18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Что такое ржавчина и как с ней бороться?

Разве что только то, что кузова этих автомобилей не поддаются коррозии – в основе первого лежит пластик, во втором случае – алюминиевый сплав. Нам же, простым автомобилистам, просто необходимо знать, как можно бороться с коррозией.

Выбирая двигатель, мы обращаем внимание на посторонние стуки, расход масла и многое другое. Состояние кузова нужно оценивать не только по наличию или отсутствию механических повреждений, но и по «возрастным изменениям», то есть по имеющимся очагам коррозии. На это стоит обращать внимание даже в случае покупки «беспробежного» авто, ведь рано или поздно в определенных местах краска начнет отслаиваться, и вместо блестящего покрытия машина будет покрыта бурым налетом. Прежде чем начать разговор о методах борьбы с коррозией и защиты от нее, узнаем, как образуется ржавчина.

Коррозия – это сложный химический процесс, на который влияют такие факторы как влажность, состав металла и даже атмосферное давление, поэтому, говоря об этом процессе, мы будем пользоваться некоторыми терминами из химии. Для того, чтобы коррозия возникла, металл (он играет роль электрода) должен контактировать с электролитом – воздухом, водой, или (не дай бог!) солью, которой зимой посыпают поверхность дороги. Окружающая среда также контактирует с другим электродом (например, с поверхностью земли или атмосферой), и в результате начинается процесс окисления, связанный с тем, что электроды имеют разные потенциалы. Это на занятиях химии опыты познавательны и зрелищны, а в нашем случае окисление губительно для автомобильного кузова. Скорость коррозии зависит от самых разных факторов, вплоть до того, что машина, большую часть времени своей «жизни» проводящая в движении, «сгниет» медленнее, чем та, которая долго стоит в гараже или на стоянке. Кстати, разрешим вопрос, где автомобиль лучше хранить: в закрытом помещении влияние окружающей среды ничтожно, поэтому лучше приобретать авто «гаражного хранения». Итак, узнаем о наиболее популярных способах защиты автомобильных кузовов от коррозии.

Korr1.jpg
Кузов классических "Жигулей".
Черной штриховкой обозначены скрытые полости

Самый простой способ замедлить появление и течение (но не остановить их!) коррозии заключается в восстановлении лакокрасочного покрытия и нанесении специальных пленкообразующих составов. На первый взгляд кажется, что нанесение нескольких слоев грунтовки, краски и лака полностью изолирует металл от воздействия на него окружающей среды, но на самом деле при любой технологии нанесения покрытия остаются микропоры, через которые и проникает влага. Наиболее уязвимыми являются такие элементы кузова как внутренние поверхности порогов, рамки ветрового стекла, дверных стоек и колесных арок, то есть поверхности, называемые скрытыми полостями. Если в процессе заводской окраски кузова их еще можно защитить, то даже в условиях самой лучшей мастерской можно добраться не до всех из них. А ведь без таких элементов невозможно сделать даже кузов, не являющийся несущим. Узнаем, что нужно для защиты элементов автомобильного кузова. Во-первых, поверхность металла должна быть полностью очищена от ржавчины (по-научному она называется гидроокисью железа), при этом нужно использовать такие материалы как обезжириватели и преобразователи ржавчины. Во-вторых, при покупке защитного пленкообразующего состава (обычно в их основе лежит нефть) полезно уточнить, для какой детали он лучше всего подойдет – использовать придется несколько составов. Это связано с тем, что разные элементы находятся в разных условиях, например, днище больше всего страдает от ударов камней, а внутренние поверхности порогов – от влаги. Но все-таки, обновление лакокрасочного покрытия с нанесением защитных составов не является панацеей в борьбе с коррозией, в отличие от различных химических способов, в том числе и широко известного цинкования.

