Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf

Текст перед ссылками: avito омск Текст после ссылок:

Журнал AG задал несколько вопросов, касающихся безопасности на дорогах в свете принятого законопроекта, вице-председателю Движения автомобилистов России, адвокату Леониду Дмитриевичу Ольшанскому.

AG: Леонид Дмитриевич, депутаты не внесли в законопроект поправок к КоАП пункт о балльной системе учета нарушений. Но ведь в СССР существовала система «дырок» в талоне, глядя на который, воочию видишь – при следующем нарушении можешь лишиться прав, поэтому лучше ездить без нарушений. Может, при такой системе учета возрастет дисциплина водителя?

– В варианте поправок к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), не вошедшем в перечень, принятый в первом чтении Думой 16 марта текущего года, предлагалось не только вернуться к отклоненным ранее репрессиям, но и еще более усугубить их. Например, с 1992-го по 1997 годы действовала схема: водитель, набравший в течение года 15 баллов, мог быть лишен права управления на срок до одного года. Отклоненная поправка гласила: набрал 10 баллов – получи 15 суток административного ареста. Что бросается в глаза? Первое – упущены слова «в течение года», то есть никаких сроков давности! Десять баллов можно набрать в течение всей жизни. Второе: балльная система противоречит важнейшему принципу права – за одно деяние дважды не наказывают. а водителя предлагают наказывать трижды. Первый раз – штрафом за конкретное нарушение Правил дорожного движения (ПДД). Второй – путем начисления пресловутых баллов уже после исполнения первого наказания. И третий – за совершенные ранее деяния – административным арестом. А ведь штрафные баллы не начисляются ни браконьерам, ни контрабандистам, ни мелким хулиганам, ни иным нарушителям административного законодательства! Следовательно, отклоненная поправка, если она будет все-таки включена в проект и принята (напомню, предстоит еще его утверждение во втором и третьем чтениях, после чего он ляжет на стол президенту, и лишь после его подписи закон вступит в силу), будет противоречить ст. 19 Основного Закона нашей страны.

AG: В соответствии с проектом, ответственность за ДТП, совершенное на конкретном автомобиле, теперь возлагается на собственника транспортного средства. Насколько это поможет в улучшении состояния безопасности на дорогах? Какие законы здесь применимы? Насколько это согласуется с практикой, имеющейся в мире?

– Проект поправок к КоАП, принятый в первом чтении Думой 16 марта текущего года, серьезно нарушает права человека и противоречит многим положениям Конституции РФ. Так, предлагается внести в ст. 1.5 КоАП изменения, которые коснутся презумпции невиновности человека. Сегодня вина любого гражданина должна быть доказана, любое сомнение трактуется в пользу обвиняемого. При этом не имеет значения масштаб деяния – убийство или переход улицы на красный сигнал светофора. Процедура для всех едина. Что предлагает законопроект? По замыслу, проезд машин будет сопровождаться фото- и видеосъемкой. При нарушении ПДД квитанция придет по почте собственнику автомобиля. Причем без сопровождающих процедур: участия адвоката, разъяснения гражданину его прав, привлечения свидетелей. То есть документ позволит наказывать по сути невиновного. Получается, при нарушении паспортных, таможенных экологических, иных правил и норм, будет соблюдаться принцип презумпции невиновности. А при предполагаемом нарушении ПДД – прямо противоположный принцип – презумпции виновности. Совершенно очевидно, что нарушаются как минимум две статьи Конституции – 49-я (презумпция невиновности) и 19-я (все равны перед законом и судом). Авторы законопроекта прилагают к нему пояснительную записку, где указывают, что автомобиль является источником повышенной опасности. Однако такая категория очерчена в гражданском законодательстве, и ставить знак равенства с административным правом автоматически нельзя.

AG: В какой степени повлияют предлагаемые поправки на безопасность на дорогах, если они будут приняты в том виде, в каком прошли первое чтение?

– В поправках сделан упор на репрессивную составляющую. Поскольку иных мер законопроект не предлагает, обстановка на дорогах практически не изменится. Всякий мало-мальски знакомый с социологией и криминологией человек знает, что на любое и уголовное преступление, и административное правонарушение влияют тысячи факторов: эмоциональное состояние человека – в данном случае водителя, состояние дорожного покрытия, дорожные условия, освещение, погода и так далее и тому подобное. Из тысяч факторов представители ГИБДД хотят выбрать один. Весь законопроект перенасыщен исключительно репрессивными нормами. Штрафы увеличиваются в десятки раз, по многим составам деяний вводится административный арест – вполне законопослушные водители, совершившие по неосторожности или по недостатку опыта нарушение на дороге, будут помещаться в КПЗ вместе с матерыми рецидивистами. Трудно согласиться с такой концепцией на фоне общей тенденции гуманизации российского законодательства. Следует вспомнить, что сказал по поводу безопасности движения полтора года назад на заседании Госсовета президент нашей страны Владимир Путин. На первом месте в этом деле он обозначил строительство новых дорог, на втором – оперативное прибытие «скорой помощи» на место ДТП, и на третьем – искоренение коррупции в ГИБДД, в первую очередь в вопросе подготовки водительских кадров. А также он сказал, что одним повышением штрафов вопроса не решить.

AG: По поводу коррупции. В среде сотрудников ГИБДД есть мнение, что в коррупции виноваты водители – они сами дают взятки, постовые их об этом не просят.

— Так дают – а вы не берите! Тут поведение какое – нам говорят: «Вы не нарушайте правил и не бойтесь больших штрафов». Но половина штрафов у нас вымогается. Впрямую инспекторы денег не просят, однако создают условия. На вопрос: «Ну, что мы будем де-е-елать?» – заданный соответствующим тоном, напрашивается совершенно определенный ответ. Так что они у нас в завуалированной форме вымогают взятки.

AG: Какие, по Вашему мнению, изменения в законодательстве должны быть первоочередными, чтобы обстановка на дорогах изменилась к лучшему?

– Обстановка на дорогах станет лучше, если мы будем жить строго по законам. Во-первых, совершенно неправомерно положение, чтобы квитанция, на которой выписан штраф, приходила по почте собственнику автотранспортного средства – Конституция священна, и, если сказано: «Презумпция невиновности», – значит, умрите, но докажите, что Иванов убил, Петров украл, Сидоров взял взятку, а Соколов проехал на красный сигнал светофора. Кроме того, необходимо полностью запретить эвакуаторы и блокираторы. Также должна быть возможность обжалования по месту жительства. А то получается – допустим, я, москвич, будучи в командировке у вас во Владивостоке, получил у приятеля доверенность на управление его машиной. Инспектор меня наказал, а я не согласен. Сегодня, для того чтобы опротестовывать это решение, я должен летать во Владивосток, в суд города, где находится ГИБДД. А раньше было можно жаловаться альтернативно – как по месту нахождения милиции, административно-территориального органа, так и по месту жительства гражданина. В заключение хотелось бы напомнить, что в России на сегодняшний день примерно 35 миллионов машин. Средняя российская семья – три человека. Перемножим эти цифры. Получится 100 миллионов, даже с хвостиком. Если они будут протестовать, то волна негодования окажется неизмеримо шире, чем в истории с запретом на красные огни поворотников. Вот почему мне кажется, что законопроект в нынешнем виде принимать нельзя. Его необходимо вернуть на доработку и писать не под диктовку одного ведомства, а привлечь для участия ученых из МГУ, МГЮА, адвокатов, представителей общественных движений автомобилистов. Только при таком подходе может быть обеспечен объективный анализ.