27 Июня 2017 г.    $ 59.00 (-0.66)    € 66.08 (-0.60)

Победы как хобби

Денис – один из трех пилотов известной команды Ares Motorsport. В драг-рейсинг пришел одним из первых, не раз участвовал в красноярской «Абсолютной Дрег-Битве в середине России» и в престижнейших гонках 2008 года показал один из лучших результатов, еще раз доказав, что дальневосточники являются фаворитами в этом виде спорта.

AG: Расскажите о вашей семье, профессии и, наконец, почему выбор был сделан в пользу драг-рейсинга?

– Мне 29 лет, вырос в семье врачей, у самого экономическое образование и, казалось бы, весьма далек от мира автоспорта. Но мой дед работал профессиональным водителем, и его подшивкой автомобильных журналов я зачитывался в детстве. Больше всего волновали воображение рассказы о гоночных автомобилях. Увлечение же конкретно драг-рейсингом появилось случайно – желание сделать свой дорожный автомобиль самым быстрым совпало с началом организованных соревнований в Штыково и постепенно переросло в серьезное занятие. Конечно, учитывая пока еще зачаточное состояние драг-рейсинга в России как автоспорта и малое число хорошо организованных соревнований, это всего лишь хобби для меня, но хобби любимое и отношение к подготовке автомобиля и в целом к соревнованиям ответственное. Проектированием, подбором компонентов занимаюсь сам, с электрикой и настройкой электроники временами работать тоже приходится, но сборку в целом доверяю специалистам, благо за семь лет появились и опыт, и понимание вопроса. Вначале, конечно же, все было иначе.

AG: С чего все начиналось? Были ли учителя?

– В гонках участвую практически с момента их зарождения в Приморье – с 2001 года, когда все были в равных условиях и начинали с нуля. Практически сразу сложились дружеские отношения с Романом Нагервадзе и Валерием Ладыгиным, с которыми теперь состоим в одной команде. Учителей не было, машины строили «своим умом», самостоятельно подбирали нужные компоненты, заказывали их за рубежом, приносили механикам, которые тогда еще мало знали о доработанных деталях. С 2002 года участвую в гонках на авто одной и той же модели – Toyota Soarer.

AG: Почему выбрали именно эту машину и нет ли желания попробовать что-то новое?

– Чувства к Soarer в кузове JZZ30 возникли, когда в начале 1990-х годов мне подарили рекламную брошюру этого автомобиля, с тех пор он и стал моей мечтой. У этой модели большая колесная база, что немаловажно для драгстера. Плюс и в том, что Soarer во многом унифицирован с Toyota Supra, а уж для нее выпускается огромное количество запчастей для дальнейшей доработки – этот автомобиль считается во многом культовым для драг-рейсинга. Тем не менее, если говорить о профессиональном подходе к соревнованиям и постройке автомобиля, многие детали приходится заказывать конкретно под свой проект, и ничего общего с деталями для «тюнинга» дорожных авто они не имеют. Процентов на 80 мой «Соарер» собран из таких эксклюзивных деталей, а из заводских остался лишь кузов, и то в сильно измененном и доработанном виде.

Автомобиль обладает классическим для драга задним приводом. К сожалению, возможности трасс у нас пока не позволяют реализовать весь потенциал монопривода, но желания уйти в полноприводный класс нет. Специфика дисциплины такова, что нередко побеждает не самый быстрый автомобиль, а самый надежный. Грамотно построенный монопривод предпочтительнее, перспективнее в силу более простой конструкции. Он легче полноприводных и обладает куда лучшей курсовой устойчивостью на больших скоростях – сказывается отсутствие широких покрышек на рулевой оси. Ну и самое главное – в классе 2WD от мастерства пилота зависит больше.

AG: Есть мнение, что от пилота в драг-рейсинге не зависит практически ничего, можно ли с этим согласиться?

– Драгстер строится так, чтобы влияние пилота свести к минимуму, но в то же время абсолютно не способен прощать огрехи в управлении. Выжать максимум из болида способны далеко не все. Даже мизерная ошибка приводит как минимум к проигрышу заезда. Не соглашусь, что гонщик, участвующий в заездах по прямой, лишь нажимает на газ на старте, а на тормоз – на финише. Это очень утрированно и далеко от истины. Удерживать даже на прямой автомобиль мощностью полторы тысячи л.с., оснащенный огромными и очень мягкими нерадиальными шинами, на скоростях свыше 250 км/час – задача не из простых. По дистанции работать приходится с акселератором, нужно очень тонко чувствовать момент потери контакта колес с покрытием и соответственно адаптироваться. В Красноярске, к примеру, приходится учитывать даже незначительный двухпроцентный уклон одной из дорожек трассы, вносить изменения в настройку автомобиля и работать рулем и газом заранее, не допуская необратимого заноса. Драг-рейсинг – очень специфичная дисциплина автоспорта, равнять ее с тем же ралли или кольцевыми автогонками неправильно, своих нюансов в управлении авто хватает с лихвой.