Эти химические способы называют протекторной защитой. В процессе коррозии менее активный металл, который называется анодом, окисляется, восстанавливая более активный – катод. В обычных условиях анодом является тот металл, из которого сделан кузов автомобиля, однако если обеспечить его контакт с более активным металлом, например, с цинком или хромом, кузовное железо становится катодом. При этом окружающая среда «нападает» на нанесенный металл. Наиболее выгодным с точки зрения экономики является использование цинка – он не только дешев, но и легок, а ведь даже небольшое увеличение массы автомобиля увеличивает расход топлива. Существует несколько известных методов цинкования – процесса, при котором металл покрывают тончайшим слоем цинка (обычно 6-9 микрометров) с одной или двух (реже) сторон. Горячее цинкование стали выполняется двумя способами: либо погружением готового автомобильного кузова или детали в расплав цинка, либо нанесением этого расплава на металл еще в процессе проката. Первый вариант предпочтительнее, ведь при сварке и штамповке деталей защитный слой повреждается, и коррозия начинается на сварных швах и на наиболее напряженных участках кузова. Другая разновидность процесса – гальваническое цинкование. Деталь или автомобильный кузов окунают в ванну с цинкосодержащим электролитом и подают электрический ток, под действием которого защитный слой цинка со всех сторон оседает на металлических поверхностях. При этом многие автопроизводители окунают в ванну с электролитом не весь его кузов, а только днище, это заметно удешевляет процесс, но делает автомобиль менее защищенным. Наконец, самый дешевый способ защитить кузов от коррозии при помощи цинка – это окраска или грунтовка металлических поверхностей специальными покрытиями, содержащими этот металл. Отметим, что цинкование значительно продлевает срок службы кузовов, но никакая защита не сможет полностью остановить процесс коррозии.

Korr2.jpg
Процесс оцинковки современного кузова на конвейере

Одним из наиболее действенных методов в борьбе с коррозией является электрохимическая защита кузова. Устройства, подобные тому, о котором мы расскажем далее, имеются в автомагазинах, кроме того, конструкция не так уж сложна, и их можно изготавливать самостоятельно. В отличие от протекторной защиты, при электрохимическом методе анод охватывает не всю поверхность кузова, а только участки, наиболее подверженные коррозии. Принципиальная установка состоит из нескольких резисторов, которые повышают электрический потенциал соединенных с ними пластин металла до величины, несколько большей, чем 0,5 В (таким образом, превышая потенциал железа – 0,44 В). Устройство подключается к аккумуляторной батарее и работает постоянно, при этом не потребляет много энергии. Пластины металла, становящиеся под действием электричества анодами, устанавливаются на очищенные от ржавчины и лакокрасочного покрытия поверхности кузова при помощи эпоксидной смолы (клей не должен проводить электричество, иначе устройство наоборот ускорит коррозию). На кузов легкового автомобиля хватит 15-20 пластин, и их нужно устанавливать в такие места как внутренние поверхности крыльев, порогов, пространство под сиденьями в салоне, под капот, в багажник и в двери. Чем больше пластин металла будет установлено, тем большая часть поверхности кузова окажется под защитой. Те устройства для электрохимической защиты, которые имеются в продаже, дополнительно имеют ряд светодиодов, сигнализирующих о работе каждого из анодов.

Korr3.jpg
Основа кузова Nissan Almera Classic

Известно, что после аварии деформированные, даже восстановленные до исходных размеров, детали ржавеют гораздо быстрее. Это связано с наличием разрушающих железо изнутри внутренних напряжений, которые можно нейтрализовать двумя последними способами – применив электрохимическую защиту или воспользовавшись цинкосодержащей грунтовкой.

Мы узнали, как образуется ржавчина, и познакомились с методами, позволяющими ее устранить и остановить. Но может возникнуть вопрос: практически все пользуются японскими машинами, надежнее их – еще поискать, так зачем что-то изобретать? Для ответа на этот вопрос приведем некоторые данные об антикоррозионной стойкости современных автомобилей, полученные после независимого исследования, проведенного в шведском Институте коррозии. Оценки изученным машинам ставились по четырехбалльной шкале. Высший балл получили такие авто как Audi A4, Volkswagen Polo и Volvo S60. Оценками «хорошо» довольствуются несколько моделей BMW, Mercedes-Benz, и две японских модели – Mitsubishi Carisma и Toyota Prius. «Удовлетворительно» шведские эксперты поставили Honda Accord, Subaru Legacy, Toyota Celica и Vitz второго поколения. Но в списке под названием «Неудовлетворительно» японских машин больше всего, и популярные Honda Civic, Mazda Demio, Mitsubishi Lancer, Nissan March и Toyota Corolla в этом числе. Так что не стоит думать, что дополнительная защита нашим железным лошадкам не требуется. Зато теперь мы знаем, что нужно делать, чтобы внешний вид автомобиля радовал глаз долгие годы и при продаже стал преимуществом, а не недостатком.