29 Марта 2017 г.    $ 56.94 (-0.09)    € 61.81 (-0.15)

Honda Civic. Конкурент с Востока

Со времен основателя, Соичиро Хонды, продукцию концерна отличала нестандартность: инженеры Toyota и Mitsubishi разрабатывали новейшие автомобили, а Honda давно покорила мотоциклетный рынок мира своими четырехтактными моторами. Коленвалы двигателей всех производителей вращались в одну сторону, а у моторов Honda – в другую. Подобных примеров много, и один из них – Civic. Он, как и модели-предшественники, вобрал множество нетипичных для Японии и всего мира технических решений, став бестселлером почти на всех континентах. 

К концу 1960-х годов японская автопромышленность отошла от производства дешевых микролитражек, но инженеры Honda готовили последователя своей первой легковушки, модели N360. Новинке требовались экономичность, передний привод, компактный кузов и не сравнимая с конкурентами вместительность. Последнюю задачу решили, расположив силовой агрегат поперечно и объединив его в один узел с коробкой передач. Подвеску всех колес сделали независимой, и 4-ступенчатая МКПП стала базовой. Чтобы небольшие габариты кузова не отталкивали покупателей, как стандартное оборудование Civic получил радиоприемник, отопитель кузова, двухскоростные дворники и травмобезопасную переднюю панель салона. В качестве опций на некоторые модификации устанавливали стеклоочиститель заднего стекла, кондиционер, 5-ступенчатую «механику» или 2-ступенчатый «автомат» Hondamatic. Вмещавший четверых человек двухдверный седан был представлен публике в июле 1972 года, а через два месяца появился трехдверный пятиместный хетчбэк.

Чтобы машина могла успешно конкурировать с зарубежными компактными авто, Honda Civic первого поколения оборудовали дисковыми передними тормозами и рассчитанными на активное вождение передними сиденьями типа «полуковш». В оформлении простого, но практичного кузова чувствуется подражание американским моделям – массивные хромированные бамперы, выступающая по сравнению с фарами решетка радиатора, рельефные колесные арки. В 1970 году в Америке был принят первый закон, касающийся экологичности автомобильных моторов, – Clean Air Act, и к моменту появления Civic на рынке (экспорт начался вскоре после старта производства) компактные городские авто стали популярными в Новом Свете. Американцы оценили качество сборки новинки, и объемы продаж понемногу росли.

Кузов типа универсал появился на втором поколении Honda Civic
Кузов типа универсал появился на втором поколении Honda Civic

В 1973 году Honda Civic получает третье место на европейском конкурсе «Автомобиль года», что подогревает интерес к модели в странах, всегда славившихся своими авто. А в Соединенных Штатах грянул топливный кризис, и американцы смогли взглянуть на Civic по-новому: машина-то не только экологичная, но и просто «нюхающая» бензин! В итоге модель первого поколения признают лучшим импортным автомобилем США в 1974 году. На ранние «Цивики» устанавливался рядный четырехцилиндровый карбюраторный бензиновый мотор объемом 1169 куб.см мощностью 54 л.с. (40 кВт), позже его модернизировали, увеличив объем до 1237 куб.см, а мощность – до 60 л.с. (45 кВт). Сейчас эти цифры кажутся смешными, но 35 лет назад компактная и легкая машинка с подобным силовым агрегатом могла обставить престижный седан или полноразмерный кабриолет в городе и на шоссе. Автомобилисты узнали еще об одном преимуществе Honda Civic. Наживка была проглочена! В середине 1970-х появился четырехдверный седан, не продававшийся на целом ряде рынков. Когда к уже знакомым кузовным модификациям прибавились пятидверные хетчбэк и универсал, потребовался и более мощный мотор. Им стал полуторалитровый агрегат мощностью 69 «лошадей» (52 кВт).

Появившийся в 1974 году двигатель CVCC с форкамерно-факельным зажиганием стал настоящим прорывом «Хонды». Его особенность в том, что искра на свече зажигания воспламеняет не всю смесь воздуха и бензина, а только ту ее часть, которая находится от нее в непосредственной близости, а оставшееся в цилиндре горючее сгорает по цепной реакции. Моторы с таким зажиганием работают на более бедной смеси, чем их классические аналоги, потребляют меньше топлива и при одинаковом объеме являются более мощными. Очередное ужесточение экологических требований в США годом позже не отразилось ни на цене, ни на конструкции японских купе и хетчбэков, в то время как авто-конкуренты начали обзаводиться каталитическими нейтрализаторами. Американские и европейские автопроизводители признали Honda Civic первым достойным конкурентом японского автопрома в своем классе.

