18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Chevrolet Corvette. Флагман Chevrolet

Стремясь показать лучшие (по их мнению) достижения американского автопрома, заокеанские специалисты из General Motors не стали везти в Москву еще до конца не принятый публикой компактный спортивный автомобиль под брендом Chevrolet. Отметим, что Corvette первого поколения появился в Союзе почти сразу же после своего появления на свет – его приобрели для научного института НАМИ, чтобы изучить возможность использования стеклопластика в автомобильных кузовах. Но это случилось уже после появления Chevrolet Corvette в продаже, а история создания этой необычной для Штатов машины началась в 1951 году, с момента, когда главный дизайнер GM Харли Эрл объявил о намерении создать автомобиль, слишком компактный и довольно простой для американской конструкторской школы, и в то же время отличающийся от европейских машин двигателем большого объема и автоматической коробкой передач.

Предсерийный прототип 1953 года
Предсерийный прототип Chevrolet Corvette 1953 года

Отслужившие в послевоенной Европе американские военные и гулявшие по портовым городам Старого Света моряки восхищались британскими спортивными авто таких марок как Jaguar и MG, а некоторые даже привозили небольшие и «азартные» машины. Со временем стремительные «европейцы» вошли в моду и постепенно стали отнимать у «американцев» места в рейтингах продаж. Харли Эрл задумал создать машину, которая возродила бы американские спорткары, машину, которая стала бы одной из первых моделей, называемых мускул-карами. Считалось, что американцы не могут строить подобные машины, поэтому то, что позже стало именоваться Chevrolet Corvette, было запущено в разработку как Project Opel, и ранние эскизы модели первого поколения «носили» на капотах именно «опелевские» эмблемы.

Corvette 1953
Серийный Corvette 1953 модельного года

Отвечавший за проект Харли Эрл считал, что покупать компактные родстеры будут исключительно из-за оригинального дизайна, поэтому Роберту МакЛину, курировавшему работу над шасси новинки, не дали возможности «развернуться» и вложить средства концерна в освоение новых агрегатов. Corvette первого поколения получил двигатель Blue Flame Six мощностью в 150 л.с., история которого восходила к 1929 году, мосты от «больших» Chevrolet и двухступенчатый (!) «автомат». Но при всех этих недостатках у будущего флагмана одного из подразделений GM было существенное преимущество перед конкурентами – кузов из стеклопластика. Из этого легкого материала уже много лет делали демонстрационные макеты техники, и, по легенде, идея создания стеклопластикового кузова для настоящей машины пришла в голову именно Харли Эрлу.

Богатая публика (именно люди с высоким достатком должны были стать основными покупателями «Корветтов») увидела необычный родстер в нью-йоркском отеле «Уэлдорф-Астория» в январе 1953 года в ходе первой передвижной выставки Motorama, организованной концерном General Motors. При всей необычности кузова Corvette (обратите внимание хотя бы на оригинальную хвостовую часть дорестайлинговых машин), габариты родстера были все-таки «американскими» – в Европе спорткары длиной около 4500 мм, шириной в 1850 мм при колесной базе 2560 мм считались редкостью. Но обязанный стать популярным, Chevrolet Corvette первого поколения, имевший всего один вариант окраски – белый кузов и красный салон, – так и не был принят публикой, в основном из-за слабых динамических показателей. Из 315 выпущенных в 1953 году машин было продано всего 180 экземпляров.

Corvette 1958
Рестайлинговое купе, 1958 модельный год

Появившийся в 1955 году Ford Thunderbird («предок» легендарного Mustang) был создан по образу и подобию Corvette, стал основным конкурентом последнего и чуть было не заставил руководство GM свернуть производство флагмана Chevrolet. Но положение спас потомок эмигрантов из Санкт-Петербурга Захар Аркус-Дантов. Благодаря тому, что этого известного автогонщика и инженера назначили новым ведущим конструктором Corvette, модель и стала по-настоящему спортивной, а не просто эпатажной. Аркус-Дантов смог адаптировать для установки на компактную по американским меркам машину новейший 4,3-литровый двигатель V8 Small Block мощностью в 195 л.с. (создателем этого мотора был Эд Коул) и трехступенчатую механическую коробку передач. Также он занялся разработкой принципиально нового шасси – дифференциал заднего моста был закреплен на поперечине рамы, а его подвеска представляла собой поперечную рессору. В 1957 году сложные в настройке карбюраторы уступили место механическому впрыску. Но впрыск от компании GM-Rochester «кормил» уже новый 4,5-литровый двигатель, выдававший 250 л.с. (с карбюраторами – 250 л.с.). Тогда же появилась и четырехступенчатая МКПП. В 1962 году появился 5,4-литровый V8, развивавший мощность в 360 «лошадей».

Corvette 1963
Chevrolet Corvette второго поколения, 1963 год

Этот мотор «перешел по наследству» к Chevrolet Corvette второго поколения, которое дебютировало в 1963. Дизайн новой машины значительно отличался от рестайлинговых «Корветтов» первого поколения – новый главный дизайнер GM Билл Митчелл (пасынок Харли Эрла) был страстным любителем рыбалки и восхищался видом творений природы, самым любимым из которых была акула мако, ее чучело даже стояло у него в кабинете. Еще в 1961 году Митчелл за свои деньги вместе с Анатолием Лапиным и Лоуренсом Шинодой создал уникальный концепт Chevrolet Corvette Mako Shark, шесть выхлопных труб которого были выведены за передние арки колес и были очень похожи на акульи жабры. Готовя выставочный образец машины, главный дизайнер стремился сделать все, чтобы стремительное купе было максимально похоже на выловленную им в океане рыбину, и даже отдал любимое чучело малярам, чтобы они получили «акулий» цвет для окраски концепта. Очевидно, среди маляров тоже были эмигранты из России – когда им в очередной раз не удалось добиться соответствия оттенков, они просто перекрасили чучело.

