18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Какие бывают фары. Дорожная близорукость

Какие же устройства позволяют не только обозначать свой автомобиль в сложной ситуации и замечать других участников движения, но и предвидеть ситуацию, не подвергая себя риску? Фары – едва ли не первый прибор, который стал помогать водителю следить за окружающей обстановкой в условиях недостаточной видимости. Современные фары – сложные оптические устройства, обеспечивающие освещение полосы движения перед автомобилем на расстоянии до 50 м при включении «ближнего» и до 150 м и более при включении «дальнего» света. С помощью линз, призм и других оптических приспособлений конструкторы используют световой поток наиболее оптимальным образом, но основной деталью любой фары является все же светящийся элемент – лампа. Лампы накаливания уже практически вытеснены галогенными, которые, в свою очередь, все больше уступают место ксеноновым.

В нашем дальневосточном климате очень важны противотуманные фары и фонари. Они дают определенный эффект лишь при правильной установке и применении в комбинации с ближним и дальним светом, а также со светом подфарников в соответствующей дорожной обстановке. Днем в тумане «противотуманки» почти бесполезны, большую пользу окажет лишь дальний свет – он может помочь вовремя рассмотреть, что происходит впереди. Ночью при слабом тумане и дожде лучше всего помогут противотуманные фары в комбинации с дальним светом. При появлении встречного транспорта следует выключить противотуманные фары и перейти на ближний свет. Если туман стал плотнее и дождь усилился, эффективнее использовать противотуманные фары в комбинации с ближним светом. Лишь в очень плотном тумане и во время метели противотуманные фары – единственный помощник. При любом тумане не следует пренебрегать стеклоочистителем и обдувом стекла, так как туман – это не только плохая видимость, но и повышенная влажность.

2 - Какие бывают фары.jpg

Важно видеть не только то, что происходит впереди, но и сзади и сбоку от транспортного средства. Чтобы облегчить жизнь водителю в ночное время, последние несколько лет всеобщее применение получили зеркала с антибликовыми покрытиями. Качественные современные зеркала не только обладают противоослепляющим действием, но и практически не искажают цвета отражаемых объектов – на их поверхность с помощью нанотехнологии напыляют определенные материалы. Существует несколько видов покрытий, отличающихся цветом напыления и защищающих от определенной части светового спектра каждый. Голубые хорошо защищают от ослепления светом стандартных и всепогодных ламп, но несколько хуже – от света галогенных и ксеноновых. Золотистые эффективны для ксеноновых ламп, но плохо работают с галогенными, всепогодными и стандартными. Серые – нейтральные – обеспечивают снижение отражения во всем видимом диапазоне длин волн, что позволяет одинаково эффективно добиваться противоослепляющего эффекта для всех типов ламп, однако при этом яркость наблюдаемых объектов несколько снижается по сравнению с голубыми зеркальными элементами. Сине-зеленые зеркальные элементы обладают максимумом отражения в сине-зеленой части спектра, сочетают преимущества голубого и нейтрального цветов и свободны от недостатков элементов золотистого цвета. Предпринимаются также попытки внедрить в массовое производство автомобильные стекла с аналогичными свойствами.

В последнее время нашли применение атермальные стекла, т.е. имеющие теплоотражающие покрытия. Несмотря на воздействие внешних температур и тепла салона, такое стекло не запотевает и не нужно лишний раз использовать отопитель. Эти стекла довольно дорогие, их установка обойдется автолюбителю очень не дешево, зато преимущества неоспоримы. Последнее время автоконцерны пытаются внедрить гидрофобные стекла, на наружную поверхность которых нанесено покрытие, снижающее возможность загрязнения – пленка, уменьшающая количество пор, в которые попадают капельки дождя и грязь. Совсем недавно такой тип остекления нашел применение на британском заводе компании Volvo, технология получила обозначение WRG. По мнению специалистов концерна, ламинат сохранит свои свойства в течение 5-6 лет, после чего можно нанести новый слой. На таких моделях, как S60 и XC90, гидрофобными являются не только лобовое, заднее и боковое стекла, но и наружные зеркала.