Второе поколение модели появилось в 1979 году и начало экспортироваться годом позже. Трех- и пятидверный хетчбэки, четырехдверный седан и универсал теперь производили не только в Японии, но и в южноафриканском Ист Лондоне. «Новый» Civic внешне напоминал предшественника, но увеличившиеся формы стали более угловатыми. Поначалу коробки передач остались прежними, а вот гамму моторов сразу же обновили: 1335-кубовый двигатель имел мощность в 55 л.с. (41 кВт), а 1488-кубовый – в 67 л.с. (50 кВт), причем оба силовых агрегата выполнили по технологии CVCC. Все машины, кроме универсала, получили два уровня комплектации – базовую и версию DX с такими наворотами, как улучшенная отделка салона и обогреватель дверных стекол; а Civic с полуторалитровым мотором также был доступен в комплектации GL с радиальными шинами, молдингами на боковинах кузова, тахометром и часами. Грузопассажирские авто имели уровень отделки, подобный «средней» версии DX.

В 1980-м появились Honda Civic с новой трехступенчатой АКПП. Через два года был проведен рестайлинг, сделавший головную оптику прямоугольной, а бамперы – черными вместо прежних хромированных. Отличавшаяся некоторыми внешними и внутренними изменениями версия седана с 1,5-литровым двигателем выпускалась в Южной Африке и Японии как Honda Ballade (на японском рынке в сентябре 1987 года ее заменила модель Concerto). Эту же машину, несколько доработав, по лицензии производил британский Triumph, назвав ее Acclaim (та же Honda, но с английской «пропиской»). Она продавалась в Европе свободно, не подпадая под требование о реализации здесь не более 11 процентов японских автомобилей от общих объемов продаж в каждом классе. А как противопоставление Golf GTI в 1983 году был создан Civic S, оснащавшийся «старшим» двигателем и отличавшийся от «гражданских» версий более жесткой подвеской с задним стабилизатором поперечной устойчивости, иными колесными дисками и покрышками, а также оформлением кузова.

Honda Civic четвертого поколения в кузове седан
Honda Civic третьего поколения в кузове седан

Семейство Honda Civic третьего поколения вышло в 1983 году и продержалось на конвейере до 1987-го и, кроме Японии, выпускалось в Канаде, на Тайване и в ЮАР. Стали доступны такие кузовные версии, как спорткупе CR-X и высокий универсал Civic Shuttle, который в наши дни можно назвать минивэном. Добавился новый четырехцилиндровый двигатель объемом 1,5 литра, имевший по три клапана на цилиндр и отличавшийся высокой для своего класса мощностью – 76 л.с. (57 кВт). Большая часть «Цивиков» этого поколения оснащалась системой электронного впрыска топлива, был ряд полноприводных модификаций, в том числе и с вискомуфтой в межосевом дифференциале. Интересно, что седаны Civic и Civic Si продавались в Европе как Honda Ballade и Rover 213/216, а спорткупе CR-X, продававшееся на всех рынках в четырехместном исполнении, в Соединенных Штатах не имело второго ряда сидений.

Схема Civic CRX с двигателем с системой VTEC
Схема Civic CRX с двигателем с системой VTEC

Четвертое поколение «Цивика», представленное в 1987 году, примечательно семейством двигателей с системой автоматического изменения фаз газораспределения VTEC. Для концерна Honda технология была не в новинку, но впервые в мире ее применили на автомобилях особо малого класса. Civic снова оказался на высоте и впереди конкурентов! Несмотря на сокращение модификаций, доступных на американском рынке, в Соединенных Штатах открывается завод по сборке популярных моделей. Honda Civic четвертого поколения стала длиннее и визуально ниже своих предшественников, что добавило экстерьеру динамичности. Рестайлинг 1990 года коснулся бамперов, передней и задней оптики, наружных зеркал и комбинации приборов. Через год появилось пятое поколение Civic. В продаже остались только трехдверный хетчбэк, двухдверное купе для американского рынка (уже не как отдельная модель CR-X) и отличавшийся большей колесной базой седан. В мае 1995 года, за несколько месяцев до очередной смены семейства, японский конвейер в городе Судзука покинул десятимиллионный Civic.

С конца 1980-х годов Honda пропагандирует создание экологичных автомобилей, и семейство Civic 1996 модельного года стало первым из серийных, отвечавших японским требованиям Low Emission Vehicle (LEV). С шестого поколения «Цивик» перешел из разряда особо малых в разряд малых легковых авто. Такие машины производились в Японии как седан и трехдверный хетчбэк, в Великобритании – как универсал и пятидверный хетч, в США – как купе. Начались официальные поставки Honda Civic в Россию (официально у нас продавались только собранные в Стране восходящего солнца авто). В 2001 году представили седьмое поколение семейства (вскоре оно удостоилось титула «Японский автомобиль года»), из которого исключили универсал, а концепт, ставший предшественником нынешних авто, представили в 2005 году в Женеве.

Семейство Honda Civic шестого поколения
Семейство Honda Civic шестого поколения

Продажи первых Honda Civic начались 36 лет назад, и до сих пор автомобиль не теряет популярности. Эти машины всегда выглядят современно и динамично, не уступают конкурентам и, благодаря определенным качествам, их превосходят. Когда-то Civic выпускали на единственном японском заводе, а сейчас его производят в 11 странах, причем самое большое число экземпляров выходит из ворот завода в британском Суиндоне. В чем секрет его успеха? Наверное, в фирменном «хондовском» нестандартном подходе. И, конечно, в новых технологиях.