18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Живая история. Новый путь музейного дела

Мало кто знает, но 9 мая 2014 года перед посетителями распахнет свои двери новый технический музей с патриотическим уклоном, расположенный в пригороде приморской столицы – на Садгороде.

Сегодня там полным ходом идет работа по благоустройству территории, оформлению коллекции уже восстановленных «свидетелей прошлого» и реставрация техники, которую порой только чудом удается спасти из металлолома. Недавно в только обретающем очертания музее побывал наш корреспондент, которому о своих буднях и планах рассказали директор Сергей Александрович Никулин и главный механик Виктор Николаевич Ликов.

Прежде чем переходить к рассказу о конкретной коллекции, немного отвлечемся от темы этого репортажа. Многие приморцы прекрасно знают, что во Владивостоке уже действует один музей исторических автомобилей и мотоциклов, расположенный в районе бухты Тихой. В его коллекции насчитывается несколько поистине уникальных экспонатов как на российском уровне, так и в мировом масштабе. Это автомобили и мотоциклы с особой историей и единственные сохранившиеся экземпляры в своем роде. Некоторое время назад появилась и идея создания доступной горожанам коллекции японских ретроавтомобилей на базе кампуса ВГУЭС и техники клуба Nittzerwerk, но определенные финансовые сложности заставили стороны отказаться от довольно интересных планов. Работают в столице региона и музей Тихоокеанского флота, где, помимо мемориальных судов, представлены один из первых советских танков и всевозможная артиллерия, и музей «Владивостокская крепость», отлично способствующие патриотическому развитию молодежи. Так нужен ли столице Приморья еще один технический музей?

Во-первых, про разносторонность вышеперечисленных коллекций мы упомянули не просто так. Только представьте, каким по площади должен быть музей, в котором можно познакомиться как с рядовой техникой разных эпох и государств, так и с уникальными образцами ушедших времен, принадлежавшими знаменитым писателям и адмиралам, а также с бронетехникой, мотоциклами, грузовиками и всей сопутствующей атрибутикой. И представьте, сколько часов (и дней?) уйдет на подробный рассказ о каждом из экспонатов, в какую сумму обойдется посещение музея, насколько трудным окажется содержание его фонда и как «часто» экспозиции будут обновляться. Очевидно, подобный путь был бы тупиковым.

Во-вторых, хотелось бы обратить внимание на пример российской столицы. В пределах одной станции метро от Кремля там расположен Политехнический музей, еще за парой перекрестков – Музей техники на Рогожском Валу и так далее. Трудно поверить, но в одной только Москве насчитывается более двух десятков транспортных музеев, как частных, так и государственных, и это не говоря уже про Московскую область. А значит, чем больше у простых посетителей возможностей прикоснуться к технической истории, тем лучше.

Тем же принципом руководствовались и создатели патриотического музея на Садгороде во главе с предпринимателем Анатолием Михайловичем Козицким. Как известно, при организации подобной коллекции, доступной для обозрения всем желающим, существует несколько путей. Некоторые ценители старины собирают исключительно редкие экземпляры, которые приходится годами выискивать и выменивать на иностранных аукционах, а затем долго восстанавливать и вкладывать огромные суммы в каждый автомобиль и мотоцикл. Но есть и альтернатива в виде коллекции той техники, которая бегала буквально еще вчера, в теории встречается на задворках цивилизации в больших количествах и знакома опытным механикам.

Собрание патриотического музея на Садгороде относится именно ко второй категории: уже сегодня в выставочных залах по соседству с первыми послевоенными грузовичками и «Победами» можно встретить и «ГАЗ-69», и «Жигули» первой модели, и даже «Таврию» перестроечной эпохи. Наверное, людям среднего возраста о многих из этих автомобилей ничего нового узнать не получится, а вот молодежи и детям (учтите количество санаториев и лагерей в пригороде Владивостока!) с техникой ушедшей совсем недавно эпохи познакомиться было бы весьма и весьма полезно.

