Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


В полдень 22 июня на автодроме «Сартэ» неподалеку от французского городка Ле-Ман, как и 90 лет тому назад, вновь взревели одни из мощнейших моторов в мире – так стартовала 24 Heures du Mans, старейшая из ныне существующих гонок на выносливость, которая давно считается первой среди подобных. За сутки каждый из успешно финишировавших экипажей четырех классов проехал порядка 5000 километров, и только традиционный клетчатый флаг над стартовой прямой выявил быстрейших пилотов, выступающих на исключительно надежных болидах.

На старт 81-го по счету (в годы Второй мировой и до 1948 года соревнования на «Сартэ» не проводились) марафона «24 часа Ле-Мана» вышло 56 болидов – это специально построенные прототипы категорий LMP1 и LMP2 (соответственно, экспериментальные машины под протекторатом автоконцернов и без него) и особым образом подготовленные серийные спорткары классов LM GTE Pro и LM GTE Am. Интересно, что для поддержания интриги по ходу гонки организаторы из французской компании A.S.O. требуют от участников категории LMP2 наличия в экипаже хотя бы одного любителя, а от спортсменов класса LM GTE Am, наоборот, выхода на старт одного профессионала.

Согласно действующим правилам, вне зависимости от категории каждым болидом должны управлять трое спортсменов, которые сменяют друг друга по очереди максимум через четыре часа гонки, что снижает риск тяжелых аварий из-за усталости пилотов. Время нахождения машины в боксах не регламентируется: дозаправка, смена шин или ремонт влияют только на количество пройденных кругов, которые и становятся критериями победы или поражения. Добавим, что большая часть 13 650-метровой трассы «Сартэ» в другие дни используется как дорога общего пользования, но этот факт не мешает считать автодром поистине легендарным.

Автоспорт – это всегда большой риск для участников соревнований. Вот и нынешний марафон «24 часа Ле-Мана» оказался омрачен трагедией: уже на втором круге гонки в стальной отбойник на полном ходу влетел Aston Martin Vantage категории LM GTE Am, за рулем которого находился датчанин Алан Симонсен. Спортсмена оперативно доставили в медицинский центр трассы, но борьба за его жизнь оказалась безуспешной. Руководитель команды тут же сообщил семье Симонсена о трагедии, но родственники попросили коллектив продолжать борьбу.

Почти час весь пелотон двигался за автомобилем безопасности, пока поврежденный барьер наконец не починили. После рестарта пилоты заводской команды Audi, настоящие фавориты этой гонки, начали на своих гибридах R18 e-tron quattro наращивать отрыв от преследователей. На руку опытным спортсменам играл и периодически начинавшийся дождь, создававший помехи медленным экипажам частных команд. Тем временем на некоторое время в лидеры класса LMP2 вышел экипаж Романа Русинова, Майка Конвэя и Джона Мартина, выступающий по лицензии российского коллектива G-Drive. А незадолго до наступления темноты сразу два болида «четырех колец» столкнулись с проблемами: у действующих чемпионов Андре Лоттерера, Марселя Фасслера и Бенуа Трелюйе отказал генератор, а по итогам ремонта машина со стартовым номером 1 откатилась в третий десяток «абсолюта». На болиде под номером 3 Оливер Джарвис, наехав на обломки после чьего-то контакта, пробил колесо и также был вынужден крайне медленно докатиться до боксов. В спину фаворитам вовсю дышали темные лошадки, экипажи заводской команды Toyota.

По итогу 16 часов гонки, в темное время суток, произошла еще одна авария: Тони Берджесс из команды HVM Status GP разбил свой прототип класса LMP2 в одной из шикан «Сартэ», но в медицинском центре медики заверили прессу, что с пилотом все в полном порядке.

Приближался полдень 23 июня, а значит, и финиш «Ле-Мана». Первым в «абсолюте» стал экипаж Алана Макниша, Тома Кристенсена (для него эта победа стала девятой в карьере) и Лоика Дюваля – болида Audi под номером 2. Вторая и третья ступени пьедестала достались экипажам, в составе которых – экс-пилоты «Формулы-1». Серебро получили Себастьен Буэми, Энтони Дэвидсон и Стефан Сарразен, а бронзу – Лукас ди Грасси, Марк Жене и Оливер Джарвис.

