18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Toyota Celica TA27 1600GT. Далёкая и близкая легенда

Есть и машины, сочетающие в себе все эти и многие другие изюминки. Разве название «Toyota Celica» не ассоциируется с понятием «легенда японского автопрома»? В нынешнем году семейство празднует сороковой юбилей. И у нас есть возможность узнать больше о лифтбэке Celica TA27, относящемся как раз к первому поколению знаменитого спорткара.
Говоря об истории создания спорткара, нельзя не отметить тот факт, что в 1960-х годах японский автопром буквально пережил второе рождение. Да, собственные модели существовали и до этого, но только тогда их стали строить без оглядки на аналоги от именитых зарубежных концернов. И вот на международном Токийском автошоу 1965 года Toyota произвела фурор, представив машину, которая считается первым суперкаром из Страны восходящего солнца. Toyota 2000GT выпускалась с 1967-го по 1970 год совместно с концерном Yamaha и была растиражирована всего в 351 экземпляре, став недоступной для простых смертных. Но этот автомобиль показал, что японские спорткары могут выступать на равных с легендарными моделями тех лет, и руководство Toyota Motor Co. приняло решение о подготовке к производству массовой модели, способной укрепить имидж марки на ключевых внешних рынках.

IMG_4454.jpg   IMG_4562.jpg

Toyota Celica серии A20/35 дебютировала в октябре 1970 года на моторшоу в Токио, а спустя всего два месяца после мировой премьеры спорткар поступил в продажу на внутреннем японском рынке. В первый период производства будущая легенда выпускалась только как нотчбэк-купе, то есть спорткар имел два полноценных места спереди и два «детских» сзади, присутствовал явно выраженный багажник и отсутствовали рамки дверей и вторых боковых стекол. Знатоки автопрома сразу же метко окрестили заднеприводную «Целику» первых лет выпуска уменьшенной копией знаменитого Ford Mustang 1969 модельного года. Конечно, пропорции схожих по назначению автомобилей с разных сторон Атлантики оказались похожими. Но японское купе выделялось более плавными очертаниями, решетками воздуховодов на боковинах капота и «собранной» за счет перетекания бампера в линию габаритных огней передней частью. Это сделало его интересным для самых разных категорий автомобилистов.
Заслуживает внимания и интерьер спорткара первого поколения. Во многом торпедо своими очертаниями напоминает об именитом «прародителе», суперкаре Toyota 2000GT. Однако при обилии хрома в нем нет вставок из дерева ценных пород – их место занял практичный и удобный для массового производства пластик. Кресла и обивки дверей отделаны комбинацией кожи и ткани, рулевое колесо выполнено четырехспицевым, а рычаг переключения передач для спорткара расположен непривычно высоко. Сложив спинки передних сидений и сдвинув кресла вперед, мы получаем доступ к заднему «дивану». Правда, из-за крупного центрального тоннеля кузова мест там всего два.
В зависимости от установленных силовых агрегатов, коробок передач и уровня оснащения Toyota Celica первого поколения для внутреннего японского рынка могла иметь «приставки» ET, LT, ST, GT и GTV (на экспортных рынках ранние купе предлагались только в комплектациях LT, ST и GT). «Младшие» спорткары получали 1600-кубовые одновальные двигатели 2T с единственным карбюратором, часть машин оснащали сдвоенными карбюраторами с нисходящим потоком (двигатель 2T-B), и, наконец, «топовая» версия Celica GT получила оборудованный двумя карбюраторами Mikuni-Solex двухвальный мотор 2T-G. Существовали две механические коробки передач – 4-ступенчатая W40 и 5-ступенчатая W50. Как опция был доступен 3-ступенчатый «автомат» A40. Передние тормоза спорткаров являлись дисковыми, а задние – барабанными. В качестве дополнительного оборудования Celica первого поколения могла оснащаться электростеклоподъемниками, дополнительными датчиками (например, давления масла) и лампами, предупреждающими о возможных неисправностях, а также кондиционером.

