28 Марта 2017 г.    $ 57.02 (-0.40)    € 61.96 (+0.10)

На «Пульсаре» в Японию

От Приморья до Японии – рукой подать. Жители нашего края имеют давние и прочные связи с подданными Страны восходящего солнца. Однако немногие знают, что уже более 20 лет Приморские яхтсмены совершают регулярные плавания к берегам Японии. Для данного состава экипажа яхты «Пульсар» это было уже четвертое плавание по приглашению японских яхтсменов.

«Пульсар» принадлежит Морскому государственному университету (МГУ) имени адмирала Г.И. Невельского. Это спортивная яхта класса «Цетус» длиной 43 фута (около 13 метров), четыре метра в самой широкой части. Экипаж состоял из девяти человек. Капитан – Юрий Саяпин, являющийся директором Института информационных технологий и одновременно председателем Совета капитанов МГУ им. Невельского.

О, море, море!
Приглашение пришло от яхтсменов небольших городов Майдзуру и Миядзу, расположенных примерно на середине западного побережья острова Хонсю. Расчетный генеральный курс представлял практически прямую линию от Владивостока до залива Вакаса, всего около 490 морских миль. Главным гарантом в Японии выступал доктор Араки, командор яхт-клубов залива Вакаса, ранее очень известный японский яхтсмен. Так, в 1980-е годы была популярна регата «Белый парус мира», когда спортсмены соревновались в скорости пересечения Японского моря от Находки в Японию. Одним из участников и организаторов этих гонок был и доктор Араки.

Мужская часть экипажа "Пульсара" на переходе из Владивостока в Миядзу 
Мужская часть экипажа "Пульсара" на переходе из Владивостока в Миядзу

После прохождения таможенных формальностей 7 августа в 18 часов «Пульсар» вышел из яхт-клуба МГУ. Во время всего перехода до Японии стояла теплая солнечная погода с легким ветром (чем ближе к Хонсю, тем выше температура воды и воздуха). Ровно не половине пути (практически в середине Японского моря) легли в дрейф, искупались и отметили это событие. Измерили температуру воды и воздуха. Хотя, как говорят, под килем было больше 2 км, температура воды на поверхности составляла 29 градусов Цельсия, а воздуха – 33 градуса Цельсия. Приходилось надевать белые рубашки, чтобы не сгореть. Двигались со скоростью 5-7 узлов. Иногда приходилось включать дизель и идти под мотором, поскольку периодически ветер совершенно прекращался. Практически не было качки.

Теплый прием
Рано утром 11 августа «Пульсар» встретила яхта с нашими японскими друзьями у довольно узкого входа в бухту, на берегу которой находится город Миядзу. Место для стоянки нам определили в хорошо оборудованном (вплоть до наличия специальных механизмов для подъема плавсредств) частном яхт-клубе небольшого городка Миядзу, расположенного в нескольких десятках километров от Майдзуру. На первом этаже офисного здания оборудован ангар, в котором находятся гребные шлюпки и небольшие яхты для детей типа «Луч» и «Оптимист» – во всех яхт-клубах Японии имеются специальные секции для проведения занятий с детьми. Причалы представляют собой понтоны, которые опускаются (поднимаются) при приливах и отливах вдоль железных направляющих. На каждом причале установлены щиток для подключения к электрической сети и краны с пресной водой.

Японские яхт-клубы оборудованы по последнему слову техники. На фото - клуб города Миядзу 
Японские яхт-клубы оборудованы по последнему слову техники. На фото - клуб города Миядзу

В течение часа мы прошли таможенный и пограничный контроль. Надо сказать, что японские власти довольно тщательно проверяют судно по приходе. Комиссия, прибывшая для проведения таможенных и пограничных формальностей, включала девять человек – по одному на каждого члена нашего экипажа. И это без иммиграционной службы, которая имеет офис в Майдзуру, куда мы ездили специально. В Японии действует система проверки, когда иммиграционная служба с въезжающих снимает отпечатки пальцев и делает фото радужной оболочки глаз. Это осуществляется с помощью специального прибора, имеющего два ложемента для указательных пальцев левой и правой рук, а также объектив фотокамеры. В то же время отход оформлялся довольно формально, без посещения яхты комиссией (хотя нам самим все-таки пришлось съездить в иммиграционную службу). После таможенного оформления решили искупаться. Измерили температуру воды – 31 градус Цельсия!

Там, где цветет сакура
Два дня знакомились с местными достопримечательностями, проживая на яхте в яхт-клубе. Побывали на одном из эсминцев, стоящих на военно-морской базе в Майдзуру (в праздничные дни база открыта для посещений). Заглянули в один из только что построенных новых частных яхт-клубов в заливе Абама. Целью визита было не только желание познакомиться с его инфраструктурой, но и узнать расценки на стоянку плавсредств. Дело в том, что стоимость таких услуг во Владивостоке уже выше, чем за рубежом (дошло до практики перегона крупных яхт для зимней стоянки в Южную Корею). Как оказалось, прейскурант учитывает размер яхты и длительность стоянки. При стоянке в несколько месяцев цены примерно соответствую владивостокским. Однако если яхта (катер) будут стоять в этом яхт-клубе год и более, то годовая оплата для 40-футового плавсредства – всего 163 800 иен.

