30 Сентября 2020 г.     0.00 ()     0.00 ()

ОВК: пружины made in Japan

Множество раз видел в автомагазинах Владивостока пружины для автомобильных подвесок марки ОВК и никогда не задумывался, что означают эти латинские буквы. Оказалось, они расшифровываются очень просто: «Осака Банэ Коге», по-японски означает «Осакский пружинный завод». По приглашению японской стороны корреспондент AG побывал на этом предприятии, в 2013 году отмечающем свое 80-летие.

Завод Osaka Bane Inc. расположен, как можно догадаться из самого названия, в промышленном районе города Осака. На первом этаже – производство, на втором – офисы, в стороне – склад готовой продукции. В следующем году планируется достроить еще один цех. Завод далеко не гигант, на нем занято всего 50 сотрудников, зато он не отстает от крупнейших предприятий с точки зрения технологий. Это подтверждается успехом пружин ОВК на мировом рынке.

…В цеху остро пахнет горячим металлом и смазкой. Рабочие в аккуратных синих комбинезонах, не обращая на нас внимания, раскаляют металлические прутья, похожие на обычную арматуру, в специальных печах. Потом извлекают их оттуда – горячие, красные, размягченные – и наматывают на специальные болванки. Дальше пружины-полуфабрикаты остужают. Они проходят пескоструйную обработку, в завершение – окраску.

ОВК: пружины made in Japan

Пружина подвески – деталь хотя не очень заметная снаружи, но зато очень ответственная. Она выполняет незавидную функцию атланта: держит на себе кузов автомобиля, поглощает удары (особенно актуально для наших дорог), гасит раскачку машины, способствует плавности хода, напрямую влияет на разгон и, что еще важнее, торможение. Адекватная работа пружин подвески – не только комфорт, но и безопасность. Просевшие от времени, они ухудшают управляемость (машина уже не так охотно реагирует на повороты руля и нажатие педали тормоза) и даже уменьшают клиренс. Если в связке «амортизатор – пружина» обнаруживается слабое звено, это сразу отражается на поведении машины, хотя неопытный водитель может и не заметить проблемы. Поэтому специалисты рекомендуют менять пружины раз в 3-4 года или каждые 40 тысяч километров пробега. Тогда у вашей машины всегда будет бодрая пружинистая походка.

В качестве сырья для пружин ОВК используется высокопрочная сталь с добавлением углерода, кремния, марганца, хрома, ванадия. Окраску производят по технологии Powder Coating – с применением частичек эпоксидной смолы, за счет чего пружина получает надежную антикоррозийную защиту. В результате на пружину не влияют агрессивные вещества (например, пресловутые дорожные реагенты – ведь пружина открыта окружающей среде), она не боится перепада температур.

ОВК: пружины made in Japan

…Только что окрашенные металлические спирали умиротворенно висят, обсыхая, похожие на вяленую рыбу. Им еще предстоят испытания на упругость (на станке пружину заставят сжиматься 250 тысяч раз), магнитный тест, аппаратный контроль перед отправкой клиенту, чтобы тот был спокоен. Благодаря отлаженной системе контроля практически весь брак выявляется еще в процессе производства.

ОВК производит пружины разных типов. Стандартная пружина соответствует заводским параметрам автомобиля. Усиленная отличается большей жесткостью. Пружины переменной жесткости эффективнее гасят колебания кузова, а пружины для увеличения клиренса «поднимают» кузов, не нарушая геометрии подвески. Нестандартные виды пружин востребованы спортсменами – и гонщиками, и любителями оффроуда. Кстати, ОВК поддерживает автоспорт – ралли Asia Cross Country, ралли Dakar, ралли Japan.

ОВК: пружины made in Japan

Порядка 70 процентов продукции завода – именно автомобильные пружины. Но само за себя говорит то, что даже знаменитые скоростные японские поезда «синкансэн» оснащаются пружинами ОВК. Другие пружины той же марки идут на строительство мостов и зданий, устойчивых к землетрясениям, – ведь к домостроению в сейсмоопасной Японии подход особый. Продукция ОВК использована при строительстве башни Tokyo Tower, знакомой всем, кто хоть раз бывал в японской столице.

Одна часть продукции завода ОВК идет на внутренний японский рынок, другая – на экспорт. Российский рынок на Осакском пружинном заводе считается одним из приоритетных. Это и неудивительно: в России весьма велика доля неновых (а то и откровенно старых) машин, которым как раз требуется замена пружин подвески – узла, который «ходит» достаточно долго, но рано или поздно все равно изнашивается. Завод выпускает пружины даже для тех моделей, которые давным-давно сняты с производства, – опять-таки весьма актуально для Сибири и Дальнего Востока, автопарк которых едва ли не полностью состоит из подержанных японских автомобилей, в том числе 1990-х и даже 1980-х годов выпуска. Ассортимент предприятия – более 4000 марок пружин для автомобилей начала 1980-х и моложе. На заказ здесь изготовят пружину вообще для любой машины, хоть для «Антилопы-Гну». Освоены не только японские марки, но и корейские, европейские, американские, даже российские. В заводском каталоге я с удивлением наткнулся на экспортные марки Lada с непривычными названиями Nova, Estate, Toscana, под которыми прячутся обычные «семерки» или «десятки».

ОВК: пружины made in Japan

Начальник международного отдела ОВК Эиичиро Осаки (Eiichiro Osaki) рассказал, что не раз бывал в России: «Наша компания очень тесно связана с Россией, туда постоянно ездят наши сотрудники». Россия покупает больше всего единиц продукции завода – до 300 тысяч пружин в год. Может быть, в том числе и поэтому к качеству своей продукции завод подходит особенно тщательно: всем известны особенности российских дорог, не щадящих даже японские автомобили. Нам вручают проспекты на русском языке, показывают презентацию на русском, и это уже не удивляет.

Говоря об особенностях работы с Россией, представители ОВК пожимают плечами: запчасти одни и те же, отношения с российскими партнерами давно налажены. Есть позитивный сдвиг – российские коммерсанты постепенно выходят из налоговой тени, что упрощает взаимодействие. Узнав, что я приехал из Владивостока, Осаки-сан живо реагирует, с улыбкой вспоминает пробки на Алеутской и Светланской. Пробки, состоящие из машин, в подвесках которых установлены в том числе и пружины ОВК. То есть рабочие места для жителей Осаки помогаем создавать мы – такой получается симбиоз.

ОВК: пружины made in Japan

Нас проводят на склад, где постоянно находится 40-50 тысяч единиц готовой продукции. На контейнерах, готовых к отправке, – ярлычки: «Порт Восточный», «Красноярск», «Новосибирск»… Все по-честному. Это тот самый «оригинал», который – «заказ из Японии», который – «не Китай». Вопреки распространившемуся мнению, отнюдь не все запчасти производятся в Китае или в каких-нибудь Эмиратах, в чем я теперь убедился лично. Клейму «made in Japan» на продукции завода ОВК стоит верить, как когда-то – пятиугольному советскому знаку качества.

Не боги «Тойоты» собирают. Все берется отсюда – из вроде бы обычного металла, обычных цехов, из-под аккуратных и уверенных рук обычных японских работяг.