Другие полезные функции, облегчающие работу водителя в условиях ограниченной видимости, – датчики дождя и освещенности. Датчик дождя может не только включать дворники, но и изменять режим их работы, а при запотевании лобового стекла способен дать команду отопителю на подачу воздуха. Датчик освещенности по мере увеличения сумерек вначале включает габаритные огни и лампы освещения номерного знака, а затем и ближний свет.

Интересна и система глобального позиционирования, разработанная в Министерстве обороны США – GPS, которая принята к гражданскому использованию в мае 2000 года. В настоящее время система состоит из 24 спутников. GPS-приемник, установленный на транспортном средстве, опрашивает группу спутников (самые современные модели работают с двенадцатью источниками), называемую альманахом. На данный момент точность определения координат для любых GPS-устройств составляет 5-15 метров – это касается положения на поверхности Земли, погрешность определения нахождения над уровнем моря гораздо больше.

3 - Какие бывают фары.jpg

Автомобильные GPS-навигаторы определяют собственное местоположение и прокладывают оптимальный маршрут движения, водителю стоит указать лишь пункт назначения. Обычно навигатор крепится на передней панели автомобиля или лобовом стекле, а по ходу движения по проложенному системой пути водитель перед выполнением маневра (например, поворота) получает соответствующий сигнал. В устройство можно загружать карты местности, в том числе и регионов и городов России. Есть и карта Владивостока в масштабе 1:10 000, на которой указаны 732 улицы и 25 386 зданий и сооружений, а в адресной книге можно найти 11 028 домашних адресов. Также указаны транспортные развязки и дороги с односторонним движением. Но у нас только на электронику, зная состояние дорог, надеяться нельзя – нередко случается, что GPS-навигатор заводит к перекрытой дороге.

!Это интересно! В японском городе Цукуба провели эксперимент по созданию улицы будущего. Был построен опытный образец интеллектуальной дороги, которая получила связь с автомобилем. Датчики сообщали водителю о наличии пешеходов, других автомобилей, ограничении максимальной скорости и многом другом. Но эксперимент окончился неудачей – обилие информации стало излишним фактором раздражения для участников движения.

Довольно интересная новинка – радары, способные обнаруживать возникающее перед автомобилем препятствие на скорости до 120 км/ч и подавать электронике команды для избежания столкновения либо предупреждать водителя о возникшей опасности. Европейская Комиссия разрешила оснащать автомобили портативными радарами ближнего действия – Automotive Short Range Radar (SRR) – автомобильные радары, способные фиксировать возникающее препятствие на расстоянии от 0,4 до 30 метров с азимутом угла действия до 45 градусов. Система может быть наделена функциями самостоятельного воздействия на тормоза или рулевое управление при необходимости. Кроме того, к дополнительным преимуществам SRR можно отнести помощь водителю при парковке или автоматическую регулировку скорости при движении. Новшество способно многократно сократить количество столкновений на дорогах.

Еще одной новинкой является технология адаптивного автоматического контроля скорости (adaptive cruise control). Она автоматически устанавливает скорость в зависимости от расстояния до автомобиля, идущего впереди. На некоторых моделях автомобилей появилась система «удержания дороги» – при помощи видеокамеры устройство получает информацию о положении автомобиля относительно центра дороги – ориентиром служит дорожная разметка. В соответствии с дорожной обстановкой электроника корректирует скорость движения и угол поворота рулевого колеса.

Если сравнивать с нынешними автомобилями не только первые «самобеглые коляски», но и произведения автопромышленности двадцатилетней давности, можно увидеть, что современные технологии все чаще берут на себя роль «третьего глаза». Но все же не стоит забывать о ключевой роли человека в обеспечении собственной безопасности.