Отход во Владивосток планировался на 18 августа, поэтому появилось желание совершить трехдневное автопутешествие к восточному побережью острова Хонсю. Один из членов нашего экипажа имел японские права, и мы решили взять в аренду автомобиль (что делается достаточно просто). Все японские автомобили оборудованы GPS-навигаторами, и мы передвигались исключительно с его помощью, причем для загрузки электронной карты часто достаточно указать номер телефона места, куда требуется доехать. Аренда десятиместного HiAce на семь дней стоила нам 145 000 иен (легковушка обошлась бы в несколько раз дешевле). Автомобиль передается с полным баком горючего, но и вернуть авто необходимо в исходном состоянии, т.е. тоже с полным баком. Мы решили сначала проехать Осаку, а на обратном пути посетить Кобе и Киото. Маршрут проложили по частным платным скоростным магистралям.

4 - Путешествие в Японию на яхте.jpg 
Ночной город Кобе

Проехали по Японии более 2000 км. Такое впечатление, что там нет понятия грунтовой дороги. Заезжали в очень глухие лесные и горные места, где дорога была в одну полосу, но и она была асфальтированной. Везде идеальная разметка, как будто сделанная вчера, ни одной выбоины. В городах дороги подогреваются для очистки от снега и льда. Если делается ремонт дороги, то рядом находятся несколько регулировщиков. Водители скрупулезно выполняют все правила движения и очень почтительны к пешеходам – даже если кто-то будет переходить на красный свет, водитель остановит машину и дождется, пока человек перейдет дорогу. Небольших кафе и баров, где можно поесть, предостаточно, и цены в них примерно одинаковые. Причем, хотя за прошедший год цены на дизельное топливо в Японии возросли примерно на 30-40 процентов, особых изменений цен на продукты и напитки заметно не было. Во многих заведениях общественного питания имеются витрины с образцами предлагаемых блюд, а в меню размещены их фото. В некоторых кафе, как это принято на Востоке, можно самому выбрать экземпляр животного, из которого тебе приготовят блюдо.

Ночевали в банях. Хорошая баня в Японии занимает несколько этажей. При этом каждая имеет какую-то особенность. На нижнем этаже оставляете обувь, получаете комплект одежды и полотенец. Собственно баня обычно находится на верхнем этаже. Как правило, это большой зал, в котором располагаются ряд бассейнов, сауна, моечное отделение. В бассейнах проточная вода разной температуры, есть бассейны с травами, минеральной водой, бассейны-джакузи и т.п. Во многих банях есть выход в открытый дворик-сад. В нем также имеется ряд бассейнов, установлены скамейки и кресла для отдыха. Один из этажей отводится под бар, где не возбраняется перекусить и выпить пива. В больших банях можно переночевать, причем, судя по заполнению спальных комнат, этот вид услуг довольно популярен у японцев. Спят здесь на специальных раздвижных креслах либо на полу, где расстилаются легкие матрасы. Если клиент собирается ночевать, то надо оплатить двойную цену. Обычно баня с ночевкой обходится в 2000-2500 иен, т.е. порядка 450-550 рублей.

Прием в мэрии города Майдзуру. Передача памятного подарка от мэра Находки 
Прием в мэрии города Майдзуру. Передача памятного подарка от мэра Находки

В Осаке в развлекательном парке, являющемся копией американского Диснейленда, мы провели полдня, посетив несколько аттракционов. Особенно впечатляли водные шоу. Одно из водных представлений имитировало фильм «Водный мир»: грохотали взрывы, в воду летели люди и металлические конструкции, на искореженных катерах носились пираты, а главный герой на гидроцикле демонстрировал фантастическое владение телом и машиной. В заключение, пробив металлические конструкции, в воду упал настоящий самолет.

Путь в Кобе проходил вдоль озера по мостам-эстакадам. В этом городе особенно запомнились вечерние прогулки. Некоторые высотные здания и специальная башня на набережной имеют смотровые площадки, с которых можно осмотреть город. На стоянку, где находился наш «Пульсар», мы вернулись к вечеру 16 августа. Буквально через полчаса вышли на яхте в море. В этот день праздновался День города Миядзу. По сложившейся традиции, яхты выходят в море, становятся напротив города и ждут завершения салюта. Вместе с нами было около десятка японских яхт. Находка и Майдзуру – города-побратимы. У нас было послание к мэру Майдзуру от мэра Находки, и за день до обратного выхода нас пригласили в мэрию, где наш капитан передал письмо и памятный подарок от мэра Находки.

Дорога к дому
Если на переходе из Владивостока в Японию были все время солнечная погода и почти полный штиль, то пять дней обратного перехода прошли в штормовых условиях. Временами ветер достигал 25 метров в секунду, а высота волны порой доходила до 5 м. Погода улучшилась только на подходе к Владивостоку. Но это особая история.