18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Покетбайки. Лекарство от мототоксикоза – 2

С превеликой грустью и ясным осознанием очевидного приходится признать: он закончился! Тот, кого так ждали, на кого возлагались такие надежды, кто казался бесконечным, увы, завершился – мотосезон-2013 стал историей. Дальние прохваты, шумные тусовки и прочее мотосчастье – уже в прошлом, «до свиданья, лето, до свиданья…». Но, как говорил товарищ Саахов в незабвенной «Кавказской пленнице», торопиться не надо. Последуем же его совету и… не станем торопиться прощаться с мотоциклом на целых полгода. Есть вариант! Пересесть с него на… другой мотоцикл. Он, правда, поменьше «ростом» и не такой «подрывной», но в том, что касается ощущений, полное совпадение! И погонять на нем можно совершенно реально, со всеми присущими этому мероприятию составляющими: скоростью, риском и адреналином.

Как кролика из шляпы…
…так и этот мотоцикл теоретически можно достать из кармана. Впрочем, куда как комфортнее возить его хотя бы в сумке, не говоря уж о багажнике автомобиля. И тем не менее «карманный» формат его нашел свое отражение даже в названии этого класса, карликового семейства мотодвухколесных – покетбайк (pocket bike). Тут важно не спутать его со «старшим братом» – мини-байком. Таким термином уже давно и не без основания называют мотосредства более компактные, нежели «реальные» большие мотоциклы. И несколько более величественные по сравнению со своими лилипутскими родственниками.

Покеты – это совсем другое! Кое-кто полагает увлечение ими за полноценную философию и даже мировоззрение. И обусловлен такой взгляд наличием на покетбайках всех необходимых и обязательных компонентов настоящего мотоцикла. С той лишь разницей, что исполнены они в масштабе один к… Притом что уровень и начинки, и внешних элементов соответствует уровню дорогих «спортов» и даже чопперов. И если последние вызывают некоторое недоумение даже у убежденных адептов этого вида транспорта, то в том, что касается «спортбайков», – полная идиллия. Поскольку гоняться на таких «мини-спортах» можно, как и на их «рослых» «братьях». Правда, скорость не превысит 80 км/час, но на таком «Коньке-Горбунке» ее, поверьте, будет предостаточно. Впрочем, главное преимущество этой малявки в том, что кататься на ней можно круглый год. Выбирая в качестве трека что угодно, начиная с крытого картодрома и заканчивая залом гипермаркета. Тем более что на такой скорости догнать «гонщика» охране будет затруднительно. Но это так, к слову… Пока же, как водится, немного истории.

Где-то далеко, очень далеко
Забавно, но место рождения «мотогорбунка», как и его сказочного копытного прототипа, доподлинно неизвестно. Можно только приблизительно прикинуть, что появление маленького (очень маленького!) мотоцикла совпало по времени с появлением его четырехколесного аналога – картинга. Тогда, в 60-х годах прошлого века, по всему миру ребята с «очумелыми ручками» заболели созданием самодвижущихся поделок. «Лепили» их из того, что было под рукой или что можно было… утащить с предприятия (несуны – отнюдь не советское изобретение). Обрезки труб, колеса от тележек, моторы от стиральных машин или газонокосилок – все шло в дело. Кое-кто, учуяв конъюнктуру, даже наладил выпуск мелкосерийных партий таких «мото-непонятно-что». Венцом этого помешательства стали в 1965 году первые в истории любительские гонки на мини-байках. Увы, популярности картинга эти гонки не снискали. И причин тому множество: отсутствие специальных трасс, специфика транспортного средства, повышенный травматизм и пр., пр., пр.

Новую жизнь в подзаржавевшую идею, как нередко бывало, вдохнули японцы. В 1975 году компания Fuki Planning (занимающаяся производством мопедов), наладила серийный выпуск мини-байков Bullet. Судя по тому что всего через год (!) в окрестностях Токио стартовал мини-мотоциклетный чемпионат, задумка пришлась по душе «мини-байкерам». И производителям мототехники. К уже упомянутой Bullet, почуяв наживу, как-то быстро присоединились и другие компании, выбросив на рынок сразу несколько моделей: Jaxson, Dandy, Shinwa.

Покетбайки. Лекарство от мототоксикоза – 2

И все же жирный восклицательный знак в этой эпопее поставили итальянцы. Фанаты мотоспорта просто не могли проигнорировать нарождающийся вид. Они не просто признали мини-байки полноценными гоночным типом, но немедленно организовали свой чемпионат по мини-мото, а чуть позже был учрежден даже Кубок Италии. Там же возникла концепция «чистых» покетбайков. Компания братьев Полини серьезно отнеслась к «несерьезным» мотоциклам и взялась за их промышленное производство, выпустив на рынок целую гамму мини-байков Dream Bike. В которых, в отличие от японской техники, использовались не просто подходящие по размеру и мощности моторы, но специально разработанные движки – исключительно для этого класса. За прошедшие годы идея шагнула в массы. Благодаря чему сегодня в мире уже десятки фирм занимаются производством pocket bikes: SG (Италия), Blata (Чехия), Bianchi (Франция), GEM (Великобритания), GRC, Pasini, Polini, D.M., Stamas, ZPF, Vittorazi, ATM, I-Esse. Мини-байки этих фирм отличает не только бренд, различия могут быть такие же, как и у обычных мотоциклов разных марок: в двигателе, в концепции рамы и облицовке. Но суть общая – скромный «карманный» формат и скорость не по росту.

Под микроскопом
Это, конечно же, преувеличение. Покетбайк хотя статью и не вышел, размера все же пристойного. Достаточно сказать, что «живого веса» в нем до пуда. Что, кстати, и делает весьма затруднительным ношение его в кармане. В отношении всего остального – немного ниже.