Наконец, далеко не каждый психологически выдержит колоссальное волнение в такой острой борьбе с противником, который совсем близко, на соседней дорожке. Впрочем, сказанное справедливо для профессиональных соревнований и серьезно подготовленных болидов, все это имеет мало общего с часто нелегальными и стихийными заездами гражданских автомобилей на дорогах общего пользования. К сожалению, последние многими ошибочно и ассоциируются с «настоящим драг-рейсингом».

AG: Главной гонкой сезона считается «Абсолютная Дрег-Битва». Что можно сказать о ней?

– Красноярские соревнования не имеют аналогов в России и кое в чем в мире – за четыре года «Абсолютная Дрег-Битва в середине России» прошла огромный путь. В этом заслуга организаторов – в подготовке задействованы многие, в том числе и представители краевой администрации. Грамотная организация позволила ликвидировать местные нелегальные гонки. Гоночная трасса «Красное кольцо» с трибунами, вмещающими около 5000 зрителей, рассчитанная в том числе и на проведение гонок по прямой, является лучшей в России.

На этом автомобиле Денис и выиграл "Дрег-Битву 2008"

В 2006 году в заднеприводном классе я здесь занял первое место, но в 2007-м не смог выйти даже из квалификации, возникли технические проблемы с автомобилем. В финале RWD-класса на «Дрег-Битве 2008» я выиграл у американца Джона Киевича на Dodge Viper CC. Однако в абсолютном зачете пробился лишь в четвертьфинал – трасса не была покрыта клеем полностью, машина буксовала из-за избытка мощности, и ее потенциал в борьбе с менее зависимыми от состояния покрытия полноприводными конкурентами реализовать не удалось. Вообще, мой Soarer способен «выехать» из 8 секунд, но на сегодняшний день лучшее время прохождения 402 метров – 9,183 секунды (сказывается отсутствие грамотно подготовленной трассы). Если говорить в целом о нашей команде Ares Motorsport, Роману Нагервадзе в этом году не повезло – из-за проблем с двигателем он не смог показать достойного времени, неисправность нельзя было устранить на месте, наши механики ему помочь были не в силах. А Валерий Ладыгин выступил просто отлично, ему удалось дойти до полуфинала «абсолюта», даже несмотря на определенные проблемы с подвеской автомобиля.

AG: А в каких еще гонках вы участвовали в нынешнем году?

– В сентябре участвовал в Гран-при Москвы по драг-рейсингу, который проводился во второй раз и вроде бы обещал немало положительных моментов. Гонка была организована под эгидой РАФ (Российской автомобильной федерации). Кроме того, половина трассы была проклеена. На бумаге выглядело неплохо, но реальность оказалась куда хуже – покрытие ужасное, на асфальте много «волн», вдоль трассы установлены металлические столбы освещения и кое-где лежат бетонные блоки, призванные защитить зрителей в случае аварии, но почти наверняка ведущие к фатальным для пилота последствиям при «встрече» на большой скорости с таким ограждением. Спортивная организация соревнования была на высоте, однако компенсировать негатив от самой трассы это не в состоянии. Достаточно сказать, что ни один из гонщиков красноярской «Дрег-Битвы» не улучшил свое время в Москве.

Впрочем, лично для меня все сказанное было уже не важно – еще в квалификации я разбил машину, вылетев за пределы трассы после того, как на скорости 250 км/час оторвался фиксатор одного из патрубков и заклинил привод дроссельной заслонки.

AG: Приморье – родина российского драга. Как обстоят дела с местными соревнованиями сейчас?

– Проблема нынешнего драг-рейсинга – отсутствие нормальных, безопасных гоночных трасс. Длина Штыковского аэродрома еще кое-как подходит для гонок, но покрытие оставляет желать лучшего – из-за стыков между плитами заезды небезопасны – прежде всего для зрителей. Взлетно-посадочная полоса на Шаморе все еще коротка для серьезно подготовленных машин. Покрытие не проклеивается нигде, и шансов нормально «зацепиться» у подготовленных машин нет. Поэтому местные соревнования я рассматриваю лишь как возможность изредка протестировать автомобиль, спортивных амбиций на локальном уровне у меня нет. Да и откуда им взяться, если эта проблема с отсутствием нормальной трассы – общая для всех приморских участников той же «Дрег-Битвы», и на местных соревнованиях они появляются лишь от случая к случаю, а остальные участники, мягко говоря, конкуренции нам составить не могут.

AG: Наконец, хочется узнать о ваших планах на будущее.

– На это межсезонье было много планов, меня приглашали в США принять участие в ежегодных соревнованиях Supra Nationals, но, к сожалению, после аварии в Москве я физически не успею подготовить автомобиль к этому мероприятию. Остается лишь красноярская «Абсолютная Дрег-Битва». На нее и будет сделан упор в следующем сезоне. На местных же соревнованиях планирую появиться пару раз максимум.

Автомобиль будет дорабатываться дальше – установим новые слики еще большего размера, появится новая система охлаждения наддуваемого воздуха, доработаю коробку передач – алгоритм переключения будет автоматически меняться с управляющего компьютера. Будет модернизирована система торможения с помощью парашютов, если в этом сезоне она была с механическим приводом, то в следующем будет пневматической. В общем, потенциал у машины есть, и останавливаться на достигнутом я не собираюсь.