26 Июня 2017 г.    $ 59.66 (-0.49)    € 66.68 (-0.47)

Toyota Crown. Корона японской империи

Один из символов экономического успеха Страны восходящего солнца, Crown, создавался для рынка Японии и других азиатских стран с левосторонним движением как… таксомотор! Но успех престижного авто превзошел все ожидания. Именно с моделью Crown связан выход Toyota Motor Corporation на рынки многих стран.

Предшественник «Короны» – Toyopet SA (в первые послевоенные годы автомобили продавались под маркой Toyopet). Машина должна была появиться еще до Второй мировой, но ее первые экземпляры сошли с конвейера лишь в 1947-м. Это была одна из первых японских моделей, которая не копировала американские конструкции. В прочем, Toyopet SA создавалась с оглядкой на американскую школу автомобилестроения. Как и Toyopet Crown RS 1955 модельного года, о чем свидетельствует обилие хрома на боковинах кузова, хромированная окантовка вокруг лобового стекла и «заваленная» задняя стойка кузова, благодаря чему машина получила панорамное заднее стекло. Задние двери седана открывались против хода движения.

Под его капотом расположился 1,5-литровый двигатель «R» мощностью 60 л.с. при 4400 об./мин., ставший родоначальником огромного семейства силовых агрегатов Toyota. Более полувека назад этот верхнеклапанный, оснащенный двухкамерным карбюратором мотор стал прорывом в японской автопромышленности. Такого многие конкуренты, даже зарубежные, еще не могли себе позволить. Коробки передач первых «Краунов» были механическими трехступенчатыми, а тормоза всех колес – барабанными. Несущая рама стала визитной карточкой модели на долгие годы. Подвеска всех колес была независимой, что, по задумке инженеров, должно было повысить комфорт от езды по не самым лучшим азиатским дорогам тех лет. Авто первого поколения выпускалось в кузовах седан и универсал, а также как 3- или 6-местные утилитарные купе, то есть в виде 2- или 4-дверных машин с открытым грузовым отсеком позади пассажирского салона. Все грузопассажирские модификации были известны как Toyopet Masterline.

Toyopet Crown 1955 модельного года во многом походил на "американцев"
Toyopet Crown 1955 модельного года во многом походил на "американцев"

В 1956 году в США для долгосрочного теста и подготовки к экспорту было завезено два экземпляра Crown, которые вскоре отправили в пробег от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка. Несмотря на явное несоответствие японских авто высоким ритмам дорожного движения в США и излишнюю мягкость подвески, экспорт Crown начался в декабре 1957 года, уже под маркой Toyota (скромные объемы продаж вынудили японцев прекратить продажи за океан в 1960-м).

В 1958 году Toyopet Crown претерпел рестайлинг. Машина, став внешне менее тяжеловесной, получила новое обозначение RS 20, а тремя годами позже, сменив 1,5-литровый мотор «R» на более мощный 80-сильный 1,9-литровый «3R», авто получило индекс RS 30. В 1962-м свет увидело второе поколение «Крауна». Машина стала больше, одним из поводов для этого стало появление «младшей» модели Corona, а другим – желание все-таки закрепиться на рынке США. Отмечают, что внешне Crown S40 напоминала Ford Falcon 1960 модельного года. Все модификации авто второго поколения выпускались с «американской», четырехфарной, головной оптикой. С выходом второго поколения из производственной гаммы исчезло четырехдверное утилитарное купе, а вместе с ним и торговая марка Masterline. До 1965 года Crown оснащался двигателем от авто предыдущего поколения, после чего место под капотом занял новейший рядный 6-цилиндровый 2-литровый «M», также ставший родоначальником целого семейства силовых агрегатов. Кроме 3-ступенчатой «механики», покупатель мог выбрать 2-ступенчатый автомат, названный Toyoglide.

Crown второго поколения уже получил АКПП в качестве опции
Crown второго поколения уже получил АКПП в качестве опции

На базе Crown S40 в апреле 1964 года создали уникальный для своего времени Crown Eight, оснащенный первым в японском автомобилестроении V-образным 8-цилиндровым двигателем (объем – 2,6 литра). Задачей Crown Eight стала замена престижных американских седанов на отечественные аналоги в крупных японских корпорациях, и он эту миссию выполнил. До июля 1967 года было выпущено порядка 3800 экземпляров этого представительского седана, после чего модель заменили на Century.

В Старом Свете Crown впервые появился в 1965 году в Финляндии, а вскоре начался экспорт в Нидерланды и Бельгию. Европа, в отличие от США, восприняла японскую новинку довольно тепло. Вторая попытка Toyota Motor Company пробиться в Северную Америку была связана с Канадой, куда «Крауны» поставлялись с 1965-го по 1968 годы, но они все же не смогли выдержать конкуренцию с американскими аналогами. Зато в Австралии дела выглядели гораздо лучше – в середине 1960-х годов здесь началась промышленная сборка японских представительских седанов, которая закончилась лишь через 20 лет.

