18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Путешествие в Стамбул. Царьград

Специально организуемые туры на Формулу-1 по цене существенно превышают цены так называемых бизнес-туров в Стамбул. А цены на шоп-туры с четверга по воскресенье, в обычные дни составляющие 350 долларов на человека, в дни проведения Гран-при возрастают до 500 за счет повышения стоимости номеров в гостиницах. И, тем не менее, это выгоднее приобретения тура на Формулу-1. А при наличии билетов на автодром на таможне в аэропорту Стамбула виза (стоимостью 20 долларов) выдается бесплатно. Причем путешественникам на Формулу-1 их выдали даже без билетов после невнятного объяснения на английском языке и предъявления факсовой копии.

Стамбул по первым впечатлениям из окна машины не кажется очень уж экзотическим. Первое, что бросается в глаза, – это огромное количество мечетей с торчащими минаретами, похожими друг на друга как две капли воды.

Путешествие в Стамбул

Запланированную культурную программу путешественники выполнили полностью. Посетили Собор святой Софии – Aya Sofya (Церковь святой мудрости). Эта бывшая Восточная православная церковь, превращенная в мечеть, является одной из важнейших исторических достопримечательностей Стамбула. Она признана одним из величайших сохранившихся образцов византийской архитектуры, который иногда называют даже «восьмым чудом света». Айя-София была захвачена турками при падении Константинополя, что стало большой трагедией для греческого православного мира.

Путешествие в Стамбул

В 532 г. император Юстиниан начал строительство церкви на территории двух предыдущих разрушенных храмов. Он выбрал двух выдающихся архитекторов своего времени – Анфимиема из Тралла и Исидора из Милета. Строительство храма, для которого были демонтированы и привезены колонны и мраморные детали из других храмов Византийской империи, длилось пять лет, и 27 декабря 537 года состоялось торжественное открытие новой величественной церкви.

Интерьер Собора святой Софии, украшенный мозаикой и мраморными колоннами, имеет огромную художественную ценность. Храм по размеру занимает четвертое место в мире. При возведении купола церкви впервые были использованы пендантивы – треугольные сферические элементы купольной конструкции, с помощью которых возводится купол над четырехугольным помещением. Церковь, в которой архитекторам удалось установить 40 окон, знаменита мистическим количеством света, отражающимся во внутренней части нефа, благодаря чему создается впечатление, будто купол парит над ним.

Путешествие в Стамбул

После того как в 1453 г. Мехмет II захватил город, церковь стала мечетью. К ней было пристроено четыре минарета и повешено восемь огромных медальонов с именами Аллаха, Мухаммеда, первых калифов и имамов. Почти 500 лет Айя-София служила моделью для многих других турецких мечетей.

В 1935 г. по указу турецкого президента Кемаля Ататюрка Айя-София была секуляризована и превращена в музей, в котором реставраторам удалось сохранить баланс между двумя мировыми культурами.

Туристы также зашли в действующую Голубую мечеть, самую большую и одну из самых красивых мечетей Стамбула, вход в которую свободный, и спустились в Цистерну базилики – одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних поземных водохранилищ Константинополя, имеющее внешнее сходство с дворцовым комплексом. Здесь хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам (в том числе и по самому большому акведуку Валента) из источников Белградского леса, расположенном в 19 км к северу от города. Само название водохранилища «Цистерна базилики» означает «Водохранилище Храма святой Софии», поскольку расположенный рядом с ним Храм святой Софии по конструктивным признакам является базиликой.

Строительство цистерны было начато греками во время правления императора Константина I (306-307 гг.) и закончено в 532 году. Позднее цистерна была расширена при императоре Юстиниане в VI веке. Размеры подземного сооружения – 145x65 м, емкость – 80 000 куб. метров воды. Сводчатый потолок цистерны поддерживают 336 колонн 8-метровой высоты, большая часть которых взята из античных храмов. В 1987 г. в очищенной цистерне открылся музей.

Путешествие в Стамбул

Погуляли по площади Ахмедие – главной площади Стамбула, на которой до нашего времени сохранились колонны и обелиски, установленные в Византийский период, и Немецкий фонтан, подаренный городу и султану Абдул-Хамиду II кайзером Вильгельмом II.

Выбрались на экскурсию по дворцовому комплексу Топкапи, бывшему центром Оттоманской империи с XV по XIX вв., где жили султаны и их многочисленный гарем.

Проехали по самому древнему мосту над Босфором, построенному в 513 году до н.э. для персидского царя Дария. В 1502 г.оду Леонардо Да Винчи предлагал построить мост «который протянулся бы до азиатского берега». Однако гигантский подвесной мост, соединяющий Европу с Азией, был открыт в 1973 году. Плата за проезд по мосту берется лишь в одном направлении. (однажды пилот Дэвид Култхард проехал по этому мосту на болиде Формулы-1 и был оштрафован, так как не заплатил за проезд по нему).

А также побывали в парке миниатюр «Миниатюрк», где в моделях в масштабе 1:25 собраны достопримечательности, расположенные в разных регионах Турции и других странах, созданные в разные времена. Парк занимает площадь более 100 000 кв.м. и насчитывает более 100 миниатюр, среди которых можно увидеть Айя-Софию, Голубую мечеть, городские стены Константинополя и прочее. Также в парке действует миниатюрная железная дорога, автомагистраль с перемещающимися транспортными средствами, аэропорт с моделями самолетов, корабли, проплывающие по водным артериям, и тысячи человеческих фигур.

Путешествие в Стамбул

И, наконец, наступило то, из-за чего затевалась вся поездка, – встреча с Формулой-1.

Первое знакомство с трассой состоялось в пятницу днем. Дорога до автодрома занимает примерно 1,5 часа. Автобусы из европейской части Стамбула прибывают на автодром в районе 6-й трибуны. Кстати, в пятницу по билетам можно пройти на любую трибуну.

Первый раз путешественники услышали звук мотора автомобиля Формулы-1 в начале второй свободной практики. Телевизор во время трансляции хорошо передает изображение, но совершенно не передает звук. Поначалу он кажется очень громким и резким, но уши быстро к этому привыкают.

Путешествие в Стамбул

В субботу и воскресенье пройти можно только на свою трибуну. Напротив трибун располагаются большие телевизионные экраны, но расположены они так, что увидеть и понять все, что происходит на трассе, не всегда получается. Но на самом деле всю привлекательность «живых» гонок понимаешь только после их посещения. Ни на каких других соревнованиях не увидишь такого братства болельщиков, которое есть на гонках Формулы-1. Около главной трибуны расположена площадка, на которой кипит жизнь, крупнейшие автопроизводители представляют свои марки. Кроме гоночных болидов, путешественники увидели новые модели дорожных «БМВ», «Мерседеса», «Тойоты». Везде разбросаны магазинчики сувенирной продукции разных команд и фаст-фуд, ото всюду звучит музыка, на разных стендах проводятся конкурсы, игры, идет раздача подарков.

Путешественников приятно удивило огромное количество российских флагов. Уставшие, но очень довольные они возвращались в отель и решили, что обязательно съездят еще в какую-нибудь страну на Формулу-1 или на другое большое спортивное мероприятие.

Более того, считают, что хотя бы один раз, но болельщику обязательно нужно посетить Гран-при, так сказать, «подышать воздухом» Формулы-1…