К радости российских болельщиков, следом за двумя болидами команды OAK Racing в классе LMP2 финишировал и наш болид G-Drive Racing, финишировавший всего в двух кругах от победителей. Но уже 28 июня организаторы марафона из компании A.S.O. опубликовали официальное заявление о дисквалификации экипажа №26 по причине превышения максимально допустимого объема топливного бака, которое было выявлено в ходе проверки болида с номером 26 после финиша гонки. Таким образом, третье место в классе LMP2 очередных «24 часов Ле-Мана» досталось экипажу Greaves Motorsport в составе Янна Марденборо, Лукаса Ордонеса и Михаэля Крумма.

Роман Русинов заявил, что, как и многие другие участники этой категории, команда G-Drive Racing использовала в конструкции своего болида Oreca-Nissan типовой топливный бак от компании ATL, который был предварительно проверен. В стандарте объем этой специальной емкости составляет 74,4 литра, но после 24 часов непрерывной гонки бак вполне мог деформироваться. Подобное наверняка случилось и с другими болидами, но для них итоговых проверок не проводилось. Таким образом, команда не считает себя виновной в случившемся, кроме того, в G-Drive Racing готовы предоставить все данные о заправках на пит-стопах в FIA. Апелляция на решение стюардов гонки уже подана, и теперь стороны ждет долгое разбирательство, исход которого никому еще не известен. Как бы то ни было, репутация A.S.O. и самого суточного марафона для российских поклонников скорости оказалась подпорченной…

Среди десятков технических специалистов и гонщиков, работавших в паддоке «24 часов Ле-Мана», в нынешнем году на автодроме «Сартэ» оказался и наш земляк – приморец Марк Шульжицкий, победитель первого сезона российской Nissan GT Academy и действующий участник чемпионатов FIA Blancpain Endurance Series и FIA GT. Марк поделился с читателями AG своими впечатлениями от легендарных соревнований на выносливость.

AG: Ты оказался на «24 часах Ле-Мана» впервые?
– Да, в Ле-Мане я побывал впервые и был буквально поражен атмосферой этих соревнований! Прежде и представить себе такого не мог! Данная гонка – это огромное количество болельщиков, множество различных мероприятий на протяжении всего марафона. В самом центре города неподалеку от автодрома в дни соревнований проходит немало разных вечеринок по этому спортивному поводу, и даже не самые «повернутые» на гонках люди приезжают веселиться и наслаждаться атмосферой марафона. Надеюсь, я смогу вернуться в Ле-Ман еще не раз.

AG: Какими были твои задачи на эту гонку?
– В «Ле-Мане» 2013 года я участвовал в роли сопровождающего специалиста от «Лаборатории Nismo». Эта программа – отличная для многих любителей автоспорта возможность попробовать себя в различных испытаниях и стать Атлетом Nismo. Лучшие в рамках мероприятий Nismo Lab получили призы от концерна Nissan, а лично для меня данная работа стала интересным опытом в общении с самыми разными людьми.

AG: Какие цели были поставлены перед дружественными марке Nissan командами и удалось ли их достичь?
– На этот раз при поддержке концерна Nissan на старт вышли сразу два коллектива – это Greaves Motorsport и G-Drive Racing. Что касается первой команды, то оба экипажа со своими задачами справились успешно: их болиды категории LMP2 добрались до финиша, притом один из прототипов классифицировался в общем зачете девятым. А что касается дисквалификации и лишения третьего места экипажа G-Drive, где выступал россиянин Роман Русинов, то эта ситуация выглядит довольно странной и нужно дождаться официальных решений FIA и возможной отмены этого решения.

AG: Чем лично для тебя запомнился марафон нынешнего года?
– Впечатления от «24 часов Ле-Мана» остались бы самыми лучшими, если бы не трагическая авария Алана Симонсена. Это была чистая случайность, но она стоила гонщику жизни. Когда такое происходит рядом с тобой, еще и в подобной атмосфере, это очень печально. Мягко говоря, я был шокирован, когда узнал о случившемся.

AG: А что касается твоих выступлений в мировых чемпионатах, как складывается дебютный сезон?
– В обеих сериях, где я выступаю за коллектив Nissan GT Academy Team RJN в классе Pro Am, команда на данный момент находится на первой строчке в своем зачете. После недавней гонки на французском автодроме «Поль Рикар» в рамках Blancpain Endurance Series пилотов ждет небольшой отдых, а далее, в конце июля, предстоит серьезное испытание – бельгийский марафон «24 часа Спа», который считается главным для нас событием сезона.