18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Dodge T214-WC52. Орденоносный оруженосец

Начало истории автомобиля, известного в нашей стране как «Додж – три четверти», напрямую не связано со Второй мировой войной. Во второй половине 1930-х руководство американского военного ведомства решило обновить свой автопарк. Штабисты постановили, что основным армейским грузовиком должна стать полноприводная модель грузоподъемностью 2,5 американских тонны (2270 кг), после чего на конвейеры встали знаменитые Studebaker US6 и GMC CCKV-353. Также «звездно-полосатое» военное ведомство объявило заказ на легковой командирский вездеход, в результате появились легендарные Willys MB и Ford GPW, родоначальники всех современных внедорожников. А родословная одного из самых многофункциональных автомобилей всех времен и народов – Dodge T214 – берет начало все от той же военной классификации, где значился и полноприводный автомобиль грузоподъемностью 0,5 американских тонны (454 кг) для выполнения командирских, штабных, санитарных, разведывательных функций, транспортировки легкого вооружения, личного состава подразделений и раненых бойцов. Для краткости такой класс обозначили как Weapon Carrier (WC), что значит «носитель вооружений».

-DodgeT2141.JPG

Компания Dodge вскоре после начала выпуска своих легковых авто в 1914 году приступила к производству коммерческих моделей, которые в Штатах принято обозначать термином «truck», и от участия в армейском тендере отказаться никак не могла. Поначалу такие автомобили строились на удлиненных и усиленных легковых платформах, но к 1930-м «траки» превратились в полностью оригинальные конструкции. Первой машиной от Dodge, удовлетворявшей требованиям военных, стала модель T202 с рядной «шестеркой» объемом 3294 куб. см (79 л. с., или 58 кВт), трехступенчатой МКПП и понижающей передачей в раздаточной коробке. В зависимости от требований, предшественник будущего «три четверти» поставлялся заказчику в одном из шести кузовных исполнений, в том числе как санитарный универсал, но с «гражданским» оперением. Этот автомобиль был принят на вооружение как VC1 и в первое время своей службы оставался единственным легковым (конечно, с поправкой на массу и габариты) внедорожником в американской армии.

-DodgeT2142.JPG

В конце 1940 года инженеры Dodge подготовили усовершенствованное семейство автомобилей грузоподъемностью 0,5 американских тонны – модели с 3,6-литровыми движками и оригинальным оперением кабин. Машины серии T202 и T207 были приняты на вооружение уже как первые представители семейства Weapon Carrier. Военные посчитали, что такие «большие джипы» в первую очередь подходят для транспортировки артиллерийских орудий, однако их «конвейерная жизнь» продлилась недолго. С октября 1941-го по май 1942-го их сменил Dodge T215 с форсированным до 99 л. с. (73 кВт) двигателем, который впоследствии и уступил место самому настоящему герою Второй мировой, автомобилю, известному как WC51.

-DodgeT2143.JPG

Силовой агрегат Dodge T214 (базовый пикап этого семейства и был поставлен американской армией на вооружение как Weapon Carrier 51) – это неоднократно модернизированный рядный 6-цилиндровый двигатель, объем которого довели до 3772 куб. см (его мощность составила 92 л. с., или 68 кВт). Рама, полноприводная трансмиссия и подвеска у армейского «трака» собственные (грузоподъемность составляет уже три четверти американских тонн, или 680 кг, без учета массы буксируемого прицепа), но сцепление, коробка передач, рулевое управление и тормоза для всех представителей серии WC были использованы от довоенных, гражданских, пикапов компании. Впрочем, многие узлы дорабатывались для повышения надежности автомобиля и упрощения его конструкции. Привычный сотовый радиатор уступил место аналогичному устройству, состоящему из трубочек, которые гораздо проще запаять на ближайшем бивуаке. Карбюратор оснастили особым поплавком, который практически исключает «перелив» или опорожнение камеры при движении по пересеченной местности. А вентилятор системы охлаждения расположился максимально высоко – так при преодолении брода меньше риск окатить электрооборудование водой.

-DodgeT2146.JPG

Говорить о внешнем виде и эргономике салона Dodge T214-WC52 – все равно что рассуждать об эстетике армейского кирзового сапога. Красота этого автомобиля в его силе, в чувстве уверенности, которое он придает. Состоящим из двух частей передним бампером можно легко столкнуть на обочину сгоревший во время налета грузовик, при этом фары будут защищены металлическими решетками, а для замены лопнувшего колеса размерности 9.00-16, помимо инструмента, понадобится лишь столкнуть с водительской подножки запаску. Дверей в «Додже» нет, а лобовое стекло откидывается на капот для удобства маскировки. И, наверное, солдатам Второй мировой (командиру подразделения полагалось отдельное кресло в кабине) после многокилометровых марш-бросков деревянные лавки вдоль бортов казались настоящими роскошными диванами.

