18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Возвращение бумеранга

Злорадство – чувство малопочтенное, но дарующее порой истинное удовлетворение. От чего? От справедливости, пусть и запоздавшей. От гордости за способность анализировать очевидное. А еще от понимания, что все же существуют в мире законы, нарушать которые не дано никому. Вне зависимости от занимаемой должности, принадлежности к клану или наличия рычагов давления.

И такими законами были и остаются законы экономики. Как и другие законы, что человек не выдумал для облегчения собственного существования, а вывел путем длительного изучения, они действуют без оглядки на желания самого человека. И потому без иронии могут считаться единственно справедливыми. Экономика, как показывает опыт, так и не стала тем «дышлом», что позволяет повернуть вспять естественное течение процессов развития. Более того, забывшихся она строго наказывает. Правда, в случае с российской экономикой наказываются отнюдь не виновники.

Сообщение об увольнении почти 11% работников ОАО «АВТОВАЗ» (около 7500 человек) показало со всей очевидностью, что от бесконечных вливаний в убыточные и неэффективные предприятия колоссальных сумм результат их работы не изменится. И хотя бодрые рапорты пресс-службы предприятия полны оптимизма, достигается он в большей степени за счет манипулирования цифрами и подмены понятий. Так, к примеру, то же сокращение персонала называется мило – «оптимизацией», падение продаж только за год на 13% объясняется продолжающейся инфляцией и падением покупательской способности населения. А исчисляемый десятками миллиардов рублей долг по просроченным кредитам и займам вообще никак не комментируется.

И это все после того, как для спасения сомнительного по эффективности предприятия были приняты беспрецедентные меры защиты, вылившиеся в «зачистку» поля, на котором «играет» ВАЗ?! Не во имя ли спасения российского автоколосса (как показало время, с глиняными ногами) были подняты ввозные пошлины на подержанные иномарки? Тот факт, что тысячи людей, чей доход был завязан на «японцев» (да и «европейцев» тоже), в один момент остались без дохода и без работы, никого тогда не обеспокоил. Это не волжскому ли автогиганту подарили (именно подарили!) миллиарды бюджетных рублей? Притом что даже первые показатели «работы», проведенной на них, впечатлили. Достаточно вспомнить путинскую «Ладу Калину». Вернее, три. Одна из которых сломалась сразу, от второй президент благоразумно избавился (подарил), судьба третьей (необъезженной) так и осталась неизвестной. Не покупателям ли продукции все того же небезызвестного тольяттинского заводика государство по программе утилизации щедро помогало оплачивать кредиты – лишь бы брали?! И не любовь ли к «отеческим гробам» с лодочкой на радиаторной решетке вколачивали во владивостокцев дубинками гастролеры из «Зубра»? Учителями они, отдадим им должное, оказались хорошими. С момента избиения на центральной площади Владивостока мирных безоружных граждан у последних уже не возникало мысли продемонстрировать свое недоумение.

Вот только ничего не помогло. «АВТОВАЗ» как не умел, так и не научился делать машины. Даже с крапленой колодой и десятком козырных тузов в рукаве (вышеназванные меры) он по-прежнему проигрывает. Результатом чего становится в том числе и сокращение тысяч своих работников. Искренне возмущавшихся в свое время деятельностью «распоясавшихся барыг с «Зеленого угла» и приветствовавших жестокое подавление закономерного неудовольствия дальневосточников. Теперь им самим придется узнать, каково это – стать разменной монетой в борьбе за выживание неперспективного предприятия. Но на Дальнем Востоке это едва ли кого обрадует. Ведь получается, что все жертвы были напрасны. А еще потому, что злорадство – чувство малопочтенное. И потому посочувствуем молча. Всем нам.