18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Мотобизнес. Дело на двух колёсах

Куплю товарища
Понятно, что все проблемы с ремонтом, хранением, обслуживанием и прочим возникают после того, как мотоцикл приобретен. Покупка, пожалуй, самый важный шаг из всех, что предстоит сделать будущему владельцу. Тут надо быть особенно внимательным. Сегодня уже можно говорить, что рынок мототехники сформирован, его правила понятны, игроки известны. Процентов 20 продавцов – частники, продающие один-два мотоцикла. Львиную же долю рынка подмяли под себя крупные компании. У кого выгоднее? Сложно сказать. Ведь у одиночек должно быть дешевле. Но рынок не позволяет «задирать» цены. Потому вовсе не обязательно, что в стоимость байка компания-продавец закладывает все свои издержки. Более того, оптимальная процедура покупки состоит в оптовой закупке на аукционах. И здесь у компании ресурсов больше. Второе, сервис, предпродажная подготовка и предоставление гарантий. Мотоцикл приличного возраста, как правило, требует чистки карбюраторов, замены свечей и прочего, что клиент, не являясь специалистом, хорошо выполнить не сможет. Плюс возможность при обнаружении дефекта (все же техника «пробежная», хотя и подготовленная) вернуться и устранить тоже в большей мере привлекает покупателей в крупные компании.

Иван ЛенковМнение специалиста.
Иван Ленков, начальник мотоотдела компании «1000 Размеров»:

– Прогнозы по поводу будущих продаж делать можно – рост налицо, направление развивается. Для нас этот бизнес основной, самостоятельный и самодостаточный. Сезонность, конечно, есть, но она выражена не так ярко, как можно подумать. Зимой покупают, и достаточно много. Опытные мотоциклисты понимают: покупай сани летом, телегу – зимой. На самом деле, «не в сезон» появляются очень интересные предложения на аукционах. Даже мы, официальные компании, несколько опускаем цены. А значит, выгодно купив мотоцикл, можно без спешки подготовить его к началу сезона.

Частники зачастую продают мотоциклы, «побегавшие» по российским дорогам, которые не идут ни в какое сравнение с японскими хайвеями. И понятно, что такими категориями, как гарантия, они не заморачиваются: купил – пользуйся. Еще один плюс китов этого рынка, правда, актуальный больше для регионов, – расчет по безналу. Понятно, кому покупатель будет делать перевод с большим спокойствием. Как известно, деньги имеют скверную манеру исчезать. Для крупных компаний подобное поведение не типично. А вот что, напротив, нормально – это конкуренция. Впрочем, каких-то уродливых или угрожающих форм она не принимает. Тем более что владельцы таких компаний хорошо знакомы друг с другом, распространяют доброжелательные отношения и на бизнес. Но рынок есть рынок. Значит, покупатель ищет самые интересные для него предложения. Кризис основательно перетряхнул «колоду» игроков на этом поле. Докризисные времена отличались большими возможностями, которые дарили доступные кредиты. И люди предпочитали брать новую дорогую технику. И шли к тому, кто ею располагал. Сейчас пристрастия изменились с точностью до наоборот – ищут постарше и подешевле. Тем более что и количество продавцов увеличилось. А это связано уже с другим событием, не менее печальным – кончиной автобизнеса. Компании, подвизавшиеся на автомобильном рынке, оставшись не у дел, но с деньгами и связями в Японии, перестроились, вложившись в мотоциклетную тему. Что сыграло на руку потребителю – предложений стало больше, повысились требования к сервису. Так, если раньше достаточно было просто фотографии, сейчас люди просят присылать видео со звуком мотора (!), сами проверяют в статистике данные. Впрочем, старые игроки, компании, занимающиеся этим давно, гибче реагируют на новые требования рынка, легче подстраиваются под покупателя и могут предложить ему больше, чем новички.

