18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Mazda Bongo Friendee. Минивэн на каждый день

С момента появления модели MPV в январе 1990 года концерн Mazda стал одним из лидеров в области создания минивэнов. Но разнообразие в модельном ряду, особенно на внутреннем рынке – отличительная черта японских автоконцернов. Создавая минивэн Bongo Friendee, инженеры стремились совместить проверенную платформу MPV с высоким «автобусным» кузовом и комфортом легкового седана.

В июне 1995 года началось производство Friendee и Ford Freda (в рамках технического сотрудничества между американским и японским концернами), который отличался от Friendee лишь эмблемой и обозначением кузова. Выпускались они исключительно для внутреннего рынка Страны восходящего солнца. В основе авто – платформа Mazda MPV первого поколения с ее гаммой двигателей, трансмиссией и подвеской, поэтому у этих машин много взаимозаменяемых элементов. Но Bongo Friendee – минивэн совсем иной категории и имеет другую компоновку. Если MPV была капотной, то эта машина выполнена по полукапотной схеме, которая в Японии именуется «1,5BOX». При этом двигатель в Bongo Friendee расположили между передними сиденьями. Итог – лучшая по сравнению с MPV управляемость и устойчивость.

Минивэн выполнен по полукапотной схеме, которая в Японии именуется «1,5BOX»
Минивэн выполнен по полукапотной схеме, которая в Японии именуется «1,5BOX»

Высокому уровню комфорта в движении и хорошей устойчивости способствует подвеска. Передняя выполнена на стойках Макферсона, а задняя сделана многорычажной и дополнена пружиной. На обеих осях установлены стабилизаторы поперечной устойчивости, но, по отзывам владельцев, при их удалении поведение Friendee на дороге практически не меняется. На скоростных магистралях минивэн движется довольно стабильно – для снижения чувствительности к боковому ветру задняя ось «обута» в более низкие покрышки, чем передняя. А все тормозные механизмы сделаны вентилируемыми дисковыми (передние имеют по два цилиндра на диск), и ABS на Friendee – стандартное оборудование.

Минивэн оснащался тремя типами двигателей – двумя бензиновыми и турбодизелем. Наиболее экономичная, но рассчитанная на «городскую» динамику – рядная бензиновая «четверка» FE-E (1998 куб.см, 105 л.с. при 5000 об./мин.). Особенность этого мотора – три клапана на каждый цилиндр (один выпускной и два впускных), а ГРМ выполнен на единственном распредвале. Более мощный J5-DE (160 л.с., V6, 2494 куб.см) рассчитан на более скоростную езду, но сложнее в плане ремонта и обслуживания – в конструкцию включены четыре распредвала, попарно обслуживающих свой ряд из трех цилиндров. Оба бензиновых двигателя питаются через систему распределенного впрыска EGI. Рядный 4-цилиндровый турбодизель WT -L (2499 куб.см) был разработан специально для данной модели, но появился он и на Mazda MPV. С начала выпуска и до 1999 года его мощность составляла 125 л.с., а позже возросла до 130 «лошадок». Это связано с заменой механического ТНВД на управляемый электроникой узел и с заменой обычной турбины на более производительный агрегат с изменяемой геометрией. Как и «младший» бензиновый мотор, турбодизель оснащается тремя клапанами на каждый цилиндр.

Bongo Friendee отличается "автобусной" посадкой и комфортом легковушки среднего класса
Bongo Friendee отличается "автобусной" посадкой и комфортом легковушки среднего класса

Бензиновые Bongo Friendee были заднеприводными, а четыре ведущих колеса полагались только дизельным версиям (до сентября 1999 года самоблокирующийся дифференциал повышенного трения предлагался как опция, далее – в стандартном исполнении). Для передачи крутящего момента на все колеса была использована вискомуфта, передававшая на переднюю ось от 0 до 50 процентов тяги в зависимости от величины проскальзывания задних колес. Mazda Bongo Friendee оснащалась двумя типами КП – 5-ступенчатой «механикой» (редко) и 4-ступенчатым автоматом, который с сентября 1999 года стал единственным вариантом. Среди режимов работы трансмиссии были и те, что позволяли тормозить двигателем или трогаться без пробуксовки на заснеженной дороге.

