18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Toyota 2000GT. С приставкой «супер»

Авторитетный американский журнал Road & Track поставил этот автомобиль в один ряд с Porsche 911, а знатоки автоистории всего мира знают, что с модели 2000GT началась эпоха японских суперкаров.

Как и положено суперкару, Toyota 2000GT была выпущена очень ограниченным тиражом – всего 351 экземпляр. Один этот факт позволяет назвать машину предметом обожания коллекционеров классических автомобилей. А максимальная скорость в 217 км/ч, указанное производителем время прохождения «квотера» за 15,9 секунды, наличие независимой двухрычажной (на А-образных рычагах) подвески на обеих осях и питающих шестицилиндровый двигатель трех карбюраторов (!) еще больше подогревают интерес к самой необычной японской машине 1960-х годов.

История модели Toyota 2000GT (3).jpg

Спорткар создавался вопреки. Вопреки тенденциям японского автопрома тех лет, который вот-вот перешел от выпуска архаичных авто, в том числе и трехколесных, к полноценным машинам, но еще отстававшим от европейских и американских. Вопреки японской дизайнерской школе, еще не готовой к работе над дорогими спортивными автомобилями. Наконец, вопреки тенденциям рынка, из эксклюзивных и быстрых авто готового воспринимать в основном «британцев». Toyota 2000GT строилась с оглядкой на Jaguar E-Type и даже внешностью напоминала английский аналог.

Несмотря на наличие на модели 2000GT эмблем Toyota, по большей части за производство спорткара отвечала… Yamaha Motor! Сейчас это может показаться небылицей, но сорок лет назад мотопроизводитель работал на автомобильные концерны как независимое конструкторское бюро. 2000GT могла стать вовсе не «Тойотой», а «Ниссаном». Этот концерн и заказал разработку двухместного спорткара в начале 1960-х, но работы над машиной завершились после строительства прототипа – Nissan просто не смог вложиться в постановку подобного авто на конвейер. А ведь специально для работы над этим проектом был приглашен талантливый немецкий дизайнер Альбрехт фон Гёртц, ранее отметившийся родстерами и кабриолетами BMW 503 и 507. Но когда проект спорткара для Nissan «лег на полку», чтобы возродиться уже для другого заказчика, дизайн был переработан. Автором нового внешнего вида и интерьера стал штатный дизайнер Toyota Сатору Нозаки.

История модели Toyota 2000GT (1).jpg

Нозаки если не повторил обводы кузова Jaguar E-Type, то, по меньшей мере, стремился к этому. Оригинальным решением стало расположение фар ближнего света на уровне бампера и под плексигласовыми «колпаками». За дальний свет отвечали другие, поднимающиеся при включении, фары. Силуэт Toyota 2000GT получился весьма «приземленным» – самая высокая точка кузова находится всего в 116 см от земли. Сам кузов рамного спорткара выполнили из алюминия, что для японского автопрома тех лет было в диковинку.

Основной двигатель для первого японского суперкара – двухлитровый бензиновый 3M мощностью 150 л.с. (или 112 кВт), созданный специалистами Yamaha на основе рядной «шестерки», предназначенной для Toyota Crown. «Фишка» двигателя – в наличии двух распредвалов вместо одного на базовом моторе. Питают «сердце» Toyota 2000GT три горизонтальных карбюратора Solex 40 PHH. Имелся силовой агрегат и помощнее – 2,3-литровый 2M мощностью 115 л.с. (86 кВт). Он также устанавливался на Crown и Corona Mark II, а вот модель 2000GT с этим двигателем существовала всего в девяти экземплярах, и называлась эта версия MF-12.

История модели Toyota 2000GT (4).jpg

Автомобиль-откровение от Toyota построен по классической схеме. Двигатель работает в паре с 5-ступенчатой «механикой», а в заднем мосту использован дифференциал повышенного трения. 2000GT была доступна с тремя вариантами главных передач, с наиболее «скоростной» (передаточное отношение – 4,375) спорткар способен разогнаться до 217 км/ч. Еще одна «фишка» Toyota 2000GT – дисковые тормоза на всех колесах, чем ни одна японская машина до нее не отличалась.