Другая же часть коллекции выглядит внушительно для представителей всех возрастов без исключения. Речь идет о советской бронетехнике военного и послевоенного периода – танках, включая легендарную «тридцатьчетверку» и плавающий ПТ-76 и бронетранспортеры. Более десятка боевых машин эпохи холодной войны, часть из которых до сих пор стоит на вооружении, были буквально спасены от неминуемой переплавки с территории «206-го бронетанкового ремонтного завода» в Уссурийске – с предприятия, которое уже прекратило работу и само вот-вот станет историей. Между тем переданные в музей танки и бронемашины, уже потерявшие боеспособность, находятся на ходу или готовы передвигаться самостоятельно после незначительного ремонта и уже сегодня привлекают на территорию музея простых горожан.

Другая важная составляющая патриотического воспитания молодежи – одной из главных целей появления музея – создание лекционного зала по соседству с выставочным. В настоящее время ведутся работы по внутренней отделке этого помещения, а затем будет установлено все необходимое для показа советских художественных и современных документальных фильмов. К этой работе, помимо собственного коллектива музея, планируется привлечь руководителей военно-исторических клубов и ветеранских организаций, знающих о военном прошлом нашей страны не понаслышке.

Как мы уже заметили, часть восстановленных автомобилей и мотоциклов уже находится в центральном выставочном зале будущего музея. Большинство из нескольких десятков экспонатов относится к отечественной технике с большими тиражами производства, но и здесь есть свои жемчужины. Например, армейский «Транспортер переднего края» (он же – «ЛуАЗ-967»), внедорожник с водонепроницаемым корпусом, созданный для эвакуации раненых с передовой и подвоза боеприпасов. Списанные из армии украинские амфибии с центральным расположением водительского места в свое время продавали всем желающим за смешную сумму в 200 рублей, и теперь найти такую машину в полном оригинале практически нереально. Такая же участь ждала абсолютное большинство мотоколясок Серпуховского завода с ручным управлением: классическую С-3А (помните «Операцию «Ы»?) и более современную С-3Д, – которые по достижении определенного пробега людям с ограниченными возможностями необходимо было сдавать назад государству. Среди интересной мототехники стоит выделить трофейный армейский BMW R75 в исполнении для Восточного фронта и первый советский грузовой мотороллер, «Вятку» с индексом «МГ-150П».

Разумеется, большой интерес у посетителей будущего музея вызовут и нижегородские седаны высшего уровня – «Чайки» двух поколений, изначально выпущенные небольшими тиражами. А отдельного упоминания заслуживают зарубежные авто довоенной эпохи, такие как FIAT 1500 C (подробнее об этом раритете – в AG №11, 2013 г.) двух модификаций и японский Datsun 15 1937 года. Во всем мире последних сохранилось не более шести, и двухдверный седан оказывается одним из самых редких вариантов модели. Сейчас этот автомобиль находится на финальной стадии реставрации. А вообще, история конкретного экземпляра, очевидно, связана с вывозом японских авто на Дальний Восток сразу же после окончания Второй мировой.

На территории патриотического музея находится сразу несколько реставрационных боксов, в которых без труда размещаются не только легковые авто, но и грузовики, которых в коллекции также немало. Мастера берутся за любой вид работ, в том числе за переборку двигателей и сварку видавших виды кузовов и рам. А по соседству с мастерскими «на приколе» оказались еще несколько десятков раритетов ушедшей советской эпохи – часть из них позднее будет восстановлена, а остальные разберут на запчасти или планируют обменять на новые интересные экспонаты.

Живая история. Новый путь музейного дела

Если задуматься, то каждое дело должно приносить прибыль. В случае с патриотическим музеем его создатели сразу же оговариваются: выгода от их работы будет исчисляться не финансами, а уважением к истории у простых посетителей. В первую очередь – интересом со стороны подрастающего поколения.