Начнем с главного – «пламенного сердечка» (поскольку маленькое). Как правило, на покетах устанавливают двухтактные движки объемом в 30, 40 или 50 кубических сантиметров, мощностью аж до 17 л. с. Такой экономвариант продиктован не только стоимостью, но и простотой производства. «Карманный» двигатель сделан словно по картинке из учебника физики для шестого класса: картер, коленчатый вал, цилиндр с поршнем, карбюратор, простейшие зажигание и центробежное сцепление (как у мотороллеров). Другими словами, ничего лишнего или избыточного. Ну, может, на особо продвинутых мини-байках добавляется водяное охлаждение и, соответственно, «докидывается» помпа. Заводится этот агрегат, как пила «Дружба», шнуром! Дешево, сердито и… очень надежно.

Надежности же способствуют дисковые тормоза, чьи суппорты приводятся в действие не гидравликой, но тросом (как у велосипеда). Несложно догадаться, что и здесь соображения экономии пришли в согласие с общей концепцией – просто, доступно, надежно. И (!) никакого дополнительного оборудования! Настолько никакого, что на покетбайках нет даже… подвески. Проще говоря, переднее колесо жестко закреплено в вилке, заднее намертво прикреплено к раме. К слову, достаточно жесткой. Она – залог управляемости мотоцикла. По этой причине на «миниках» она выполнена, как у больших спортбайков: диагональная из алюминиевых сплавов или пространственная из хромомолибденовых труб.

Покетбайки. Лекарство от мототоксикоза – 2

Завершают конструкцию мини-байка колеса различных размеров (от 4” до 6,5”) и покрышки разного состава. К покрышкам, так необходимым на соревнованиях, производители относятся с большим вниманием. Их (а также слики с разным составом, дождевую резину и микс) производят фирмы PMT, Sawa, Uhtan в различных моделях.

ПДД и т. д.
Дальше, как в анекдоте, две новости: хорошая и не очень… Последняя состоит в том, что на «большую дорогу» на таком «почти мотоцикле» выезжать запрещено. Правда, и желающих прохватить по нашим горкам-ямкам найдется немного. При размере колеса чуть больше бублика и конструктивном отсутствии амортизаторов езда по нашим «направлениям» – занятие для мазохистов. Но не стоит так уж переживать – есть еще и хорошая новость: в любых других местах кататься можно! Что выбрать в качестве трека – дело пристрастий. Вот только легально эксплуатация этого аппаратика на улицах с пешеходами запрещена. В некоторых странах даже езда по тротуару может стать прологом дорогостоящего общения с полисменом. Что делать? Обратить внимание на что-то традиционно гоночное. Где, помимо хорошего и ровного (это важно!) покрытия, можно найти и единомышленников, с которыми очень даже можно будет погоняться (а для чего еще такой байк?!). Тем более что овладеть искусством вождения этого «мальца» достаточно просто. Впрочем, те, кто полагает, что«покетбайк из категории «сел и поехал», серьезно заблуждаются. Дело в том, что, в отличие от большого мотоцикла, малый вес и короткая база делают «карманный моц» очень чувствительным. Как следствие, все его реакции предельно обострены. И требуется немало ловкости, чтобы удержать «лошадку» на трассе, а не улететь в кювет или на покрышки-ограждения. К опасностям можно отнести и неспособность байка, в отсутствие пружин и амортизаторов, «держать дорогу» на предельной скорости. Что тоже делает передвижение на нем занятием увлекательным и… довольно рискованным. Кстати, по этой причине специально оборудованные трассы для гонок на покетах не имеют продолжительных или длинных участков. Но беспокоиться о том, что хапнуть свою дозу адреналина не удастся, излишне. Этого на гонках хватит всем! Хотя бы потому, что на таких крохотных мотоциклах (с такой низкой посадкой мотоциклиста) даже скорость в 80 км/ч воспринимается очень остро. А множество крутых поворотов, которые нужно проходить на предельно возможной скорости, требуют от пилотов точно не меньше мастерства, чем от гонщиков, выступающих в полноразмерных гоночных сериях.

И опять к слову. Кое-кто из тех, кем ныне гордится мотоспорт, начинал как раз с таких малышей. О чем сегодня говорит с гордостью и ностальгией. Более того, европейские гонки на покетбайках давно стали своеобразным пропуском в мир большого спорта, включая его вершину – Мото Гран-при. Знаменитый мотогонщик Валентино Росси начинал карьеру на покетбайке, так же как и Марко Меландри, Лорис Капиросси или Нубацу Аоки. Так что у каждого, сумевшего укротить «мотоконька», есть шанс!

Покетбайки. Лекарство от мототоксикоза – 2

Стоят такие мотоциклы сравнительно недорого – от тысячи до трех тысяч долларов. Много это или мало? Если вспомнить, что в течение полугода ничего подобного оседлать не удастся, что покет при желании может стать билетом в большие гонки, что это самый эффективный и естественный способ лечения зимнего мототоксикоза, то едва ли у кого повернется язык упрекнуть производителей в жадности.

И еще. Очевидно, что обслуживание и эксплуатация покетбайка обходятся значительно дешевле, чем это же обойдется владельцу полноразмерного мотоцикла. И значит, особо «карман не оттянет». Но даст возможность продлевать мотосезон на целый год. Или, если желаете, не прерывать его ни на один день. Не заморачиваясь в том числе и вопросами, как добраться до трека. Да легко! Просто положив «байк» в багажник легковушки. Или, в отсутствие таковой, просто взяв его на руки. Вот в автобусе-то удивятся…