18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Масляный фильтр. От «А» до «Я»

Межнациональное «не подмажешь – не поедешь» к миру мотоциклов имеет самое прямое отношение. Еще и потому, что если с плохим топливом и не особо качественной охлаждающей жидкостью жить худо-бедно можно (или хотя бы дотянуть до оазиса, где продается что-то получше), то вот в вопросах масла шутки неуместны.

Фигурная железяка с красивым названием «двигатель» напрочь лишена чувства юмора. Как результат – он просто не поймет, отчего это в него заливается какая-то бурда, не подходящая ему по характеристикам и не соответствующая рекомендациям мануала. И так же просто – сдохнет…

Любой из тех, кто имеет в своей «конюшне» двух-, трех- или четырехколесного «друга», заходил хоть раз в авто-, мотомагазин. При всем имеющемся разнообразии представленных там товаров один отдел вызывает благоговейное восхищение у всех без исключения – отдел технических жидкостей. Сотни (а со складскими запасниками – тысячи) банок всех форм, цветов и размеров вызывают уважение, трепет и… ужас! Ибо разобраться во всем этом специфическом океане без доброжелательного участия специалистов (по счастью, присутствующих здесь же) не представляется возможным. Особенно если возникла потребность заправить какую-нибудь «прокачанную» «бэху» или «японца» «лохматого года». С байками (неважно, чьего производства) все намного проще. Во-первых, существуют рекомендации завода-изготовителя по типам, маркам и даже объемам заливки. Во-вторых, нелишне воспользоваться опытом бывалых байкеров, которые дурного в принципе не пожелают. А в-третьих, чисто мотоциклетных масел не так уж и много. Сориентироваться в них не сложно, зная основные типы маркировок и принцип использования масел исходя из написанной на банках или бутылках «китайской грамоты». Кстати сказать, полученные таким образом знания пригодятся, если возникнет желание поменять «лошадку» на «тележку», байк – на автомобиль. Дело в том, что маркировки только для «мотомасел» не существует. И по этой причине весь мир пользуется той, что уже придумана, – автомобильной.

Рядовому потребителю этой текучей субстанции для того, чтобы не промахнуться и прослыть знатоком, достаточно знать лишь два основных критерия – вязкость и уровень качества. Именно они определяют достоинства той или иной марки, а также наиболее выгодные и комфортные области применения. По списку и пойдем.

SAE, API и другие
Из всех существующих классификаций вязкости моторных масел для четырехтактных двигателей в России больше всего прижилась SAE, созданная по методике Американского общества автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers). Российские инженеры, в свою очередь, не желая заморачиваться и «выводить» что-то свое, адаптировали SAE под отечественные форматы. Просто приклеив на него свою бирочку – ГОСТ 17479.1-85.

Поскольку двигатели эксплуатируются круглый год, производители масла предлагают «эксплуататорам» линейку своей продукции на все случаи жизни и все сезоны. Есть масла исключительно для «минусов» (SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и только для плюсовых температур (SAE 20, 30, 40). Последние, к слову, большая редкость, поскольку мало востребованы в России. В отеческих пределах погода столь же непредсказуема, как и все остальное. Именно по этой причине наибольшим спросом пользуются всесезонные масла. Те, что на любой сезон, влажность и температуру. Получают этот продукт путем добавления в простейшее базовое масло специальных присадок. Такие добавки делают масло достаточно жидким, и запускать двигатель с ними легко даже при отрицательных температурах. Кроме того, присадки обеспечивают необходимый уровень защиты трущихся деталей двигателя при его нагреве до рабочей температуры. Обозначаются всесезонные сорта SAE 10W40, 15W50, 10W60 и подобными комбинациями чисел, определяющими температурный диапазон применения данного масла.

Второй показатель масла, на который стоит обратить пристальное внимание, – уровень качества. Проще говоря, это параметр того, насколько тот или иной продукт подходит именно этому мотоциклу. Ведь далеко не все байки чинно двигаются с разрешенной скоростью по помытым и ровным дорогам. Как правило, все происходит не совсем так, а чаще совсем не так. И значит, желательно «заливаться» чем-то поприличнее. Чтобы выбрать это «приличнее» и при этом не переборщить (не известно, что для байка хуже), можно и нужно воспользоваться методикой, разработанной API (Американским институтом нефти – American Petroleum Institute), поскольку другой просто нет. Уровень качества зашифрован здесь в двух буквах латинского алфавита: первая всегда S – с нее начинаются аббревиатуры всех моторных масел для бензиновых двигателей; вторая классифицирует качественный уровень масла как таковой, и чем дальше она стоит (по английскому алфавиту) от А, тем более высокие эксплуатационные параметры у данного масла. Сейчас автомобильные моторные масла встречаются следующих классов: SE, SF, SG, SH и SJ. Из всей линейки для мотоциклов подходят несколько. Но в рознице отчего-то присутствуют только две «буквы»: SF и SG. Что даже хорошо, поскольку практически исключает муки выбора.

