори, а 2008 год выдался богатым на события, а их последствия зачастую оказывались непредсказуемыми.

Незнание закона…
…может привести к плачевным последствиям. В первый же день 2008 года в силу вступили поправки к Кодексу об административных правонарушениях, касающиеся ужесточения штрафных санкций за нарушение ПДД. Штрафы стали фиксированными, а не частями или единицами минимального размера оплаты труда (МРОТ), как было ранее. Кроме того, ввели так называемую повторность – если до начала уходящего года при «разборе полетов» количество совершенных ранее аналогичных нарушений не учитывалось, то теперь их наличие стало ухудшать положение автолюбителей. Значительно увеличились штрафы за проезд закрытого железнодорожного переезда, за движение на красный светофор и езду с непристегнутым ремнем безопасности. Как россияне отнеслись к нововведениям, лучше всего расскажет статистика. По данным опроса, проведенного в конце января во многих регионах, 65% респондентов отозвались о поправках в КоАП положительно, 33% – отрицательно, и только 2% – нейтрально. Причем среди жителей крупных городов число положительных ответов было еще больше.

Также должны были вступить в силу 1 января и многие другие поправки в КоАП, но, как было уже неоднократно, «в верхах» не оценили обстановку на местах, и заработали они лишь с 1 июля. Причиной этому стала слабая оснащенность техническими средствами автоинспекций и медицинских учреждений, ведь в этот раз самыми главными поправками в КоАП стали введение автоматических систем видеофиксации правонарушений и изменение порядка проведения процедуры освидетельствования на состояние опьянения. Что касается последнего пункта, то он действует в полной мере – при наличии сертифицированного алкометра на посту ДПС в медицинское учреждение ехать не обязательно, действуют и предельно допустимые нормы содержания алкоголя в крови водителей.

Вроде бы все в порядке, но во Владивостоке – городе с населением немногим менее 600 000 человек, где, по некоторым данным, автомобиль есть у каждого второго, – приборов, удовлетворяющих новым требованиям, буквально единицы. С системами, позволяющими в автоматическом режиме фиксировать некоторые виды нарушений ПДД, во многих регионах дела обстоят, мягко говоря, не очень – камеры видеонаблюдения и сопутствующая автоматика действуют всего в нескольких крупных городах России. Но и там, где система работает, нередки случаи отказа от уплаты штрафов. За первые полтора месяца работы камерами видеонаблюдения в Подмосковье было зафиксировано около 21 000 нарушений, и только 1700 автовладельцев получили извещения об уплате штрафов и соответствующие квитанции. Дело в том, что очень часто госномера авто нарушителя оказываются нечитаемыми или вместо положенных 60 км/ч водитель ехал 64 км/ч, а в этом случае санкции не налагаются. В следующем году законодатели намерены больше не обязывать новых собственников транспорта предъявлять при постановке авто на учет справку-счет, которая, по сути, является обыкновенным чеком. Справки-счета продолжат принимать до июля 2009-го, а после их смогут заменить договоры-купли продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества. С одной стороны, это хорошо, а с другой – если договор потеряется, его, в отличие от справки-счета, нельзя будет восстановить, только оформить заново.

В уходящем году дважды (с 1 марта и с 1 июля) вносились поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. После введения первых автолюбителям больше не нужно портить лобовые стекла стикерами, которые указывают на наличие полиса, а также страховать прицепы к легковым авто, кроме того, сотрудников ДПС обязали регистрировать и те происшествия, которые имели место не на дорогах общего пользования, а, скажем, на автостоянках или в воинских частях. «Первоиюльские» поправки в закон об ОСАГО сделали законным новый бланк извещения о ДТП, согласно которому, если в аварии, в которой «встретились» не более двух машин, не пострадали люди, суммарный ущерб не превысил 25 000 рублей, а участники ДТП согласны с позицией друг друга, для оформления происшествия инспекторов ГИБДД вызывать не обязательно. Между тем, 1 июля в силу должен был вступить еще один пункт, согласно которому пострадавшая в аварии сторона возмещала бы ущерб со своей страховой компании (прямое регулирование убытков). Но эта поправка будет принята лишь 1 января 2009 года, а в силу вступит только 1 марта. Как говорится, поспешишь…

Начало года было ознаменовано отменой легендарного "Дакара"
Начало года было ознаменовано отменой легендарного "Дакара"

