18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Обзорность. И открывается чудесный вид

Это связано не только с отсутствием фантазии у водителей-аварийщиков, но и с невнимательностью, самоуверенностью, ограниченной видимостью, плохой погодой и, почти всегда, с недостаточной обзорностью с водительского места. С человеческой безалаберностью, как и с погодой, ничего не поделаешь, но с вопросом обзора разобраться можно своими силами.

За стеклом
Хороший обзор обеспечивается при условии, когда нет предметов, создающих помех взгляду. Но автомобиль тем и хорош, что защищает пассажиров от ветра, снега, дождя и прочих «прелестей» внешней среды. Почти единственным материалом, который способен выполнять эти функции, совершенно не создавая помех для обзора, является стекло. В соответствии с изменениями к ГОСТу, введенными в действие 01.01.2002 года, светопропускание ветровых (лобовых) стекол должно быть не менее 75%, стекол передних дверей – не менее 70%. Эти стекла не должны искажать цветовое восприятие и оценку расстояния до препятствия. Наиболее популярными видами автостекол давно уже являются готовящиеся по особым рецептам триплекс и сталинит.

1 - Что влияет на обзорность в автомобиле.jpg

Триплекс – слоеный пирог из двух (реже нескольких) листов стекла, скрепленных прозрачной пленкой. Он может выдержать очень сильные удары, но, даже если разбивается, осколки благодаря соединительной пленке остаются на месте. Из-за этого триплекс обосновался в качестве лобового стекла. Сталинит получается при помощи специальной технологии закаливания, что делает стекло особенно прочным. При повышенном давлении он разбивается на мелкие гранулы, безопасные для человека. Его используют в качестве боковых и задних стекол. Впрочем, ветровым он тоже иногда работает. Но только если ветер не сильный – например, на тракторах.

«Слепые» и «мёртвые»
По статистике, более половины ДТП происходит по вине водителей, которые «смотрели и не увидели». Хотя все автомобили, допущенные в эксплуатацию, должны и соответствуют нормам обзорности, которые в нашем отечестве регламентируются ГОСТом Р 51266-99 «Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний». Из документа следует, что в течение всего процесса движения автомобиля от начала до остановки водителю необходимо получать максимум зрительной информации об окружающей обстановке, чтобы своевременно заметить опасность и принять меры для ее ликвидации. Обеспечивается это большой площадью остекления, а также наличием внутренних и наружных зеркал заднего вида. Влияние непогоды уменьшают большой поверхностью очистки ветрового стекла стеклоочистителями и эффективным обмывом (в случае холодов – отоплением и вентиляцией).

3 - Что влияет на обзорность в автомобиле.jpg

Но на практике же водители сталкиваются с так называемыми «мертвыми («слепыми») зонами» – секторами, даже при хорошей погоде выпадающими из поля зрения сидящего за рулем. В них идущий параллельным курсом автомобиль становится в прямом смысле слова «невидимым» – он не отражается ни во внутрисалонном, ни в боковом зеркалах. Сколь ни совершенны последние, но они обеспечивают угол зрения лишь около 14 градусов, из-за чего «мертвая зона» начинается примерно в 10 метрах от обгоняемого автомобиля (чем пользуются автомошенники, подставляясь под удар именно в «слепой» для водителя-жертвы зоне).

Отражённая реальность
С грустью приходится признавать: мы, люди, несовершенны. Если пересесть на автомобиль, понимание своей ограниченности придет очень быстро и зависть к братьям нашим меньшим, чьи глаза снабжены способностью видеть все вокруг себя, станет просто невыносимой. Действительно, будь наш зрительный аппарат устроен так же, как у лошади или стрекозы, дополнительного оборудования в салоне не требовалось бы. Но homo sapiens природа глазами на затылке не снабдила, и потому приходится ей помогать зеркалами заднего вида. Устройство зеркала для контроля за дорогой несколько изменилось с того времени, как они появились в автомобиле. Вместо дорогостоящего серебра в качестве светоотражающего вещества сейчас используют алюминий, хром или никель, а плоскую поверхность заменили на выпуклую – при одинаковых размерах сферическое зеркало имеет значительно большее поле обзора (это требование даже прописано в правилах Европейской экономической комиссии ООН), чем плоское. Правда, чрезмерная кривизна зеркала сильно искажает расстояние до движущихся транспортных средств. Поэтому рекомендуемый радиус кривизны зеркала около 1200 мм для легковых автомобилей и не менее 1800 мм для грузовиков. За рубежом все большую популярность приобретают зеркала с двумя (!) радиусами кривизны поверхности: большой у двух третей поверхности и уменьшенный – у оставшейся части. Благодаря этой «трети» устраняется «мертвый угол», причем большая часть изображения передается почти без искажений, и расстояние до машин-соседей можно оценить очень точно.