Считается, что вэны и микроавтобусы и не должны выделяться в потоке. Вот и данная модель эстетическими изысками не отличается, но плюсы Mazda Bongo Friendee – большие наружные зеркала и достойная площадь остекления. Во внешности минивэна всего два момента, за которые цепляется взгляд, – отклоненные от вертикали широкие стойки позади передних дверей и задние фонари с декоративной планкой, идущей по всей двери. В 1999 году был проведен рестайлинг (на наших снимках представлена дорестайлинговая машина), результаты которого особенно заметны на новых фарах, увеличившейся решетке радиатора и бамперах.

На снимке представлена дорестайлинговая версия авто
На снимке представлена дорестайлинговая версия авто

Вариантов салона было четыре: две восьмиместные модификации (два человека на первом ряду сидений и по трое – на среднем и заднем), семиместный вариант (посадочная формула: 2+2+3), редкая шестиместная версия Camper (2+3+1) и пятиместный грузопассажирский вариант с двумя рядами сидений. Наиболее популярны машины с 8-местным салоном, в котором второй и третий ряды кресел крепятся на общих полозьях и перемещаются вдоль кузова. Вторая наиболее вместительная версия отличается лишь тем, что задние сиденья откидываются к бортам минивэна. Важный плюс этих авто – ровная поверхность, которая получается при складывании всех посадочных мест. Более удобной для посадки и высадки на третий ряд является 7-местная модификация Friendee с «коридором» между креслами среднего ряда. Вариант Camper рассчитан на перевозку единственного пассажира позади второго ряда сидений, а оставшееся пространство отведено для кухонного блока, холодильника, душа и 110-вольтных розеток. Эта модификация выпускалась только с уникальным кузовом AFT (Auto Free Top, он присутствовал и в других модификациях Bongo Friendee и Ford Freda), крыша которого поднималась вместе с двухместной палаткой при помощи электропривода – других серийных машин с такой крышей никогда не было и нет.

Важный плюс 8-местных версий – ровная поверхность, которая получается при складывании всех кресел
Важный плюс 8-местных версий – ровная поверхность, которая получается при складывании всех кресел

В августе 2002 года Mazda завершила выпуск Bongo Friendee с 2,5-литровым бензиновым мотором, дизельные версии перестали сходить с конвейера в сентябре 2004 года, а последние минивэны этой модели были произведены в 2005-м. Возможно, одной из причин этому стал успех модели MPV второго поколения, более высокой и комфортной, чем предшественница. Но в Приморье Mazda Bongo Friendee по-прежнему популярна и любима.

Сервисные кампании по данной модели
Первая сервисная кампания затронула авто с дизельными двигателями, выпущенные в период с 8 мая 1995 по 22 июля 1995 года. При сборке на ремни ГРМ попало масло, в результате те могли растягиваться и нарушать работу двигателя в целом. Механики станций Mazda меняли ремни ГРМ на новые. Второй отзыв затронул полноприводные Friendee, выпущенные в период с 19 апреля 1995 по 2 августа 2001 года. Из-за недостаточной прочности заднего шарнира переднего карданного вала из последнего вытекало масло, узел приходил в негодность, и это могло привести к отрыву кардана. Вал в сборе менялся на новый. Третья сервисная кампания обязывала всех японских владельцев минивэнов, выпущенных в период с 19 декабря 2000 по 8 января 2004 года пригнать свои авто на сервис для проверки изоляции обмотки электромагнитного клапана, регулирующего давление жидкости в АКПП. В случае неисправности соленоида могли возникать проблемы с включением нужной передачи или же вообще невозможно было начать движение. Последний отзыв касался минивэнов, произведенных с 19 декабря 2000 по 8 января 2004 года. Избыток смазки мог попасть под оплетку провода подрулевого переключателя света, в результате пропадало наружное освещение (кроме стоп-сигналов и «поворотников») и переставали гореть лампы на панели приборов.

