Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Думаете, россиян, а тем более дальневосточников на внедорожных гонках в далеких азиатских джунглях не встретить? Ошибаетесь! Вот уже 11 лет подряд в преддверии нового года в национальном парке в малазийском штате Паханг проходят захватывающие соревнования под называнием Rainforest Challenge, в которых наши соотечественники и соседи по региону показывают себя достойными соперниками именитым иностранцам. В 2011 году гонка прошла в период с 3-го по 12 декабря, и незадолго до ее старта мы побеседовали с Валерием Любаренко, пилотом одного из приморских экипажей-участников.

AG: Валерий, в первую очередь хочется услышать традиционные пару слов о вас и о вашем экипаже.

– Сам я живу во Владивостоке, в настоящее время занимаюсь бизнесом в сфере недвижимости. А прежде чем начать заниматься собственным делом, вышел на военную пенсию. На международную гонку Rainforest Challenge по бездорожью Малайзии отправляюсь уже во второй раз. В 2010 году в одном экипаже со мной выступил Станислав Пундуров, а на этот раз в качестве штурмана поедет молодой хабаровчанин. Мы – не единственные дальневосточники, выступающие на этих соревнованиях: на четвертый для себя старт в азиатских джунглях выйдут Андрей Кудаков и Юрий Игнатенко. В плане именно этих гонок они являются гораздо более опытными.

AG: Расскажите о гонке, которая состоится в начале декабря.

– Rainforest Challenge – это одно из самых известных мировых внедорожных состязаний своего класса. Обычно участие в нем принимают экипажи из порядка 30 стран, в числе которых Соединенные Штаты, Италия, Франция, Австралия, Польша, Болгария, большинство азиатских государств, а с недавних пор честь российского флага стали отстаивать и мы, дальневосточники. На те соревнования, которые проводятся у нас, малазийская гонка совсем не похожа – она является некой комбинацией трофи-рейда и триала. В отличие от приморских и хабаровских соревнований, победителем на Rainforest Challenge становится не тот, кто собрал наибольшее число контрольных точек, скажем, за сутки, а лидер по итогам сразу нескольких гоночных дней, на каждый из которых экипажам выдается не похожее на другие задание.

В первый день соревнований «под присмотром» множества журналистов проходит так называемый пролог, иными словами – квалификацию, для участия в котором экипажи составляют в команды согласно жеребьевке. Затем участников перебрасывают в национальный парк в штате Паханг. Там, по заросшим тропам и заброшенным лесовозным дорогам, и проводится основная часть гонки, а единственный транспорт, который там движется за весь год, – это как раз автомобили спортсменов. Временные мосты, построенные для переброски машин перед гонкой, сразу же после нее сжигаются (в прямом смысле этого слова), и никто туда больше въехать не может.

AG: Что требуется от экипажей для того, чтобы подняться на подиумах?

– В прошлом году, как и прежде (с поправками на число этапов), гонка состояла из 68 спецучастков, на преодоление каждого из которых организаторы отводят экипажу 15 минут. Не укладываешься – получаешь всего 20 баллов за попытку преодолеть препятствие, а укладываешься – число очков неплохо растет. В зависимости от конструкции, внедорожники делятся на несколько категорий. Во-первых, по типу двигателей: в первый класс входят машины с моторами объемом до 2 литров, во второй – до 3 литров, третий – более 3 литров, и каждая из этих категорий разделяет джипы на бензиновые и дизельные. А во-вторых, существуют подкатегории, делящие внедорожники по принципу действия лебедки – механические или электрические – и по наличию или отсутствию портальных мостов.

Обычно Rainforest Challenge проходит около недели в режиме «день гонки, день переездов». После каждого этапа участников перебрасывают из одного района джунглей в другой, тогда же появляется и возможность докупить топливо, продукты и воду, а также остается время на устранение появившихся неисправностей.

AG: Расскажите, каких результатов вам удалось добиться в прошлый раз?

– В 2010 году и нам, и другому дальневосточному экипажу удалось занять призовые места. Андрей Кудаков и Юрий Игнатенко заняли первое место среди участников на автомобилях с дизельными двигателями объемом до 3 литров и еще одно первое место в подклассе электрических лебедок.

А мы заняли первое место в командном прологе. Сложилось так, что в одну «связку» с нами попали китайские гонщики из Малайзии и интернациональный экипаж, состоящий из австрийца и австралийца. В личном зачете нашему экипажу удалось взять третье место среди участников с электрическими лебедками. Хотелось бы сразу же добиться чего-то большего, но на одном из этапов у нас произошла небольшая поломка, и для ее устранения пришлось пропустить несколько спецучастков.

AG: Можно ли выделить сильные стороны ваших соперников по сравнению с российскими экипажами?

– У большинства соперников опыта участия в столь высокоорганизованных состязаниях намного больше нашего. Сказываются и их навыки езды по местным грунтам и в местном климате. Хотя у нас, россиян, упорства и желания победить гораздо больше. А еще выручает наша национальная смекалка.