Теперь о «темной стороне силы» зеркал. Всякий, кто имел сомнительное удовольствие двигаться ночью в сопровождении автомобиля с плохо или вовсе не отрегулированными фарами, знает, насколько это утомительно и опасно. Для снижения риска «ослепления» большинство современных автомобилей оборудовано зеркалами, имеющими два положения: обычное и «ночь» – когда отражение преломляется через двойное стекло (такие зеркала часто называют призматическими). Сейчас «ручное» управление ими все больше уступает место автоматическому – базовая конструкция дополняется соленоидом и датчиком, реагирующим на увеличение освещенности.

!Это интересно! Слову «фара» около двух тысяч лет. Произошло оно от названия одного из семи чудес света – Фаросского маяка. Фарос – название острова возле гавани Александрии, но моряки в тонкости не вникали и «академиев не кончали», потому стали называть фаросами все маяки без разбору, а позже – все видные издали огни без разбору. А потом изобрели автомобиль…

В отношении наружных зеркал пошли другим путем. Во-первых, боковые зеркала делаются цилиндрическими. А во-вторых, их поверхность покрывают цветной лаковой или полимерной пленкой. Цвет такого тонированного зеркала может быть различным, но во всех случаях происходит небольшая коррекция изображения – оно становится более четким. Кроме того, это покрытие обладает «антибликовым» эффектом. Если же для покрытия использовать тонкий слой хрома, то прибавятся еще два достоинства: высокая стойкость к атмосферным осадкам и более контрастное изображение в ночное время.

4 - Что влияет на обзорность в автомобиле.jpg

Правила ЕЭК ООН четко регламентируют конструкцию зеркал. Они должны монтироваться в жестком корпусе, на жестком кронштейне и быть регулируемыми. Призматические зеркала в положении «ночь» должны обеспечить распознавание цвета сигнальных знаков дорожного движения независимо от погодных условий. И должны быть безопасными – безосколочным.

При правильной настройке внутрисалонное зеркало нужно ставить так, чтобы было видно все заднее стекло и небольшое пространство правее машины. В боковых наружных зеркалах в горизонтальной плоскости должен быть виден край борта, а в вертикальной дорога должна начинаться в районе заднего колеса своей машины. Правда, «мертвые» зоны все равно останутся. Но при такой настройке они будут минимальных размеров.

«…Или когда железом по стеклу»
Вообще-то, их официальное название – стеклоочистители. Но «дворники» звучит роднее, приятнее и понятнее. Мало кто задумывается, что от них, таких простых и незамысловатых, во многом зависит жизнь водителя и сохранность его недешевого имущества. При любых условиях главное на дороге – иметь хороший обзор, и работа щеток стеклоочистителя – единственный (!) способ очистки стекол от воды и грязи. Вероятно, из-за того что дело напрямую связано с уборкой, идея автомобильных дворников пришла в голову… женщине. С 1903 года патент на первый автомобильный стеклоочиститель принадлежит Мэри Андерсен. Тот, первый, был предельно прост: сквозь верхний край рамы лобового стекла проходил шток, у которого на одном конце крепился скребок, а на другом – рукоятка ручного привода. Удобство было сомнительным, и потому с 1910 года инженеры стали снабжать дворники пневматическими и механическими приводами. А вот идея (как и патент на изобретение) электропривода… вновь принадлежит женщине. Шарлотта Бриджвуд оказалась не только сообразительной, но и предприимчивой: она со своей дочерью Лоренс организовала компанию «Бриджвуд», которая занималась в том числе и производством электрических дворников. Правда, у автопроизводителей эта находка интереса не вызвала. Только в 1927 году на рынке появляется компактное, безотказное и недорогое электрическое устройство, знакомое сегодня всем. Небольшие изменения были внесены в конструкцию щеток стеклоочистителей в начале 1950-х годов. Тогда вместо плоских стали появляться выпуклые лобовые стекла, и простые скребки уже не годились.

