19 Сентября 2018 г.     0.00 ()     0.00 ()

Андрей Топорков. Личный взгляд на шинный бизнес

Если без таких принадлежностей, как скребок для снега или провода «прикуривания», в вопросе «обновок» для машины еще можно обойтись, то без подходящих по сезону и параметрам автомобиля шин, а заодно и дисков далеко не уедешь в самом прямом смысле этого слова. Поэтому обойти в нашей «Теме номера» личность, напрямую связанную с шинным бизнесом, мы никак не могли. Герой нашего интервью, руководитель компании «1000 Размеров» Андрей Топорков, начал свое дело еще в студенческие годы, и на сегодняшний день он, пожалуй, знает об этом сегменте буквально все.

AG: Андрей, наш первый вопрос – традиционный: расскажите о своей жизни до прихода в шинный бизнес.
– Я родился и вырос во Владивостоке, а сразу после окончания школы поступил в ДВВИМУ (в настоящее время – Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского, – прим. авт.). Это учебное заведение, к слову, окончили многие известные дальневосточники, в том числе и представители автомобильного бизнеса.

AG: Как вы решили организовать собственное дело?
– Около двадцати лет тому назад, еще будучи курсантом ДВВИМУ, из практики – а мы ходили в рейсы в Японию – я привез во Владивосток несколько комплектов подержанных автошин, которые здесь успешно продал. Нужно сказать, прибавка к стипендии оказалась очень существенной, и к следующей практике я стал вынашивать планы по продолжению подобной работы. Спустя год была привезена следующая партия шин, на этот раз с хорошим запасом, а значит, с заделом на дальнейшую работу.

А на тот момент в Приморье, и особенно в самой краевой столице, перепродажей автомобилей занимались буквально все – кто от случая к случаю, а кто-то фактически жил этим бизнесом. Дальний Восток превращался в самый автомобильный уголок нашей страны, постепенно за «праворульками» стали приезжать гости из Сибири и с запада, в общем, автобизнес изменил положение региона кардинально. Некоторое время торговлей самой техникой занимался и я, но при этом всегда помнил, что работа с автошинами – это хорошая прибавка к заработку. Часто при покупке автомобиля клиенты сразу покупали дополнительный комплект резины или дисков, и со временем уже в те годы зарождения частного капитала в нашей стране у меня даже появились постоянные клиенты.

AG: А как начиналась именно компания «1000 Размеров»?
– Со временем конкуренция в автомобильной сфере стала расти, и нужно было искать какое-то другое направление работы, которое для меня оказалось не новым, а, наоборот, знакомым. Как раз на подходе из Японии был первый контейнер шин, а от «рыночно-барахольной» деятельности нужно было уходить, и вот 2 апреля 1998 года официально была начата работа нашей компании. Почему «1000 Размеров»? Дело в том, что в те годы дефицит автомобильной резины в нашем регионе ощущался довольно сильно, а мы в своей работе решили сделать ставку на максимально возможный ассортимент – чтобы каждый пришедший клиент смог подобрать именно нужный и достойный комплект, а не нечто, которое подходило бы к конкретному автомобилю и дискам весьма условно.

Вскоре ассортимент нашей компании стал самым большим во Владивостоке, и из рядов лидеров по всей России мы не выходим уже долгие годы. Шины и диски ввозятся практически со всех континентов, разве что кроме Антарктиды, и работа ведется непосредственно с производителями.

Андрей Топорков. Личный взгляд на шинный бизнес

AG: Чем непосредственно вы занимаетесь в компании сейчас?
– В настоящее время, когда продажи уже налажены и активно идет работа с нашими региональными дилерами, я посвящаю рабочее время анализу ситуации на рынке и поиску тех направлений деятельности, которых нет у конкурентов. Езжу буквально по всему миру, общаюсь с деловыми партнерами. Это может быть и заключение контрактов с принципиально новыми поставщиками шин и дисков, и даже совместные с производителями проекты.