IMG_4567.jpg

Спустя год после дебюта нотчбэка-купе на Токийском автосалоне был представлен концепт Toyota SV-1, представляющий собой спортивный лифтбэк (хетчбэк с выступающей «хвостовой» частью) на базе уже ставшей серийной модели Celica. Оценив реакцию публики на этот прототип, маркетологи концерна Toyota дали добро на запуск в серию новой кузовной версии спорткара, в то же время демонстрировавшийся по соседству универсал SV-1 Wagon так навсегда и остался в единственном экземпляре.
Toyota Celica Liftback на внутреннем японском рынке поступила в продажу в апреле 1973 года. В зависимости от установленного двигателя модель обозначалась как RA25 (2-литровый 110-сильный – 82 кВт – двигатель 18R-G, разработанный в сотрудничестве с компанией Yamaha) или TA27 (1,6-литровый 2T-G, также присутствовавший на купе). На наших снимках – представительница как раз последней модификации. Абсолютно такие же экземпляры Toyota Celica Liftback поставлялись на европейский рынок, и только после рестайлинга 1975 года в Старом Свете стали доступны леворульные спорткары. В Соединенные Штаты, где купе были доступны уже с 1971 года (с 1,9-литровыми двухвальными двигателями мощностью 140 л.с. – 104 кВт), лифтбэки стали поставлять с 1975 года с 2,2-литровым 96-сильным (72 кВт) одновальным 20R.

IMG_4477.jpg   IMG_4394.jpg

В 1975 году нотчбэк-купе претерпело значительные изменения. Колесную базу увеличили с 2407 мм до 2500 мм, что сделало спорткар более привлекательным для любителей ездить с пассажирами. Внешне «поздние» закрытые спорткары от «ранних» моделей можно отличить по установленным вертикально, а не под наклоном к вертикали передним габаритным огням. Считающаяся более «драйверской» Toyota Celica Liftback столь кардинальным доработкам не подверглась, однако для американского рынка ее хромированные бамперы сменили на энергопоглощающие пластиковые.

В 1972 году Toyota Celica TA22 1600GTV (модификация GT, дополненная спортивной подвеской и упрощенным интерьером) дебютировала в Мировом чемпионате по авторалли. Экипаж Оува Андерссона привел японский спорткар к финишу гонки RAC Rally девятым. Так началась богатая спортивная история «Целики», на которой серия WRC выигрывалась не однажды. В 1977 году серия A20/35 уступила место на конвейере не менее успешной Celica A40 – в этом модельном ряду впервые появился открытый кузов, оттуда же родом такие модели, как Supra и Camry. Третье поколение (A60) отмечено первой турбированной версией, а представители семейства Celica T160 стали первыми переднеприводными (производились и версии с 4WD) в серии. Как это ни печально, богатая история юбиляра завершилась на седьмом поколении – 21 апреля 2006 года с конвейера одного из японских заводов сошел последний экземпляр спорткара. Имя Toyota Celica для ценителей ярких и быстрых авто по-прежнему значится в списке самых легендарных и обожаемых. Так повелось еще 40 лет назад и, похоже, будет продолжаться еще очень долго. Разве это не заслуженно?

IMG_4377.jpg   IMG_4435.jpg


Технические характеристики Toyota Celica TA27 1600GT
Двигатель:2T-G – рядный 4-цилиндровый, DOHC, 1588 куб.см
Максимальная мощность:115 л.с. (84,6 кВт) при 6400 об./мин.
Максимальный крутящий момент:105 Нм при 5200 об./мин.
Трансмиссия: 5-ступенчатая МКПП
Привод:задний
Колесная база:2407 мм
Габариты кузова (длина-ширина-высота):4170х1600х1300 мм
Снаряженная масса:1166 кг

Текст и фото: Юрий Морозов

Редакция  благодарит команду Nittzerwerk за предоставленный для съемок автомобиль

Больше фото здесь