Как промчались!
Пусть каждый сам дает оценку преждевременным действиям и отчетам российских законодателей, а мы поговорим о прошедших в этом году спортивных событиях автомобильного мира. Вместе с командой «КАМАЗ-мастер», информационным партнером которой является журнал AG, поклонники ралли-марафонов были в смятении после отмены рейда «Лиссабон – Дакар» (старт был намечен на 5 января). Кажется, что все ответы от организации A.S.O., не первый год проводившей гонку, о террористической угрозе и опасности трассы были более чем надуманными – спорт есть спорт, и тому, кто не рискует, никогда не пересечь первым финишную черту. Российский коллектив проделал просто громадные усилия, чтобы вписаться в новый технический регламент. И как можно не восхищаться ведущим пилотом команды «КАМАЗ-мастер» Владимиром Чагиным, сумевшим вернуться в автоспорт после произошедшей годом ранее тяжелейшей аварии? Организаторы гонки намерены реабилитироваться при помощи нового марафона, маршрут которого протянется из Аргентины в Чили. Старт «Дакара-2009» намечен на 3 января 2009 года. Приморские любители автоспорта все же испытали гордость за гонщиков Леонида Смагина и Александра Горбачева, которые представляли на «Ралли Монголии 2008» команду SUMOTORI Racing (кстати, также дружественную AG) и были чуть ли не единственными россиянами, участвовавшими в ралли-марафоне. Дальний Восток был представлен достойно – очень сложный путь, часть которого пролегала через пустыню Гоби, представители SUMOTORI Racing прошли без поломок и успешно добрались до финиша.

На "Абсолютной Дрег-Битве 2008" победу в заднеприводном классе одержал Денис Беликов
На "Абсолютной Дрег-Битве 2008" победу в заднеприводном классе одержал Денис Беликов

Ставшая традиционной «Абсолютная Дрег-битва в середине России», проходившая в Красноярске с 4-го по 6 июля, на этот раз оказалась не столь удачной для дальневосточников: Алексей Криволапов стал лишь победителем полуфинала в абсолютной квалификации, а двукратный победитель состязаний Роман Нагервадзе снялся с гонки из-за технической неисправности. Коллега Романа по команде Валерий Ладыгин принял участие в абсолютном четвертьфинале, и только в классе заднеприводных драгстеров победу одержал пилот Ares Motorsport Денис Беликов.

И ещё одна гонка
Теперь о соревновании на самый большой ценник на топливо, которое негласно дважды проводилось в нынешнем году. Первое тотальное подорожание бензина и дизтоплива произошло в конце марта – начале апреля. Наиболее резкий скачок цен был отмечен в крупных населенных пунктах и самых автомобилизированных регионах. В течение недели средняя стоимость литра бензина марки АИ-80 увеличилась на 0,9%, литр АИ-92 подорожал на 0,7%, АИ-95 и солярка стали дороже на 0,8%. Но главные события были еще впереди. Поначалу цены были буквально заморожены, причем, думается, вполне сознательно: намечались президентские выборы, да и в холодное время года машин на улицах традиционно меньше.

Стоимость бензина в 2008 году несколько раз резко повышалась
Стоимость бензина в 2008 году несколько раз резко повышалась

Итог – резкий рост стоимости горючего, второй пик которого пришелся на июль. В этот раз причинами стал сезон отпусков, в ходе которого потребление топлива заметно увеличивается, и принятие нового технического регламента на автомобильное топливо. Согласно этому документу, с 5 сентября все вы пускаемые в России бензины и дизельное топливо должны были соответствовать экологическим нормам «Евро-2», АИ-92 предлагалось производить до 31 декабря, однако, поскольку срок вступления регламента в силу отложили до 1 декабря, говорить о прекращении выпуска некоторых видов топлива пока преждевременно. На большинстве действующих предприятий невозможно выпускать экологичное горючее. Но остается загадкой, почему за усовершенствование НПЗ должны платить простые автолюбители.