Из последних личных и корпоративных достижений могу привести в пример договоренность с концерном Nankang – а это один из ведущих тайваньских шинных производителей и самый популярный иностранный бренд в Японии – о производстве особой зимней шипованной и нешипуемой резины для «поднятых» внедорожников и пикапов. Если говорить о типоразмерах, которые вскоре появятся в продаже, то никто в мире прежде таких шин никогда не выпускал. Другой яркий пример сотрудничества с зарубежными партнерами – наша договоренность с американской Nitto Tire и лично с руководителем технического департамента Конрадом Галамгэмом о разработке зимних шин больших посадочных диаметров. В этом процессе специалисты «1000 Размеров» принимают самое непосредственное участие.

А вообще, в сезон мой рабочий день длится до 16 часов, и можно сказать, что во многом компания просто заменяет мне семью.

AG: Находится ли в таком плотном графике со всеми поездками время для отдыха?
– Разумеется, без свободных от работы дней и увлечений обойтись сложно. Все мои хобби объединяет одно – это любовь к активному отдыху. Я занимаюсь парашютным спортом и дайвингом, а по возможности стараюсь выбираться на различные внедорожные «покатушки» с простым отдыхом на природе. Наконец, что называется, попутно с командировками за границу стараюсь посетить места, где не бывал прежде.

AG: И вернемся к бизнесу. Какие серьезные изменения произошли на российском шинном рынке за последние годы?
– Очень большое влияние на нашу сферу бизнеса оказало введение заградительных пошлин на подержанные иномарки, которое ударило по рынку в 2009 году. Владивосток – неофициальная автомобильная столица России – буквально за полгода потерял это звание. Резко сократился поток импорта, что больше всего сказалось на дальневосточных регионах, а значит, и на большое количество клиентов из западных, которые часто покупали шины «в довесок» к «беспробежным» иномаркам, рассчитывать уже не приходится.

Начиная с 2009 года приморский шинный бизнес стал переориентироваться с розничных продаж на оптовые поставки резины и дисков региональным дилерам, а «живые» продажи в местных точках откатились к среднему по стране уровню. Такие изменения в работе произошли со многими местными компаниями, а те, кто не успел «поймать волну», в большинстве своем ушли из шинного сегмента или начали открывать новые направления.

Андрей Топорков. Личный взгляд на шинный бизнес

AG: Какими вы видите перспективы рынка автошин и его участников?
– Все большую роль в нашей работе играет Интернет, ведь благодаря ему каждый клиент может буквально за несколько кликов мышью найти ближайшие предложения, узнать о наличии тех или иных шин, сравнить характеристики похожих моделей, а главное, оценить стоимость конкретного варианта. И самостоятельно принять решение, отдавая предпочтение лучшим. С одной стороны, такая ситуация имеет свои плюсы – в ряде компаний, в том числе и в «1000 Размеров», есть эксклюзивные предложения, ради которых автомобилисты готовы оформлять и розничные заказы из других регионов. Но в то же время единое информационное поле с легкостью отсекает наименее выгодные для клиента варианты, а с ними – и менее расторопных продавцов.

И в дальнейшем рынок онлайн-торговли автомобильными принадлежностями будет развиваться, при этом хочется надеяться на совершенствование системы логистики, которая сейчас очень часто хромает. При этом цены по всей стране в основном диктуют западные компании за счет объемов продаж в «домашних» регионах.

Очевидно, что в ближайшие годы компании, которые не смогут влиться в новую модель шинного бизнеса, просто уйдут с рынка или будут пытаться работать по новым направлениям. Но в результате всех этих преобразований автошины и диски можно будет найти у трех категорий продавцов: в сервисных центрах, в крупных автомаркетах и в сетях специализированных магазинов. При этом в первых двух случаях шины являются только одним из направлений работы, но не основным, и вряд ли там можно будет найти именно то, что требуется. А среди специализированных центров выживут лишь те, которые смогут работать с минимальной наценкой, обладать большими складскими запасами и держать стоимость товаров на уровне ведущих компаний по всей стране. И случится кардинальная перестройка шинного бизнеса в течение ближайших лет пяти, не более.

Таким образом, можно сказать, что в шинном бизнесе смогут остаться только те компании, которые эффективно подстраиваются под все тенденции рынка. Действительно хорошие перспективы могут быть только у тех, кто готов предложить клиентам нечто нестандартное.