29 Марта 2017 г.    $ 56.94 (-0.09)    € 61.81 (-0.15)

Страховать будут по-новому?

Автомобилистов волнует одно: как все перипетии вокруг ОСАГО отразятся на владельцах железных коней?

Дороже не будет

В конце января текущего года депутаты рассматривали законопроект, вносящий изменения в закон об «Обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Его авторы предлагали повысить базовую ставку в среднем на 20 процентов. Аргументами в пользу повышения стали итоги, подведенные РСА (Российским союзом автостраховщиков) за 2005 г. Как выяснилось, выплаты страховых компаний растут в четыре раза быстрее сборов. Поэтому многие участники этого рынка говорят об убыточности данного вида страхования. Однако Госдума не приняла поправки по повышению тарифных ставок, так что автовладельцы пока будут платить по прежним тарифам. Юрий Шатов, генеральный директор ООО «Росгосстрах-Дальний Восток»: «Надо повышать тарифы или нет – покажет время. Последние предложения по их повышению – скорее инициатива мелких компаний, чьи ресурсы не позволяют в достаточном объеме осуществлять выплаты и бизнес находится на грани рентабельности. Если тарифы не повысить, то множество мелких компаний, в чей пакет услуг входит только ОСАГО, просто умрут. Средним страховщикам тоже есть чего бояться, выплаты по ОСАГО действительно растут стремительными темпами. Что касается крупных игроков, «Росгосстрах» пока справляется с данной ситуацией благодаря имеющимся активам. Хотя наши выплаты тоже растут. Так, в 2004 г. в нашем филиале выплаты по ОСАГО составили 133 млн. руб., в 2005 г. – около 151 млн. руб. Рост – 14 процентов. Объективно мы заинтересованы в повышении тарифов, это либерализирует рынок, обеспечит нам большую маневренность. Но, для того чтобы принимать решение о каких-то изменениях, нужна, по крайней мере, трехлетняя статистика».

Схожее мнение высказывает и Дмитрий Мостовой, начальник отдела выплат филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» (г. Владивосток): «Сейчас о повышении говорить рано. Да, убыточность ОСАГО растет, и пока это закономерно. Сложности в урегулировании убытков у тех компаний, для которых данный вид страхования является профилирующим. По естественным законам рынка, его слабые участники должны постепенно исчезнуть. В «РЕСО-Гарантии» коэффициент убыточности ОСАГО не превышает процент общей прибыли».

Дмитрий Мостовой, "РЕСО-Гарантия": "По законам рынка, неплатежеспособные страховщики должны будут уйти с рынка"
Дмитрий Мостовой, "РЕСО-Гарантия": "По законам рынка, неплатежеспособные
страховщики должны будут уйти с рынка"

На прибыльность ОСАГО для страховщиков повлияет и другой момент, который сегодня активно обсуждается. Должен ли ущерб имуществу оцениваться без учета износа автозапчастей? По мнению Дмитрия Мостового, такой подход нереален. «У транспортного средства ЕСТЬ износ автозапчастей. Меня часто спрашивают: «Каков износ у лобового стекла?» Поставьте рядом новое стекло и то, что отслужило некоторое время, – разница будет видна невооруженным взглядом, естественно, и цена у них разная. Если говорить о подержанных машинах, то они явно покупались по более низкой цене, чем новое авто. В перспективе можно говорить об исключении коэффициента износа, но только применяемо к машинам с пробегом до 120 тыс. км».

За деньгами в свою компанию

Следующий вопрос, активно обсуждаемый страховщиками, – введение схемы прямого урегулирования убытков, которое в идеале положительно скажется на застрахованных лицах. Суть в том, чтобы пострадавший обращался за выплатой в «свою» компанию, а страховщик виновника позже возместил убытки страховщику пострадавшего. Юрий Шатов: «Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге уже проводится такой эксперимент. Пока что о своем желании работать по такой схеме заявили семь участников рынка: «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», «РОСНО», «АльфаСтрахование», «Русский мир» и «Согласие». Естественно, пострадавшему в ДТП будет гораздо удобнее обращаться в свою компанию. Здесь к нему будет другое отношение, нежели у страховщика виновника. Собирать документы, искать страховую компанию оппонента, доказывать там свою правоту, сталкиваться с затягиванием выплат – вот с чем порой сталкивается пострадавший, обратившись за выплатой. Всего этого можно будет избежать. Опять же такой подход невыгоден небольшим компаниям, у которых проблемы с деньгами. Если пока они могут тянуть с выплатами компенсаций, то возмещать убытки другой страховой компании им придется в срок, а средств-то нет! Я же отношусь к этому предложению очень положительно».