Мотобизнес на Дальнем Востоке

Если друг заломался вдруг
Вторая важная составляющая спокойной мотожизни – обслуживание «здоровой» и «лечение» захворавшей «лошадки». Если вспомнить, что «моцикам», бегающим по Владивостоку, стукнуло по десятку (а то и не по одному) лет, то актуальность мастерской повышается с каждым сезоном. Подтверждая этот тезис, за последние несколько лет количество компаний, которые занимаются непосредственно ремонтом, резко увеличилось. Это уже не просто гаражные «шарашки», а арендованные помещения, с набором необходимого оборудования и штатом сотрудников. «Гаражники» тоже есть. Но, столкнувшись с их «услугами», владельцы недешевых «мотаков» предпочитают искать конторы посолиднее. Где инструмент подороже, гарантий побольше, а квалификация мастеров повыше.

Кстати, о квалификации. Специально во Владивостоке этому ремеслу никто никого не учит. Традиционно дело обстоит так: молодой человек, попав в организацию, занимающуюся продажей мототехники, работает, как «золотая рыбка», – «на посылках» – помыть, почистить, открутить. При желании заглянуть поглубже учится у старших и опытных и переходит на более сложные операции и типы техники. Механики регулярно мигрируют из организации в организацию. Но хороших специалистов в этой сфере все равно мало. А имеющих высшее техническое образование вообще можно пересчитать по пальцам. Подавляющее большинство – самоучки, и потому общий уровень приблизительно одинаков, разница только в опыте. Хороший специалист может быстро определить поломку, последовательность действий по ее устранению, объем работ и сроки. С чем приходят? Основная проблема – отечественное топливо и российские же дороги. Отсюда – настройка-синхронизация карбюраторов и ремонт ходовой части. Ремонт двигателей случается крайне редко. Японские движки надежны сами по себе, да еще японцы отслеживают качество своей продукции. И следующее поколение избавляется от «болячек» предыдущей модели или серии.

Юрий КарабашинМнение специалиста.
Юрий Карабашин, мастер по ремонту ООО «Мотомастерская»:

– Количество мотоциклов в городе растет с каждым годом (открытие-закрытие сезона – яркий показатель). Значит, рынок услуг будет расти. Их все равно нужно обслуживать, доводить до ума. Есть спрос – есть предложение. Люди пользуются мотоциклами, техника ломается. Плюс серьезно подвержена влиянию внешней среды, в частности, дорог, погоды, ДТП. Всегда требуется настройка – ведь техника не новая. Ну и ремонт, разумеется. Приходят в негодность некоторые узлы и агрегаты, высыхают и изнашиваются «резинки». Сейчас наметилась тенденция: мастерские занимаются кастомайзингом, переделкой мотоциклов, созданием дополнительных конструкций – багажников, ветровиков, защиты.

Но не стоит забывать, что техника «б/у», значит, требует повышенного внимания. Его она получает сразу при пересечении границы. Оптовики, которые «гоняют» контейнеры с мотоциклами, предпочитают работать со своими мастерами, которым могут доверить дорогой товар. И сами мастера охотно идут на такое сотрудничество – объемы большие, работы много. И все же основной потребитель ремонтных услуг – сам байкер. Который зачастую определился с мастерской и мастером. Как правило, пристрастия обусловлены опытом общения с другими и качественной работой кого-то конкретно. И мастер, в свою очередь, заинтересован в хорошей работе. Он не только не теряет клиента (вопреки утверждению: «сделай хорошо — и тебя забудут, сделай плохо – и тебя будут помнить долго»), но и приобретает новых. Которых приводит старый клиент, довольный уровнем, качеством и сроками его работы. А вот цены в городе примерно одинаковы, так что искать где подешевле не стоит – можно нарваться на бракоделов или новичков. Нарваться, кстати, можно, если назвать ремонт мотоциклов бизнесом. «Бизнес – это купи-продай, а у нас тяжелая работа», – кредо настоящих мастеров. Кстати, настоящие ли они, можно судить еще и по тому, дают ли гарантию на свою работу. Мера эта непопулярная, но ужасно привлекательная для владельца мотоцикла. Подвигающая мастера работать качественно. Чтобы не выслушивать упреки и не тратить лишнее время на устранение проблем. Бизнес (пока мастера не слышат) по ремонту не самый выгодный. И, плюс, для подавляющего большинства сезонный. Впрочем, есть категория опытных и дальновидных мотоциклистов, которые «в зиму» ставят байки на ремонт и обслуживание в мастерские. Поскольку зимой можно произвести «косметику», восстановление после ДТП (есть время подобрать нужные запчасти, заказать в Японии или найти по городу). Иногда мастерские используются в качестве теплого бокса для тех, кто его не имеет. С условием сервисного обслуживания и подготовки к сезону. За счет чего мастерские загружены круглый год и мастера не «провисают» по финансам.