При создании третьего поколения "Крауна" упор делался на большое количество "комфортных" опций
При создании третьего поколения "Крауна" упор делался
на
 большое количество "комфортных" опций

Появившееся в 1967 году третье поколение Toyota Crown основывалось на технической базе предшественника, но гамма моторов и коробок передач обновилась. Кроме 2-литрового двигателя «M» добавился 2,3-литровый «2M», а к уже известным нам КП – четырехступенчатая «механика». Появился и новый тип кузова, сохранившийся на долгие годы – двухдверный хардтоп (так его позиционировал производитель, хотя правильнее называть подобный кузов псевдохардтопом – обрамления боковых стекол не было, но средняя стойка все-таки присутствовала). Кажется, в те годы японские инженеры нащупали свой путь и при создании Crown S50 сделали упор на большое количество модификаций и повышающих комфорт опций. Так, заднее стекло универсала имело электропривод. В 1969 году Crown подвергли рестайлингу, затронувшему решетку радиатора, головную оптику и приборную панель.

Четвертое поколение Crown, вставшее на конвейер в 1971 году, интересно и в плане дизайна, и с технической стороны. Специально для него создали 2,6-литровый двигатель «4M» с распределенным впрыском топлива с электронным управлением. Модификации Super Deluxe и Deluxe получили уровень оснащения, который именуется привычным теперь термином Super Saloon. Такие машины оснащались также системой, препятствующей блокировке задних колес при торможении. Все автоматические КП получили электронное управление механизмом переключения. Оформление передка новых «Краунов» стало весьма оригинальным: подфарники расположили выше решетки радиатора – так капот стал «двухэтажным». На своей родине Toyota Crown S60 (с этого поколения даже на домашнем рынке машину стали продавать как Toyota, а не как Toyopet) получила прозвище «kujira», то есть «кит».

S 60 - "китовый" Crown - предмет обожания коллекционеров
S60 - "китовый" Crown - предмет обожания коллекционеров

«Восьмидесятая» серия Toyota Crown появилась в 1974-м, а ее экспорт начался годом позже. Ничем не выделяющаяся внешне среди аналогов, машина производилась как четырехдверный седан или хардтоп, как двухдверный хардтоп, универсал с двумя или тремя рядами сидений. В сентябре 1978 года на Crown S80 был установлен рядный 4-цилиндровый 2,2-литровый дизельный двигатель. Это поколение «короны японской империи» примечательно появлением комплектации Royal Saloon, включающей в себя дисковые тормоза всех колес, рулевое управление с изменяемым передаточным отношением и 4-ступенчатый автомат с режимом Overdrive. В 1979 году появилось шестое поколение Toyota Crown – серия S110. Авто опять не блистали оригинальными элементами внешности, но «начинка» снова стала передовой для своего времени: двухлитровый бензиновый мотор «M» превратился в «M-TEU», ставший не атмосферным, а, впервые в истории модели, турбированным (правда, версия с чарджером предлагалась только для японского рынка). Известный и в наши дни турбодизель 2LT-E появился в августе 1982-го. Последние двухдверные версии Crown относились к серии S110 – при смене поколений в 1983 году их место заняла новая модель – Toyota Soarer.

Crown S110 первым в серии получил турбированный мотор
Crown S110 первым в серии получил турбированный мотор

Серия Crown S120 выпускалась как четырехдверный седан, хардтоп и универсал. Наиболее роскошные комплектации включали в себя двухзонный климат-контроль, панель управления аудиосистемой у задних кресел, регулируемую рулевую колонку, наружные зеркала с электрорегулировками и многое другое. Популярная на Дальнем Востоке до сих пор серия S130 стартовала в 1987 году и включала в себя множество вариантов внешнего оформления. Кардинальный рестайлинг Crown претерпел в 1991-м. Тогда же в производство пошла и «элитная» серия S140 (на ее базе производилась версия Majesta с 4-литровым V8).

Этот седан - один из многочисленных представителей "130-й" серии
Этот седан - один из многочисленных представителей "130-й" серии

Десятое поколение Toyota Crown обозначалось как S150 и существовало только в четырехдверных версиях седан и хардтоп. Эти машины – первые «Крауны», где несущим элементом конструкции стала не рама, а кузов. Хардтопов в модельном ряду Toyota Crown S170 уже не было, но вернулась грузопассажирская модификация. Покупатель мог выбрать один из шести силовых агрегатов, а также автоматическую или механическую КП. Появившийся в 2003-м весьма оригинальный внешне Crown S180 базировался на ярком концепте Zero Crown. Основными конкурентами модели на внутреннем рынке стали BMW 5 Series и Mercedes-Benz E-Klasse, и герой нашего материала эту борьбу достойно выдержал. А в 2007 году в Токио представили последнее поколение Toyota Crown, которое выпускается в наши дни. Такое вот продолжение имеет сегодня богатая история «короны японской империи», длящаяся уже более полувека. А об успехе модели на внутреннем рынке говорит уникальная и престижная Toyota Origin, выпускавшаяся в ноябре 2000 года, внешность которой во многом копирует тот самый Toyopet Crown RS, с которого наша история и началась.