-DodgeT2148.jpg

-DodgeT2147.JPG

Рассказывая об особенностях Dodge T214, следует рассказать о модификациях авто, заодно упомянув и о применении машины, прозванной американскими военными beep (сокращение от big jeep). Под буквенно-цифровым обозначением WC51 скрывается базовый «оруженосец» с открытой кабиной, выпускавшийся с использованием кузовных элементов от Budd Manufacturing Company. Изображенный на наших снимках автомобиль WC52 стандартного для армии США цвета olive drab отличается от «базовой комплектации» наличием лебедки, приводимой в движении коробкой отбора мощности. Такое усовершенствование конструкторы Dodge посчитали необходимым для машины, предназначенной в первую очередь для буксировки 57-миллиметрового орудия M1. Выпускались и «траки» с цельнометаллическими кузовами – грузопассажирский WC53 с колесной базой 2896 мм и санитарный фургон WC54 с колесной базой 3073 мм и кузовом работы Wayne Works. Индекс WC55 американские военные присвоили «Доджу», предназначенному для установки 37-миллиметровой противотанковой пушки и по сути являвшемуся самоходной артустановкой. Как командирские и разведывательные использовались авто WC56, WC57 и WC58 с открытыми пятиместными кузовами, отличающиеся между собой отсутствием или наличием лебедки и радиостанции. Также имелись модификации Dodge T214 для прокладки телефонных линий (WC59), шасси для кузова «ремлетучки» M2 (WC60), санитарный автомобиль с кузовом повышенной вместимости (WC64) и даже строившийся в единичных экземплярах трехосный пикап WC63 грузоподъемностью 1,25 американских тонны. Всего до 1945 года было произведено более 250 000 экземпляров Dodge T214 самых разных модификаций.
После подписания договора о ленд-лизе между США и СССР «Доджи» стали массово поступать в Красную армию. Роль «большого джипа» в победе над фашизмом – тема отдельной статьи. Мы лишь упомянем, что T214 наряду с «Виллисом» и «Студебеккером» упоминается практически во всех произведениях о Великой Отечественной. А прозвище «три четверти» в стране, где грузовики делились на полуторки и трехтонки, стало более чем закономерным.

-DodgeT2144.JPG


В нашей стране «живые» Dodge WC51 практически полностью перевелись вскоре после победного мая 1945 года. Согласно все того же договора о ленд-лизе, СССР был обязан вернуть всю исправную технику. Но и в Штатах «реэмигранты» были не нужны. Так, смахивая текущие по щекам слезы, фронтовые шоферы смотрели, как спрессованные буквально в лепешки внедорожники с грохотом летели в трюмы сухогрузов. А те экземпляры, что удалось спасти, вскоре лишились «родных» двигателей и коробок передач, получили советские приборы, «будки» для зимней эксплуатации и многое другое, что не позволяет назвать такие автомобили настоящими Dodge WC51, достойными сохранения.
Оставшимся в Штатах и Европе «большим джипам» повезло гораздо больше, и многие из них до сих пор радуют глаз владельцев и всех интересующихся автомобильной историей. По окончании Второй мировой войны экземпляр Dodge WC52, представленный на наших снимках, долгие годы служил в Королевских вооруженных силах Швеции (к слову, автомобили этого проекта воевали и в Корее, и в Индокитае, и в Алжире, и во многих других локальных горячих точках). Достоверно известно, что затем «ветеран» принимал участие в тушении лесных пожаров в горной провинции Ямтланд на границе с Норвегией, а потом попал в частные руки. Довольно долго Dodge эксплуатировался владельцем-охотником в окрестностях горного курорта Оре как повседневный внедорожник. Сейчас же WC52 находится в частной коллекции в Эстонии и периодически принимает участие в различных мероприятиях. И не только в качестве «свадебного генерала» – порой внедорожнику дают возможность «вспомнить молодость», выезжая на нем в самые незатронутые цивилизацией места, которые современным джипам могут только сниться. Дай бог такого «здоровья» каждому автомобилю! Ведь подобные примеры помогают донести историю до наших потомков.

-DodgeT2145.JPG


Технические характеристики Dodge T214-WC52

Двигатель:рядный 6-цилиндровый, карбюраторный, 3772 куб. см
Максимальная мощность:мощность: 92 л. с. (68 кВт) при 3200 об./мин.
Максимальный крутящий момент: 244 Нм
Трансмиссия:3-ступенчатая МКПП, РК с понижающей передачей
Привод:подключаемый полный
Габариты кузова (длина-ширина-высота):4480х2100х2170 (1710 при сложенном верхе) мм
Колесная база:2489 мм
Грузоподъемность (включая массу прицепа):800 кг
Снаряженная масса: 2700 кг