Toyota 2000GT подкупала не только своими техническими характеристиками и внешним видом. Салон также создавался вопреки тенденциям японского автопрома. На наиболее массовых авто царили пластик и тканевые обивки, а спорткар получил хром, деревянные вставки в торпедо и натуральную кожу. Интерьер спортивен (чего стоят один только трехспицевый руль или короткий рычаг коробки!) и в то же время внушает чувство уверенности и защищенности. Кстати, посадка в 2000GT как раз «суперкаровская», водитель и пассажир сидят чуть ли не у самого асфальта!

В производство «мечта японцев из 1960-х годов» попала в 1967. И выпускалась только в кузове «фастбэк». Но до начала производства специально для съемок фильма «Живешь только дважды» – одной из серий «бондианы», где Агент 007 боролся с преступностью в Стране восходящего солнца, – Toyota построила два уникальных экземпляра модели 2000GT с открытым верхом. Машины-киногерои оснастили по последнему слову техники: Джеймс Бонд мог воспользоваться беспроводным телефоном, телекамерой, кассетным магнитофоном и миниатюрным телевизором от Sony. По легенде, авто для «бондианы» должны были получить кузов типа «тарга», но из-за высокого роста актер Шон Коннери упирался в крышу головой, и тогда специальные 2000GT перестроили в псевдокабриолеты – место тента заняла только кожаная накладка, имитирующая опущенную крышу. Один из двух построенных для съемок фильма автомобилей сейчас находится в штаб-квартире концерна Toyota, а вот местонахождение другого неизвестно. В голливудском музее Cars of the Stars хранится точная копия авто с открытым верхом, построенная из серийного спорткара.

История модели Toyota 2000GT.jpg

История гоночных побед первого японского суперкара началась еще до появления автомобиля в продаже и подогрела интерес покупателей к оригинальной конструкции. Во второй половине 1966 года доработанная (по некоторым данным, двигатель был форсирован до 200 л.с., или 149 кВт) Toyota 2000GT дебютировала в кузовном Гран-при Японии, а годом позже другой экземпляр был выставлен на 24-часовой гонке Фуджи, и это соревнование было выиграно. FIA зарегистрировала несколько рекордов на модели 2000GT, в том числе мировой рекорд скорости и выносливости в 72-часовом скоростном тесте. Автомобиль-рекордсмен позже получил серьезные повреждения в тренировочном заезде, поэтому сохранилась лишь его точная копия, которую построил не кто иной, как Кэрролл Шелби, автор знаменитой Cobra на основе Ford Mustang! Три экземпляра доработанных им Toyota 2000GT участвовали в шоссейно-кольцевых автогонках спортивной ассоциации SCCA в категории GP и занимали высокие позиции практически на всех этапах сезона 1968 года.

Итак, серийный выпуск Toyota 2000GT стартовал в 1967 году. Как и в разработке, ведущую роль взяла на себя Yamaha. По официальной информации, было произведено 233 экземпляра автомобилей модификации MF10, 109 машин получили обозначение MF10L и иное дизайнерское решение передней части – фары ближнего света меньшего размера, другие поворотники и решетку радиатора, а также девять штук MF12 – тех самых машин с 2,3-литровыми «сердцами».

В ходе производства в конструкцию первого японского суперкара вносились некоторые изменения. Например, в базовой комплектации машина последней серии получала кондиционер, а 3-ступенчатую автоматическую КПП можно было заказать как опцию. Выпуск Toyota 2000GT прекратили в 1970 году, после чего ценителям скорости приходилось довольствоваться уже менее «породистой», но также легендарной моделью Celica.

Для мировой автоистории Toyota 2000GT знаменательна тем, что показала: «японцы тоже могут», да еще как могут! В Соединенных Штатах леворульные версии спорткара продавались по 6800 долларов за экземпляр, что превышало цену тогдашних Jaguar и Porsche, и при этом спрос на «японку» был. Для самой Toyota, несмотря на высокую стоимость модели, производство оказалось неприбыльным. Но не будь в модельном ряду концерна 2000GT, смог бы он стать мировым лидером в автопроме?