AG: Как вы пришли к участию в гонке уровня RainforestChallenge? Стартовали на бездорожье в родном Приморье?

– Да, я уже несколько лет участвую в соревнованиях, которые проводятся на Дальнем Востоке. Помимо внедорожных гонок (а в большинстве своем это бахи, для которых есть одна машина), принимаю участие в классическом авторалли – также на джипе – Mitsubishi Pajero Evolution.

AG: На каком автомобиле вы будете выступать в Малайзии?

– Специально для участия во внедорожных соревнованиях, в частности в малазийской Rainforest Challenge, был приобретен Suzuki Jimny, от которого сейчас по сути остался один кузов. В прошлый раз, когда я созрел принять участие в международной гонке, до нее оставалось буквально два месяца, и стартовать пришлось на откровенно «сыром» внедорожнике, поэтому без технических проблем и не обошлось. Теперь же работа над машиной продолжалась практически целый год, и в технике я уверен. Причем доработки были сделаны именно с учетом тех условий, с которыми нам предстоит столкнуться в Малайзии: появились выносливые мосты от Toyota Land Cruiser, тюнинговая американская лебедка, кузов облегчили и превратили Jimny в кабриолет, а радиатор было решено вынести из моторного отсека из-за опасности его загрязнения. Дело в том, что в прошлый раз из-за обилия глины и грязи радиатор постоянно забивался. В результате двигатель перегревался и машина переставала ехать.

AG: Перевозка автомобиля через границу и обратно – сложная задача?

– Да, в прошлом году у нас возникли определенные сложности. Не удивительно, что это случилось не в Малайзии, а на нашей таможне. Наша бюрократия – это нечто… За границей же наоборот – мы получили автомобиль всего через полчаса после того, как добрались до порта. Но на этот раз (на момент нашей беседы с Валерием его автомобиль уже был отправлен к месту проведения соревнований, – прим. авт.) препятствий с российской стороны было уже меньше – сказались и прошлогодний опыт, и более теплое отношение чиновников.

AG: А есть ли в нашей стране гонки, которые можно было бы сравнить с малазийской?

– Да, и в нашей стране проводится целый ряд интересных гонок. В одной из них, «Ладоге», уже принимали участие дальневосточники, и поучаствовать там очень хотелось бы. Наверное, такая поездка состоится даже не в следующем году, но состоится точно.

AG: Удается ли вам совместить участие в гонках в чужой стране с туризмом?

– Да, при желании подобные гонки и отдых совместить удается. В ходе самих соревнований достопримечательности особо не посмотришь и местной культурой не проникнешься, но Rainforest Challenge проводится зимой, и появляется возможность съездить отдохнуть в соседние страны вместе с семьей. На этот раз, например, мы решили отдохнуть в Таиланде, правда, к родным я присоединюсь только после окончания гонок.

AG: Как близкие относятся к вашему участию в соревнованиях? Поддерживают?

– В этом плане мне повезло: моя семья очень мобильна, и часто родные ездят со мной на соревнования, болеют за меня. Особенно гонки нравятся маленькому сыну, который тянется к технике и скорости. Если когда-нибудь он примет решение пойти по моим стопам, буду только рад.

AG: Вы – бизнесмен. Если не секрет, автоспорт бьет по карману?

– Конечно, гонки (тем более в другой стране) – увлечение не из дешевых: требуется «построить» машину, обслуживать ее, организовывать переезды к месту проведения соревнований. Без спонсорской помощи приходится тяжело, но вот уже несколько лет и во внедорожных гонках, и в ралли я сотрудничаю с представителями присадок Forum. Эта поддержка часто выручает, за что хочется своих партнеров поблагодарить.

AG: И последний вопрос. Через несколько дней RainforestChallenge 2011 стартует. Конечно же, хочется вновь подняться на первое место?

– Как таковой задачи победить перед собой я не ставлю. Все-таки есть понимание того, что все соперники – не просто люди с улицы, а серьезные гонщики, едущие в Куала-Лумпур не просто так. Главное, что я получаю от спорта, – это адреналин и положительные эмоции, а они приходят не только после побед. И все-таки, даст бог, победим! 

Справка AG:

Впервые соревнования Rainforest Challenge состоялись в 1995 году, и с тех пор гонка стала ежегодной. Это событие проводится по инициативе известного местного спортсмена Луиса Ви при активном участии властей Малайзии, в том числе и с целью поднять престиж государства в автоспорте и привлечь дополнительное число туристов. Вот уже многие годы генеральным спонсором Rainforest Challenge является малазийский производитель внедорожной резины Simex, которая популярна по всему миру у поклонников езды вне асфальта, а сами состязания стали крупнейшими во всем мире после завершения более знаменитого проекта Camel Trophy.

Впервые россияне – организаторы внедорожных соревнований из Москвы и Челябинска – пробовали себя на Rainforest Challenge в 2001 году, но не в качестве «боевого» экипажа, а как официальные наблюдатели. Спустя год наши соотечественники, также представители западных регионов, прибыли на гонки уже в статусе участников.