Corvette Mako Shark I 1961
Концепт Corvette Mako Shark 1961 года

В апреле 1962 года Mako Shark произвел фурор на автошоу в Нью-Йорке, а второе поколение серийных «Корветтов» было стилизовано под другой концепт работы Митчелла – Corvette Sting Ray Racer. Название Sting Ray добавили к названию модели, и в данном случае оно обозначало не «жалящий луч», а еще одного представителя фауны Атлантического океана – ската. Серийные Corvette Sting Ray теперь выпускались с кузовом купе, наличие крыши и боковых стекол привлекло большое количество покупателей. В 1965 году появился новый двигатель V8 Big Block, первоначально его объем был равен 6,5 литрам, но уже через год мотор «расточили» до семи литров, получив мощность в 435 л.с. При этом карбюраторы вернулись на конвейер по причине ненадежности ранних систем механического впрыска. Для замедления и остановки «Корветта» служили дисковые тормоза с пятипоршневыми суппортами на всех колесах.

Созданное под руководством дизайнера Дэйва Холлса третье поколение получило прозвище «бутылка «Кока-колы», которое появилось из-за схожести очертаний этого символа Америки с линиями кузова «Корветта» 1968 модельного года. С появлением этой модели обозначение Stingray стало писаться слитно (кстати, почему-то GM зарегистрировал эту торговую марку только в 1993). В следующем после постановки на конвейер новой модели году обновили гамму моторов – теперь Small Block имел объем 5,7 литра и выдавал 300 л.с., а Big Block объемом 7,4 литра развивал все 390 сил. Но эти показатели мощности – для машин первых годов выпуска, в 1972 году американских автопроизводителей обязали указывать цифры, полученные для моторов со всем навесным оборудованием.

Corvette 1977
Интерьер "Корветта" 1977 модельного года

Таким образом, «на бумаге» самый мощный Corvette третьего поколения выдавал всего 270 л.с. Начавшийся энергетический кризис заставил GM снять с производства «большой» мотор, и в результате продажи Corvette упали, но незначительно – на рынке присутствовала масса более «прожорливых» автомобилей. Во второй половине 70-х годов из соображений безопасности с конвейера сняли автомобили с открытым верхом, но отсутствие в модельном ряду родстеров компенсировало наличие вариантов с кузовами Targa. Также в целях безопасности спидометры автомобилей выпуска с 1980 года размечали всего лишь до 85 миль в час, хотя спорткары развивали гораздо большую скорость. Модернизированный «Корветт» был выбран в качестве Safety car в гоночном сезоне 1978 года в кольцевых гонках Indianapolis 500, специально адаптированные автомобили имели обозначение Indy 500 Pace Car. В 1981 году производство Chevrolet Corvette перенесли из Сент-Луиса (штат Миссури) в Боулинг Грин (штат Кентукки), причем в июне-июле машины собирали на обоих предприятиях, и отличались они только окраской. Сейчас в Боулинг Грин также располагается заведение, название которого не нуждается в переводе – National Corvette Museum. Именно третье поколение стало самым популярным, за годы производства было выпущено порядка полумиллиона экземпляров.

Corvette 1987
Купе 1987 модельного года

На 1983 год намечался запуск Corvette четвертого поколения, но машину успели подготовить только к марту, поэтому управляющий Chevrolet Роберт Стэмпел объявил новинку моделью 1984. В те годы на смену всеобщей заботе о безопасности водителя и пассажиров пришла забота об аэродинамике. В угоду моде дизайнер Джерри Палмер отклонил лобовое стекло новой модели от вертикали на 64 градуса, и в результате коэффициент сопротивления Cx стал равен завидной цифре 0,34. Новинкой стали опускающееся заднее стекло и электронная панель приборов. В паре с новым 230-сильным V8 с 1989 года работала шестиступенчатая механическая КПП, а с 1986 года возобновился выпуск родстеров. 90-е годы стали не лучшими для американского автопрома, но, выйдя из кризиса, в 1994 году руководство General Motors выделило средства на разработку пятого поколения флагмана Chevrolet. Ведущим конструктором назначили Дэйва Хилла (благодаря его стараниям, появилась оригинальная схема трансмиссии, в которой коробка передач находится прямо перед задним мостом, эта компоновочная схема называется «transaxle»), а за дизайн отвечал Джон Каффаро, он и вернул модели шарм, утраченный в 80-х. В продажу машина поступила в 1997, и именно у третьего поколения есть юбилейная версия 50th Anniversary Edition, отличающаяся элементами декора. Базовый 5,7-литровый двигатель Chevrolet Corvette выдавал 345 л.с., а его гоночная версия (для модели Corvette Z06) – 385 сил.

Corvette 2007
Открытая версия Corvette 2007 модельного года

Наконец, в 2005 дебютировала машина, которая производится в настоящее время. У нее тоже есть «заряженная» модификация, которая даже поставляется в Европу. Единственное отличие моделей для Старого Света – то, что Corvette продаются там под собственным брендом, а не в автосалонах Chevrolet. В январе нынешнего года в Детройте была представлена «топовая» версия «Корветта» – ZR1, и ее двигатель выдает 620 л.с. Так что если и говорить о возрождении мускул-каров, то Chevrolet Corvette по прежнему остается на первых позициях. Жаль только, что в России этих машин так мало!