Мотобизнес на Дальнем Востоке

…карман не тянет
И последнее по списку, но не последнее по значению – запчасти, расходники, резина и экип. Если на автомобиле можно ездить вообще без одежды, то байк такого панибратства может не простить. Еще менее терпим он к отсутствию нужных деталей. И тут возникает заминка – где и у кого? Выход, разумеется, есть, но сегодняшнее состояние рынка запчастей для мотоциклов можно смело сравнить с рынком запчастей для автомобилей… американского или европейского производства. Проще говоря, в наличии – минимум. И хоть наиболее популярные марки байков известны, «замораживать» деньги в запчастях к ним невыгодно. Искать на разборках – сложно и непродуктивно. Ведь, в отличие от попавшей в ДТП машины, со «стукнутого» байка снимать практически нечего (наиболее востребованные зеркала, ручки, поворотники отлетают напрочь). В связи с этим самым популярным и экономически оправданным на сегодняшний день способом получить нужную «железку» остается заказ ее через специализированный магазин. Их в городе не много – хватит пальцев одной руки. Варианты разные: есть подороже и побыстрее, а есть подольше и подешевле. Преимущество этого способа очевидно – ничего искать не нужно, просто заказ по каталогу, оплата и гарантированно оригинальная запчасть через неделю в городе. У каждого магазина свои покупатели. Причины этого одни – комфорт покупок, дружеские отношения, рекомендации и нежелание экспериментировать. В основе процесса покупки – доверительные отношения, все делается по звонку. К сожалению, для владельцев (в итоге – и для байкеров) бизнес сезонный и сильно зависимый. От таможни, погоды, состояния дорог и прочего. Но поскольку им занимаются, видимо, он приносит что-то, кроме морального удовлетворения. А уж как он облегчает жизнь байкерам, вынужденным терять драгоценные дни мотосезона из-за отсутствия на мотоцикле какой-то крайне нужной мелочовки, и говорить нечего.

Мотобизнес на Дальнем Востоке

Можно брать…
…поскольку вас ждут. Как видно из этого обзора, город готов принять новообращенного байкера под свое крыло. Помочь с выбором, отремонтировать в случае надобности, подсказать, что лучше и выгоднее. И пусть со временем в гараже настоящего мужчины рядом с «тюненной» «Короллой» или отливающим лаком «Инфинити» «засветится» пафосный чоппер или агрессивный профиль «спорта». Ведь байк – это очень удобно. Но практическая составляющая вопроса едва ли является основополагающей. В каждом взрослом и сильном мужчине живет мальчишка-романтик, желающий непременно реализовать свою детскую мечту заглянуть за горизонт.

Андрей ТарасовМнение специалиста.
Андрей Тарасов, директор магазина «Джет Байк»:

– Чем проще мы делаем процесс покупки – тем больше желания купить у клиентов возникает. Он и сам может купить запчасть дешевле. Но! Преодолев некоторые трудности – пошел, нашел, уточнил, сверил, со скрипом принял решение и заказал. Или совершенно без забот – позвонил, узнал цену, заказал и через неделю забрал. Этот способ проще, но чуть-чуть дороже. Кто-то упорно ищет «бэушное», но на 200 рублей дешевле… нового. Чтобы через неделю-другую, когда оно порвется или сломается, вновь приступить к поискам.