Александр Дмитриев
Мнение владельца. Александр Дмитриев:
– Мой автомобиль – полноприводная дизельная Mazda Bongo Friendee – привезен в Россию три года назад и с тех пор эксплуатируется в нашей семье. Friendee – это комфортное и надежное авто, удобное как в городе, так и для поездок на природу. Важный плюс – салон: сиденья раскладываются в практически ровные спальные места. На окнах есть шторки с электроприводом, приборная панель хорошо читается, место водителя отлично продумано, центральный подлокотник одновременно является и хранилищем для мелких вещей. Расход топлива – 12-15 л на 100 км при езде по городу. За время эксплуатации возникла лишь одна серьезная неисправность – треснула головка блока цилиндров, и ее поменяли. Для адаптации ТНВД к нашей солярке его пришлось «подкрутить», настроить, и дымность и вибрация на холостых оборотах исчезли.


Мнение специалиста. Виктор Лозгачев, старший механик АТЦ «Альянс»:
– Mazda Bongo Friendee – довольно крепкая машина, и большинство обращений ее владельцев в сервис связано с неправильной эксплуатацией. К недостаткам авто можно отнести частый перегрев головок блока цилиндров дизельных двигателей WT-L (причина – некачественное топливо). У двигателей FE-E и J5-DE из-за плохого бензина страдают свечи зажигания, и их приходится менять гораздо чаще положенного – через 7-10 тыс. км пробега. Варианты минивэна с механической КП встречаются редко, к ним претензий нет, а вот у АКП низко расположен поддон, и при езде за городом препятствиям следует уделять особое внимание. К эргономике салона и подвеске Mazda Bongo Friendee нареканий нет, да и в целом этот автомобиль из тех, что на сервис пригоняют больше для профилактики, чем для ремонта.
Виктор Лозгачев

Дмитрий Анашкин
Мнение специалиста. Дмитрий Анашкин, директор «Службы доставки автозапчастей»:
– Bongo Friendee – достойный вариант семейного авто, с меньшей стоимостью по сравнению с аналогами от Toyota и Nissan. Из «болезней» надо отметить задний стабилизатор, линки, рулевую рейку и головку блока цилиндров на дизеле. АКП, карданный вал и редукторы тоже довольно капризны. Особая проблема – ТНВД дизеля WL-T с электронным управлением. Что касается запчастей, в наличии во Владивостоке есть расходные материалы – фильтры, ремни, свечи, колодки, амортизаторы – неоригинальных производителей и совсем немного оригинала в 2-3 специализированных магазинах. В се остальное – только под заказ из Японии. Облегчает положение наличие контрактных деталей, особенно таких дорогостоящих, как мосты, рулевые рейки, АКПП, ДВС и головки блоков. Кузовщина и оптика, что есть в наличии, тоже представлены только бывшие в употреблении. Найти можно все, поэтому, если у вас есть взаимопонимание с «Маздой», то проблемы с запчастями не омрачат обладание этим автомобилем.

Технические характеристики Mazda Bongo Friendee 2.5 DT RF-V

Двигатель: WT -L, 2499 куб.см, рядный 4-цилиндровый, SOHC, турбированный
Топливо: дизельное
Мощность: 125 л.с. при 4000 об./мин.
Крутящий момент: 294 Нм при 2000 об./мин.
Трансмиссия: 4-ступенчатая АКПП
Привод: постоянный полный
Емкость топливного бака: 65 л
Снаряженная масса: 1800 кг
Тип кузова: однообъемный минивэн
Количество дверей / мест: 4 / 8
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4585x1690x1960 мм
Габариты салона (длина-ширина-высота): 2815x1570x1295 мм
Дорожный просвет:175 мм