Задача дворников – удалять со стекла все лишнее. Конструкции могут быть разными, но общая схема единая: рама (металлическая или пластиковая) с несколькими точками прижима и резиновый скребок. Несмотря на сложность подвижной основы, важнейшей частью стеклоочистителя остается «резинка» щетки – именно от нее зависит высокое качество работы всей системы. А потому к ее производству относятся с большим пиететом. Это давно уже не просто резинка, но довольно сложный полимер, хотя резиновая основа сохранилась. Чего только не используют производители для улучшения ее свойств! И силикон, придающий каучуку необходимую эластичность, и графит, позволяющий значительно снизить коэффициент трения щеток по стеклу, и обладающий отличным скольжением, антиприлипающими и водонепроницаемыми свойствами тефлон.

Первое, что стоит помнить при выборе щеток, – на них не стоит экономить. Помимо вопросов безопасности (размазанная по стеклу вода снижает видимость до нуля), в этом пожелании присутствует и экономический аспект. Плохие щетки наносят невосполнимый ущерб лобовому стеклу, которое царапается и затирается пылью до состояния матовости, и его замена может влететь в копеечку. Хороший «дворник» имеет по прилегающему к стеклу краю прямоугольные срезы, образующие две острые кромки, резиновая лента должна обладать однородной фактурой, цветом и выдержанной геометрией. Покрытие должно быть равномерно нанесено на каркас, который не должен шататься в соединениях. Современный стеклоочиститель – это качественное и эффективное удаление воды, снега и грязи в течение около 500 тысяч циклов, что равно по площади примерно 50 футбольным полям.

5 - Что влияет на обзорность в автомобиле.jpg

«Троники» для парка
С увеличением количества автомобилей на дорогах уровень подготовленности водителей заметно снижается. В причинах явления разбираться не будем, а проследим лишь, как на эти изменения реагируют производители автомобилей. Одним из устройств, призванных предупредить возможную опасность для водителя и его авто, является парктроник – приспособление хотя и популярное, но имеющееся все же не на всех машинах и позволяющее «слепому» водителю маневрировать в узких дворовых пространствах, просачиваться между близко расположенными препятствиями или, как следует из названия, филигранно парковаться.

Другое, не намного более понятное название этого агрегата, – «парковочный радар». Устройство обладает способностью мерить дистанцию между автомобилем, на котором он установлен, и другими объектами, находящимися поблизости (как спереди, так и сзади). Парктроник крайне полезен при парковке (особенно задним ходом) в темное время суток. Бордюры, невысокие столбики или спящий маргинал – все это может доставить массу неприятностей при наезде на них во время маневрирования. Принцип работы такого «стражника» прост. Он посылает ультразвуковые волны, которые, отразившись от препятствия, улавливаются сенсорами. От двух до восьми врезных или накладных датчиков, устанавливаемых в задней и передней частях автомобиля (преимущественно на бамперах) контролируют пространство вблизи машины. При обнаружении препятствия биппер издает прерывистый сигнал.

По мере приближения к препятствию частота сигнала увеличивается, и он становится непрерывным, когда препятствие находится в непосредственной близости от автомобиля. В зависимости от расстояния экран монитора (размещенный, как правило, на зеркале заднего вида или в середине приборной панели) светится зеленым-желтым-красным цветом, с индикацией местоположения препятствия: справа-посередине-слева. При таких подсказках можно парковаться «вслепую», демонстрируя высочайшее мастерство и искусство драйва! Той же цели служат и камеры заднего вида, но в России они пока особого распространения не получили, да и идеальными помощниками их назвать сложно. Если основной недостаток парктроников – ложные срабатывания, то камеры сильно зависят от погоды. Снег, дождь или яркое солнце делают камеру заднего вида совершенно бесполезной...

Сама-сама-сама…
Как видно, конструкторы и дизайнеры предприняли все меры, чтобы сделать поездку на автомобиле не только комфортной, но и безопасной. Многократно протестированные и испытанные в течение многих лет устройства позволяют водителю постоянно быть в курсе всего, что происходит впереди-позади-слева-справа от него. Но… человеческий фактор победить пока не удалось. А потому смело можно прибавлять к длинному списку того, чем необходимо комплектовать автомобиль перед выездом, здравый смысл и способность прогнозировать дорожную ситуацию. В противном случае все бесполезно.