Масляный фильтр. От «А» до «Я»

Синтетика или минералка
Вопрос отнюдь не праздный. Еще и потому, что байк, в отличие от подавляющего большинства представителей колесной техники, используется очень кратковременный период. Положа руку на сердце, можно утверждать, что большую часть года он мирно стоит в гараже (если повезет). Этот простой порой недешево обходится его владельцу. Поскольку приходится платить за гараж, во-первых, и ремонтировать байк при неправильной реанимации после зимней спячки, во-вторых. «Оживление» любимого коня тем сложнее, чем меньше ему было оказано внимания при консервации. Когда вопрос залитого масла становился первостепенным. Ведь в течение многомесячного «молчания» в двигателе нередко происходит залегание колец. Пренебрежение этой опасностью чревато дорогущим ремонтом. А надо-то было всего-навсего пользоваться качественной «синтетикой», не образующей нагара и кокса. А в идеале еще и той, что приспособлена для гоночных нагрузок. Низковязкие масла, рекомендуемые японскими инструкциями, созданы для тепличных внутрияпонских условий, обеспечить надежную защиту двигателя мотоцикла в России они не в состоянии. Отечественные дорожные и климатические условия диктуют выбор более густых масел, эффективно работающих в режимах перегрева и высоких нагрузок. Это особенно касается спортбайков, укомплектованных особенно форсированными двигателями. Вот для них-то повышенная вязкость – самое то. И значит, следует обратить внимание на синтетические масла, где в обозначении после буквы W стоит цифра минимум 50 (но можно и побольше). Что стоит перед «дубльве» – не так важно, поскольку указывает на минусовую температуру, при которой двигатель должен завестись. Ну, если вы не владелец «Урала» или «Днепра», то не стоит обращать на нее внимания. А если владелец – тем более. Поскольку если нет денег на нормальный моц, значит, и денег на хорошее масло тоже нет…

Минеральные масла в мотоциклах почти не используют. Причина в их крайне нестабильных потребительских свойствах. В частности, изменении показателя вязкости в зависимости от температуры двигателя. В связи с этим в чистом виде такие масла практически не применяются, а используются для основы, в которую добавляют массу различных присадок для увеличения густоты масла и создания качественной масляной пленки в парах трения. Только после всех этих манипуляций можно получить масло с желательными свойствами. Но после добавления в «минералку» присадок оно становится уже «синтетикой». А это уже совсем другая история. Рассказанная выше.

Мыть или не мыть?
«Вот в чем вопрос. Достойно ли терпеть безропотно…» Желающих ознакомиться с полным текстом гамлетовского монолога отсылаем к Вильяму нашему Шекспиру. И неслучайно, поскольку тема, приподнятая принцем датским, по-своему любопытна. Вот только тема, о которой пойдет речь, так же небезынтересна. В особенности владельцам байков. В особенности в период ежегодной смены масла. Споры о том, стоит или не стоит промывать систему перед этой важной процедурой, идут давно, но единого мнения так и нет. Пока же неофициально решено, что это дело в принципе полезное. Но не стоит частить – достаточно одного раза в три года. Или если после покупки, потому что нет уверенности, что конкретно было залито в картер. Здесь тоже не стоит рисковать и лучше бы «помыться». Смешавшись, масла (старое и новое) вполне могут оказаться малосовместимыми. В этом случае у двигателя, а также и у хозяина байка могут возникнуть проблемы, решение которых встанет в копеечку!

Если решено промывать, можно воспользоваться любым из двух наиболее популярных способов. Оба не особенно трудоемки и дороги. Но различия все же есть, и они принципиальны. Первый способ самый очевидный – при помощи специального промывочного масла. Его заливают в двигатель после слива отработанного, не меняя фильтр. Двигатель работает на холостом ходу 15-20 минут, промывка сливается, фильтр меняется, и заливается свежее масло. Недостатком этого способа промывания двигателя является то, что слить промывочное масло полностью не удается, а его остаток снижает вязкость (а следовательно, и ресурс) свежезалитого.

Другой способ промывания двигателя надежнее и проще. В отработанное масло заливается быстродействующая промывка – так называемая «пятиминутка». После того как такой «коктейль» «покрутится» в двигателе 10-15 минут, его можно сливать и заливать свежее масло. Главное достоинство этого метода в том, что керосиновая основа «пятиминутки» испарится сама собой буквально через 20-30 минут. Но есть и еще одно. Известно, что масло в процессе работы теряет присадки, в том числе моющие. Используемые сегодня «пятиминутки» способны их восполнять, заметно усиливая моющие свойства масла, которое попутно еще и разжижается и сливается почти без остатка.

Не стоит забывать о том, что в большинстве моделей мотоциклетных двигателей сцепление, коробка передач, а нередко и генератор находятся в одной масляной ванне. Каждый из этих узлов предъявляет свои требования для промывочных жидкостей, которые, как правило, учитываются при создании мотопромывок. А вот для автомобилей требования несколько иные, оттого автопромывки абсолютно неприемлемы для байков. Более того – смертельно опасны для их двигателей!

Советы «на посошок»
Собственно, все уже было сказано выше. Здесь – своего рода резюме во избежание ошибок, вызванных невнимательным чтением или неуместной снисходительностью.

Главное, что стоит помнить: для мотоциклов нужно использовать только мотомасло. Следование этой рекомендации позволит значительно увеличить срок службы двигателя и уменьшить расходы на его содержание, эксплуатацию и ремонт.

Масло нужно менять регулярно. Поскольку байк не машина, не стоит ждать зимы, чтобы залить чего «пожиже». Засеките по спидометру (и лучше запишите) «точку» смены масла. И через 5000 км замените. Всего-навсего…

И не покупайте масла у уличных торговцев, которые в изобилии стоят на оживленных трассах. Неспециалист ни за что не определит, что залито в канистру. Тем более в запаянную. Следует помнить, что подделать бутылку значительно проще, чем масло. И потому не следует экономить «на спичках» – в специализированном магазине такая же бутылка или канистра с маслом встанет чуть дороже. Но в качестве приятного бонуса обладатель такой бутылки станет еще и обладателем именно того масла, название и характеристики которого написаны на этикетке. А это, можно не сомневаться, очень хорошо!