Новости из-за границы
Скажем прямо: для мирового автопрома нынешний год выдался неудачным. Еще весной прозвучали первые звонки о наступающих проблемах: Mitsubishi объявил о закрытии единственного завода в Австралии, General Motors начал сворачивать производство внедорожников Hummer, а сам бренд выставил на продажу (но он оказался не нужен ни россиянам, ни китайцам, ни индусам). К середине года и многие другие автопроизводители стали отправлять рабочих в долгосрочный отпуск, а то и попросту увольнять, началась массовая реорганизация и перепродажа заводов и брендов. Но экономический кризис не позволил заключить многие из намеченных сделок, похоже, навсегда оставив некоторые перспективные модели концептами. «Детройтской тройке» – концернам General Motors, Ford и Chrysler – эксперты пророчат слияние и тотальную унификацию, сокращение персонала и закрытие заводов. Убытки компаний растут день ото дня, и кое-как спасают положение только авто для европейского рынка и правительственные кредиты.

Закрытие австралийского Mitsubishi можно назвать "первым звонком" кризиса отрасли
Закрытие австралийского Mitsubishi можно назвать "первым звонком" кризиса отрасли

Удар по европейской и японской автопромышленности был менее серьезным, чем тот, что испытал автопром США. Изначально верно сделанная ставка на экономичные модели, автомобили, питающиеся альтернативным топливом, и гибриды сыграла немалую роль, особенно в условиях роста цен на горючее в середине года в Старом Свете. Большинство японских и европейских концернов не только не сокращают производство, но и запускают новые модели. Корейские концерны оказались готовы встретить кризис не меньше, чем их соседи из Страны восходящего солнца, а вот китайским компаниям, похоже, придется несладко – в уходящем году в европейских судах не раз слушались дела о запрете ввоза авто из КНР, так что репутация этих фирм и их творений оказалась подмоченной.

Нам важен каждый россиянин!
Такие слова можно приписать и представителям российского налогового ведомства, но в нашем случае они достойны топ-менеджеров большинства автомобильных концернов в мире. О важности рынка нашей страны для мировых автопроизводителей свидетельствует, к примеру, присвоение категории «А» московскому международному автосалону и ряд прошедших там мировых премьер. Западные эксперты давно говорят, что к 2010 году Россия станет крупнейшим автомобильным рынком Европы. А некоторые считают, что это случится еще раньше. Но если по итогам продаж в первом квартале 2008 года автогиганты трубили о намерении увеличить продажи в России на 30-60%, то начавшийся кризис заставил их пересмотреть свои позиции. В октябре по сравнению с тем же месяцем 2007 года продажи Hyundai упали на 27%, Ford стали покупать на 18% реже, Nissan и Kia – на 24%. Тем не менее большинство компаний, сделавших приоритетами недорогие автомобили, вновь оказались в лучшем положении.

Приморским автомобилистам может показаться странным, но не так плохи дела и у «АвтоВАЗа» – ведь у «Лады» цена всегда была главным преимуществом. Кстати, главным достижением этого концерна в уходящем году стало не появление новой комплектации у старой модели, как это бывало раньше, а «удочерение» его альянсом Renault Nissan. «Группа ГАЗ» отметилась запуском нового седана Volga Siber (доработанной копии несколько устаревшего Chrysler Sebring) и периодическими остановками конвейера во второй половине года. Интересно, куда же приведет путь копирования американской машины, не находящей покупателей на родине?

Санкт-Петербург и его пригород Шушары, похоже, становятся автомобильной столицей России
Санкт-Петербург и его пригород Шушары, похоже, становятся автомобильной столицей России

А автомобильной столицей России, кажется, становится Санкт-Петербург и его пригород Шушары: 31 марта в продажу поступили первые российские Toyota Camry, в середине ноября был торжественно открыт завод GM по производству автомобилей Chevrolet и Opel, вскоре неподалеку возведут цеха Hyundai и Suzuki, полным ходом идут переговоры российских властей и представителей Mitsubishi. Российскими собираемые там машины можно будет назвать весьма условно, но это только на первых порах, со временем «отверточная» сборка должна превратиться в полноценное производство.

Так что же будет дальше?
Нам обещают, что российская экономика после выхода из кризиса станет еще сильнее, производители авто, запчастей и аксессуаров, нефтяники, дорожники и многие другие планируют улучшить качество своей работы, выпускаемой продукции и ее ассортимент. В нынешних условиях задумываться о далеких перспективах кажется преждевременным, но мы по-прежнему надеемся на лучшее. Тот, кто еще не получил водительского удостоверения, обязательно его получит, тот, у кого нет машины, конечно же, ее купит. Наши спортсмены обязательно победят, мировой автопром будет радовать всех новинками, а топливо подешевеет. И мы с улыбкой будем вспоминать о не самом легком годе для нас – автомобилистов и пешеходов. Так?