18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Безопасность на дороге – дело каждого

В первую очередь, Валерий Клочков рассказал членам бизнес-клуба о деятельности краевой ГИБДД за последнее время и привел цифры статистики. За первые четыре месяца в Приморье произошло свыше 1000 учетных ДТП, то есть аварий, в которых пострадали или погибли люди, последних случаев 97. Конечно, показатели огромные, но они стабильно снижаются, начиная с 2002 года. Между прочим, в соседнем с нами Хабаровском крае, где количество жителей сопоставимо с нашим, происшествий на дорогах вполовину меньше.

Если судить объективно, то в Приморье уровень автомобилизации куда выше, чем у наших северных соседей, отсюда и более высокие цифры. Но многие из собравшихся говорили о низкой культуре наших водителей, вспомнили даже известный анекдот о московском объявлении «Требуется водитель с опытом езды во Владивостоке». Правда, в итоге сошлись во мнении, что за последние годы уважения друг к другу на дорогах стало больше. Одни из главных объективных причин высокой аварийности – неприспособленность краевых и владивостокских дорог к возросшему транспортному потоку, а также неудовлетворительное состояние автомобилей.

В последнее время ГИБДД усилила контроль над состоянием частного автотранспорта. Это касается и незаконно нанесенной тонировки, и просроченных транзитных госномеров, и такого злободневного для многих вопроса, как легальность получения талонов техосмотра. Подразделения автоинспекции, отвечающие за эти вопросы, сейчас активно реорганизуются, в Приморье создано пять объединенных межрайонных РЭО ГИБДД, взявших на себя функции прежних отделений. По словам Валерия Клочкова, на сегодняшний день талон техосмотра в крае «купить» практически невозможно, а участвовавших в этом «бизнесе» сотрудников милиции со службы увольняют. За попустительство в отношении прохождения автолюбителями техосмотра все руководство ГИБДД Владивостока привлечено к дисциплинарной ответственности. Результат: если раньше ежегодно при прохождении техосмотра запрещалась эксплуатация порядка 1000-1500 машин, то после реорганизации подразделений ГИБДД эта цифра достигла 7000 автомобилей.

Валерий Клочков, начальник УГИБДД УВД по Приморскому краю
Валерий Клочков, начальник УГИБДД УВД по Приморскому краю

Состояние выходящих на приморские маршруты автобусов – другая важная проблема в организации безопасного дорожного движения. Согласно действующему законодательству, сотрудники автоинспекции не имеют права проверять машины на линии, только на конечных остановках. Соответственно, и на нерадивых водителей в пути не могут быть составлены протоколы. Но в ходе прошедшей нынешней весной спецоперации «Автобус» в крае снято с линии 254 машины. При большом количестве подобных нарушений у фирмы-перевозчика отзывается лицензия на осуществление пассажирских перевозок, а это – действенный способ повысить безопасность.

С начала мая в краевой столице активно стали бороться с машинами, чьи выпускные тракты представляют собой простые трубы, то есть так называемые «прямотоки», выдающие характерный звук. Сотрудники ГИБДД проработали нормативную базу, и теперь любителей рыка из-под днища направляют к мировым судьям, где им выносят штрафы в размере около 3000 рублей. Сумма существенная, только стало ли авто с «прямотоками» на наших дорогах меньше?

Обсуждалась и проблема дорог. По состоянию дорожной разметки и ее соответствию реальной обстановке на дорогах, наличию знаков и светофоров регулярно проводится работа. На сегодняшний день во Владивостоке не хватает около 80 светофоров (или, официальным языком, светофорных объектов) – те, что работали раньше, срезаны из-за отсутствия запчастей, ведь такое оборудование не выпускают много лет, а в некоторых местах их никогда и не было. Сейчас началась установка объектов, настройка программного обеспечения.

Щиты наружной рекламы также иногда становятся причиной ДТП. Оказывается, около 800 щитов, установленных во Владивостоке (приблизительно 80%!), незаконны. Предприниматели ставят свои объекты, размещают на них рекламу, а убрать щиты можно только по решению суда. На сегодняшний день ни одного такого решения не вынесено...

Пешеходы – самая уязвимая категория в случае ДТП. По словам Валерия Клочкова, в некоторых случаях они сами оказываются виноваты в авариях, потому как многие просто не знают, как переходить улицу. Но большинство происшествий связано с неудовлетворительным состоянием дорог (это и неосвещенность в темное время суток, и отсутствие знаков и «зебр», и неверное расположение переходов) и с лихачеством. Здесь многое зависит не только от ГИБДД. Отделение организации движения транспорта отдает предписания соответствующим структурам, работает с прокуратурой, но, как известно, край большой, объектов много…

Автоинспекторы и коррупция. Эта проблема интересовала многих участвовавших в заседании «Диалогов». Валерий Клочков считает, что во взяточничестве виноваты не только сотрудники в форме, но и провоцирующие их автовладельцы. Правда, главный инспектор Приморья тут же оговорился, что своих людей он ни в коем случае не оправдывает. С начала 2009 года за коррупцию и хамское отношение к водителям в краевом полку ДПС были уволены шесть человек, в полку Владивостока ежемесячно увольняют 2-3 сотрудников. Валерий Клочков: «Я прошу всех заявлять о каждом случае вымогательства и хамства со стороны инспекторов ГИБДД! По каждому факту обязательно будет проведена тщательная проверка». А отвечая на вопрос о том, могут ли сотрудники автоинспекции нести службу на личных машинах, начальник краевого УГИБДД ответил, что по одному лишь Владивостоку не хватает 120 патрульных машин, и его сотрудники пользуются собственными авто не для дежурства, а «всего лишь для оформления протоколов» на нарушителей, иначе им просто негде работать.

Члены бизнес-клуба "Диалоги", организовавшего встречу с Валерием Клочковым
Члены бизнес-клуба "Диалоги", организовавшего встречу с Валерием Клочковым

В последнее время приморцев, наверное, больше всего интересует вопрос проекта технического регламента на автомобили и возможного запрета праворульных машин. В настоящий момент существует пять проектов документа, все они разнятся, и однозначного ответа на этот животрепещущий вопрос пока нет. Говорить об этом рано, но Валерий Клочков отметил, что 90% служебных автомобилей ГИБДД Приморского края – это те же праворульные «японки», правда, в последнее время идут закупки только леворульной техники. К слову, опять же японской. «В Москве местными властями приняты определенные меры, делающие там эксплуатацию праворульных авто невыгодной. Но приморская автоинспекция не имеет даже морального права на такие шаги. Пожалуй, оно у нас появится лет через пять», – заявил Клочков.

Вопросов, касающихся повышения безопасности на дорогах Приморского края, масса. И решать их должны не только автоинспекция, не только дорожные службы и не только прокуратура. «Диалоги», подобные тому, что состоялся 21 мая, позволяют нам лучше понять, что безопасные улицы – дело каждого.