Юрий Шатов, "Россгосстрах-Дальний Восток": "Пострадавшему в ДТП будет гораздо удобнее обращаться в свою компанию"
Юрий Шатов, "Россгосстрах-Дальний Восток": "Пострадавшему в ДТП
будет гораздо удобнее обращаться в свою компанию"

«Мне не нравится, что мои клиенты вынуждены обращаться в чужую компанию, особенно если это недобросовестный страховщик. На моей практике был случай, когда наш клиент в чужой компании вместо положенных пятнадцати суток получил выплату через 2,5 месяца. А мы ничем не можем помочь в этой ситуации».

Пока данный эксперимент проводится только в столицах России, но приморские страховщики надеются, что к концу года нововведение коснется и наших автомобилистов. «Впрочем, технологию прямого урегулирования убытков только предстоит разработать. Пока нет точной даты, начиная с которой новая услуга будет доступна клиентам», – уточняет Юрий Шатов. Кроме того, в области ОСАГО правительство намерено ввести правила Европейского протокола. Тогда при мелких ДТП участникам не придется дожидаться сотрудника ГИБДД, его роль возьмет на себя аварийный комиссар страховщика. По словам Дмитрия Мостового, такое решение вполне целесообразно. «Уверен, что комиссара не придется дожидаться столь долго, как сотрудника ГИБДД». Страховщик, располагающий достаточным штатом комиссаров, сможет обеспечить их скорейшее прибытие на место происшествия. По 2-3 часа участники ДТП больше не будут кружить вокруг своих пострадавших автомобилей».

«Любая авария – это стресс, а на наших дорогах все больше женщин, у которых нервы послабее мужских. Кроме того, что комиссар прибудет быстрее сотрудника милиции, его отношение к «своему» участнику ДТП будет иным, чем у бесстрастного работника ГИБДД. Успокоить, оказать первую медицинскую помощь – вот его обязанности, причем немаловажные. Кроме того, наш сотрудник сможет произвести осмотр картины ДТП, зафиксировав повреждения и сделав фотосъемку, поможет правильно заполнить все необходимые документы. Наша служба аварийных комиссаров, созданная при центре урегулирования убытков, действует на территории всего края. В настоящее время задействовано 17 автомобилей, вскоре ожидается новое поступление транспорта. Те же компании, которые не располагают такой службой, будут вынуждены нести дополнительные расходы».

ОСАГО, да не то

Головной болью как страховщиков, так и автомобилистов в последнее время стали фальшивые полисы ОСАГО, гуляющие по России, и в частности по Приморью. Юрий Шатов: «К сожалению, наличие поддельных полисов стало реальностью, их можно приобрести в два раза дешевле на том же «Зеленом углу». Как правило, это потерянные агентами бланки или перепроданные нечистоплотными на руку специалистами страховщиков». Чтобы не произошло конфуза, к этому вопросу с ответственностью должны подходить обе стороны. Дмитрий Мостовой: «В нашу компанию не разу не приходили с неучтенными бланками. Страховщик должен тщательно вести учет бланков, и любые утерянные или пропавшие полисы сразу списывать с учета и объявлять недействительными. Если компания официально заявила через СМИ, что данный полис недействителен, то вся ответственность с нее снимается».

Фальшивый полис – это только на первый взгляд более простой способ решить вопрос по ОСАГО, ведь в случае аварии его владелец сталкивается с множеством проблем. Юрий Шатов: «Автомобилист сам должен понимать, что купленный за 500 рублей на «Зеленке» полис не имеет никакой юридической ценности. В случае ДТП, предъявив страховщику фальшивый полис, вы либо останетесь без выплаты, либо получите головную боль на несколько месяцев. Чтобы этого избежать, стоит приобретать бланк только у агента с доверенностью и удостоверением либо в офисе достойной компании».